АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Роман Гершзон

Могила царя Давида

 


Согласно предположениям историков, великий правитель еврейского народа царь Давид жил в XI-X веках до н. э. (около 1035-965 год до н. э.). Танахическая традиция утверждает, что из рода царя Давида в мир должен прийти Мессия (Машиах бен Давид). Он преобразит существующий далеко не идеальный мир в сообщество, где не будет войн и страданий, а земля наполнится любовью к Всевышнему и людям. В христианской традиции считается, что в мир уже приходил Мессия из рода Давида – Иисус, и ожидается его второе пришествие. Христиане видят в царе Давиде пророка (Деяния 2:30) и праотца Иисуса – «Сына Давидова» (Деяния 13:22). Псалмы Давида – Псалтырь – являются важным элементом православного богослужения.


В исламе утверждается, что через пророка Дауда (Давида) правоверным была послана священная книга Забур. Деяния Дауда были угодны Аллаху, поэтому Всевышний сделал автора книги Забур не только пророком, но и земным властителем.


Если вспомним еврейскую историю, то простой пастушок Давид был помазан пророком Самуилом на царство, но далеко не сразу помазанник стал царем. Юный Давид был выдающимся поэтом и музыкантом, своей музыкой юноша спасал первого еврейского царя Шауля (Саула) от злого духа. Смелый воин, Давид победил филистимлянского великана Голиафа, уничтожив врага камнем из пращи. Тем не менее, правивший тогда царь Шауль возненавидел Давида и пытался его убить. Когда Шауль погиб в бою с филистимлянами, племя Иуды провозгласило Давида царём. Но только после кровопролитной двухлетней гражданской войны все еврейские племена признали Давида царём Израиля. Давид объединил народ, создал великую страну со столицей в Иерусалиме. Умерший в глубокой старости царь был похоронен в Иерусалиме, «городе Давида». «И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давида» (Млахим I, 2:10).


До настоящего времени у историков нет однозначного мнения о месте захоронения царя Давида. Традиционная версия говорит о захоронении великого еврейского царя на горе Сион, вне стен современного Старого города Иерусалима. Находясь на Сионской горе в Иерусалиме в районе гробницы царя Давида, можно заметить переплетение и мирное сосуществование в этом месте трех основных мировых религий: иудаизма, христианства и ислама, объединенных образом одного человека – Давида. Иосиф Флавий писал в своей книге «Иудейские древности» почти две тысячи лет назад о событиях, связанных с гробницей царя Давида.


В 135 году до н. э. Иерусалим был осажден войсками царя Антиоха. И тогда первосвященник Гиркан «распорядился вскрыть гробницу Давида, который некогда превосходил богатством всех прочих царей, и вынув оттуда три тысячи талантов серебра, первый из иудеев начал содержать наемные войска».


Согласно Флавию, через сто с лишним лет примеру Гиркана последовал царь Ирод, постоянно нуждавшийся в деньгах для различных строительных проектов и содержания царского двора. Однако у Ирода ничего не получилось. «Однажды ночью он с большими предосторожностями, чтобы никто из граждан о том не узнал, распорядился открыть гробницу и в сопровождении своих преданных друзей вошел в нее. Впрочем, денег, подобно Гиркану, он тут не нашел, но зато обрел огромное множество золотых украшений и разных драгоценностей. Все это он взял себе. Желая основательно ознакомиться с содержимым склепов, он захотел проникнуть глубже в гробницы, к тому самому месту, где покоились тела Давида и Соломона. Тут, однако, погибли двое из его оруженосцев, как говорят, от пламени, которое вылетело на них, когда они сделали попытку проникнуть внутрь склепа».


Находилось ли здание гробницы во времена Гиркана и Ирода на том месте, где оно расположено сейчас, мы не знаем. Существует еще одно предполагаемое место расположения царской гробницы. Это место называется «гробницы царей» – восемь древних гробниц были найдены здесь археологом Раймондом Веллом в 1913 году. Расположены «гробницы царей» в современном археологическом парке «Город Давида», примерно в 1,5 км восточнее Сионской горы.


На Сионской горе здание гробницы царя Давида известно как минимум, со времен Второго Храма. В IV веке византийцы разрушили здание гробницы и построили на его месте церковь, которая, в свою очередь, была разрушена персами в 614 году. Во времена крестоносцев на этом месте были построены различные церковные здания и восстановлена византийская церковь «Хагиа Сион». Мусульманский правитель Саладин (Салах ад-Дин) в 1187 году захватил Иерусалим и изгнал из города крестоносцев, после чего могила царя Давида длительное время находилась в запустении.


Первое письменное упоминание о расположении могилы царя Давида на Сионской горе оставил арабский географ Абу Абдалла Аль-Мукаддаси (т. е. иерусалимец, от арабского названия города Аль-Кудс). «Люди Писания (иудеи и христиане) говорят, что могила Давида – на Сионе». (Аль Мукдаси. «Наилучшее распределение для познания стран», около 985 г.)


Детальное описание места захоронения великого еврейского царя оставил путешественник Биньямин в XII веке.


«На горе Сион погребены члены дома Давидова и цари, после него царствовавшие; но гробниц их нельзя найти.


Пятнадцать лет тому назад обрушилась стена церкви на Сионской горе. Патриарх приказал священнику восстановить церковь и сказал: возьми камни из древней стены Сиона и отстрой ими церковь. Так и поступил священник, нанял за известную плату рабочих… Начав затем вынимать камни, они под одним камнем нашли отверстие, ведущее в пещеру … Войдя в пещеру, они шли все далее и далее, пока не достигли большого портика, построенного на мраморных колоннах и украшенного золотом и серебром. Там они нашли стол, на нем золотой скипетр и золотую корону.


Это была гробница Давида, царя израильского. По левую ее сторону такая же гробница Соломона и далее гробницы других царей иудейских, здесь погребенных». (Биньямин из Туделы. «Книга странствий рабби Вениамина», 1187 г.)


Монахи-францисканцы в XIV веке вновь отстроили на месте гробницы царя Давида церковь, что привело тогда к конфликту между евреями и христианами. Затянувшийся конфликт прекратили в 1524 году османские мусульманские правители, которые превратили здание в мечеть Дауда. До сих пор в здании гробницы сохранились остатки мечети, которая просуществовала здесь до 1948 года. Сама могила накрыта голубым покрывалом с надписью «Давид, царь Израиля, жив и существует». В Талмуде указывается, что именно так ответил Всевышний наследнику царя Давида Соломону, когда тот спросил в день смерти Давида у самого Господа: «Что нам делать без света, что нам делать без царя Давида?».


Нынешняя гробница расположена на первом этаже строения, оставшегося от средневековой церкви Святого Сиона. Сейчас здание является частью ешивы «Диаспора». На верхнем этаже здания расположено помещение, считающееся у христиан горницей Тайной Вечери. Ещё выше, на крыше, высится мусульманский минарет.


Горница Тайной Вечери (Сенакулум), расположенная в здании над могилой царя Давида, представляет собой просторный зал с колоннами в центре помещения. Само помещение в плохом состоянии вследствие обветшалости и значительного наплыва паломников.


Считается, что в четверг 13 нисана по еврейскому календарю Иисус посетил Сионскую гору и заключил со своими учениками и последователями Новый Завет.


В христианском мире это посещение носит поистине эпохальный характер, так как это была Тайная Вечеря, «священное событие великого четверга, которому предстояло жить в Таинстве Литургии, стать средоточием Церкви».  (А. Мень. «Сын Человеческий», 1988 г.)


 


Евангельское послание произошло во время традиционной еврейской пасхальной трапезы – Седер Песах. Странным представляется время проведения пасхальной трапезы – за сутки до пасхального вечера 14 нисана. А. Мень объяснял это тем, что «Господь знал о предательстве, знал, что ему осталось быть на свободе меньше суток….».


Именно здесь, на Сионской горе, Иисус объявил ученикам о своей будущей кончине и о том, что один из учеников предаст его. Иуда колебался, выдавать ли Учителя, но Иисусу уже было ясно, к какому решению он придет, и он жестко приказал Иуде завершить свое дело. Тот не сказал ни слова, встал и вышел – так начался путь предательства Иуды Искариота.


Небольшая лестница в Горнице ведет наверх в комнату, которая традиционно связана с христианским праздником Пятидесятницы. Считается, что в этой комнате на апостолов сошел Святой Дух на пятидесятый день после воскресения Христа и на десятый день после его вознесения. Когда апостолы собрались вместе в этой комнате «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещать» (Деяния 2:2-4). 


На месте Горницы Тайной Вечери много раз возводились различные сооружения. В 1335 году сюда пришли монахи-францисканцы, которые идентифицировали Горницу Тайной Вечери непосредственно над могилой царя Давида, и место приобрело свое современное значение. В XVI веке турецкие правители Святой Земли превратили место Тайной Вечери в мечеть. С тех времен в помещении сохранились михраб, реставрированные витражи с надписями, прославляющие султана Сулеймана Великолепного и еврейского царя Давида, и небольшие лесенки. Одна из них ведет в нижнюю часть здания к могиле царя Давида, но дверь на этой лестнице практически никогда не бывает открытой.


Уже много лет продолжается тяжба между мусульманами и христианами по поводу того, кому принадлежит Горница. Сейчас принято поистине соломоново решение: контроль над Горницей Тайной Вечери осуществляет Министерство по делам религии государства Израиль.

К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера