Ольга Брагина

Три судьбы: Даниэль Орлов. Долгая нота. - М: CheBuk, 2012. – 464 с.


В аннотации содержится определение «одновременно семейная сага и городской роман». Семейная сага – три судьбы в рамках нелинейного повествования и три города, точнее – две столицы и один поселок на Белом море, в который приезжает Игорь с другом Лёхой, не любящим Бодрийяра, потому что разговоры о симулякрах не для взрослых людей, и племянницей Машей, которую он всё еще считает подростком, каждый раз влюбляющимся из любопытства, и в Игоря она была влюблена когда-то, но он ведь – взрослый опять женатый человек, а она – племянница бывшей жены.
Вторая сюжетная линия – судьба Татьяны и Бориса. Она – бывшая воспитанница детдома, бухгалтер, живущий в мире цифр, потому что они не обманут, он – профессор, на двадцать с лишним лет старше, с ним можно наконец-то стать беззащитным ребенком.
Третий сюжет – Валентин, сын Татьяны и Бориса, и Марина, «нимфетка-вундеркинд», формально совратившая взрослого женатого преподавателя-историка с пути истинного, но сама отчаянно нуждающаяся в любви и опеке. До того бывший аспирант Бориса эдакий «лорд Генри» Семен Эдуардович упрекает Валентина в нехватке авантюризма, ставя ему в пример Шлимана, нашедшего Трою, будучи дилетантом, и Ландау, который ведь был гением, а почитать воспоминания о нем в журнале – «это же чистейшая порнография», и убеждает в необходимости читать лекции по истории нимфеткам с Рублёвки, чтобы достойно содержать семью, а потом Валентин влюбляется в его дочь, за которой должен был присматривать. Тиражируемые сюжеты от «Лолиты» до фильма «Неадекватные люди» или любовь, которая никогда не перестает, но не всегда воплощается, потому что у Татьяны есть сын от незаконной любви, а Марина избавляется от ребенка.
В другом временном пласте – в конце 80-х – Валентин, Илья и Воскресенский волею случая поселятся в одной комнате общежития МГУ. Илью убивают за месяц до окончания войны в Афганистане, Валентин занимается наукой «за себя и за того парня», Воскресенский, в молодости проповедовавший идеи свободной любви «ко взаимному приятию и к взаимной радости, потому что семья – это идеология», четвертый раз женат и жалеет о потерянном времени, которое мог потратить на то, чтобы стать своим в обществе олигархов. «Мысль семейная» реализуется через воссоединение Татьяны и ее первого мужа Леонида в конце повествования.
В эпилоге герой-рассказчик возвращается с вечной войны, которая на этот раз была в Югославии, смотрит на телевизионные симулякры, едет в Питер и выкупает свое родовое гнездо – две комнаты в коммуналке. Сначала Москва – шестидесятые, проспект Калинина, Суворовский бульвар и Ленинские горы, конец восьмидесятых – Патриаршие пруды и Нескучный сад студенческой юности, наше время и бесчисленные переулки – Петровский, Сандуновский, Варсонофьевский, Сретенский, Бобров, Лубянка, Мясницкая, наконец Ленинский проспект и метро «Университет», круг замыкают культурная столица Петербург и поселок Ребалда на Соловках, где Татьяна впервые увидела Бориса, а враз повзрослевшая Маша ждет в реанимации, когда придет в сознание раненый Лёха.  

К списку номеров журнала «ЛИТЕРА_DNEPR» | К содержанию номера