АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Янис Грантс

Реплика эксперта

БАЛЛЫ.

1. Одинаковых баллов не будет. Я всех выстрою в очередь за кыштымским коньяком по своему личному рейтингу – от первого претендента до шестьдесят последнего;
2. Меньше 30 баллов я никому не поставлю;
3. Подборки я выхватывал произвольно, не всегда «пожурнально». Предварительные оценки выставлял сразу. Впрочем, впоследствии на нижних этажах стало тесно. Приходилось (порой) сдвигать баллы туда-сюда. Думаю, что это непринципиально. Ни для меня. Ни для соискателей.

СОИСКАТЕЛИ.

1. сизых грузчиков абрисы, отягощённые тарою,
заходящие в воду тяжёлого неба с торца…
Андрей АБРОСИМОВ.


В этих стихах мне понравились те места (именно места), где автор освобождается от стёбной ухмылочки, вдруг спохватывается, будто вспоминая что-то важное-дорогое (Всеми людьми, окончательно всеми,/ Полон небесный аквариум). Не оставляет чувство, что многое из написанного – вторично: про варягрояльбаобабидругоедругоедругое я читал, и не раз читал. Но главное тут не это: тут сама интонация вторична.
И вид у нас обескураженный; и мало теперь немоты; в простоте, но не в пустоте – малоубедительные финалы для стихов. 75.

2. ты хочешь меня, чтобы скуку сделать богаче.
чтобы продлить себя, через лоно моё продеть…
Александра ЦИБУЛЯ.


Стихи Александры почему-то кажутся мне современной версией плача (и Ярославны, и нет). Женщина зовёт любимого, причитает, плачет по нему. Но вот он рядом – и она отторгает его, стыдит его, прогоняет его.
В этих стихах (где травы, ленты, яблоки, пугала и т.д.) мне не нравятся предметы и признаки города, современности и окультуренности (тюбики, мадонны, арки, уличные фонари, глубоководные рыбы…) 68.

3. я мечтал с тобой просыпаться,
ты хотела курить и купаться…
Айгель ГАЙСИНА.


«Порт Эль-Кантауи» забывается мгновенно. Послевкусия нет. Попытка рассказать историю простенько, незатейливым языком – не всегда лучший ход. Что остаётся? Остаются строчки, вынесенные мной в эпиграф. А ещё: По-песьи солёная взвесь/ Лижет мой позвоночник. 49.

4. замерзает не долетев до земли плевок
а я ж тебя паскуда всю ночь на себе волок
Алексей СОМОВ.


Ага, всегда найдётся кто-нибудь, кто запоёт про вырванные сердца детишек и четвертование щенков. Алексею (как мне кажется) часто изменяет вкус. Все эти поэтвроссиибольшечемвсеостальные – вызывают недоумение. Нет, конечно, обыгрывать подобное не запретишь, на здоровье, но ведь остроумия в этих перепевах на новый лад – ноль.
Мне понравилось стихотворение «INVADERS MUST DIE (2)». И только оно. 55.

5. Похожими на карасей.
Мерцающих серебром.
Андрей ПРАВДА.


Это послание я не получил. Стихи Андрея разваливаются на глазах. А одно из стихотворений (то, что про чай) хоть сейчас можно номинировать на конкурс «Серебряное пёрышко» для шестиклассников. Впрочем, остальные кажутся приемлемее. 54.

6. ароматизатор, идентичный
      запаху детства.
      Антон БЕЛОХВОСТОВ.

      
Тут мне по душе отсылки явные и туманные (спектр широк: хочешь – Харон, хочешь – Анна Франк). А что не по душе? Опять: отсылки явные и туманные. Это злоупотребление моим (читательским) доверием. 80.

7. я давно не плачу за свет
и не должен платить за тьму
Андрей ЧЕМОДАНОВ.


У Андрея замыслы замечательные. Воплощение же показалось мне одномерным. Ну, бесцветным, что ли. 60.

8. И будто бы входит без броду ещё раз
В за двадцать веков убежавшую воду.
Андрей ЮДИН.


На мой взгляд, здесь неудачно всё. Стихи длинные-длинные, тоскливые. Тон автора показался мне высокомерным. И – детали. Например, брови, взлетающие осколками с обжигающей ненавистью гейзеров (ну, взрослые ведь люди, чесслово). А вот это: В АНФАСЕ. Вы это серьёзно? 39.

9. нет не может
но может сможет
АЙВЕНГО.


Одно из этих (простигосподи) стихотворений очень точно названо: СЛОГАН. Это слоганы, баловство. Не скудоумие, конечно. Но и остроумием здесь не пахнет. 43.  

10. здесь дорого стоит нефть
и дёшево стоит жизнь.
Дмитрий МЕЛЬНИКОВ.


Но ведь стихотворения должны чем-то заканчиваться. И ещё: у Дмитрия много всего и сразу – сумятица и раздрай. Эти стихи надо отцентровать. 52.

11. Заразиться сифилисом (впрочем, вылечиться),
затем – туберкулёзом.
           Дмитрий ЧЕРНЫШЕВ.


А что, по-моему, про сифилис с туберкулёзом и про лучника – очень даже хорошо. А вообще хочется посоветовать герою Дмитрия: ну, не плачь ты. Любишь? Так езжай, кради, грабастай, люби. Зачем столько бумаги переводить? Пожалей (в конце-то концов) лесной запас. 45.

12. Звон нарастает, словно борьба шкал Фаренгейта и Цельсия,
Ступая по головам, как подслеповатый ящер.
Дмитрий ШАБАНОВ.


Одно дело – писать депрессивные стихи, испытывая (или талантливо изображая) эту самую депрессию. Другое дело – быть занятым чем-то другим, быть сытым и довольным и при этом как бы писать как бы от лица как бы депрессивного как бы героя как бы стихи.
Впрочем, в «Бессмертие» я почти поверил, но оно оборвалось на упоминании Рыжего, а дальше гул пошёл. 56.

13. спи земля землёй в земле
на последнем корабле
Евгений КРЕМЧУКОВ.


Это у многих так: пока потешаешься (Прихожу вечор домой…) – ещё туда-сюда. Но как только пытаешься быть откровенным и проникновенным (Девушка пела в церковном хоре…, например) – налицо беспомощность. Полный провал. 44.

14. руку на дно опускаю и цепляюсь за дно якорь единственный мой не удержит и в небо
сорвусь улечу и прорву этот тёмный гуашевый лист на котором не высохло имя твоё
Иван СОКОЛОВ.


Хм…Стихи Ивана очень понравились мне ритмически, что ли. Да и вообще понравились. А «Разбивать коленки» - одно из фаворитов моей личной номинации «Стихотворение П-2010». 67.

15. в тебе-человеке отчётливы только пальцы
не находишь это смешным, ты, человек-пальцы?
Владимир НИКРИТИН.


Это такое бормотание, говорение с самим собой (даже если герой обращается к фараону или Архипу). Монолог без пошлости и пафоса. А ещё – тихие озарения. Они в стихах Владимира появляются (как и положено озарениям) неожиданно: сердце становится больше/ грудной клетки… Или вот: и долго его тошнит/ кровью/ тёмною/ Нутряной…73.

16. Эхо
Изнемогало: «Охм!»
Вероника ШЕЛЛЕНБЕРГ.


Я прочитал 16 подборок номинантов. Это добрая треть. Ничего распрекраснее стихотворения «Когда алтайские звёзды…» ещё не было! 82.

17. Пейзаж начинается с заглавной
Буквы. Допустим, Л.
Вячеслав ТЮРИН.


Нокаут! Всё (неплохое) впечатление перешибает ложный пафос стихотворения «Даже если подамся в иные края…» 57.

18. там красота там ничего
там подлинно шиша
Данила ДАВЫДОВ.


Кажется, что эти стихи написаны «на коленке». (А вдруг Данила мучился, не спал, правил их, опять не спал?) Нравятся они мне. У него нет пределов/ он не хочет никого продлевать – такие «крючки» рассыпаны по всей подборке. А чего же вы хотели ого/ а вот вам не ого. 74.

19. над миром летит Гагарин,
распластанный, будто ястреб…
Дарья ВЕРЯСОВА.


Чувства героини Дарьи кажутся искренними. Проблема, кажется, в формулировании этих чувств в строки. Ну вот: героиня и апрель – оба злые и пахнут бирюзой. Это ещё почему? Апрель объявляется красивым за то, что сходит на волосы, на тишину и деревья. Это ещё почему? Иногда получается совсем уж курьёзно: кадык ждёт воду; в полночь бьются горшки; листья просятся в утренние мысли и т.д. «Гагарин»! Вот это очень хорошо! 53.

20. разойдутся давние марто-февральские швы
небо простит тебе всё за наклон твоей головы
Катерина КОПТЯЕВА.


В ТЕКСТЕ НОМЕР ОДИН измена примеряет одежды неизлечимой болезни. Так? Кто его знает. В ТЕКСТЕ НОМЕР ЧЕТЫРЕ один из героев мёртв. Так? Кто его знает. А в ТЕКСТЕ НОМЕР ПЯТЬ не Митя сошёл с ума, Ольга – сошла. Так? Кто его знает. Зачем я это пишу? Кто его знает. 77.

21. рыбы ничего не знают
они плывут всегда прямо всегда мимо
Илья ДАЦКЕВИЧ.


Я бы определил эти стихи как центростремительные. Они герметичны, красиво упакованы. Лишнего в них ничего нет. Но (по правде говоря) в них нет не только ничего лишнего, но зачастую и личного. Какой-то общий отстранённый взгляд. А нужен – свой. С личного угла зрения. 59.

22. аист клюнет меня в живот
собственное тело меня сжуёт
Марианна ПЛОТНИКОВА.


М-да…Зажилил Создатель? Или сравнение белых ночей с фатой. Или – морщинится кожа вопросами. Или: магистраль мышления. Мне не нравятся эти (и другие) мертворождённые словеса. Кричащие. Прямолинейные. Надутые. «Инна красила ногти» - очень здорово решено композиционно. 51.

23. время приходит незваным гостем,
быстро стареют глаза и руки
Наталья МАКСИМОВА.


Лето – зелёное сукно, зима – белый гипюр. Штамп на штампе. Это природа. А город? Хлорка-уборка, улица сутулится. Это набор для школьного конкурса поэзии. 41.

24. понятие память меня неизбежно уводит
в сторону от кубов и шаров
Никита МИРОНОВ.


Если я правильно понял, то для Никиты главное – звук. Он увлечённо переходит от одной перепевки к другой. И вот ещё: жухлыми трёхтомниками блока/ кладбище которому не пишут. 66.

25. теснота листа, ограничение белого
теснота листа, ограничение белого
Никита САФОНОВ.


Я бы мог вынести в эпиграф вот это: скрип корабельных мачт, стоящих/ в глубине крон, в близости к свету. Или вот это: с самого низа/ проводниковый ветер. Или любые другие строчки. Тут всё имеет значение. Всё находится на своём месте. Эти стихи хочется перечитать. Этого автора хочется поискать в сети. А такое мастерское обращение с причастиями и деепричастиями меня прямо-таки разволновало. 95.

26. он берёт голландскую умбру и просто умбру как она есть,
сиенскую зелень, красную охру и жёлтую охру тоже…
Таля БОЛЬШАКОВА.


Тут конструкции проверены на прочность. На состоятельность. Мне думается, что Таля выверяет стихи на слух. И на вид – тоже: да, смотрит, как буковки выглядят на бумаге, нет ли хвостов и пролежней. Мне нравится обилие запятушек, скобок, тире. 62.

27. Верьте же сказочнику! Не верьте
сказке, которую он расскажет!
Сергей ХАРЦЫЗОВ.


Сентиментальность-слезливость размыли половину подборки. Какие-то связки на гребне адажио. Какой-то посёлок, в котором почему-то нашёлся балкон, на котором (как уместились?) собрался весь посёлок. Какое-то издевательство над горлом Герды (типа: вот-вот взорвётся горло). Какие-то взгляды, обследующие(!) бока (?), какое-то отчаянное окно.  И ещё: неужели кто-нибудь когда-нибудь писал в письме маме «Мнёшь ногой какие травы?» Ни в прямом, ни в переносном смысле это никуда не годится. 40.

28. В этом стихотворении
речь идёт об идущих.
Игорь ТИШИН.


Лучшее – «Не садись в электричку». А вот «Мальчишеское неаккуратное» - явная неудача.
А вообще много хорошего. Мне нравится и про центр тяжести, и про эмбриона, и про одиночество. Это такие хлопки. А нужны – взрывы. Микроскопические эмоциональные взрывы. 61.

29. Катерина БОРНОВИЦКАЯ.

В этой подборке нет ни одного стихотворения. 32.

30. Ирина СКАР.

В этой подборке нет стихотворений. 31.

31. «Храни его, Господи, в сухом прохладном месте.
Не вскрывай его, Господи, вакуумной упаковки».
Юлия СКОРОДУМОВА.


Пожелание только одно: короче. Своего очарования (почему-то хочется написать стыдливого очарования) Ваши стихи не потеряют. А динамику – приобретут. 70.

32. Михаил ЩУКИН.

Это какие-то неудобоваримые истории личного значения. Я заметил только, что герои любят спать, залезать друг другу в рот и ещё нагнетать обстановку (количество восклицательных знаков зашкаливает). Неудовлетворительно, то есть – 35.

33. Сицуно АРИСАВА.

Знаете, тысячи девушек от 17 до 25 в тысяче городов страны пишут приблизительно так. И после 25 – продолжают писать так же. Вполне чистенько. Вполне скучненько. Вполне среднестатистически. Вас-то что волнует? Ну, не бабочки же. И не императрицы. 38.  

34. Наиль ИШМУХАМЕТОВ.

В этой подборке стихотворений нет стихотворений, но есть хоть какое-то подобие стихотворений. 34.

35. передаёт послание
на языке подземного морзе
Марат ИСЕНОВ.


Это такие НЕпритчи с интонациями притчи. Короткое дыхание усиливает эффект сопереживания. Может, глубины не хватает? 65.

36. слишком много кофе
приступы паники
Жанна ПРАШКЕВИЧ.


Жанна нашла свою тональность. Побольше бы таких стихов, как про беременность или приём-передачу тепла. А вот «клаустрофобные» стихи (шкафы, балконы) – хуже. 64.

37. выносящая в прозрачных шальварах
всё о чём грезят курильщики опиума.
Канат ОМАР.


Более удачными кажутся те стихи, где есть хоть какой-то намёк на сюжетность (принцесса будур-самаркандский базар). Редкие попытки что-то зарифмовать выглядят бледно: пропадают краски, запахи, движение. А в стихах Каната это – главное. 69.

38. Смысл моей жизни – спать с беременной собакой.
Когда закончились люди, она согревала меня.
Иван ПОЛТОРАЦКИЙ.


Про собаку, по-моему, получилось. Это стихотворение построено на парадоксе – таких вывертов у нынешних номинантов премии почти нет. Хороши стихи «Некоторые книги». И о Джоне – тоже. 63.

39. Дерево ждёт, когда я догрызу свой сухарь
и выйду к нему…
Василий МУРАТОВСКИЙ.


Всё это псевдофилософия. Всё это малоубедительно. Всё это бездоказательно. Спотыкаешься чуть ли не на каждой строчке. Вот в стихотворении «Китайская чашка»: какие-то финтифлюшки, папы римские, стоокие друзья из Владивостока, чугунные вести. Слово ОЗОРУЮ – оно же выпадает из лексики стихотворения. Неужели этого не видно? 46.    

40. Белки ушли на дальний кордон,
Даром что зреют орехи.
Наталья НИКОЛЕНКОВА.


Всё хорошо. Наивно. Без выпендрёжа. Я бы назвал это: стихи индивидуального значения. Самой Наталье и её окружению это важно, вот и слава Богу. Но стоит заметить, что описательство прочей волшебной муры может быть и изящнее, и утончённее. 47.

41. В поэзии много прекрасного: например, всегда недовыведенная ручкой вторая «з»,
Но постоянно проговариваемая языком и нёбом, как маленькая личная тайна.
Екатерина ВИХРЕВА.


В одном стихотворении Екатерина пишет пытаешься быть оригинальным. Я бы перенёс это утверждение на данную подборку. Быть оригинальным (иметь свой голос, свой язык и прочее своё) и казаться оригинальным – разные вещи. 42.

42. Дмитрий ЧЕРНЫШКОВ.


Предлагаю такой алгоритм: сначала навести порядок в голове (всё это рифмование, оно Вам надо, и зачем оно Вам надо?) Возможно, и на бумаге тогда что-то вменяемое появится. 37.

43. замученная эффективными всех мастей
горек твой дым неуютна твоя постель
Дмитрий МУХАЧЕВ.


По-моему, есть хорошие вещи («Умирает солнце над той травой»). Есть плохие. Замечательных – нет. 50.

44. Эдуард УЧАРОВ.

В этой подборке нет стихотворений. 33.

45. Александр РОМАНЦОВ.

Не поверю, что в Барнауле нет поэта, который был бы интересен за пределами Барнаула.
Эти стихи написаны коряво. В них происходит мелкое копошение. Мельтешение. То есть – не происходит ничего. 36.

46. Хватит курить ты уже начинаешь белеть
Скоро ты станешь сплошным сигаретным дымом.
Владимир ТАРКОВСКИЙ.


Поздравляю! 85.

47. тот был алкоголик, этот – гороховый шут,
та плясала на столе хастл после шестой «отвёртки»…
Елена ГЕШЕЛИНА.


В целом и общем: банальные размышления. Вот дежурный (навскидку) набор критериев для оценки: образность+метафоричность (пшик!), точность и богатство языка (пшик!), техническое оснащение (пшик!), композиционные решения (пшик!) и т.д. 48.

         48. светильник светил       от угла до угла
и всеголосавоединосливались…
Максим ЖУКОВ.


Во-первых, я давненько не встречал столь замечательного перевирания: и бкувы с турдом соибарлись в совла. У Максима – россыпи этого баловства. Автор – умелый рифмоплёт. А вот то, что он долго запрягает, что он увлечён внешними атрибутами, что он смакует сам процесс письма – не идёт на пользу стихам. Жаль, что декорации загораживают суть. 58.

49.  Я ничего не сделала.
Я ничего плохого.
Маргарита ЕРЕМЕНКО.


Вот она – женская доля. Даже если про дерево – всё равно про женскую долю. Вот и растёт мается/ Вот и болит верою/ Вот и живёт кается..79

         50. деточка у меня здесь творится полный фэн-шуй
лежу ногами к северу головой к югу.
Светлана ЧЕРНЫШОВА.


Очень и очень симпатично. Хорошо и про социум (про трубку, например). И метафизика удаётся ( останется лишь снег в котором белый ворон/ расклёвывает бельма тишины…) В стихах из НР №20 есть новый акцент: много перечислений, не всегда оправданных. Поэтому стихи из НР №18 выглядят предпочтительнее. 78.

51-55.    «ЧЕРНОВИК»: Полина АНДРУКОВИЧ, Олег КОЦАРЕВ, Василий
БОРОДИН, Андрей ПОЛЯКОВ, Андрей КРАСНЯЩИХ.


Всё это замечательно! Но – не по делу.
Сначала я хотел гневно написать: «Что там себе думают эти номинаторы от  ''Черновика''!» Но это – сначала. Теперь же я с восторгом пишу: уважаемый ''Черновик'' заглянул в будущее, опередил время. Сейчас Премия П не присуждается в номинациях «концепт» и «проза». Но, возможно, это дело двух-трёх лет. И всё благодаря вашим стараниям!
В предисловии я написал, что не поставлю никому меньше тридцати баллов. Что ж, каждому соискателю я присуждаю по 30 баллов. Ещё я написал, что одинаковых оценок не будет. Вот тут придётся извиниться.  

К списку номеров журнала «ПРЕМИЯ П» | К содержанию номера