Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | БАННЕРЫ |
![]() Республика Бурятия |
Лазарь ФрейдгеймОб авторе: Инженер, кандидат технических наук, автор более 100 опубликованных научных... |
Биниамин ФайнОб авторе: Известный физик, отказник, активный участник сионистского... |
Михаил КосовскийОб авторе: Учился и работал в Ташкенте, в основном в разных НИИ. По специальности биолог... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Галина ЕфремоваВозвращение жеста. СтихотворенияГалина Ефремова родилась в 1958 г. в Бурятии, окончила физико-математический факультет БГПИ. Публиковалась в журналах “Паровозъ”, “Байкал”, “ Вестник”, в литературной газете “Очарованный странник”, в христианской газете “Утренняя роса”, в сборнике “Антология литературы Бурятии ХХ - начала ХХI века” . Осуществляла деятельность внештатного корреспондента газеты “Очарованный странник” (Ярославль, 1996г.) по региону РБ. Лауреат Гос.стипендии для деятелей литературы и искусства РБ за 2008г., член Союза российских писателей с 1996г. Проживает в г. Улан-Удэ. Выпустила 4 сборника стихов: “Поиски касаний”, ”Летящий замысел”, “Звонолинии”, “Распознание”.
* * * Возвращение жеста на небо – претворенье земного сна, над лавандовым полем снега кружит солнечная листва; расстаются горы, а камни охватил глухой хоровод, из орбит глазами горланя, звуки падают в пламя вод; дня прибой поглотил сиянье всех летящих к разливу слов, ни намеренно, ни случайно их длиннот не коснется Бог. Дочь Эфира – царствие ночи, тени плакальщиц… В свете слез расширяется, что есть мочи, поле в сердце врастающих роз.
* * * Сна наважденье: позвонок, живая цепь генома как на ладони… Тайна строк- свечением у дома, развоплощенный завиток сокрытого рассвета, мгновения сожженный срок в груди и еще где-то, блеснувшие пары росы, слепое вдохновенье… Слова по Фрейду – чушь. Стихи- не мера, а явленье, тоска и высь, и зов её, насмешливые ноты и тишина, и ничего того, о чём бы мог ты…
* * * Мука: присвоить все то, что является слухом, жизнью, письмом и судьбой не твоею, чужою; повелевать, оставаясь за ширмою буквой, острою линией, ею пронзая порою; отзвук копировать, не ощутив края бездны, ад не изведав, в него не умея поверить, жертву считая слепой и совсем бесполезной,- быть судией и ущербною мерою мерять?.. Так, берега расходясь, оставляют породу, ил от ушедшего времени, пламя узора, лица, которых не знал и не видел ты сроду, слухи, обман и неправедность тайного взора. Вздох и смиренный уход означают прощенье, воздух, свободу и тихую речь монолога, тех и других - одиночество; сад искупленья власти и рабства близ новой ступени порога.
* * * У простора свои словари, здесь константы видней и страшней, мерзнут здесь от зари до зари, согреваясь болезнью своей; от неверия здесь не встают, и, шатаясь, уходят в закат, и траву здесь веками не жнут, выжигая,..на камнях лежат. Чаще здесь умирает вода, и об этом не знает никто, до предела здесь сжата страда, и успеть невозможно в лицо наглядеться, при слове “люблю”, и бессильные пальцы согреть. Здесь кручиною кличут судьбу, не умея сказать о ней, спеть…
* * * На всех известных деревах тебя распяли, ангел мой, весь изничтожен уже страх, бессилен мой протест живой. Перед тобой в молитве слезной склоняюсь я, уже так поздно, над храмом звездочки зажглись. Я жду, когда иная жизнь меня с тобой соединит, и всех Господь за все простит. И пусть прозрачны будут сны, чтоб ангелов услышав пенье и их коснувшись головы, войти легко в иное время, в котором расцветает слог: болезный, долго он не мог испить тепла из верной чаши, что у Всевышнего всех краше.
* * * Казался миг вечным, но время упрямо льёт воды и катит в сердечное пламя, незримо и властно вздыхая наречьем, жжёт кожу и холодом дует на свечи. Шаг вынужден, кажется прежнее странным, нет сил затянуться открывшимся ранам, нет воздуха, почвы, основы и права, и сохнут, и гнутся деревья и травы. Сама по себе, без усилий, “свобода”, играя, меняет и смыслы, и коды, всё в том же порядке, украдкой, пунктиром рисует и чертит скелет(ие) мира.
* * * Вот, кажется, уже пришла пора себя увидеть там, где волны бьются, заря восходит в сердце, и пески смеются, где не тревожатся мосты, деля себя наполовину, держа всю ночь по стойке «смирно» спину, где от прохладной свежести немеют шторы, и солнце лишь щекочет кожу, не впиваясь в поры, где ты научен проходить сквозь рамки плена над не успевшими заметить перемены твои,.. когда скользя и выплывая из окна, во время немоты и всеобъемлющего сна, ты им никак принадлежать не можешь… С другими: кровью, нервами и кожей, ты сам себе - спасительный итог, их всех простивший так, как бы себя, - не смог.
* * * Мне кажется звенящий шепот твой и ангелы твои ночные хранят тебя и твой покой, мне умирать не хочется отныне… Не думай, что вот так легко, бездумно, память, бросив все, распнет себя на чьи-то части, а, надломив свое крыло, откажется от муки счастья пить свободу. В ней и она скрывалась, не вынося реальность снов… Однажды сердце мое сжалось, поняв причинность тех основ: глубинных, тайных и печальных, где муки, добывая свет, взметнув до неба искры счастья, ссыпают их на плечи лет.
* * * День, с утра рассеченный крыльями, напоённый свежестью неба, и лиричен, и светел и, кажется, раздражает “ценителей хлеба”, проносящихся мимо или же параллельно его мгновениям, существующим независимо от слепого людского мнения. Всё, что долго “глазами - в землю” или вечно “спиною к солнцу”, неминуемо больно рвется, жёстко, как древесные кольца; и, приняв оживление сердца, шевеление, скрытое в темени, ужаснется потерям и страхам далеко зашедшего времени; так безжизненно ждет касания семя, в лоно земли упавшее, и трещит, разгадавши коды, прибавляясь в размерах и массою, и раскрыв все генные шифры, задыхаясь от света и воли, пьет и пьет эликсир надежды, не задумываясь о доле…
* * * Ты в тоске по вышнему свету не вспугни себя сам, где ты испытаешь и боль, и муки, добывающие смиренье из тебя самого, как в роды; это больше, чем просто терпенье, это – степень твоей свободы, это – битва с собою насмерть, ты в ней будешь – не победитель, убеждали в обратном часто, даже любящий нежно родитель, отстоявший свою несвободу, говоривший о ней невнятно… По тому же кровавому броду нам идти со смиреньем обратно.
* * * Побыть в другом измерении просто: закрой глаза, станет темно, но представить легко, как бирюза небо заполнит иное, твое, изнутри, там все не так: слушай, внимай, смотри. Видишь: твоя колыбель стоит у окна, рядом, склонившись, колдует, колдует она, ты еще даже не знаешь, как ее звать, нежно подымет и сядет с тобой на кровать; ты же, томимый инстинктом верным своим, первым и главным, только пока одним, шепчешь наречье природы и тянешь уста, весь осиянный любовью ее и любовью Христа.
* * * Выйдя, ты привыкаешь не щуриться, света излишне, ну, а вчера еще так не хватало, не было слышно шороха, звуков, пения птиц… Дни ожиданий, а поменялось лишь время года. У окон зданий, вернее, за каждым из них, происходит всё то же: молча свергает один другого, - люди похожи. Часто дыши, воздуха столько, - не взвесить, пей его жадно, как ребенок, - полезное месиво. Кто- то сказал мне недавно: будь как ребенок. Святы слова, их любовно с небесного трона в ухо и сердце вложили Матфею - пророку, он и принес эту весть нам, осмыслив глубоко.
* * * Запоздалые строки подобны ненастью, вязь разгадана: мною пропущен пролог, не касаясь меня, зародилось там счастье, и в незнанье моем голос мой изнемог. У любви быть не может слепых оговорок: ревность - это, упрек или логики страх; и любовь - не причина, не счет и не ворох накаленных проблем, оправданий в глазах… Это - действо, быть может, оно и слепое, не прозревшее до настоящих глубин, это - вера начала, от самого Ноя до смертельной боязни безвестных причин; это - эхо, которое входит, слетая перевернутым или, по сути, глухим, но в надежде идешь с ним до самого края, с этим голосом - эхом - отголоском своим.
* * * Замыкается круг сам собой, каждый жест обнажая до сути, бьется тайною полосой, полыхая болезнью разлуки; время втянуто в разворот лет, развесивших сад молчанья, неизбежен жестокий гнет, предающих все расставанья… Нет у бусинок бытия, смытых волнами в русло Леты, у длины иголок родня неизменно в своей карете катит так, чтобы их закалить в непреложности страшной мести… И следы от уколов не смыть, не стереть ни поврозь, ни вместе.
Дева Мария
То было Слово - голос и огонь,- скажи мне,- это ли ни тайна? Внутри нас - сумасшедший метроном, и плачем мы, задев его нечаянно, и загорается янтарная слеза садовницы всех тайных сроков… И только память знает, как она, смиренная среди пороков, принявши клятву тайную навек, должна быть Божьей до скончанья и с верою, не опуская век, “стать жертвой, агнцем для закланья”… И воду пить векам с Лица! Садовница распятых сроков, от самого начала до конца вкусившая предвестие пророков, в болезненный впадающая сон от римского седеющего трона, его дверей, ступеней и колонн… Одним живая - вечностью, где Он!
* * * Посреди земли с этой волей слов, в надежде, добровольный плен и свобода, как прежде, полюбила с детства это плато златое, и о нем говорю и пою лишь стоя; и туда мне все плыть, и плыть, знайте, не хотели снежинкой застыть, не чайте после этого чем-то расцвесть, не веря, что у ветра ресницы есть, а двери открываются тем, кто пророс в стенах, а у рек - драгоценная кровь в венах, и у нас, породнившихся, искрит память, никогда уже бывшей она не станет.
* * * Щедра, но код и взгляд не разгадать, не вспомнить; дожизненный расклад (без мельтешенья сонма всех мотыльков полей, всех спущенных на воду, до огнепада, дней) непредставим и сроду… Тепло ладоней, крик, просветы упований, все купола молитв, надежды, мир и страны – всё возросло иным, асимметричным воле всех нот. Иной режим - стеной в широком поле, и вой его стоит сверхзвуком по колено, как приказной петит в сознанье маловера.
* * * Умирая, оживают ветки в бесконечной круговерти лет, тайные геномы нано-клетки говорят о том, что смерти нет. Вечны отголоски всех порывов, разрывающих нутро. Вовне ищут двойника они, всё живо в воздухе, на небе, на земле. Примеряя странное подобье голосов чужих из дальних мест, ощущают в собственной утробе близость неизбывную. А крест - “смертию” своей изъятый смысл… Боль и невесомость – все одно: от молитвы до холодных чисел пишется в грудное полотно. Край, приоткрывающийся небом, - явленное чудо: чей- то взгляд делится с тобою тем же хлебом, в жертву принесенным век назад.
* * * Сакура – ветер и воздух, вишня – огонь и земля; так безоглядно, на ощупь в облако входит вода, снизу и сверху теряясь, в небе самом отражаясь, как промелькнувшая стая, клином вошедшая в Ра. То ли последнее за этим последует утро, то ли природа по слуху день пропоет, как вчера, чуть горизонт отклоняя до ощутимого края, где в ослепленье земля…
* * * Съедает сумрак зелень. Откуда, - мне скажи,- берутся эти странные цветные миражи, все эти превращения - от точки до горы, все звездные скопления в отверстиях норы; с какого измерения произошел отсчёт, когда Твой взгляд нацелился на радужный полет, на то, что больно в сердце, но радостно в груди, и как Ты чертишь эти тропинки и пути? Одно я знаю точно: не вычислить рассвет, его обман приветный, и он – то есть, то - нет, не вычислить, родившись, последствия вины, мерцающей на кончике невидимой длины, и на высокой ветке не разглядеть глаза, в которых спит застывшая морозная слеза. ![]() |