Станислав Секретов

Барабанные палочки. Выпуск шестой. «Все четыре стороны». Обзор одиннадцати публикаций в четвертых номерах литературных журналов за 2015 год

Одни апрельские номера «толстяков» оказались юбилейными или тематическими. Другие – откликнулись на актуальные вызовы времени. Сегодня в «Барабанных палочках», как и всегда, одиннадцать публикаций, но на сей раз попробуем рассмотреть не только прозу, но и очерки и интервью.

 

4-й номер «Знамени» получился особенным. За восемьдесят с лишним лет существования журнала было выпущено 1000 номеров. Этот – 1001-й. В нем собраны лучшие из лучших – произведения только лауреатов ежегодной премии «Знамени». Выбрать что-то одно невероятно сложно, поэтому придется ткнуть пальцем в небо. Рассказ Дениса Драгунского «Телефункен» – сжатая история жизни двух людей – Сергея Степановича и тети Нины. Сейчас они старики, но в конце сороковых их навсегда связал один «милый и глупый случай» – из тех, ради которых как раз и стоит жить.

На страницах 4-го номера «Дружбы народов» широко представлена литература Армении. Персонажи рассказа Ованеса Азнауряна «Автобус» долго и практически вслепую едут и никак не могут приехать в пункт своего назначения. В диалогах водителей и пассажиров автобуса сливаются бытовые и философские линии.

4-й номер «Иностранной литературы» объединен общей темой «Берлин – Москва: история по памяти». В центре внимания – немецкие мемуары. «Осеннее молоко» – так озаглавлен вышедший в середине восьмидесятых роман-бестселлер Анны Вимшнайдер, фрагменты которого печатаются в журнале. Книга воспоминаний простой крестьянки из Баварии о тяготах жизни.

История по памяти – и в 4-м номере «Смены». Очерк Светланы Бестужевой-Лады «Женское лицо войны» тоже посвящен жизни простой крестьянки. Но не баварской, а сибирской – Марии Бочкаревой, прошедшей Первую мировую войну.

В сдвоенном номере 3-4 саратовской «Волги» заинтересовал рассказ Анатолия Бузулукского «Хороший писатель». Его героиня Нина, убежденная, что плохой человек не может быть хорошим писателем, берет интервью у известного прозаика. Хороший он или плохой, Нина так в итоге и не сказала, увидев в писателе как недостатки, так и достоинства.

В новелле Олега Хафизова «Третий сон», пришедшей к читателю со страниц 4-го номера «Нового мира», как следует уже из названия, главенствует мотив сновидений. Как сны отражают события жизни, способны ли они быть вещими и, наконец, есть ли в них смысл? Об этом рассуждает Олег Хафизов.

Давно анонсированная книга Романа Сенчина «Зона затопления» уже вышла, но заявленная в ней тема судеб деревенских жителей не отпускает автора. В 4-м номере «Урала» опубликован его новый рассказ – «Морская соль». Героиня новеллы учит школьников разумному, доброму, вечному. Вот только этих школьников в крошечном поселке осталось всего ничего…

В разделе «Культура» 4-го номера журнала «Москва» продолжают печататься короткие заметки Михаила Попова «Ксеркс». Личные воспоминания, случайные мысли, оригинальные сравнения, цитаты из великих. Увлекательный набор, по сути, дневниковых записей, часто состоящих всего из одного абзаца, а то и предложения.

В 4-м номере «Невы» привлек внимание рассказ Игоря Гамаюнова «Божья кара». Пятидесятисемилетний мужчина, никогда не лежавший в больнице, внезапно там оказывается. Доктор сообщает, что умереть герою предстоит совсем скоро. В палате № 7 – еще трое таких же больных. И у каждого – свои взгляды…

Кстати, журнал «Нева» как раз отметил свой большой юбилей – шестидесятилетие. Интервью Евгения Степанова с главным редактором «Невы» Натальей Гранцевой вышло в 4-м номере журнала «Дети Ра». Несмотря на трудности, «Нева» продолжает существовать и открывать новые имена.

4-й номер журнала «Русская жизнь», выходящего на литературном портале «Мегалит», открывается новеллой Владимира Лорченкова «Бывший». Писатель из Молдавии, наблюдая за тем, что в последние полтора года происходит на Украине, говорит об опасностях евроинтеграции.

К списку номеров журнала «БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ» | К содержанию номера