АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Алла Зиневич

[ГНОЗИС]: Воскрешение Средневековья 1

NB! - чтобы иметь более верное понимание этой работы "Мегалит" рекомендует скачать пдф-версию журнала

Из двух великих культур
Мне хочется сделать одну.
Группа «Сплин».
Моей живой Беатриче

Предисловие к циклу статей.

Воскрешение Средневековья.

Предсказанное Бердяевым, чаемое Эллисом, предреченное прерафаэлитами.
Наша страна словно Италия семь-шесть-пять веков назад. Они нуждались в едином государстве и языке, мы –  в едином стиле и идее, но не тоталитарных, а как ветвящихся, теущих. В чуде. Если сестры чудо и зеркало, mirari, mirabiliа и miroir, именно самое удивительное в эпохе должно быть отражено и преображено.
Средневековье с его идеалами и образами не меньше, а может и больше заслуживает возрождения, чем Античность с ее красотой и мифами.
Античность вернулась через столетия, пережив ряд предвозрождений. То же суждено и Средневековью. «Федот, да не тот»: возрождение=возрождаемая эпоха+/-черты «эпохи отталкивания»+ черты современности, к которой, словно к дичку, прививает себя благородная старина. И воскресает.
Третье нынче – это виртуальность и техника. И то, что уничтожается псевдоромантический разрыв между возвышенно-идеальным и низменно-земным, откуда очевидно, что все высокое живет в плотском мире. Химическая свадьба становится осуществимой.
 Жанр Фэнтези использует средневековый антураж.
 Все больше сюжетов средневековой литературы или литературы о средневековье в искусстве.
 Хиппи и другие субкультуры взяли многое от как вагантов и юродивых.
 Элементы архитектуры той эпохи – в новостройках, в «замках» нуворишей.
 Усиливается интерес общества к религии и одновременно средневековым оккультным наукам, к примеру, к астрологии.
 Алхимия как основная структура творчества и бытия присутствует даже в самой низовой «культуре», в попсе.
 В поэзии, часто женской, что обусловлено отличием современности,  – Высокая любовь…но она стала более земной, не лишившись неба.
 Авторская песня и рок-поэзия похожи на бардов и скальдов, процветают фолк, имитации старинной музыки.
 Место витражей Средневековья, а также живописи и фресок и полотен первого Возрождения заняли фотография и плакат.
И этот цикл статей, представляющих пока всего лишь наброски к разделам будущей книги, задуман чтобы доказать Вам, что мы живем воистину в великое время – в эпоху Второго Возрождения, в блистательные столетия Воскрешения Средневековья.
Часть первая.Vita Nova Астрологии
Апология астрологии.
Что наверху, то и внизу.
Гермес Трисмегист.
Брату по крови Скорпиона и Маргарите Гондельман.
I
Алхимия мира и астрология как ее модификация. Алфавит символов
С самого рождения я живу в системе мерцающих знаков судьбы – неоднозначной, но имеющей некую главную линию, где равно смешны и реализм абсолютной свободы, и фатализм. Для меня астрология не мракобесие или смертный грех, ибо чувствую, что самый страшный грех после убийствам изнасилования, в том числе духовного,  – зарывать свой талант в землю, а астрология этому зарыванию как раз мешает. Она одно из средств алхимии человека, алхимии мира.
«Девушки бывают разные – черные, белые, красные». Даже в попсе «одна она повсюду, во всех глазах и лицах».
Алхимия есть сверпринцип мироздания.
Всякое учение или мировоззрение есть язык души, и у каждого из них есть свой алфавит.  Алфавит символов.
От буквы – к слову – к предложению – к образу как к знаку.
Мы будем говорить концептами и мифами.
Знаки зодиака – одни из них.
Но ими не исчерпывается астрология и ее значение в культуре.

II
Наука о звездах, наука и наука о Боге: так ли велики и непреодолимы пропасти?
Наука в данном фрагменте понимается широко, как любое познание и метод познания.
Первая стадия развития познания – идут они не синхронно, но «захватывая за хвостик» одна другую – наука о физическом мире. Любое исследование природы, начиная с использования огня и изобретения колеса. Стадия ученичества человечества у природы и познания ее.
Вторая стадия познания возникает немногим позже и на некоторое время как будто прерывает первую, так как ряд ее этапов оказался не по силам духу человечества – не отдельных индивидов, а человечества в целом (как средняя температура по больнице). Наука о мире духовном, метафизическом, не только теология, но и саму религия, стадия соперничества духа и материи. Гуманитарные науки относятся отчасти сюда, отчасти к третьей стадии. Человек вынужден выбирать, какая из сфер ему ближе, и пока так, отвержены или материя, или дух. Не стоит разводить науку и веру как скептицизм и догматизм: как птице нужны два крыла, так человеку – две манеры восприятия реальности: сомнение и принятие. Только при их соединении возможно преображение.
Третья стадия познания – магия в широком смысле, наука метаморфическая.  В том числе и искусство. Синтез. Преображение природы, судьбы, того, что большинство называет реальностью, это сотворение своего мира или своих миров.
Астрология, если только ей занимается не шарлатан, относится к третьей стадии, чьи элементы свойственны всем наукам из первых двух в их практическом и действительно полезном для человечества аспекте: недостаточно просто знать, нужно действовать. Стадии развития науки, как и три стадии Великого Делания, с которыми можно их соотнести, чаще всего – но это правило не столь непреложно – не дружат между собой и стараются эзотерически опровергнуть одна другую. Младшие стадии могут также оспаривать старшую, именно как преждевременную (но истинная причина не всегда видна), и делается это, как ни странно, по причине благодати Божией.  Религия имеет, даже не помимо прочих, а прежде всего, охранительную функцию. «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою». Под чародеями здесь имеются в виду метафизические обманщики, те, кто готовит обратившимся к ним духовную или по меньшей мере финансовую погибель. Единственный и общий их грех – несоответствие образу и подобию Божьему.   А истинный маг, даже язычник, как раз соответствует, ибо он не претендует на место Бога, но занимается тем, чем Он нам заповедал – творчеством, преображением, поиском сути мира: «…пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду его на Востоке и пришли поклониться ему <…> Ирод...выведал от них время появления звезды». Астрологией и алхимией занимались многие церковные деятели Средних Веков: Альбе́рт Вели́кий, который в 1941 г. был провозглашён покровителем учёных; Роджер Бэкон, известный также как Удивительный доктор (лат. Doctor Mirabilis); Фома Аквинский и Дунс Скот. «Брат Солнце» и «Сестра Луна» св. Франциска напоминают «Отец мой Солнце, мать моя Луна» Гермеса Трисмегиста.
Стоит развеять заблуждение, будто бы астролог верит в звезды: это так же нелепо, как для физика или химика верить в атом. Настоящий ученый не может верить в предмет своей деятельности: он его изучает и/или пользуется им как инструментом, хотя любой объект может быть проводником божественной воли.
Из астрологии родилась астрономия. Дочь отвернулась от матери – скорее дочь Прозерпины, чем Деметры. Научность астрологии не в «гороскопах» из газетёнок. Чтобы составить прогноз, недостаточно знать положение Солнца, нужно знать точное, вплоть до минуты, а лучше и до секунды, время рождения,  и точное, вплоть до города, а лучше и до района, место рождения. А там уж и планет множество, и знаков 12, в которых они, и домов гороскопа тоже 12, - представляете, сколько комбинаций?, а еще аспекты между планетами, каждая и в знаке и в доме, а еще неподвижные звезды… Это только натальная карта, то есть небо в момент Вашего рождения. А синастрия – соположение двух натальных карт? А расчет транзитов и прочего? И по причине сложности своей астрология не предсказывает, а скорее показывает варианты. Это как дорожные знаки. Астрология не лишает свободы воли: Вы всегда можете перейти и на красный свет, и перед запрещающим знаком, и остаться в живых. А сколько людей с положением планет, якобы делающим невозможным успех в той или иной области, добивались успеха именно в ней? Астрология не загоняет в рамки, а напротив, показывает, с чем человек должен бороться. Истинная наука не ставит препон, но указывает: здесь преодолей! Здесь пойди против косности, здесь соверши метаморфоз! Да, наука доказала, что человек не может летать, как птица, но не отвратила его от полета, а изобрела самолет.
Степень научности астрологии та же, что и у гуманитарных, пользующихся техническими методами. Астрология не столько методика неких предсказаний, сколько мистическая психология на языке не рациональных понятий, а символов.

III
«И сотворил Он Солнце, Луну и звезды…»: астрология в литературе
Астрологией просвечено всемирное искусство.  В силу ограниченного объема статьи приведу примеры лишь из трех любимых книг и из молодых русских поэтов.
Библия – астрологическая книга, хотя само слово «астрология» возникло позже: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» . В книге Иова мы видим следующий явно астрологический пассаж: «Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узлы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?». «Здесь мы видим прямой призыв Бога к человеку знать, изучать законы (уставы) неба, и здесь же выражена цель этого знания - следование этим Божественным законам на Земле».  
Осуждение же звездочтецов, о котором мы можем прочесть в других местах Библии, связано с, увы, лживостью большинства из них и с опасностью идолопоклонства тем же звездам вместо изучения их, с предостережением от фатализма, под влиянием некоторых течений античной философии казавшегося связанным с астрологией. В наши дни отношение церкви к астрологии отрицательно, хотя у наиболее мудрых ее представителей, как у покойного о. Александра Меня, оно двойственно и весьма разумно: «Астрология возможна как наука, когда она говорит о том, что на нас влияет космос, материально и, возможно, духовно. Но она может стать и суеверием. Каким образом? Вот в статьях Тамары Глоба очень правильно сказано: когда человек считает, что астрология его связала по рукам и ногам, что он уже детерминирован, что никуда не денешься, что выбора нет, вот тут начинается суеверие - это начинается рабство».
«На рубеже XIII—XIV вв. астрология была повсюду»,   и вовсе не превозносилась, а скорее представляла собою тайную кровь культуры . Это времена Данте, который в «Божественной Комедии» вовсю использует астрологические термины. Прорицателей он поместил в восьмой круг ада, но с ними, только в другом рву, находятся фальшивомонетчики, ибо это круг для «обманувших недоверившихся» для лжецов по природе своей. Вместе с тем небеса в кантике «Рай» у него названы по именам используемых в астрологии планет, а созвездия упоминаются в тексте поэмы с нейтральной или положительной коннотацией:
Покуда год не вышел из малюток
И солнцу кудри греет Водолей… (Ад, 24)
Как дельный воздух мерзлыми парами
Снежит к земле, едва лишь Козерог
К светилу дня притронется рогами (Рай, 27)
У Данте то же двойственное отношение к астрологии, что и у Библии и у средневековой культуры – источников его мировоззрения; астрология в позитивном смысле у него – символика, такая же по функции, как метафора или имя персонажа античной мифологии. О восприятии Данте астрологии хорошо писал Ален де Либера.
Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» тоже неоднократно упоминает астрологию. К примеру, Клод Фролло утверждает, что не верит ни в медицину, ни в эту науку, таким образом, пройдя и первую, и вторую стадию познания, и считая себя принадлежащим к третьей – метаморфической:
     -- Но все же,  -- перебил его кум Туранжо, -- какую  науку вы почитаете истинной и непреложной?
     -- Алхимию. <…> Ни  одна из ваших формул не  приводит ни к чему  положительному, тогда как алхимия  имеет за собой  множество открытий.
Вместе с чем очевидно, что и в самой астрологии он сведущ, как, вероятно, и сам Гюго: неслучайно явно данный и зашифрованный возраст героев, а их поведение типично для описания ряда знаков Зодиака. Клод Фролло – типичный Скорпион, Пьер Гренгуар – воздушный знак, судя по тому, что ему в январе 26 лет – Весы или Близнецы.
Увы, в статье, но не в главе книги, предтечей которой служит статья, придется опустить весь двадцатый век литературы и сразу перейти к двадцать первому. Астрологическая, особенно чисто звездная, символика присутствует также в творчестве современных молодых авторов, например, из журнала «Альтернация». Лишь упомянув птиц-звезд Марка Гондельмана, приведу цитаты из поэтов 20ти-25ти лет:
отворяется ночью окно готической пропастью звёзд
"-между адом и раем качается сумрачный мост"(Дмитрий Дзюмин)
В слепом ожидании просыпаешься ночью
В чёрном узилище – связях с другими
и всегда задаешь вопросы звёздам
…а они либо не слышат, либо не хотят грустить(Дмитрий Дзюмин)
Ты - в тебя вдыхаешь, словно память
волнующихся всех озёр зеркал витрин парижских,
и душный распах огромной рыбы
за изумлёнными стёклами полуденного гастронома,
и каштановые улицы, и колпаки звездочётов. (Алексей Афонин)
И без сомнений и без себя
над собою видишь - Очень Звёздную Ось. (Алексей Афонин)
Капитан, это бездна. Капитан, это бездна
небесной механики звёзд. (Алла Горбунова)
Чудной зодиакальный бестиарий
мы созерцаем весь без телескопа. (Алла Горбунова)
и сиянье втекало, как яд, в купель,
и трава врастала в мой гороскоп. (Алла Зиневич)
Сестра и брат по крови Скорпиона –
тебе в шестом, мне в пятом доме Солнце. (Алла Зиневич)
IV
Возрождение астрологии – один из признаков Возрождения Средневековья?
Итак, стихи молодых авторов часто содержат астрологическую символику: чаще просто звездную, реже более профессиональную, например, зодиакальную. На низовом уровне астрологией увлечены многие, но «много званых, да мало избранных». Что же делать философствующему творцу искусств в наши дни в такой обстановке? Помнить:
Астрология есть третий тип познания, но для доверия к ней она должна приближаться к науке первого типа.
Астрология может и должна содержать в себе философские, мировоззренческие элементы, как познание второго типа, но не должна при этом становиться религией.
Астрология представляет собой язык символов, одно из наречий алхимии мира.
Поэтому отношение к астрологии должно быть неоднозначно. Не верить в нее, но верить ей; изучать ее, но не ставить эксперименты над людьми с ее помощью; не давать однозначных советов и не ставить ее выше Божьей Воли, коей астрология подчинена как часть тварного мира. Если мы хотим иметь подлинное, живое, истинное искусство, мы должны умерить – кто рациональность, кто ортодоксию и обратиться к тому, что официальная наука считает лженаукой, а официальная церковь – грехом, но обратиться в меру, как то делали средневековые ученые, архитекторы и поэты. Мистика лучше любого наркотика раскрепостит наше сознание и приобщит нас к мирозданию, откроет наше сердце для Любви и Чуда:
на каком бы то ни было языке,
безымянна_я звезда на твоей руке…
Тогда-то мы и вольем в усталые вены умирающего постмодернизма вечно юную кровь Средневековья, эликсир бессмертия, одним из компонентов которого являются символика и дух астрологии. Это будет мистерией Скорпиона: смерти, а затем (без второй части это явление бессмысленно, а восприятие знака Зодиака – неполно) – Возрождения, Воскрешения.
Ибо еще, как Средневековье типично считают Темными Веками – а они сияют ослепительным светом – Скорпион традиционно воспринимают только как самый сексуальный, причем не в высоком смысле, даже как самый эгоистичный знак Зодиака. А это знак еще самый живучий, один из самых духовных и философских. И высшие его проявления – птицы: Орел, в том числе символ России, Белый Голубь – символ Святого Духа, и Феникс – символ Воскрешения.

К списку номеров журнала «АЛЬТЕРНАЦИЯ» | К содержанию номера