АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Михаил Кузьмин

Взятое в абсолюте. Стихотворения

РАЗГРАБЛЕННЫЙ ИНДИВИДУАЛИСТ


 

Птицы, улетевшие на юг,
прихватили с собой
мои крылья.


Актер, сыгравший Гамлета,
присвоил
мои жесты и мимику.


Пожарный, размахивающий огнетушителем,
справился
с блеском моих глаз.


Философ, ответивший
на основной философский вопрос,
украл у меня надежду.


Чиновник, закончивший следствие,
похоронил мое имя
в деле номер 540.




ВЗЯТОЕ В АБСОЛЮТЕ


 

На необитаемом острове
мне не хватает книг,
в Гималаях — головокружения.


На рассвете
мне не хватает улыбки
и знаков препинания
в угрызениях совести.


В лотерее мне не хватает пророчеств,
в припадке ярости — статуса-кво,
на крыше — солнышка
и пуговицы на пиджаке.


Стою в очереди и спрашиваю:
— Хватит ли огурцов?
— Нет, — отвечает
пьяная продавщица.



* * *

 

Программный смех
над самим собой
ему был не засчитан.
И в довершение всего
его сняли
с международного конкурса
«Самоирония-2017».
За что сняли?
За то, что стоял
перед зеркалом
и смеялся
над своим отражением,
а не над самим собой.




РЕКВИЕМ НЕЖНОСТИ


 

Я подсунул свою ладонь
под невидимый твой затылок
под прозрачной твоей щекой
спрятал крылья воспоминаний
мысль уснувшую позавчера
заморозил твоим подбородком
…………………………………..
…………………………………..
И бессмертья чистую страницу
разорвал на твоих глазах




АУКЦИОН


 

Уравнение
с одним неизвестным...
Уравнение
с двумя неизвестными…
Уравнение
с тридцатью тремя неизвестными…
Уравнение
с десятью миллионами неизвестных…
Продано —
за десять миллионов!



* * *

 

Люблю тебя задним числом
прошлогодним снегом
увядшими цветами
утраченной наготой
переваренными объятиями


Люблю тебя книгой
возвращенной в библиотеку



* * *

 

Вечер
Ночь
Утро...
Неужели,
это тоже
любовный треугольник?



* * *

 

увенчанная зеленым чертополохом
согретая лекарственной улыбкой
начищенная до блеска медных пуговиц
опущенная на дно воспоминаний
и никем неразгаданная
ты прекрасна,
                        о, моя головная боль!




МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ТЕАТР


 

Пьеса, идущая
с постоянным аншлагом,
называется очень просто:
«Форма и содержание».
В роли формы —
пространство,
в роли содержания —
само время.
Все билеты проданы
на несколько тысячелетий
вперед.



* * *

 

Мыслить —
это распределять
свет.
На одно слово
направить
больше света,
на другое — меньше.
А третье — и вообще
оставить
в тени.




СТРЕМЛЕНИЕ К ПОКОЮ


 

В день который пришел
понедельником
и ушел понедельником


В час который назначил
расставанье
и простился без слез


В миг который увидел
смерть
и захлопнул книгу


Я все еще размышляю:
сбрить мне бороду
или сжечь корабли



* * *

 

Когда зрители,
пришедшие в театр,
начинают аплодировать
еще до начала спектакля,
то это значит, что они
просят актеров
беречь их время
и не опаздывать
с появлением на сцене.
И когда актеры,
еще находящиеся в гримерках,
слышат аплодисменты,
они быстро-быстро
выходят на сцену
и кланяются так,
как будто бы они
уже сыграли
всю пьесу целиком —
от пролога
до эпилога.
И счастливые,
но не уставшие,
они расходятся
по домам...




ОТВЕТЫ НА АНКЕТУ


 

И хотя храм Артемиды в Эфесе
давно сожжен
Геростратом,
я не посмел бы его поджечь.


И хотя Бастилия
давно разрушена
восставшим народом,
я не посмел бы ее разрушить.


И хотя Рубикон
давно перейден
не одним поколением героев,
я не решился бы его перейти.


И хотя вопросы
были несложными,
именно я
испугался подвоха.



* * *

 

Прошлое — не вспоминаем...
Будущее — не прозреваем...
Так и живем —
в вечном настоящем...



* * *

 

— Почему
свои стихи
вы никогда не читаете
вслух?
— Они не предназначены
для чтения вслух.
— Я что-то ни разу не видел,
чтобы вы просто так
(исключительно про себя)
читали свои стихи,
держа перед собой лист бумаги,
на которой вашей же рукой
что-то было бы написано…
Что-то легкое и очень поэтическое...
— Мои стихи для этого
тоже не предназначены,
поэтому я их и не читаю —
даже про себя.
— И за сочинением
поэтических строк
я вас, уж простите,
ни разу не видел.
— Мои стихи и для этого
тоже не предназначены.
Легко догадаться,
что я их никогда и не сочиняю!
— Что же тогда делают
ваши стихи?
— Просто существуют.
Точнее говоря,
пребывают в этом мире.
— Но их же
никто не видел,
никто не читал,
никто ими
не восхищался…
— Очень хорошо.
Настоящие шедевры
в этом
и не нуждаются!




Из цикла «перечитывая классику»
 
* * *

 

философ
нам изобразил
глубокий обморок познанья…



* * *

 

Жалеем
только Сизифа,
вкатывающего
камень в гору.
А камень —
нам не жалко...



* * *

 

Эпоха бикини...
А цивилизация?
Цивилизация декольте!



* * *

 

Я мыслю,
следовательно,
существую...
А если я
не мыслю,
то
что делать?
и
кто виноват ?



* * *

 

А если бы слова
имели
строго
фиксированный вес?
Скажем,
слово из пяти букв
весило бы 50 граммов,
из десяти — 100.
Тогда каждый
ворочающий
во рту слова
(и взвешивающий их)
мнил бы себя
Демосфеном
или Миком Джаггером.
А гипербола Маяковского
«изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды»
превратилась бы
в простое
арифметическое действие.



* * *

 

Когда письмо
наконец-то узнало,
что оно
неотправленное,
оно тут же отправилось
в кругосветное
путешествие…



* * *

 

Можно ли
так
повернуть
события,
чтобы они
прямиком
двинулись бы
в АРХИВ,
не останавливаясь
на станции
под названием ИСТОРИЯ ?



* * *

 

Я
не помню
чудное мгновенье.
Не помню,
не помню,
не помню...
Правда,
долгое время
помнил.
А
теперь
забыл.
Думаю,
что
навсегда,
навсегда,
навсегда...
А
не чудное
мгновение
все
еще
помню...




ПОИСКИ НАЗВАНИЯ


 

старик и снег
старик и лед
старик и пломбир…
старик и капля
старик и рюмка
старик и кружка…
старик и ваза
старик и бочка
старик и аквариум…
старик и фонтан
старик и пруд
старик и водоем…
старик и озеро
старик и река
старик и океан…
эс тэ рик
и
аш два о
Астерикс и море
Astérix et la mer



* * *

 

Конец цитаты
Начало цитаты
Цитата
преподносится
читателю
в обратном
порядке
И в таком виде
она
запоминается
на всю жизнь




из цикла «Русский язык как иностранный»
 
ДИКТАНТ


 

И хотя в Римини
у них совсем не было времени,
они успели купить
в одном тихом магазинчике
по комплекту итальянского знамени
и по паре
старинного сицилийского стремени,
а также поговорить с продавцом
об особенностях одного древнеримского племени,
павшего под бременем
тирании —
с точки зрения историка Тита Ливия…



* * *

 

Это у лилипутов
такой девиз:


«Ни дня без строчки,
ни ночи — без рифмы».
У великанов
свое представление
о плодотворном сочинительстве:


«Ни дня — без тетралогии,
ни ночи — без мыльной оперы».




В РАЗНЫХ ИЗМЕРЕНИЯХ


 

Пришел в гости
больше чем поэт.
Прочитал вслух
больше чем стихотворение.
Меньше чем читатели
в пух и прах
раскритиковали
меньше чем перформанс.
Больше чем поэт
обиделся
и выстрелил себе
в голову
из
меньше чем пистолета...



* * *

 

Действие
его нового романа
разворачивалось
между строк
уже написанного...
Это было
реальное зазеркалье.




ТЕАТР ТЕНЕЙ


 

Семья кообов
выиграла по лотерее
полностью укомплектованный
актерский гардероб
к известной шекспировской пьесе.
Глава семейства
надел костюм
короля Клавдия.
Хранительница очага кообов
облачилась в одежды
многострадальной
королевы Гертруды.
Дети поделили между собой
костюмы
Полония,
Лаэрта,
Офелии,
Горацио,
Гильденстерна,
Розенкранца,
Фортинбраса
и даже его солдат.
И только костюм
датского принца Гамлета,
напоминающий
пойманного призрака,
остался лежать в сундуке.
Никто к нему не притронулся…
— Случилось непоправимое, — трагическим голосом
возвестил глава семейства кообов.
— Пути назад больше нет.
И он стал разливать
отравленное вино
в средневековые бокалы…
Бокал Гамлета
он осушил
последним,
когда все остальные
уже закончили
играть свои роли…



* * *

 

На смену
обычным временам года
рано или поздно приходят:
гротескная осень,
абсурдная зима,
парадоксальная весна
и глупое лето...



* * *

 

— Эй, красавчик, ты кто?
— Как кто? Я сатирик!
— Не может быть, сатирики не бывают такими красивыми!
— Не бывают, потому что я — первый в мире
сатирик-красавец...
— А чем конкретно ты занимаешься, сатирик-красавец?
Сатиры, наверное, сочиняешь?
— Нет, я пишу красивые лирические стихи,
но выдаю их за самую настоящую сатиру.
— И как, удается?
— Конечно! В этом, собственно говоря, и заключается
мое ноу-хау!



* * *

 

Не забудьте
поставить точку
в начале стихотворения,
и тогда краткость
станет вашей музой!



* * *

 

он еще только
сеет
разумное,
доброе,
вечное...
и уже точно знает,
каким будет
урожай
запретных плодов!



* * *

 

Между поэтом и музой
огромное мусорное поле


затасканных,
заношенных
и даже мертвых метафор.


По этому полю
вся в слезах ходит-бродит муза,


пытаясь хоть что-нибудь оживить,
освежить,
реанимировать...


И если ей
это удается сделать,
то она, радостная и счастливая,


бежит к своему любимому поэту,


пребывающему в творческом кризисе
аж с конца XX века!



* * *

 

С теми, кто не видит
синяков на небе,
я не говорю
о современной живописи.


С теми, кто не слышит
стонов мыслей,
я не обсуждаю
философских проблем.


С теми, кто не чувствует
бессилия слов,
я не пою
в хоре.


С теми, кто не догадывается
о моем существовании,
я не живу
в одной галактике.



* * *

 

очень одинокие буквы
и совсем
о.д.и.н.о.к.и.е. б.у.к.в.ы.




МАЛОТОРЖЕСТВЕННАЯ ОДА


 

О, робость,

как быстро ты расстаешься с детством…


О, покорность,
как редко ты сжигаешь мосты…


О, смирение,
как легко ты философствуешь…


О, дисциплина,
как великолепно ты командуешь!..


О, рабство,
как тебе удается делать всех счастливыми?..

 

К списку номеров журнала «ЗИНЗИВЕР» | К содержанию номера