АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Вадим Наговицын

Великая мозаика российской культуры

Национальная литература как вид национального искусства демонстрирует внешнему миру дух нации, её культуру, ценности и самобытность. Это даёт возможность внешним народам лучше узнать тот этнос, с культурой которого они познакомились.

Люди, находясь в обществе, не могут не общаться и не взаимодействовать. Люди разговаривают, обмениваются мнениями, рассказывают о себе, расспрашивают других, знакомятся и узнают друг о друге достаточно, чтобы в дальнейшем выстроить мирное, нормальное сосуществование. Трудно представить, чтобы люди дичились, сторонились и молчком разбегались бы в стороны. Это противно природе человеческой. Такие люди, страдающие аутизмом, не способны к элементарному социальному поведению.

Так и народы! Народ, нация — это ведь просто большая семья. А семья — любая — не в вакууме обитает и не на острове изолированном. Семьи, народы, нации — находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, во взаимном общении — мирном, союзническом, враждебном или нейтрально-равнодушном.

Народы должны общаться между собой, и они делают это непрерывно. Один из основных способов общения — это обмен культурой. Каждый народ транслирует свою культуру вовне — внешним, другим народам. Есть, разумеется, культура для внутреннего пользования (традиции, обряды, верования, бытовая культура), но есть и значительная часть национальной культуры, которая обращена к внешнему миру. У каждого народа есть культура общения с инородцами, с другими, внешними, чужими народами. По этой культуре и определяется способность к взаимополезному взаимодействию.

Народы-изолянты избегают общения и демонстрируют враждебность к чужакам. Народы, демонстрирующие чужакам доброжелательность, получают в ответ доброжелательство равноценное и включаются в мировой созидательный процесс, получая от внешних то полезное, чего не хватало самим, и отдавая миру то, что востребовано внешними. Элементарные законы культурно-информационного обмена!

Искусство как часть культуры — это язык образов, передающихся музыкой, живописью, танцами, литературой, театром, кино, декоративно-прикладным мастерством; всё это — язык, с помощью которого народ общается с внешним миром. Именно национальная культура и национальное искусство являются той визитной карточкой народа, по которой сразу же определяется и отношение к нему. Национальные культуры разных народов, соприкасаясь, обогащают друг друга, ибо каждый берёт от другого самое ценное. И это происходило всегда и во все века.

С древних времён люди обменивались не столько материальными предметами, торгуя товарами, сколько культурой и предметами искусства. Ещё в досоветские времена культура Российской империи обогащалась культурой разных народов, вошедших в империю. Так же органично воспринималась культура и других стран (немецкая, французская, английская, персидская, арабская, китайская).

Историческая миссия Россия всегда и заключалась в том, чтобы объединять, обогащать и синтезировать универсальную человеческую культуру, понятную многим народам.

 

Что касается конкретно литературы. Российской литературе, если говорить об общегосударственном, имперском искусстве словесности, разумеется, нужна литература каждого народа, включённого в единое духовное пространство Российской империи. Просто не надо путать и смешивать понятия русского и российского. Русское — это то, что свойственно именно русскому народу как нации. А российское — это то, что свойственно именно имперскому государству Евразии, соединяющему народы на протяжении тысячелетий ради великой миссии удержания мира от разрушения и духовной энтропии.

Но даже если брать конкретно русскую национальную литературу, то и она всегда впитывала элементы словесного искусства соседних народов, начиная от элементарной словесной конвергенции и заканчивая синтезом обобщённых архетипических и сакральных образов.

Так же и русская словесность немало обогатила литературу всех союзных и сопредельных народов. Творческая химия, особенно словесно-метафизическая, не терпит вакуума и самоизоляции, она постоянно находится в реактивном состоянии взаимодействия и создания новых образных и смысловых структур. Это всё культурно-динамические процессы.

 

Риторический вопрос: нужна ли русской литературе, допустим, конкретно аварская литература? Конечно, нужна. Равно как и литература других народов. Разве Расул Гамзатов принадлежит только Дагестану или аварскому племени? Образы, созданные этим выдающимся поэтом, понятны и близки всем народам России, а ранее — СССР.

В советское время мы все читали книги серии «Дружба народов» (приложения к одноимённому журналу), читали произведения писателей из национальных республик, и эти книги прекрасно раскрывали душу народа, его культуру, ментальность и духовно-нравственное состояние. В зеркале национальных культур мы, русские, видели и своё отражение, сопоставляя, что общего и что отличного есть у всех нас. То, что было общим и близким нам, нас объединяло ещё больше. Но даже то, что было чуждо, давало нам повод лучше изучить и попытаться понять культуру и дух другого народа.

Русский мир, или русская цивилизация — это некая огромная духовная лаборатория, где идёт непрерывный процесс изучения, постижения, осмысления многосложности нашего мира, и именно здесь, в рамках этой цивилизации, идёт постоянный поиск и попытка построения прототипа будущего справедливого планетарного устройства — с многообразием культур и традиций, несущих в себе духовно-нравственные ценности созидания, миролюбия и развития, а не деструкции и уничтожения.

Поэтому в сложной мозаичной картине Российской империи есть место каждому элементу, сияющему кристаллику смальты, гармонично дополняющему своим духовным содержанием великую картину России, а не вносящему диссонанс чёрным цветом или пустой дыркой.

 

Приходится сожалеть, что пока ещё находятся люди, не понимающие высших замыслов Творца по гармоничному мироустроению и спешащие загнать свой народ в самоизоляцию для угасания в культурном аутизме. Видимо, только тот человек, который выводит свой народ на большой путь творческого соработничества вместе с другими народами, устремлёнными к светлому будущему (а оно обязательно будет светлым!), и может называться мудрым!

К списку номеров журнала «ДЕНЬ И НОЧЬ» | К содержанию номера