АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Наталья Асенкова

О поединке князя Мстислава с Редедей. Взгляд на русскую историю

Памятникдревнерусской литературы « Слово о полку Игореве»в течениемногих столетийвызывает живой интерес не только литературоведов, историков,художников,поэтов и писателей,но и учителей русского языка и литературы,вечно желающих привить учащимся любовь к отечественной словесности.Именно«Слово»,созданное неизвестным автором,доносит до современного человека из глубины веков не толькосамое понятие о героизме воинов,выступивших в поход против заклятыхврагов, половцев,но и ставит вопрос весьма наболевший и в наше время-вопрос об уместностинеоправданногосмертельного риска в битве сзаклятым врагом.Удивляет и через века смелость автора,которыйсоздал поэму не о победе русского войска,но о поражении его.В своих рассуждениях я не буду касаться всего мужества воинов войска Игорева и его личной храбрости, посколько это никак не входит в мою задачу. Но говоря об этомдревнерусском памятнике,я хочу в некотором роде представить на вид читателю моё личное алиби,поскольку помню ту страшную ситуацию в жизни казахстанского поэта Олжаса Сулейменова,котораявозникла вокруг него в связи с публикацией его книги « Аз и Я» , где была высказана поэтом вполне обоснованная точка зрения на стилистикупамятника.Олжас Сулейменов увидел в тексте множество тюркских слов и фразеологизмов,которые он сумел остроумно расшифровать.Разумеется,в его книге прослеживается инекоторое сугубо личное отношение к « Слову»,что дало повод кликесильных мира сегонанести удар по книге Сулейменова. Удар был почти смертельный-Олжас был обвинен в написанииантирусскойкниги.Поэт был обвинен почти в государственной измене,и если бы за него не заступилась республиканская власть,во главе с Кунаевым,то неизвестно ещё,чем бы закончилась такая жестокая травля поэта,начатая с благославления академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.Желающих вникнуть в подробности этой печальной истории я отсылаю к уникальному эссе о дебатах вокруг древнерусского памятника литературы, написанном человекомс несколько забавнойфамилией, Федюлькиным Евгением,но зато представителем фантастически трудной науки физики и жителем элитарного научного города Дубны.Эссе называется«СКЛОКА о полку Игореве»,и оно,далеко не толькопо моему личному мнению,является неповторимым по ценности и смелости мыслей,высказанных в нём покойным автором, к сожалению, слишком рано покинувшим наш несправедливый мир.

 В мою задачу входитанализ поединка черниговского князя Мстислава,по прозвищу Удалой,с косожским воеводой Редедей,которого взял да изарезалупомянутый Мстислав в ходе поединка.Именно об этом поединке и глаголе зарезал чаще всего возникают горячие споры среди учениковсредней школы на уроках литературы.По своему личному опыту учителя литературы я знаю,что весьма трудно убедить иных спорщиков в законности употребления глагола зарезал,поскольку этот глаголпреобретает явный криминальный оттенок,когда речь идет о поединке людей.Можно вполне понятно употребитьглагол зарезать по отношению к животному и человеку,как-то:отец зарезал барана к приезду почётных гостей;соседи решили к свадьбе сына зарезать свинью и засолить сало и т. д.Бесполезно объяснять учащимся,что таков был обычай древности-прикончить врага после победы над ним.Глагол зарезал по отношению к побежденному Редеде никак не вписывается в ореол справедливости в голове учащихся даже при кратком упоминании древнегопоединка в « Слове о полку Игореве».Признаюсь,что и в головах далеко не всех учителей литературыэтот глагол воспринимается в качестве поэтического образа.И потому мы обращаемся к летописным свидетельствам и начинаем там отыскиватьответы на свои сомнения.Учитель всегда чувствует, если ученик воистину прав!И убедившись в употреблении летописцем глагола зарезалв описаниипоединка между Мстиславом Удалым и воеводой Редедей,мы начинаем ещё более сомневаться,и в горячем желании успокоить свои подозрения в честности летописца,опираясь на знания о переписывании истории России и своеобразном патриотизме ученых Института Марксизма - ЛенинизмаАкадемии наук СССР,а также о вмешательсве в архивные дела работников госбезопасности,мы обращаемся к живописи,следуя заветам Н. Заболоцкого:

 

Любите живопись,поэты!

Ведь ей единственной дано,

Души неведомой приметы

Переносить на полотно.

 

Поединок князя Мстислава с Редедей изображен на картине Николая Рериха,созданной художником в 1943 году,а такжена картине Иванова Андрея Ивановича «Единоборство Мстислава с Редедей».О последней картине, написанной в начале 19 века,я не стану упоминать,поскольку она вообще никак не проливает свет на действительные события легендарного поединка,и написана в в духе прославления христианства,поскольку Мстислав,согласно летописи, призвал на помощь в борьбе с Редедей святую Богоматерь.Картина эта красивая,безусловно,выполненная в лучших традициях высокого искусства. Я не отрицаю её достоинств. Но в поисках правды о единоборстве Мстислава и Редедилучше обратиться к картине Рериха.Вот эта картина именно заставляет зрителя задуматься об употреблении глагола зарезать. Не обращая внимания на аннотации к этой картине, прославляющие патриотизм Рериха,можно рассмотреть это полотно под другим углом зрения.Большой Художник видит мир иначе,чем обыкновенные люди.Рука художника переносит на полотно невидимую жизнь его идей! Как же изобразил Мстислава Удалого автор мистической живописи,прославленный Николай Рерих?Перед зрителем всего два человека,два борца, Мстислав и Редедя.Мстислав-это рыжий долговязый человек,чьё лицо скрыто от зрителя. Видна лишь крохотная острая и ядовитаябородка да маленькая голова, непропорционально торчащая на голых хлипких плечах. Фигура Мстислава,вскочившегона кочку,выглядет совершенно провокационно в своих нелепыхполосатых штанах с рыжими полосками.И гадливовыглядет его ловкая рука,готоваяв следующую секунду выхватить посапожный нож, тооружие бандита,которое и решит судьбу Редеди.Нолицо жгучего брюнета Редеди спокойно.Оно обращено к зрителю.Нет ни тени сомнения в своей правоте на его лице. Редедя продолжает держать Мстислава своими крепкими мускулистыми руками.И будто ждет он,Редедя,своей участи. Будто знает о своей гибели и готов принять еёот своего бывшего друга,которого он хорошо знает!...

Картина Рериха наводит зрителя ещё на одну мысль. На картине Редедя выглядет какбоец смешанных единоборств.Николай Рерих,проживший долгое время в Индии,безусловно наблюдал такие поединки и,разумеется,знал о том,что приемыборьбы Каратэ и Дзюдобыли давно известны среди народов Востока.Исходя из этой картины Рериха,я пришла к мысли о том,что художник прав-легендарный силач Редедясчитался непобедимым именно потому,что владел приёмамивосточных единоборств,поскольку первым предложил Мстиславупоединок без оружия.Наверное,такие поединки были для Редеди давно делом привычным.Такое может предложить только человек,уверенный в себе. Редедя точно знал,что вряд ли кто-тоиз стана русских воинов владеет приемами восточной борьбы.Однако, обговорив с читателями этой статьи моё собственное алиби,как человека от рождения русской национальности, согласно моей метрике,о чем свидетельствовал также мой молоткастый, серпастый советский паспорт,от которого ленинградские власти заставили меня отказаться при переезде нашей семьи в Америку,я осмелюсь в связи с живописью Рериха процитировать строкиР. Киплинга:« Запад-есть запад,Восток-есть восток,и вместе им не сойтись...»

Но в последнее время,благодаря невероятным усилиям профессора Алексея Клёсова,явилась на свет и стала необычайно популярнойновая наука ДНКгенеалогии,котораявлила свежую струю исторической правды о проникновениилюдей русской национальности далеко на восток в Индию,и на западв Америку,поскольку профессор Клёсов доказывает,чтокоренные жители американского континента,индейцы,никто иные,как древние народы Сибири,которые проникли в Америку, спасаясь бегством от варварского нашествия монгольской орды Чингизхана. Мнение профессора Клёсова по многим вопросамнауки ДНК генеалогии звучит вполне убедительно. Другое дело,что профессор Клёсов в азарте увлечения своими научными достижениями вдруг отвешивает по адресу некоторых групп людей,а именно,по адресу русского дворянства, комплименты,мягко говоря,невежливые.Повествуя о своем благородном происхождении из боярского военного рода Клёсовых,профессор публично заявил,например,что дворяне-это челядьпри боярах,поскольку бояре- главнее,извиняюсь за коварный словесный образ.Но япри этом помню,вопреки мнению уважаемого профессора Клёсова,что к дворянскому сословию принадлежалиПушкин,Лермонтов,Некрасов,Тургенев,Достоевский,и даже графЛев Николаевич Толстой.Неужелиименно этих людейпрофессор Клёсовдержит за челядь?Да помилуй мяБог, помилуй мя!...

Вспоминаетсяневольно роман мальчика Михаила Лермонтова (следуя высказыванию Льва Толстого-если бы был сейчас жив этот мальчик, не надо было бы ни меня,ни Достоевского!), - итак, вспоминается мне роман«Герой нашего времени», где интеллектуальный Печорин в разговоре с недалёким Максимом Максимовичем,впрочем,доблестным военным служакой,молчаливо припомнил в связи с высказыванием штабс-капитана обангличанах,как о нациипьяниц,одну московскую барыню,которая утверждала,что Байрон никто иной,как просто пьяница... Меня радует,что гениальныйМихаил Юрьевич Лермонтов,навеки оставшийсясамым молодым врусской литературе изроманистов,имеет тоженекоторое отношение к поединку Мстислава и Редеди. Это он описал небольшой город Тамань, то есть бывшуюсредневековую столицу этого края,легендарную Тмутаракань. Живописный портовый город Тамань существует по сей день в Краснодарском, весьма плодородном и урожайном крае бывшего славного и могучегогосударства СССР.

По линии своей родной бабушки Марии Федоровны Кашкарёвой, по мужу Очаповской, матери моей мамы Надежды Владимировны Очаповской, в замужестве Хайленко,я,Тамара Александровна Хайленко,по литературному псевдониму Наталья Асенкова,принадлежу к одной из ветвей русского дворянского рода Кашкаровых, которые, согласно многочисленным живым рассказам родственников и соответствующих документов,ведут свой род от косожского князя Редеди.Потому меня лично давно интересовал вопрос о моральном облике моего предка Редеди и обстоятельствах его гибели в поединкес Мстиславом. Я знаю,что вокруг иного человека, бывает, порой складываются целые легенды,имеющиевесьма зловредный умысел.Примечательно,например,что изначальная фамилия древнего рода Кашкаровых была искажена в одной из ветвей его и превратилась в фамилию Кашкарёв,которую и носил отец моей бабушки Фёдор Кашкарёв. Фамилия эта была искажена в результате грустной истории, произошедшей с Михаилом Алексеевичем Кашкаровым 6 марта 1789 года.Михаил Алексеевич в молодости начал службу простым сержантом в Апшеронском пехотном полку,потом был переведен в Курск и Азов. Он вышел в отставку с произведением в поручики,то есть в небольшом совсем военном чине. Был он женат на некоей Полинарье Ивановне и жил в самом захудалом и бедном крае России,в Мордовии.В отставке он проживал в своем бедном имении в Акшенасе,и здесь-то и настиг его крепостных людей несчастный случай.Двое крепостных,дворовый человекПавел Антонов и крестьянин Иван Антонов молотили хлеб,и во время сушения его в господских овинах спустились погреться в овинную яму.Овин загорелся,и они задохнулись,не сумев выбраться из овинной ямы,поскольку были закованы в колодки. По факту смерти крепостных людей Михаил Алексеевич попал под суд.Дело было громкое,и тянулось почти год. Только в сентябре 1790 года суд состоялся. Михаил Алексеевич написал прошение на высочайшее имя и представил в суд факты,доказывавшие клевету,возведенную на него,как на помещика,виновного в угнетении крепостных. Я думаю,что он указал имя человека,который возвел на него клевету. Повопросу о крепостных Михаил Алексеевич пояснил,что погибшие крепостные были беглыми,арестованы и пойманы,и должны были идти служить в рекруты,чтобы искупить свою вину. Суд оправдал Михаила Алексеевича Кашкарова в связи с недостаточностью улик.Несомненно,что чья-то очень сильная рука вытащила провинциального и небогатого барина из этой истории. Думаю,что суд был прав,поскольку Михаил Алексеевич служил,будучи в отставке, на выборных должностях, сначала по выбору саранского дворянства частным смотрителем уезда,а потом с 1780 года был заседателем в Верхнем земском суде по выбору троицкого дворянства.Люди не выбирают ничтожных персон на такие должности. Выходит и так,что Михаил Алексеевич отлично знал законы и вряд ли мог их нарушать. Мафия,которая возвела на него клевету,тем не менее оказалась отнюдь не слабой тоже. Возможно,что тучи собрались над Михаилом Алексеевичем по вине его супруги Полинарьи Ивановны. Она отличалась жестокостью по отношению к крепостным девушкам.Михаил Алексеевич глубоко разочаровался в своей супруге,ревность которой к крепостным девушкам вполне могла иметь основания.Михаил Алексеевич скончался в конце 1830 года.И к 1850 году никого из его потомков,Кашкарёвых,не осталось в в Акшенасе и его окрестностях.Наследники, совершеннонесправедливо оболганные,спешноуехали от стыда подальше из родовых,хотя и бедных деревенек куда–то в другие края. К этому клану наследников принадлежал и мой прадед Фёдор Кашкарёв, почти отказавшийся от переписки с роднёй.Конечно,иногда писал краткие письма, извещая совсем немного о своей жизни,как говорится,только от и до.Но не более того! Перестал доверять многочисленной родне и, совсемзамкнувшись в гордости,из больного своего самолюбия не просил помощи у богатых родственников. Понятно, что на это у него были весьма веские причины...А в народе эту ветвь древнего русского рода окрестили кличкой Кашкарёвы, вероятно по причине криков игромких ссор в барском доме Михаила Алексеевича и его жены Полинарьи Ивановны.Деревня Акшенас- Кашкарёво (Рузаевского района Мордовии) прекратила свое существование за отсутствием жителей только в 1990 году.Дремучие здесь цвели слухи до самых наших дней!..

Интересуясь этим предком,подарившим наследникам своим искаженную фамилию Кашкарёв, я в своих личных беседах с Юрием Владимировичем Кашкаровым,редактором американо–русского журнала «NewReview»,пришла к выводу о несомненности факта существования сильных мира сего, стоявших за этой печальной историей. Вероятно,это было одно большое семейство,члены которого и помогали и били небогатых,хотя и очень древних Кашкаровых. И такое высокое семейство было,разумеется,очень богатым и носило фамилию князей Апраксиных. Именно древность рода Кашкаровых вызывала чувство зависти у рода Апраксиных,утверждавших,что они являются родственниками Кашкаровых по татарскому (монгольскому!) предку Солохмиру,выходцу из Золотой Орды,от которого и начинается род Апраксиных.Меняособо остро заинтересовали эти умозаключения.Интересно,что Н.М. Карамзин,утверждал,что Редедя вовсе не косожский князь, а происходит их касайской орды(казахской орды,согласно современному русскому языку).В своих поисках правды о Редеде я решилась оправить на исследование в американскую лабораторию ДНК генеалогии свои биологические данные. И ответ пришел в том виде,в каком я и ждала его-действительно в моем ДНК обнаружены очень маленькие проценты древних монголов и якутов, а также индейцев американских,чем подтверждается правильность тезиса профессора Клёсова о проникновении народов Сибири в Америку.Подтверждается также правдивость Карамзина о происхождении Редеди из касайской орды. Но вопрос остается открытым - к какому древнему народу принадлежалРедедя , погибший в 1022 году в окрестностях античного города Тмутаракани и считавшийся воеводой косожских (адыгейских и черкесских !) полков?И почему вообще состоялся этот странный,по меньшей мере, поединок?Этот поединок нашел отражение в адыгейском фолклоре,и до сих пор в окрестностях города Таманиотмечается спортивный день Редеди,когда происходят соревнования по классической и восточной борьбе среди мастеров этих видов спорта. Праздник происходит отнюдь не в память Мстислава,хотя он является победителем. Но вфольклоре осталась и живет память о борце Редеде...

 О легендарном поединке есть научная статья С.А Цыганкова,которая опубликована в «Вестнике Санкт-Петербургского университета»,2008 г.Вып4, часть 1. Статья называется « Поединок Мстислава с Редедей и его отражение в фольклоре». Из этой интересной статьиследует,что в фольклоре адыгов утверждается,что Редедя вовсе не был воеводой у адыгов,а был обыкновенный,как и другие,хороший князь села... Есть также и мнение,что он былбоец, очень сильный физически. И предложил он своему бывшему другу и соратнику в походах Мстиславу для поединка выбрать из русских воинов тоже сильного бойца,который мог бысойтись в личной борьбе с ним без оружия.И тем решитьмирным путем исход возможной войны между косожскими и русскими полками. Зачем втягивать в битву целые полки воинов,если можно договориться о мире в ходе победы в чисто спортивном,молодецком состязании?Но Мстислав,хитрый и коварный, вышел на поединок сам...

 Есть среди адыгейцев песня о герое -Редеде... Но о Мстиславе песни народной нет. Значит,не заслужил её князь. И не случайно глагол ЗАРЕЗАЛ навеки остался в летописи ипоэтическом « Слове о полку Игореве».Данные фольклора и летописей подтвержадаютфакт существованиясписка «Слова»,сгоревшегов московском пожаре вместе сдругимидокументами и летописными сказаниями из библиотеки графа Мусина-Пушкина.«Слово» вовсе не подделка, что и доказывает факт поединка между Редедей и Мстиславом.

 Теперь я позволю себе высказатьмою версию о поединке Мстислава и Редеди.

Задумываясь о Редеде,мы смоим родственником Юрием Даниловичем Кашкаровым,обсуждали семейные и родовые предания.На основании этих долгих личных бесед в комнате редакции солидного журнала, придавшей мне уверенность в своих творческих силах,я сформулировала свою версию о поединке и жизни славного Редедида и Мстислава тоже,как людейэпохи раннего русского христианства. Я думаю, что Редедя по своей национальности был якутом, которому в ранней юности, если нев детстве, удалось каким-то образом научиться приемам восточных единоборств. Я думаю,согласно утверждениям профессора Клёсова о миграции народов Сибири в далекую Америку,что путь этих народов не миновал островов Японии,и наоборот-японцы тоже вполне могли решиться посетить Сибирь.Утверждение Карамзина о происхождении Редеди из казахской орды не совсем верно, но почему бы молодому Редеде там было не поселиться или, например,не завести там себе прекраснуювозлюбленную и даже жену и ребенка?Другое дело,что древние орды совершали набеги на другие кочевые народы и племена в целях добычи. Это была обыкновенная борьба за выживание. И мы,возможно,не в праве их осуждать за такую борьбу. Но жизнь Редеди не сложилась,он не остался в казахской орде.И скорее всего именно потому, что не был казахом,не знал обычаев и традиций этого народа. Скорее всего и семью он потерял,если у него таковая была на заре его туманной юности. Но он владел приемами восточной борьбы. Потому его тянуло из орды на волю,в нем кипела удаль и молодой задор. Погуляв по степи и победив в смертельных поединках многих силачей,лихой Редедя в своем азарте борьбы зашел слишком далеко. Я думаю,что спортивная борьба представляла для него самоцель,в нем росла гордость спортсмена , и даже женщиныне смогли его удержать!Спасаясь,скорее всего,от мести родственников убитых им и побежденныхдревних витязей,в том числе и русских,что ясно,Редедя оказался в Тмутараканской округе.Условия жизни там были для него подходящие,торговляразвивалась, и адыги боролись с русскими князьями запервенство в экономическомпроцветаниибойкого портового города.Редедя,убедившись в юности в честности и силе русских бойцов,решил встать на сторону адыгов,но решить вопрос с русским воинством мирным дипломатическим путем.Проще говоря,онне отказался совершать набеги на половцев и хазар вместе с войсками Мстислава.Как человек не жадный и совсем не меркантильный,он разделил добычу между собой и Мстиславом,отдавая князю бОльшую часть. Да и был он старше Мстислава,судя по всему,и жизнь Редедю достаточно потрепала.Найдя пристанище среди адыгов и заслужив уважение косожских полков,Редедя обзавелся семьей,и выросли у него два сына.Настоящие их имена неизвестны,но есть свидетельство,что при крещении они получили русские имена-Юрий и Роман. И все было бы так прекрасно, если бы не Ромео и Джульетта! Да, она произошла,эта старая история,и расцвела любовь между юным Романом, сыном Редеди,и юной дочерью Мстислава,русской красавицей Татьяной,с её русскими, задумчивыми серыми глазами и длинными русыми косамис красной лентой в них. Как не влюбится в такую девушку молодому воину из косожского,черноволосого и смуглоговойска!И,поговорив с отцом и заручившись его согласием,смелый пареньрешилобъявить всемимя своейневесты...

 Браки совершаются вот уж точно -на небесах!У адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина не было,к примеру,детей,рождённых в законном браке.Адмирал Апраксин был моряком, а жизнь тех, кто в море, за которых поднимала тост певица София Ротару,тоже отличается от жизни рядовых обитателей. Море зовет на берег,где продают свою любовьсвободные от всяких обязательств красивые женщины,с которыми и утешаются моряки. Но адмирал,по своему высокому рангу принятый вкругах карельской и финской помещичей аристократии,должно быть имел возможность немного пошалить с какой-нибудь бедной,но сговорчивой финской горничной. Адмирал Апраксин многие годы провел в Карелии и Финляндии.Вероятность того,что он стал отцом внебрачной дочери от молоденькой девушки финской национальности,просто стопроцентная.Адмирал скандала не хотел и, спустя время, выдал замуж свою юную внебрачнуюдочь за кого–то избедных,но славных и древних Кашкаровых. Ну, дал в приданое бедную деревеньку глухого Мордовского края. Отломил кусочек от пышной краюхи государственного хлебца!...Может быть и жестокая Полинарья Ивановна унаследовала от своей финской бабушки или тетки и эту деревеньку, и свой крутой ревнивый нрав.Но репутация её в невестах была хорошая,и потому снова один из наивных Кашкаровых решил жениться на ней. И уговаривали его к тому богатые его двоюродные и троюродные братья из рода Апраксиных. Когда же сгустилась клевета над Михаилом Алексеевичем, он пошел по тем же адресам искать защиты у богатых и сильных Апраксиных.А кто из них мстил ему за древность рода,а кто ему верил и помогал-дело тёмное...

Всё счастье и несчастья человеческие связаны всегда тесными узами с родными людьми. Многочисленная родня наша состоит из людей разных, простых и сложных,с высокими амбициями,но бывает,что и с грубым характером и с явно ограниченным кругозором. Что поделаешь,всё равно – родня! Неожиданно для меня,ДНК генеалогиивыловил у меня в органике финский ген!Откуда он взялся? И я поняла,наконец,откуда.В течении моей восемнадцатилетней работы в ленинградских школах,целых два педагогических коллектива утверждали в один голос,чтоя похожа лицом на актрису Людмилу Гурченко,причем именно на постаревшую Гурченко.Мне и самой в те годы тоже бахнуло к сорока! А ведь я и не замечала своих лет,среди школьного вечного шума... Стараясь не отстать от жизни,ячастенько высветляла свои каштановые волосы подходящей краской, следуя ленинградской моде на блондинок. Учителю положено держаться и иметь зоркий глаз. Хотя я, лично, не находила в своем лице особенного сходства с известной актрисой, но мне запомнилось это мнение моих коллег.Сейчас я прочла в интернете,что Людмила Гурченко происходила из рода Шереметьевых,которые состояли в кровном родстве с Апраксиными.Значит, через мою родовую ветвь рода Кашкаровых и через Людмилу Гурченко прошел один и тот жеген заметного рода Апраксиных. Один из них,Степан Степанович Апраксин,в чьем особняке размещается и поныне Министерство обороны России,очень похожчертами своего лица,поворотом головы на своем портрете, всем своим довольно ярким обликом,на мою маму Надежду Владимировну Очаповскую, по моему отцу-Хайленко. Нет, браки точно совершаются по загадочному, необъяснимому, мистическому сплетениюпутей исудеб человеческих!..

 Наверное,Редедя не ожидал отказа от своего фронтового друга,а то бы не засылал своих сватов!Мстислав и думать не хотел о таковском зяте!Он рассчитывал на брак дочери более выгодный,он искал богатого жениха!Должно быть,люди Мстислава напали на молодого воина Романа.Выждали злую минуту, подкараулили его ночью в степи,но сильный юноша сумел постоять за себя и свою невесту!Это ещё больше разозлило Мстислава. Примешалась и политика русских князей в борьбе с адыгами.Был бы предлог к нападению!..

Но для Редеди вопросо причинах нападения дружины Мстислава на косожское войско оставалсявопросом личным и семейным. Он помнил, что русский князь Мстислав,несмотря на алчность, был все-таки его соратник и друг,недостатки которого он оправдывал с высоты своего жизненного и воинского опыта.Хотя обидаРедеди за своего сына была,конечно,очень глубокой.И потомуРедедя предложил жестокие условия поединка.Победитель заберет себе имущество и семью побежденного.Пусть будет так!...

Понимая,что он сильнее Мстислава,Редедя тем не менее вовсе не желал смерти Мстиславу.Зачем убивать Мстислава -да ведь девка тогда не пойдет замуж за сына мово!...Редедя хотел мирного конца поединка.Войны он совсем не желал,отлично понимая, что во всякой войне жертвы неизбежны. Войско косожское спокойно наблюдало поединок,твёрдо уверовав в мирный исход вдруг вспыхнувшей войны! Я также предполагаю,что этот мир был бы заключен и со значительной суммой денег и драгоценностей со стороны Редеди, он бы и последние копейки отдал бы ради сына!Да и зная некоторую трусость со стороны Мстислава,Редедя предложил такие жесткие условия поединка,рассчитывая,что Мстислав откажется от такого поединка,и договор о мире будет немедленно решен.Но коварство Мстиславарешило исходтого поединка...

Несмотря на победу,князю Мстиславу пришлось тяжело.Косожское войско вступилось за погибшего Редедю и заставило Мстислава позаботиться об осиротевшем семействе достойного Редеди. И пришлось князю поселить семью Редеди на своей территории.Да и дочь Татьяна,обливаясь слезами,бросилась в ноги отцу,угрожая в море утопиться,потому что невозможен теперь брак с любимым Романом!Князь Мстислав старался верить в Бога, недавноприняв христианскую веру.И,как честный христианин,он должен был раскаяться в своем плохом поступке. И князь выбрал для себя раскаяние,правильно ориентируясь в сложившейся ситуации. Потому он предложил окреститься Роману, и этим дал согласие на счастье молодых.Такой поступок поднимал его личный авторитет в глазах косожского войска,с которым ему теперь пришлось бы иметь дело. Кстати говоря,неплохое дело, поскольку ему прибавилось отличных воинов!И теперь добычи, естественно, в будущих набегах на язычников тоже закономерно должно было заметно прибавиться,что князь Мстиславтоже быстро ипроницательно сообразил...

С точки зрения человека средневековья,каким являлся любой летописец на Руси,князь поступил разумно и прославил себя также тем,что начал строить в городе Чернигове Свято-Преображенский собор...

Сейчас в соборе,достроенном его потомками,покоится прах князя Мстислава.Могила его внезапно была обнаружена при строительстве жилых объектов в 60-е годы прошлого века. Беда в том,что в Черниговский государственный архив,где есть множество древних документов,относящихся ко времени жизни князя,доступ исследователям запрещён!Невозможно получить доступ кдокументам по истории России. Почему? На этот вопрос нет ответа. А ведь у истории,как известно,нет сослагательного наклонения. Не лучше ли заняться поисками истины?...

 Русские летописцы ставили перед собой именно эту задачу. И потому глагол зарезални один из летописцев не смог заменить на какой–то другой,например, на заколол или даже убил... Нет, летописцы были тоже христианами и, конечно, правдолюбцами. Как бы не было велико давление на них, правдоискателей, со стороны княжеской власти,стремившейся прославить самих себя,любимых,правды не скроешь.Она способна ожить и через целые века!..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К списку номеров журнала «МОСТЫ» | К содержанию номера