АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Татьяна Серикова

Красноярск в произведениях Андрея Поздеева и Бориса Ряузова


Город — не декорация для жизни горожан, он является неотделимой частью их существования. Пространство города становится воплощением и олицетворением современного образа жизни и средоточием разнообразных возможностей.

Два художника — Андрей Геннадиевич Поздеев (1926–1998) и Борис Яковлевич Ряузов (1919–1994), жившие в Красноярске, пóлно и точно отразили неповторимое лицо нашего города, будучи совершенно не схожими между собой по творческому методу, судьбе, мировоззрению. Хотелось бы отметить, что и Андрей Поздеев, и Борис Ряузов не коренные красноярцы. Поздеев родился в посёлке Нижний Ингаш, родина Ряузова — Астраханская область. Постепенно Красноярск захватил, взял в плен, привязал к себе. В этом магия города, идущая от его облика, наивно-трогательного и величественного одновременно.

Красноярску невероятно повезло, что два таких уникальных мастера работали здесь. Разнообразная красота города дала импульс творчеству, побудила к созданию произведений, «столь различных меж собой». Благодаря этим творцам наш город получил своё живописное воплощение и вошёл в антологию мирового городского пейзажа наряду с Москвой и Санкт-Петербургом.

Город как особое пространство — это, прежде всего, архитектура. Красноярск 70–80-х годов прошлого века представлял сочетание старого (деревянные частные дома в центре) и быстрорастущего нового. У Поздеева город живой, импульсивный, активный, населённый «машинками», идущими людьми, бегущими кошками, растущими деревьями, домами, полными людей. Красноярск Ряузова — размеренный, неспешный, представительный. Особенности личности и темперамента способствуют разному прочтению одних и тех же городских мотивов. Рассмотрим, к примеру, два пейзажа, изображающие значимые для Красноярска места, его центральные улицы — улицу Маркса и проспект Мира: акварель Андрея Поздеева «Красноярск» (1970) и живописный холст Бориса Ряузова «Красноярск. Проспект Мира» (1982). Сам выбор точек изображения красивейших улиц города говорит о разных подходах к осмыслению городской среды. Поздеев изображает перекрёсток улиц Маркса и Сурикова, на этом перекрёстке поворачивают автобусы, идущие с правого берега к железнодорожному вокзалу; у Ряузова центральное место в пейзаже отведено прямой, натянутой, как струна, дороге, идущей к зданию крайкома — сегодня это здание краевой администрации.

Город в поздеевской акварели словно бежит, как ребёнок, торопится, боится опоздать, пропустить праздник, не успеть получить подарки. Сама стилистика изображения вызывает в памяти детские рисунки — с их смешными «автобусиками» и «машинками» на больших раскоряченных «колёсиках». Пространство улицы сдвинуто с привычной точки восприятия, будто художник наклонил голову или не смог удержаться на ногах и покатился со скользкой, мокрой от растаявшего снега крыше. Поздеев, работая над городскими пейзажами, всем наиболее удобным, «земным» местам предпочитал крыши, дающие максимальный обзор.

Проспект Мира у Бориса Ряузова — другой Красноярск, повзрослевший, остепенившийся, «державный». Здания и деревья написаны насыщенно, плотно по тону и цвету, близко к натуре: в контраст к ним лёгкие краски неба всё же создают ощущение праздника или выходного дня. В этом пейзаже дорога, как широкая река, свободно течёт меж незыблемо стоящих домов, течение её плавное, неторопливое, вдоль такой дороги хорошо неспешно шагать, наслаждаясь свободным днём, неярким солнцем, красотой зданий.

Стремление изобразить город в его стабильном, не «межсезонном» состоянии говорит о том, что Ряузов пытался создать образ Красноярска как города, крепкого по духу, укоренившегося, неторопливого. В городском пространстве живописец искал типические черты, суммировал найденные отдельные грани города.

Характерной чертой пейзажей Ряузова является их «картинность», каждый холст имеет все качества большого живописного произведения, при этом мотив, выбранный художником для пейзажа, может быть предельно прост, незатейлив — например, несколько домиков, окутанных морозным туманом («Морозные дни»). Сочетание простоты мотива и широкого эпического обобщения в пейзажах Ряузова поднимают живописные произведения до символического уровня.

Для Поздеева Красноярск — это город, живущий сегодня и сейчас, в настоящую секунду. Отсюда экспрессия, динамика в каждом городском пейзаже. Свежесть впечатлений, непосредственность восприятия — вот характерная черта каждого пейзажа Поздеева.

При сопоставлении творческих методов художников приходит на память так и не состоявшийся союз Поля Гогена и Винсента ван Гога.

Художники изображают один и тот же город, и оба правы. Это наш город, город очень разный, для каждого свой.

К списку номеров журнала «ДЕНЬ И НОЧЬ» | К содержанию номера