АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Александр Петрушкин

Граненый стакан ангела

Что-то слишком часто приходится нынче ездить по поэтическим фестивалям – подумалось крылатому чуду, когда я возвращался с очередного – третьего, по счету за последние полгода – на этот раз из Екатеринбурга и в марте.

В эти секунды некий ангел усмехнулся своему отражению  и  пригласил его  в зазеркалье – в апрельский чтения и майские литературные фестивали, но, прежде всего, налил нечто холодное и прозрачное в граненый стакан.

Первый фестиваль – тот, который не был первым, а был третьим – прошел в ноябре прошлого года в Челябинске под именем «Транзит-Урал», под эгидой Литературно-художественного фонда «Антология», Издательского Дома Олега Синицына (главного и практически единственного спонсора – вот уже второй год как!) и журнала актуальной литературы «Урал-Транзит». В фестивале приняли участие – в качестве зрителей и участников – более 80 поэтов из уральских Челябинска, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Магнитогорска, Каслей, Кыштыма, Снежинска, Златоуста (ad libitum) и Сибири (несколько гостей из славного городка Кемерово), и Москвы (один поэт, Артем Шепелев). В зале помимо молодых творчески – незаматеревших (не путать с заматерившимися – о них речь немного дальше) были отмечены такие поэты, с багажом, как Евгений Туренко, Андрей Санников, Евгения Изварина, Дмитрий Кондрашов, Елена Сунцова, Василий Чепелев – имена разно- известные в размерах российских земель, но  примерно равноразмерные. Они наряду с челябинским издателем Олегом Синицыным, кемеровским поэтом, литературтрегером, а по совместительству лауреатом предыдущего (№2) фестиваля, Игорем Кузнецовым, редактором московского журнала «Литклуб» Михаилом Соловьевым и вашим покорным слугой вошли – немного прочитав для слушателей своих стихов или сказав некоторые свои суждения – в жюри традиционных чтений «Естественный Отбор».  
Немного о программе этого феста, основными призами всех мероприятий коего, в итоге, стало издание авторских сборников на некоммерческой основе.  Прежде всего были объявлены итоги литературного конкурса «Максим-А», условия которого наши читатели могли узнать в одном из предыдущих номеров нашего журнала. В номинации «МЕТАФОРА» - поэзия - (ангел метафорически улыбается) гран-при было присуждено Натану Хлебнику из Кыштыма, первое-второе место было передано нижнетагильцам (ангел начинает хохотать) Екатерине Симоновой и Елене Хомяковой, а третье место отдано челябинскому и молодому (во всех смыслах) поэту Сергею Арешину. В «Третьем тысячелетии» - проза - мы с вами должны будем обязательно прочитать все того же кыштымца Натана Хлебника, челябинца Льва Попова и жителя (ныне) Тюмени Николая Караваева. А про столетие подводного флота мы узнаем из мемуаров – вот тебе, мать, и сухопутная столица! – челябинцев Льва Попова, Алексея Терехова и Алексея Апрелкова (у ангела – истерика!). Вслед за таким официозом инфернально начался более чем виртуальный круглый стол, под заумным и закрученным (привет от Алексея Крученых) наименованием «Проблематика формирования коммуникативного поля «Писатель-читатель» на рубеже веков. Что в переводе на вульгарный узкий должно звучать примерно так – а кому на … (кроме самих авторов и издателей) нужно то, что они пишут и, соответственно, издают? Что-то там говорилось – и много, но что именно я не вспомню. Кроме одной фразы, высказанной одновременно и Евгением Туренко, и Андреем Санниковым: а так ли уж это важно и перестанем ли мы писать, если будет отвечено читателем, что НИКОМУ?  
И только после всей этой обязательной мути прозвучали чтения, которых все ждали.
(Ангел щурится и укоризненно грозит своим бархатным пальчиком)
Каждый автор читал стихи по пять минут. Было по-разному. Были разные. На меня лично произвели впечатление отдельными деталями несколько авторов. Сергей Арешин – оказался единственным поэтом, который смог прочитать свои стихи с ПОДАЧЕЙ. И эта единственность, в своем роде, удивительна – если учесть участие в чтениях е-буржанина Евгения Сидорова, который традиционно (третий уже фестиваль) читает свои стихи с агрессивной подачей материала. В этот раз – не покатило. Сидорова хватило только на нелигитимную лексику, которую от организаторов попросили журналисты телеканала ЮГРА, и на основании применения коей позже был инспирирован скандал с участием мэра Челябинска. Но о скандалах мы сегодня не будем – в конце концов это проблема скудоумия отдельных представителей СМИ и чиновников, а не вменяемых людей. Показались мне также выступления Евгении Самойловой (Челябинск) и Натальи Фокиной (Магнитогорск), работающих в жанре наивных миниатюр:
«… не забудь перевернуть
в полночь
стрелки моих
песочных часов…
(Евгения Самойлова)
Безусловно хороши были тексты нижнетагильской школы, но об этом говорить (и вспоминать) уже скучно, а иногда и пошло. Я могу понять Екатерину Симонову, которую достало читать свои поэтические бомбы «Северная Элегия» или «Дрочить на желтом диване». Лучше отпить пива из горлышка бутылки. Прикольно было лишь от случайного перформанса Виты Корневой, облитой поэтессой из того же НТ Еленой Бо-Ба-я/енгуловой томатным соком. Вкупе с панковскими стихами о ежемесячной женской процедуре – он было фактурно – но не более того. (Ангел недоумевает)
Новыми именами оказались Янис Гранц из Челябинска, Сергей Рыков из Магнитки, Андрей Калинин и Агата Рыжова из Кемерово, Алексей Федотов (Екатеринбург). Эти пять автора прозвучали своеобычно и отлично от общего стиля такой телеги, как уральская школа. Стихи практически без всякого выпендрежа и стремления к усложненности, коим так грешат молодые литераторы.
«…Скрипичный ключ не требует замка,
Он растворен в железе небосвода.
Тональность до-минор. Колокола
Пронзают нас в любое время года»
(Алексей Федотов)
Победителей получилось двое – поэтесса Ольга Мехоношина (НТ) и кемеровчанин Андрей Калинин, за которого более всего ратовала группа Василия Чепелева (лично я бы немного повременил – впрочем это суждение было мною высказано в частной беседе Андрею)
По итогам фестиваля и конкурса «Максим-А» издательским домом Олега Синицына в ближайшее время (ангел скептически настроен) будут изданы книги Натана Хлебника, Екатерины Симоновой, Льва Попова, Ольги Мехоношиной и Андрея Калинина. (Ангел приветствует героев в лице Олега Синицына! Vivat, cesar!)
Отрицательно во всем этом мероприятии оказалось обилие стеклянной тары, как внутри помещения, так и за его пределами. Это грустно.
Положительным моментом данного фестиваля стало продолжение самого его существование, постепенно он /фестиваль/ становится неоспоримым фактом /и свидетелем/ литературной жизни. А вот состоятельной или нет покажут жизнь и пурга.
(У ангела появляются признаки одышки. Лицо его багровеет. Но это только часть нашего рассказа)
Следующий фестиваль, даже не фестиваль, а такой домашний праздник, приуроченный к 15-летию ЛИТО прошел на северной окраине Урала в городе Лесном. Но все было, как у взрослых литературные чтения, конкурсы и вся тому подобная бижутерия-конфетти. В жюри конкурсов, помимо местных авторитетов, были включены заместитель главного редактора журнала «Урал» Олег Николаевич Капорейко и опять же – ваш покорный слуга, который возглавил жюри. В приветственном слове было сказано примерно следующее:
«…Прежде всего, что я собираюсь сказать сегодня, я хотел бы поздравить ЛИС и лисовцев, составляющих его, поздравить вне зависимости от своего сегодняшнего хронологического и географического местоположения, с днем рождения, с 15-летием. И неважно проживают ли авторы – любители изящной словесности – в данный момент в городе или же отбыли, следуя своей поэтической судьбе в иные вотчины земные (прежде всего, я имею ввиду – Евгения Туренко), либо небесные (Ворошилов и Сырчин). Надо сказать, что для меня город Лесной знаменателен тем, что в нем проживали (и отголосками=пейзажами своих стихов/рисунков по сей день проживают) два творческих человек. О первом только вскользь – Светлана? Ашмарина - - один из наиболее удивительных российских книжных иллюстраторов. Второй – Евгений Владимирович Туренко – частично принадлежен тоже городу N – Может кто-то из вас помнит такие строчки – «… есть такая дыра называется городом №». И не столь в отдалении от вас находится его нынешнее место пребывания. Нижний Тагил. Камешек из города Лесной нынче моделирует, по моим примерным оценкам – по меньшей мере 1/3 литературного уральского процесса: явление это получило в современной критике, с легкого языка Виталия Кальпиди – именование «тагильского ренессанса». А могло бы быть и Лесновским (или Лесным?) ренессассом. Но думаю, что не стоит комплексовать по этому поводу – нам остались еще барокко, рококо и так далее.  А то, что Лесной пишет – это отрадно – особо учитывая то, что в олимпийских видов спорта вы впереди планеты всей, в плане же литературном – а я всегда радуюсь, когда встречаю имена из города, которому принадлежат два года и моей жизни: на страницах ли журнала «Урал», «Уральский Следопыт», «Складчине», московского «Литклуба», в Антологии закрытых городов или среди участников совещаний молодых писателей Урала и России. Город выглядит вполне достойно. По своему опыту замечал, что у выбившихся на большую землю, покинувших гнездо, почему-то принято комплексовать по поводу своего происхождения, своих истоков. Многие отрекаются от того места, где написали свои первые строки. Думаю, что это, по меньшей мере глупо. Давай, на секунду представим Сергея Есенина без села Константиново. И откуда он такой интересный (язык то есть) тогда появился? Не подскажете?
Но, думаю, что хватит говорить серьезно. Сегодня мы собрались здесь, чтобы отметить начало подросткового возраста клуба. Давайте этим и займемся. Хочу сказать, что сегодня мы будем жюрить в нескольких конкурсах. Прошу не относиться сколько-то всурьез к результатам нашего, пусть и компетентного, жюри – в поэзии не бывает проигравших, всегда выигрывает лишь движение, жизнь, мы сопротивляемся молчанью и косноязычью, которые по сути своей являются разновидностями ментальной смерти. Мы – все, кто здесь собрался передовой отряд на 4 мировой поэзии, и поэтому победители покажут нам, и вам тоже, те ступени, к которым стоит стремиться, но и им не стоит забывать, что ступени открывшиеся нам – всего лишь одни из многих, тех, которые впереди.
Из новых для вас имен участников фестиваля могу назвать следующих авторов Алексей Костоусов и Анатолия Кузнецов. Полагаю, что наш журнал опубликует стихи этих авторов в одном из ближайших номеров.
После поэты и великие, и те, что не очень – сидели, выпивали и говорили друг другу комплименты. Вне зависимости от пола собеседника. Были добрые и домашние именины.
(Ангелу хорошо и тепло, но его виртуальное горлышко слегка зевает)
Последний из случившихся фестивалей это северный ответ Чепелева южному натиску. Хотя может быть и наоборот. Не помню. Фестиваль «ЛитератуРРентген» проходит традиционно в марте и столь же традиционно в Екатеринбурге. Замах воистину  российский (авторы из еще большего количества городов страны) обернулся презентацией одного человека (пусть и яркого!) и его концепции развития мировой литературы. Этим человеком стал Дмитрий Кузьмин (Москва) – в двух лицах: своем и Данилы Давыдова (тоже – Москва). Стихов было много – пива еще больше – слушателям, которых в зале почти не было, было интереснее показать себя (в большей массе). Читали стихи /из тех, кто не был упомянут ангелом/ Юрий Аврех, Наталья Санникова, Денис Борисов, Дмитрий Шкарин, Алексей Сальников (тот, что солнце уральской поэзии!),  Маргарита Еременко, Андрей Торопов, Полина Потапова, Сергей Арешин, Янис Гранц, Дмитрий Кондрашов, нижнетагильцы – почти в полном составе, и так далее … только сейчас понял, что упомянуть всех не успею. Было любопытно – но тесно. Полагаю, что площадка для этого феста была выбрана слишком масенькая. Но – бывает. Что не покатило – это форма подачи текстов большинством екатеринбуржцев: необоснованный текстом надрыв, накат, наезд – убивали способность воспринимать стихи. Кстати, и наш Арешин – на общем фон немного растерялся = не прозвучал. Хотя челябинская группировка поэтов – звучала хорошо за счет того, что не повторяли друг друга + у каждого была своя музыкальная партия.
И опять же стекло- и жестопосуда. И табачный дым в зале. В общем, писать мы более-менее могём, а вот слушать – нет. (Вселенская скорбь – будем учиться).
А что дальше? А дальше – еще два фестиваля. Первый – 29 апреля, в городе Касли, будет пятым по счету. А второй – первым, по счету – им. В.Толокнова состоится в городе Кыштыме – 20 мая. Фестивальная пурга продолжается, продолжает себя – во времени и пространстве. Ура, господа поэты! Может быть кто-то вас и услышит, или хотя бы увидит.
Некий ангел усмехнулся своему отражению  и  пригласил его  в зазеркалье – в апрельский чтения и майские литературные фестивали, но, прежде всего, налил нечто холодное и прозрачное в граненый стакан.

К списку номеров журнала «УРАЛ-ТРАНЗИТ» | К содержанию номера