Роман Гершзон

Сказание о долине креста, удивительном дереве и поэте Шота Руставели

 

 

В иерусалимском  районе Гиват Рам находится  долина, где расположен один из самых древних городских монастырей – монастырь Святого Креста.  

По преданиям, в очень давние времена в долине пасли свои стада праотец еврейского народа Авраам и его племянник Лот. Авраам подарил тогда Лоту саженец удивительного дерева с тремя стволами, где один ствол был кедром, другой – сосной, а третий – кипарисом. Лот посадил саженец в долине, саженец  со временем превратился  в большое дерево, которое росло чуть ли не тысячу лет.

 Существует и другая версия происхождения удивительного дерева. После гибели города Содом на Мертвом море, где проживала семья Лота,  сам Лот укрылся в пещере со своими двумя дочерьми.

«И сказала старшая дочь младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли. Напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим. А он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь. И вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери беременными от отца своего».              

                                                                          (Бытие 19:30-38)

 

Чтобы искупить грех кровосмешения,  Лот обратился к Аврааму с просьбой о помощи. Авраам дал племяннику три посоха и посоветовал посадить их в землю, поливать водой Иордана, и если посохи расцветут, то это  будет прощением Всевышнего для Лота. Посохи расцвели и превратились в дерево с тремя стволами – кедром, сосной и кипарисом. Во времена Иисуса из этого дерева был сделан крест, на котором распяли Христа. Вот такое предание связано с уникальным  деревом и иерусалимской Долиной Креста.

На месте, где росло знаменитое дерево, уже много лет располагается иерусалимский Крестовый монастырь, другое название – монастырь Святого (Честного) Креста.

В средние века этот монастырь был духовным центром Грузии в окрестностях Иерусалима. Сейчас монастырь принадлежит Греческой православной Патриархии.

Крестовый монастырь находится в центральной части современного Иерусалима недалеко от Кнессета и Музея Израиля на месте, где в V – VI веках  находилась византийская церковь Святого Креста. Эта церковь была разрушена в 614 году во время персидского нападения на Иерусалим. Рассказывают, что византийский император Ираклий (610 – 641) разбил в 629 году в Долине Креста военный лагерь и восстановил монастырь на месте, где когда-то росло дерево Лота и находился самый первый византийский храм. Об этом событии упоминал патриарх  Досифей Второй (1641 – 1707) в своей книге «История Иерусалимского Патриархата»,  опубликованной в 1715 году.

Как и когда монастырь перешел под юрисдикцию Грузинской церкви, доподлинно неизвестно. Но известно, что в 1050 году грузинский царь Баграт Первый значительно перестроил и реконструировал монастырь Святого Креста, который с определенными архитектурными изменениями сохранился со времен царя Баграта  до настоящего времени.

Согласно преданиям, в Крестовом монастыре спрятаны сокровища, принадлежавшие  Иерусалимскому Храму, в том числе и золотой храмовый светильник – Менора. Когда византийский император Юстиниан в 536 году завоевал Рим, он забрал оттуда священные реликвии Иерусалимского Храма, захваченные   римским императором Титом в 70 году в Иерусалиме. Эти реликвии Юстиниан передал на хранение в иерусалимскую церковь Неа, остатки которой сохранились в наши дни в Еврейском квартале Старого города Иерусалима. Когда обстановка в районе церкви Неа после захвата Иерусалима мусульманами в 638 году стала  опасной,  храмовые реликвии были перенесены в монастырь Святого Креста.

Однако в 796 году, во время одного из нападений мусульман, все монахи монастыря были убиты. А хорошо спрятанный клад так и хранится нетронутым до настоящего времени где-то в монастырских подземельях.

С монастырем связана биография известного грузинского поэта Шота Руставели (1170 – 1216). Он был современником  грузинской царицы Тамары (1184 – 1213), которой посвятил свою знаменитую поэму «Витязь в тигровой шкуре».

В центральной части иерусалимского монастыря Святого Креста на стене можно увидеть изображение великого поэта. Здесь Руставели показан между фигурами Иоанна Дамаскина и Максима Исповедника.

Над портретом помещена надпись на грузинском языке: «Господи, помилуй Шота, украсившего эту церковь. Аминь. Руставели». В поминальной книге монастыря есть запись тринадцатого века, упоминающая Шота. Вероятно, это и есть Шота Руставели.

Историки считают, что  Руставели учился в Греции, после чего поэт служил казначеем при дворе царицы Тамары, некоторые даже называют Шота Руставели  министром финансов царского двора. Сохранилась подпись Руставели на одном из документов 1190 года, так что деятельность поэта как высокопоставленного чиновника царского двора не вызывает сомнения историков.

Согласно преданию, безнадежно влюбленный в свою повелительницу царицу Тамару, поэт Руставели уехал из Грузии в Иерусалим, стал здесь монахом и завершил свой жизненный путь в келье монастыря Святого Креста.

Русский поэт девятнадцатого века Яков Полонский писал о любви иерусалимского монаха Руставели и царицы Тамары.


 


Буду петь про любовь – ты не станешь внимать.


Но клянусь! – на возвышенный голос любви


Звезды будут лучами играть.


И пустыня, как нежная мать,


Мне откроет объятья свои!


Удаляюсь – прости!


Без обидных наград


Довершу я созданье моё:


Но его затвердят


Внуки наших внучат –


Да прославится имя твоё!

 

Вероятно,  в Крестовом монастыре в Иерусалиме великий грузинский поэт написал поэму «Витязь в тигровой шкуре» – одно из величайших произведений мировой литературы, представляющее собой  гимн возвышенной любви и преклонения перед женщиной. Политический идеал Руставели, выраженный в поэме, – это объединенная сильная страна  под руководством  просвещенного, гуманного правителя.

В своей поэме Шота Руставели воспел прекрасную царицу Тамару, которая, по его мнению, была идеалом женщины и идеалом мудрой правительницы.

 

 

 

Лев, служа Тамар царице,

Держит меч ее и щит.
Мне ж, певцу, каким деяньем

Послужить ей надлежит?...
Косы царственной – агаты,

Ярче лалов жар ланит.

Упивается нектаром

Тот, кто солнце лицезрит. 

Бисер – очи у Тамары,

Стан её – хрусталик стройный,

Взгляд страшнее Божьей кары…

Поступь, элегантность всех движений

Грациозны, как у львицы,

Как у истинной царицы…

 

История иерусалимского Крестового монастыря в средние века была тесно связана с Грузией, которая в XII – начале XIII веков играла существенную роль на мировой арене. При царе Давиде Строителе (1089 – 1125) Грузия имела значительные политические и экономические  связи с Иерусалимским королевством крестоносцев. После падения королевства крестоносцев царица Тамара и её преемники сохраняли тесную связь с Иерусалимом и обустраивали Крестовый монастырь.

Известно, что в ранние годы своего правления молодая грузинская царица Тамара назначила своим помощником ученого богослова из Иерусалима католикоса Николая Гулаберидзе. Возможно, благодаря положительному влиянию на юную правительницу богослова Николая из Иерусалима, царица Тамара и приобрела такие незаурядные и необходимые для монарха качества как великая мудрость, независимый характер и способность принимать правильные решения в непростых жизненных ситуациях.

Шли годы, время царицы Тамары утекло в прошлое, наступили другие времена.

После мусульманского захвата Константинополя в 1453 году Грузия осталась единственным христианским государством Востока в окружении враждебных мусульманских стран. В дальнейшем, по договору 1555 года, страна была разделена на сферы влияния между Османской империей и Персией. В первой половине XVII века  в Грузию вторглась армия персидского шаха Аббаса Первого (1587 1629).  Многие районы были разорены, жителей когда-то плодородной страны угоняли в рабство.

Изменилась ситуация к худшему и на Святой Земле. Захватившие в 1517 году Палестину османские правители ужесточили свою политику по отношению к христианскому сообществу региона вообще, и к Крестовому монастырю Иерусалима в частности. Турецкие власти значительно увеличили тогда налоги для христиан, ограничили паломничество, многие церкви и монастыри были разрушены или пришли в запустение.

Не избежал запустения и монастырь Святого Креста в Иерусалиме.

Следует также отметить неумелое управление Крестовым монастырем в те времена, о чем с горечью писал в 1689 году Патриарх Досифей Второй: «Приходили в Иерусалим в монастырь Креста игумены нехорошие, и ввели его в долги». Крестовый монастырь погряз в долгах, перестал получать политическую и материальную поддержку с родины. Долги грузинского монастыря пришлось выплачивать Иерусалимской Греческой Патриархии, которая после расчета с кредиторами взяла монастырь под свой контроль. Таким образом, политически и экономически ослабевшая Грузия в начале XVIII века потеряла контроль над Крестовым монастырем в Иерусалиме. 

В 1758 году грузинский епископ Тимотэ Габашвили, совершивший паломничество на Святую Землю, отметил, что монастырь Святого Креста в Иерусалиме находится в полном греческом владении. В те годы Иерусалимская Греческая Патриархия отремонтировала монастырь и открыла в его стенах в 1855 году духовную семинарию. Семинария  просуществовала более полувека и была закрыта в 1908 году.

 В настоящее время Крестовый монастырь открыт для посетителей, греческие монахи и работники монастыря радушно принимают гостей. В монастыре можно увидеть древнееврейские погребальные урны (ассуарии) I века, масляные светильники почти двухтысячелетней давности, оригинальные рисунки маслом по дереву, изображающие стены и ворота Иерусалима, и даже древний телескоп, с помощью которого много лет назад монахи Крестового монастыря изучали звездное небо. Возле церковного алтаря сохранилась мозаика пола церкви византийского периода.

А экскурсоводы в монастырском дворе рассказывают туристам и паломникам историю несчастной любви великого грузинского поэта Шота Руставели и показывают его портрет на монастырской стене…

До наших дней сохранилась жизнеутверждающая идея поэмы Руставели «Витязь в тигровой шкуре», рассказывающей о борьбе трех друзей-витязей – Тариэла, Автандила и Фридона – за освобождение прекрасной Нестан, невесты Тариэла. В эпоху средневекового рабства и угнетения Руставели воспел идеи свободы и справедливости, победу человека над покорностью и тьмой.

 

Зло мгновенно в этом мире,

Неизбывна доброта.

 

И, конечно, у поэта была мечта о светлом будущем народа и мудром, справедливом правителе как гаранте человеческого счастья. Об этом говорил поэт, прощаясь с читателями поэмы:

 

Осыпая верных златом,

Сделал он народ богатым.

Сирота там не был нищим,

И не плакала вдова там.

Меч его карал виновных,

Всюду властвовал закон.

Волк с овцой там мирно пасся,

И овцу не трогал он.

И об этих властелинах,

Этих мудрых исполинах,

Кто прославлен был в походах

И в сражениях старинных,

Кто в несчастиях друг друга

Никогда не покидал, –

Месх я, некий Руставели,

Эту повесть написал.

 

Хорошо бы, чтобы наступило то доброе время, время мира и благополучия, о котором  мечтал  иерусалимский монах Шота Руставели. И да сбудется его мечта на нашей многострадальной Святой Земле, в далекой Грузии, на родине поэта, и во всех регионах нашей Земли!

 

 

 

К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера