АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Янис Грантс

Пятеро из города Че

 

В Челябинске много молодой поэзии. Хорошей и разной. Истоки этого буйного цвета легко распознать невооружённым глазом. Во-первых, здесь живёт Виталий Кальпиди, который на протяжении долгих лет занят продуманной фиксацией постоянного поэтического потока: три Антологии современной уральской поэзии, книга «Энциклопедия. Уральская поэтическая школа», а теперь ещё и совместный с издательством Марины Волковой проект «ГУЛ» (галерея уральской поэзии). Во-вторых, в Кыштыме (это недалеко от областного центра) обосновался Александр Петрушкин, который создал авторитетный (это стало понятно после нескольких лет успешной работы) литературный портал «Мегалит», престижную (то же самое) премию П и много чего ещё. Петрушкин ищет и находит молодых поэтов, печатает их у себя и на стороне. В-третьих, издатель Марина Волкова выпустила книгу молодых поэтов города Че «На достаточных основаниях» и организовала проект «Молодые – молодым». Теперь поэты в возрасте 20-30 лет постоянно читают стихи в библиотеках, старших классах школ, вузах города, области и за её пределами. И дело поставлено так, что нет отбоя от желающих пригласить живых (и при этом почти юных) поэтов к себе. Условно (очень условно) назову коалицию Кальпиди-Петрушкина-Волковой «вектором сверху».

   В то же время как грибы после дождя возникают различные сетевые группировки («Чтецы», «Квартирник», «Открытая поэзия Челябинска», есть и другие), которые регулярно встречаются живьём и достаточно далеки от понимания того, что сейчас печатают журналы, кому вручаются поэтические премии, что на данный момент задумал Кальпиди и т.д. Условно (очень условно) назову это народное движение «вектором снизу». Вот так. Молодёжи, попавшей в тиски взаимонаправленных векторов, «приходится» писать тонны плохих и распрекрасных стихов. (Всё, конечно, несколько сложнее, ведь работают многочисленные литклубы, малочисленные литературтрегеры и научные круги, есть даже свои литкурсы при академии культуры).

   Пять молодых поэтов из Че, представленных ниже, – это никакой не срез. Для среза надо было бы составить подборку из двадцати стихотворцев. Уверяю вас, что столько нашлось бы. Единственное, наверное, что связывает пятерых представителей между собой, – дружба с автором этого вступления и участие в работе литературного объединения ЧТЗ. Но об этом как-нибудь в следующий раз.

   Римма Аглиуллина – самый уральский поэт: она не перечисляет названия челябинских улиц и заводов, но диалектика брутальности и исповедальности в

 её стихах оборачивается глубинным лиризмом. Внешняя непроницаемость и внутренние саднящие раны – это очень по-нашему. А ещё найдите в сети переводы Риммы из англо-кенийско-сомалийской поэтессы Варсан Шайр. Отыскала же родственную уральскую душу!

   Дарья Кригер как бы продолжает эту линию, но в более ироничном варианте. Ранимость героини Кригер то и дело прячется за улыбкой (нет-нет, да и вынырнет какой-нибудь Андрей Малахов или голый король). А в последнее время поэтическая речь Даши всё более стремится к отрывочности и отказу от рифмы. Она как бы лишь обозначает вопрос интереса, передавая читателю широкие полномочия для интерпретаций. По-моему, это остро и современно.

   Стихи Влади Смехова – прежде всего, культурная артикуляция: тут и Дрезден, выжженный во Второй Мировой, и Александр Вампилов, утонувший в Байкале, и многое другое из нашего наследия. Это – явные и скрытые отсылки к живым и умершим коллегам по поэтическому цеху. Модернизм? Да. Абсурдизм? Пожалуй. Мне кажется, что в начале XXI века так мог бы сочинять кто-то из обэриутов. Может, Введенский?

   «Здесь что ни слова – то трава», – пишет Роман Япишин. Так и есть. В его стихах – земля и вода, листва и огонь, птицы и песни. В текстах много воздуха, с ними легко дышится. Это искусно сшитые строки, полные нежности и философской грусти. А вот надрыва тут нет. Не очень-то по-челябински. Ну и что, ведь по-челябински пишет Владимир Тарковский. Он черпает свои темы из иррационального. Но при этом его стихи – витиевато-сюжетные: внешний мир враждебен, герой попадает в запутанную историю, выйти из которой зачастую можно лишь ценой больших потерь.

   Скоро эти пятеро выступят в проекте «Каменоломня» (придумка молодого учёного-филолога-поэта Евгения Синицкого и Романа Япишина). Затем, возможно, они   сойдутся в поэтическом слэме, возрождённом после нескольких лет небытия. И ещё где-нибудь выступят, и ещё… Пятерым молодым стихотворцам из города Че есть где и перед кем читать свои стихи. Главное, чтобы они их писали.

 

К списку номеров журнала «ГРАФИТ» | К содержанию номера