АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Зоран Милошевич

«Сербы есть и посреди Европы». О положении лужицких сербов в Германии

O zemja serbska! Nihidi tebja ne zabudu!

Tvoj vobraz vi?du v mislenju a vo sred sona.

Mi tvoje mjeno klin?i ka? zvuk jasnih zvona...

 

О земля сербская! Я никогда тебя не забуду!

Я вижу твой образ и в мыслях во сне.

Для меня твое имя звучит как звон ясных колоколов...

Якуб Барт Чишинский о своей Лужице

 

«Я спрашиваю, почему никто из них (антиглобалистов) не протестует против национального угнетения славянских народов в Европе? Геноцид над лужицкими сербами и германизацию лужицких сербов, старых европейцев, всегда живших в Лужице, никто не замечает, кроме самих славян. А геноцид немецких властей осуществляется в наше время: запрещаются школы на лужицкосербском языке, проводится германизация и создаются бюрократические препятствия для деятельности культурных институтов сербов (театров, музеев, выставок, и т. п.), запрещается работа местных СМИ. Европейцы! Всё это происходит сегодня в вашем общеевропейском доме». 1 Так писал еще в 2003 году Владимир Душкин в качестве реакции на воззвания антиглобалистов, занимавшихся менее насущными проблемами, но не замечавших страданий лужицких сербов в центре Европы. Но и в 2015 году ситуация не изменилась к лучшему. 1 Если антиглобалисты могли просто не обратить внимания на эту проблему, то в чем причина молчания балканских сербов и Сербии? Почему остальные славяне спят? Из-за страха перед реакцией Европы? На такой вывод указывают двое сербских исследователей, Савва Вуич и Богдан Басарич, констатируя, что тема Сербы посреди Европы вызывает страх и неприятие из-за распространяемой политиками и медиа лжи и антисербской пропаганды 2. И европейцы, и современные балканские сербы не имеют представления о столь настойчиво скрываемом факте европейской истории – сербы живут в Европе больше 2000 лет. Они убеждены, что сербы стали народом европейского континента каким-то волшебным способом. Современные европейцы не знают, что «сербы пришли в Центральную Европу до Рождества Христова» (К.Г. Антон) и что Адольф Гитлер начал Вторую мировую войну в древней столице северных сербов, в городе Згоржелец, а ныне немецком городе Герлиц. Если бы этот город остался сербским, т. е. славянским, он не вошел бы в историю со столь дурной репутацией, а северные сербы не стали бы «угасающим народом». Это длится уже тысячу лет! И всё же, этот народ никак не превратить в пепел. Или его никак не уничтножить более коварным методом – ассимиляцей, как это случилось с их братьями – полабскими славянами, которые в прошлом жили на территории вплоть до Паннонской равнины! 3

Масштаб трагедии лучше всего показывают цифры. Во время существования Германской Демократической Республики в Германии жили 100 000 лужицких сербов, а после 1989 года перепись населения засвидетельствовала лишь 67 000. Лужицкие сербы исчезают по двум причинам, первая из которых – дискриминация, а вторая – германизация. В 2004 году государственные органы Германии приняли решение об уменьшении финансирования нужд лужицких сербов до 141 000 евро в год, что окончательно утвердило дискриминационный курс по отношению к этому малому народу Европы. Власти объединенной Германии рассматривают лужицких сербов как «искусственно созданный коммунистической ГДР народ». Таким образом, они в глазах официального Берлина вообще не имеют права на существование. Но лужицкие сербы не искусственный, а вполне естественный, к тому же коренной народ Европы, который сегодня уже исчезает. 4

Редкие из балканских сербов писали о своих лужицких братьях. Среди таковых – Савва Вуич и Богдан Басарич. Введение к их работе написал Радивое Боичич, который утверждает, что «нам, живущим в незнании, авторы помогают узнать о том, что мир не заканчивается горизонтом, который мы видим, и что за ним тоже есть сербы и об этом надо знать». 5 Лужицкосербские политики и интеллектуалы оценивают немецкую политику по отношению к своему народу со всё большей долей критики. Депутат ландтага Саксонии серб Гейко Козел подчеркивает, что права лужицких сербов сегодня не соответствуют стандартам Европейского союза о национальных меньшинствах. Представители интеллигенции указывают, что государство уменьшило субсидии для общественных организаций и институтов лужицких сербов, а результатом деиндустриализации стало переселение лужицкосербской молодежи в более развитые немецкие регионы. Объединение Германии принесло лужицким сербам многочисленные проблемы: безработицу, отток населения, ассимиляцию, дискретный запрет на использование лужицкосербского языка и демотивацию молодежи изучать родной язык. Ключевым институтом лужицких сербов является Сербский интитут в Будушине, учрежденный 1 января 1992 года с филиалом в г. Котбус (Хочебус) в Нижней Лужице. Однако его история восходит еще к 1951 году, когда он возник как филиал Академии наук бывшей Германской Демократической Республики в Берлине под названием Институт сербской народности (Institut za serbski ludospyt). Этот институт и сегодня представляет собой научный и культурный центр лужицких сербов. 6

Трагически звучат следующие данные статистики: до объединения Германии лужицкосербский язык изучали 5 000 учеников школ, а после объединения это число уменьшилось до 1 700 школьников. На данный момент прослеживается тенденция закрытия лужицкосербских школ «из-за недостаточного числа учащихся», вопреки тому, что в некоторых школах число учеников достигает 100 человек. Помощь лужицким сербам оказывают общественные организации из Чехии. Но среди помощников почему-то нет Сербии и других славянских государств. Для лужицких сербов школы представляют особую ценность, ибо это единственное место помимо дома, где можно пользоваться родным языком. Отдельная проблема лужицких сербов – отсутствие у них своего «государства-патрона». Сербия не взяла на себя эту роль, хотя было немало оснований для этого и прежде всего то, что речь идет об одном и том же этническом древе. Определенные действия в этом направлении всё-таки были. Лужицкий серб Юрий Ренч, который учился в Королевстве Югославия в 1931–1932 гг. оставил свидетельства об обществах дружбы балканских и лужицких сербов, имевших тесные взаимные связи. Когда фашистская Германия потерпела поражение и Лужица стала частью советской зоны оккупации, это пробудило лужицкосербские славянские надежды. Уже в начале 1946 года Ренч оказался снова в Белграде в качестве представителя Народного собрания лужицких сербов в Югославии. Выяснилось, что судьба лужицких сербов остается неопределенной. Они мечтают об автономии и присоединении к большому сообществу славянских народов и поэтому ищут понимание и поддержку. Ренч даже просил И.Б. Тито выступить посредником между ними и Россией, и помочь их делегации попасть в Москву, но потерпел неудачу. Это была вторая неудача такого рода: после Первой мировой войны подобные попытки также были 7.

Роль «родного государства» для лужицких сербов стала играть Чехословакия, но после ее распада и чехи, и словаки, а также поляки утратили интерес к защите лужицких сербов. Еще одну беду принесла идеология евроатлантической интеграции, потому что межславянские связи были отодвинуты на второй план как неактуальные и устаревшие. Они даже вызывали подозрение в Вашингтоне и Брюсселе как антиевропейские, антиатлантические и неминуемо ведущие к союзу с Россией. Таким образом, многие важные национальные проблемы были проигнорированы, поскольку стало политически некорректным ставить подобные вопросы. Требовалась лояльность к евроатлантическому руководству, которая проявлялась в забвении своих интересов. Таким образом, были разорваны межславянские связи, самой большой жертвой этого стали сербы – и лужицкие, и балканские, но в большей мере лужицкие, ибо для них межславянские контакты и сотрудничество имели стратегическое значение.

Учитывая факт, что численность лужицких сербов ныне не превышает 67 000 человек, дело может закончиться исчезновением их как коренного этноса современной Германии. Одну из последних попыток спасения этого народа представляет выступление Олега Зилберта, который на портале Fb.ru снова поднимает «вопрос лужицких сербов». На этот раз он обращен к России, ибо все прежние попытки не помогли, как не помогли и евроатлантическая интеграция, и Европейский союз. Число лужицких сербов уменьшилось, они живут на своей исторической, вошедшей в легенды, родине – Лужице, на клочке земли длиной 100 и шириной 40 километров, как определяет лужицкую территорию современный поэт Кицо Лоренц. А его великий предшественник, сербский поэт Гандрий Зейлер еще в студенческие годы в Лейпциге (1827) в стихотворении Красивая Лужица (Rjana Lu?ica) говорит о Лужице как о земле своих предков: «моих сербских отцов край» (mojich serbskich wótcоw kraj). Свой этноним лужицкие сербы произносят с особой гордостью. Это заметил и наш писатель Станислав Винавер, который в своих путевых очерках пишет: «Когда они произносят слово серб, чувствуется, что их сердце и грудь преисполнены чувствами. Я никогда до этого не слышал, чтобы слово серб произносилось с такой любовью, счастьем и мистическим вдохновением». 8

Лужицкие сербы – самый малочисленный народ славянской группы.1 1Согласно немецким переписям населения XIX века число лужицких сербов в разные годы составляло: 1849 г. – 141649, 1868 г. – 200000, 1880 г. – 131500, 1892 г. – 100609, 1925 г. – 71203. Более подробные данные можно увидеть в: Вујић Сава С., Басарић Богдан М. Северни Срби, (не)заборављен народ. Београд : издање аутора, 1998. С. 58. Вместе с балканскими сербами они являются потомками одного из самых старых европейских народов – полабских славян. Это – схожие народы, различающиеся по культуре. Лужицкие сербы католики и протестанты, и немецкая культура оказала сильное влияние на них. Савва Вуич и Богдан Басарич в своей монографии о лужицких сербах констатируют следующее: «В данном эссе речь будет идти о не замечавшемся на протяжении веков и по сей день обойденном вниманием древнем народе, живущем в сердце Европы, о его многострадальном существовании в Красивой Лужице, одной из самых красивых и милых областей в Германии». 9

У полабских славян было свое государство, основанное на союзе племен лютичей, бодричей и сербов. Союз племен был частью типичной организации славян-язычников, что было связано с их религией. В это время христианская Европа не желала иметь своим соседом языческое, воинственное государство (а о воинственности полабских славян писал даже Тацит) 10. Сербы выдерживали атаки германцев, сопротивляясь им вплоть до IX века, когда союз их племен уничтожил Генрих I. С тех пор немцы при помощи римскокатолической церкви проводили политику полного уничтожения полабских славян путем их германизации. Очень скоро исчезли и лютичи и бодричи, что, видимо, представляет собой первый исторический пример немецкого геноцида славян. Однако сербы не сдались, потому что у них была государственная традиция и сильная идентичность. В VII веке они сформировали государство под названием Полабская Сербия, которое даже охватывало южные районы восточной Германии. Но именно в этот период их этнос стал слабее, ибо часть полабских сербов переселилась на Балканы. В целях выживания вступали они в союзы с другими племенами – чехами, лютичами и т. п. Но, тем не менее, Полабская Сербия была уничтожена в X веке саксонским королем Генрихом Птицеловом. Русские историки говорят о настоящем геноциде, ибо немцы систематично и настойчиво убивали мирных жителей. И это не последний в истории немецкий геноцид славян, который потом повторится и на Балканах. 11

После поражения полабские сербы уже не оправились и не смогли воссоздать свое государство. Современые лужицкие сербы и есть потомки выживших полабских славян.

История свидетельствует, что в истории полабских славян и лужицких сербов были свои периоды подъема и упадка, но после потери государства шёл в основном упадок. Сербский князь Готшалк объединил все полабские страны, включая современные Мекленбург, Шлезвиг-Гольштейн и Любек. Поняв, что атаки на полабских славян происходят по религиозной причине и что без принятия христианства невозможно выжить, он обратился к чехам и договорился о крещении. Князь усердно насаждал римокатолицизм среди одноплеменников. Но сербов не спасло и принятие христианства, так как в XIII веке на них напали крестоносцы. Завоеванные территории они разделили на отдельные княжества, которые возглавили немецкие рыцари и священники римскокатолической церкви. После исчезновения собственного княжества сербы поселились в Лужице и, таким образом, это маленькое место дало новое имя их этническому сообществу. С тех пор все сербы, которые живут в Южной Баварии и Саксонии, считаются лужицкими сербами 12.

В 1076 году Генрих IV по договору с чехами передал этому славянскому народу лужицкие территории, вследствие чего их пути разошлись с балканскими сербами. Лужицкие сербы и чехи организовали тесное культурное сотрудничество, и этот период представляет собой один из высших периодов истории лужицких сербов. Под чешским влиянием лужицкие сербы приняли католичество, чешское влияние наблюдается и в их языке 13. Но влияние Габсбургов принесло новую волну германизации, и язык изменился. В XVII веке Лужица стала частью Саксонии, что негативно отразилось на положении лужицких сербов. Ничего не изменилось и в 1871 году, когда немецкие земли объединились, ибо в концепции «великой немецкой нации» не было места для славян. Культурой лужицких сербов пренебрегают, запрещается изучение лужицкосербского языка, его использование в официальных документах, в официальной речи и публичных надписях. Сербские праздники становятся рабочими днями, лужицкие сербы подвергаются дискриминации: они могли устроиться на работу только в случае, если говорили по-немецки с саксонским или баварским акцентом (однако большинство местных славян говорило по-немецки со славянским акцентом). Конец Первой мировой войны и возникновение Веймарской Республики лужицким сербам не принесли ничего хорошего. Общественные деятели лужицких сербов обращались к Лиге Наций с целью получения статуса национального меньшинства, но безрезультатно. Между тем немцы всё больше становились шовинистами. К власти пришли нацисты. Как ни странно, единственным народом, которому удалось избежать нацистского геноцида, были лужицкие сербы. Дело в том, что нацисты считали, что лужицкие сербы на самом деле немцы, говорящие на вендском языке. Но при этом во время правления нацистов лужицкие сербы потеряли право на национальную самоидентификацию, они не могли воспитывать своих детей в сербском национальном духе, развивать свою культуру. И все же вопреки всему они сохранили свой биологический потенциал, уникальный генофонд.

Сегодня лужицкие сербы – маленький народ, который живет в Саксонии и Бранденбурге на юго-востоке Германии. О славянах, которые жили от берегов Северного и Балтийского морей, долины Эльбы и бассейна Майна вплоть до северо-восточной Баварии ныне напоминают лишь топонимы и славянская этимология (названия немецких городов, например Лейпциг (Липск), Дрезден (Дреждани)2 2До XIII века Дрезден был городом со славянским большинством, и его название, соотвественно, славянского происхождения. Лужицкие сербы и по сей день его называют Дреждани, а некоторые наши путешественники называли его Дрезда. В этом городе была столица самого известного саксонского короля – Августа Сильного, который упоминается и в лужицкосербских легендах. В этом городе жили Шиллер, Вагнер, Шеллинг, а некоторое время в нем провели и Рахманинов и Достоевский. Цвијетић Мићо. У лепој домовини Лужичких Срба. Београд : Свет књиге, 2009. С. 15.

 Бранденбург (Бранибор), Плауэн (Плавно), Пирна (Перна), Гера (Гора), Цоссен (Сасни) и многие другие).

Немецкое общественное мнение и сегодня не одобряет существование этого сообщества, считая его «нежизнеспособным анахронизмом, дни которого сочтены». Тем самым современная «демократическая Германия» продолжает старую немецкую традицию. Против лужицких сербов выступал и учредитель протестантизма Мартин Лютер, который не захотел перевести Библию на лужицкосербский язык в XVI веке, ибо, как он выразился, «через 100 лет лужицкосербский язык никто не будет знать». Один из основателей марксизма, Фридрих Энгельс писал следующее о лужицких сербах: «Эти славянские области полностью германизированы, это уже сделано, и соответственно, не может быть исправлено, кроме как в случае, если панслависты навяжут жителям Лейпцига, Берлина и Штетина изчезнувшие сербский, вендский и ободритский языки».

Ян Коллар сравнил судьбу этого народа с двумя маленькими кораблями, которые плавают в океане германизации, но их судьба уже известна. Вопреки этому, лужицкосербское сообщество сохранилось по сей день. В XX веке оно пережили две мировые войны, которые в значительной степени отрицательно отразились на численности народа, а также и агрессивную ассимиляцию со стороны немецкого государства. От полного изчезновения их спасла Красная Армия. По словам одного из лидеров национального движения лужицких сербов, Павола Недо (27 апреля 1947 г.), «если бы не было русской оккупационной власти в Лужице, сегодня не существовал бы и серболужицкий народ». К сожалению, Советский Союз не поддержал желание лужицких сербов присоединиться к Чехословакии или же создать независимое государство, а выступил за существование их в рамках Германии при гарантии национальных прав. Сербы хотели создать своё государство – Славянский Люксембург, Лужицу, но глава Советского Союза не удостоил их вниманием. При разделе Германии он не обеспечил автономию для лужицких сербов. За 45 лет существования Восточной Германии число лужицких сербов уменьшилось с полумиллиона до 50 000 (в 1990 году).

Однако в 1948 году в ГДР под давлением СССР был принят Закон о правах сербскоговорящего населения, который в первый раз в истории лужицких сербов защищал их национальные права от немецкого государства. Вопреки тому, что закон предоставлял широкие права лужицким сербам (право на обучение на родном языке, работу культурных и научных учреждений лужицких сербов), на практике он не применялся во всей полноте из-за тогдашней немецкой идеологии и реликтов немецкого шовинизма.

Уже в 1952 году власти Восточной Германии при помощи нового руководителя национальной организации лужицких сербов, Курта Кренца, «серба по происхождению», уменьшили значимость Закона о правах сербскоговорящего населения. В том году была проведена административная реформа, и лужицкие земли снова были разделены. Помимо этого, всеобъемлющий контроль СЕПГ и цензура были отличительными чертами того времени, что также крайне отрицательно отразилось на общественной и культурной жизни лужицких сербов в Германии.

Весьма отрицательные последствия для лужицкосербского населения имела и программа индустриализации Центральной и Нижней Лужицы, которая привела к росту миграции немецкого населения в лужицкосербские земли, что, в свою очередь, стало причиной изменения этнического состава в пользу немцев, особенно в области Коттбус. Самый сильный удар по лужицким сербам нанесла добыча угля в 1980-х, потому что месторождение находилось на территории самых больших и самых значительных лужицкосербских деревень. Таким образом, не стало двадцати деревень, население которых переселилось в большие города. При этом мало кто протестовал, кроме лужицкосербской интеллигенции во главе с писателем Юрием Кохом. Оппозиционная сербская молодежь попыталась учредить журнал, чему воспрепятствовала СЕПГ. Таким образом деревни исчезли, а городское население подверглось ассимиляции.

Согласно официальным данным Германской Демократической Республики, в 1958 году существовала 101 лужицкосербская школа, но в 1964 году министр образования подписал указ, согласно которому изучение лужицкосербскоого языка стало необязательным, так что интерес к его изучению резко упал. Из 12 000 изучающих свой язык школьников в том же году осталось только 3000. К тому же, социальный статус лужицкосербского языка в немецком обществе был весьма низким, что тоже оказало влияние на демотивацию учеников.

Вопреки всему, в Восточной Германии был создан ряд научных организаций, музеев, театров, культурных обществ и СМИ, которые удовлетворяли потребности лужицких сербов и в значительной степени замедлили ассимиляцию этого народа, что дало возможность властям хвалиться «успешно решенным национальным вопросом». Эти институты стали важной опорой для сербов после объединения Германии в 1990 году. Несмотря на все препятствия, создаваемые немецким шовинизмом, лужицкие сербы, по словам историка Мерчина Каспера, внесли в объединенную Германию прекрасную литературу, искусство и науку, развитую систему образования, а также развитое издательское дело. Но территории лужицких сербов снова были разделены между Саксонией, в состав которой снова вошла Верхняя Лужица, и Бранденбургом, в который включена Нижняя Лужица и северная часть Верхней Лужицы. Благодаря деятельности руководства общества Родина, в процессе объединения Германии приняли участие и представители лужицких сербов. Поэтому один из членов Договора об объединении предусматривал свободу для национально-культурных институтов лужицких сербов, а также сохранение сети национальных организаций, созданных в эпоху Германской Демократической Республики. Но и тогда лужицких сербов встретили антисербскими лозунгами и неадекватным поведением представители ксенофобской части немецкого общества. Начались демонстрации против «коммунистов и сербов», на которых можно было заметить лозунги «Коммунистов и сербов в газовые камеры!»3311 сентября 2015 г. исполнилось 25 лет со дня подписания Договора об объединении Германии в Москве. На портале vb.ru Антон Крылов пишет, что этот документ наглядно показывает, что русские не учат историю, ибо немцы, и вообще Запад, не соблюдали пункты Договора, а лишь защищали свои интересы. Это стало ясно уже в событиях в Югославии, в разделении которой Германия играла важную роль, вопреки тому, что подписала, что не будет применять имеющееся оружие, если это противоречит документам ООН. Крылов Антон. Объединение Германии стало символом лицемерия Запада. Режим доступа : https://vz.ru/world/2015/9/11766409.html.

После объединения Германии нередки случаи, когда людей, разговаривающих на лужицкосербском языке, не хотят обслуживать в ресторане, а некоторые частные фирмы запрещают лужицким сербам пользоваться родным языком на работе. Вопреки тому, что в 1992 году парламенты Саксонии и Бранденбурга приняли конституции, в которых права лужицких сербов защищаются и им предоставляется право на использование флага и герба, конституция применяется только в Бранденбурге, в то время как Саксония игнорирует положения своей собственной конституции.

«Впрочем, – констатируют Савва Вуич и Богдан Басарич, – уничтожение лужицких сербов продолжается более двухсот лет, и столько же продолжается их поиск человеческой и этнической справедливости. На три основных вопроса Канта (Что я могу знать? Что мне надо делать? На что мне стоит надеяться?) они теперь могут ответить: 1) страдание, 2) терпеть, 3) ни на что». 14

Элита балканских сербов забыла про лужицких сербов. В известной монографии «Сербы в европейской цивилизации» никто не удосужился упомянуть лужицких сербов, живущих уже две тысячи лет посреди Европы. И хотя лужицкосербский язык понимают остальные славяне, особенно чехи и поляки, а в Белграде ежегодно проводится научная конференция славистов, никто не подумал о том, чтобы пригласить их 15.

В заключение нам хотелось бы подчеркнуть, что трагическая история лужицких сербов полностью повторяется и по отношению к их родственникам на Балканах. Роль немцев в процессе уничтожения, дискриминации и дезинтеграции сербов на Балканах остается доминирующей. Разделение сербских земель (Республика Сербская, Косово и Метохия, Черногория) и воспрепятствование их объединению продуманы до мельчайших подробностей. Боюсь, немцы подготовили судьбу лужицких сербов и для балканских сербов.

 

Литература

 

1 Душкин Владимир. Первый геноцид над славянами Электронный ресурс. Режим доступа : http://www.perunica.ru/germany/1732-krestovy-poxod-1147-g-protiv-slavyan-i-ego.html.

2 Вујић Сава С., Басарић Богдан М. Северни Срби, (не)заборављен народ. Београд : издање аутора, 1988. С. 12.

3 Вујић Сава С., Басарић Богдан М. Указанное сочинение.

4 Проблемы коренных славян в Германии Электронный ресурс. Режим доступа : http://www.voprosik.net/problemy-korennyh-slavyan-v-germanii.

5 Вујић Сава С., Басарић Богдан М. Указанное сочинение.

6 Цвијетић Мићо. У лепој домовини Лужичких Срба. Београд : Свет књиге, 2009. С. 19–20. Этот же автор является и главным редактором интересного сборника Код Лужичких Срба (Београд : Свет књиге, 1997). В сборнике указывается, что балканские сербы познакомились с лужицкими сербами относительно поздно – лишь в конце XIX века.

7 Указанное сочинение. С. 33.

8 Цвијетић Мићо. У лепој домовини Лужичких Срба. Београд : Свет књиге, 2009. С. 26.

9 Вујић Сава С., Басарић Богдан М. Указанное сочинение. С. 7.

10 Обречённые быть врагами. Электронный ресурс. Режим доступа : http://maxpark.com/community/14/content/3142673.

11 Геноцид славян в «толерантной» Европе. Электронный ресурс. Режим доступа : http://h.ua/story/248362/news_7579948.html.

12 Кобельчук Артём. Славяне и немцы. Электронный ресурс. Режим доступа : http://ru-an.info.

13 Šev?enko Kiril. „Vztah ?ehoslovenska k lu?i?kosrpskému národnímu hnutí v roce 1945,” in: Praha a Lu?i?tí Srbové: sborník z mezinárodní v?decké konference ke 140. výro?í narození Adolfa ?erného, Praha, 2005; Кирилл Шевченко, Лужицкосербский вопрос и Чехословакия в 1945-1948 гг, Москва, 2004.

14 Вујић Сава С., Басарић Богдан М. Указанное сочинение. С. 10.

15 Вујић Сава С., Басарић Богдан М. Указанное сочинение. С. 52.

 



Данная статья написана в ходе работы над проектом Демократические и национальные потенциалы политических институтов Сербии в процессе международной интеграции (179009), финансируемым Министерством просвещения, науки и технологического развития Республики Сербия.

К списку номеров журнала «БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ» | К содержанию номера