А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Вещи. Стихотворения
Стихи Аси Анистратенко, любимые мной давно и неизменно, всегда узнаваемы по дивному поэтическому синтаксису, по какой-то изначальности или, скорее, безначальности интонации, следующей за прерывистым дыханием, сомнением, за наваждением, взысканием, страхом… Может быть, именно из такого вот беспощадного соответствия её поэтического и внутреннего логоса со всеми своими безднами-небесами и рождаются запечатлённые в потрясающих образах прозрения, которые зачастую жалят посильнее мощного электрического разряда.
О. Г.
* * * есть вещи, которые есть, но их время вышло. вот голубятня среди новостроек выжила, анахронизм, искажающий лик столицы. и трудно представить, как можно бы ей продлиться, когда остановится сердце её владельца, и он это знает. сидит у крыльца, как в детстве, и не собирается ни уходить, ни сдаться. и смотрит из-под руки, запрокинув голову, как турман плывёт-кувыркается, цвета олова, а может, и белый, пойди разгляди за облаком, и солнце сквозь голубя; это момент затмения. и я тебя вижу сквозь облако на сетчатке, и вижу хорошим, как вижу тебя нечасто. и вдруг повторяю: любила тебя. любила. как будто грамматику будущего забыла, да будущего и не было в нашем прошлом, и глупо, и всё испорчу. и тем не менее. * * * ангел я тебя не знаю я робею этой пряжи у меня в кармане посох у меня в груди сума я забыла все узоры я не я сейчас а даже кто угодно лист бумажный принадлежность для письма этот свет в конце тоннеля переписывает зиму надиктовывает хлопья чертит петли на снегу если хочешь если важно если так необходимо не останешься голодным как сумею чем смогу * * * кто-то должен всё время смотреть на свет повторяя упрямо что смерти нет потому что в действительности у тьмы нет другого оружия только мы * * * хорошо сталевару, плотнику, рыбаку, жереху, древоточцу и муравью, очень неплохо тетереву на току, пьянице – ничего, только я не пью столько, чтобы на этом определить сердце своё, средоточие бытия. кто я такой, оторванный от земли? вырос, учился, вырос ли – это я. не наработал дома и багажей, не открывал планет, не считал комет. вижу, как мир огромен, но это же можно прочесть, открыв любой интернет. нравственный кант, прозябающий в голове, небо над кантом, выше стократ меня. женщины, что слетались ко мне на свет, я говорил им нет, но уже обняв. сын подрастает. потом расскажу ему, сколько вселенных, бывало, держал в руках. ну а пока мир скатывается во тьму, если смотреть внимательно, видно – как. вот и живу, у всех и себя в долгу, выйдешь на кухню, шепчут: не идеал, выгнали бы, наверное, – берегут, слушают, просят остаться, дают диван, cтавят еду, говорят мне – ешь. ну и ем. корки арбузные скидываю в ведро. время надежд укрепляется, между тем, определяется. перестаёт метро. снова уйду, не выплатив свой аванс, в мутное утро, где с неба течёт вода. многих ли я любил? да и нет. а вас, кажется, я любил. да и нет. и да, кажется, я завидую им слегка, плотникам, сталеварам и рыбакам, им не шагать дорогой под облака так, как умею только лишь я – пока. * * * заходит мальчик с потемневшими глазами. и говорит – «родная», как сдаёт экзамен. потом заходит молча, суетно, внезапно и дверь на ощупь закрывает за спиной. потом ещё четыре года, в наказанье, заходит или не заходит, очень занят, потом он женится и просто исчезает, как и положено молодоженам, но спустя немного он заходит, просит чаю, потом молчит, потом глаза его темнеют, он проворачивает ключ, как он умеет, и пять минут она не помнит ни о чём, а после – он опять пропал, она скучает, вдруг он заходит – а она дитя качает и неожиданно, не сразу замечает, что дверь распахнута со вставленным ключом. на этом фоне всё на свете происходит. она разводится. он снова к ней заходит, его глаза темнеют, время на исходе, он говорит: другого случая не будет. он говорит: пора, прощаемся – и хватит, но в кровотоке что-то тикает некстати, и через пять минут она, поправив платье, выходит к людям. * * * любовь, она не перестанет, хоть сколько раз тебя не станет, хоть сколько раз меня не станет, хоть всё местами переставь. ни удержать, ни растранжирить, мы все ей только пассажиры, мы едем в ней, покуда живы, от переулка до моста. бывает, кто-то заскучает, а то и, знаешь, укачает, и свет в салоне выключают, чтобы пугливых проредить. но я прочесть пытаюсь снова счастливый номер проездного. садись, нам вместе до Лесного, ещё нескоро выходить. * * * на одной ноге на тонком льду дурачок у мира на виду и куда вторую ни поставь страшно что случится пустота разные бывают тупики берега заснеженной реки до которых шаг полшага шаг страшно что не так не так не так и молчит безвидная вода под хрустальным нежным слоем льда тяжело себя перевести говоришь прости прости прости * * * держись, держись за старого кумира, на нём лежит твоя картина мира, и отсвет дальней юности лежит, и крупный растр газетного прицела, описывавший прежний мир всецело, ползёт – не то плывет – не то дрожит. кумир поёт себя во что умеет. он был всегда между тобой и смертью, теперь это, пожалуй что, заметней, и ты, прищурясь, слушаешь его, но слышишь, как подводятся итоги, как сонные в деревьях ходят токи, как ясный день курится на востоке, и прочее – живое о живом. и все-таки – не оставляй, не надо, на этой переправе безлошадной, где новая смешная школота не признает, не хочет, не приемлет, но по крупинкам переносит землю – ближайший край – на нового кита. * * * хорошая маша не наша становится менее важной чем маша немного попроще и в чём-то возможно поплоше и новая маша другая становится мне дорогая как маша которая ближе которую всё-таки вижу и с этой я машей согласен делиться и преумножаться а с машей которая здрасьте с чего бы теперь обнажаться а что мы себе обещали в кого мы себя превращали и чем мы себя утешали не меркнет но как-то ветшает становится чем-то плачевным законченным и обречённым прости меня маша зачем я о чём я * * * так читают дешевую книжку чтобы знать как будто в лицо своего врага но во всём что касается низкой пробы есть простой и востребованный угар тот с которым ты смотришь не отрываясь на движения чётких немецких тел это форма в которую дух изваян всякий раз как продления захотел лишь ребёнок столкнувшийся с первой смертью сквозь смущенье заглядывает в миры где земля распахнулась на пару метров ненадолго закрытая для игры * * * Откроешь нежность, а в ней стоит абсолютный остров – раскинув руки, как огородная ерунда. И всё, что скажешь о нём, ощущается слишком просто, Точней – бесцветно, как нерисуемая вода, Другое чувство, я говорю тебе, всё другое, Во тьме софитом его высвечивает – другим, Рисует ангела, страстотерпца, шута, изгоя И снежно-белый, меловый палец его ноги, И небольшие ладони, и девочкины ресницы... Укрыт, забросан поверх, как в траве луговой гнездо, Лежит, стоит, сохраняя очерченные границы, Со всех сторон омываемый – чем же ещё – водой. * * * просыпаешься в чистом поле тут берёзонька там осина много лишнего было что ли но проснулся и то спасибо зубы стискиваешь от боли пепел внутренней хиросимы но тебя научили в школе потерпеть и сказать спасибо это лучший манер прощаться безнадежен и обессилен смотришь в спину чужого счастья губы складывают спасибо даже сходишь с ума пассивно ибо бросил тебя мессия в этом тоже своё спасибо правда выглядит некрасиво мы могли бы родиться в рыбы мы могли бы тупить как глыбы мы до чёрта всего могли бы может счастливы были бы ни сюжета не знать ни кармы мало пользоваться руками а не так как сейчас веками об одно разбивая лбы но видно надо чтоб миллиарды на конвейере негасимом не синхронно совсем не в лад но выдыхали своё спасибо славя переданный билетик тех кого мы всегда в ответе тёплый голос бумажный ворох май черёмуху море горы уши голову руки ноги словом что там кому досталось ненадолго и понемногу на десяток весёлых станций с запотевшим оконным видом с параллельным себе забором с экскаватором тёмно-синим с коробейником инвалидом с невозможностью отвертеться отвернулись в свои приборы заигрались продлили детство но бормочем ещё спасибо удивляясь что жизнь прекрасна забывая что жизнь прекрасна признавая что жизнь прекрасна и в итоге невыносима * * * Дом ушёл, гном уехал. Во сне получила письмо От любимого некогда – жидко сказать «горячо», Из времён, когда я поцелуи считала ещё, И другим в ощущениях было мужское плечо. Наяву он нормально женат, стало быть, ни при чём, И, конечно, ни духом ни сном, это как-то само. Призывал меня к блуду, куда-то на Дальний Восток, Где ступеньки сбегали по склону в наплыве кустов, Дом достался от бабки, внизу океан, за кустами. Прочитала, проснулась, а может быть, дальше спала, Понимая, что всё это, кажется, переросла, И куда они ходят ночами, вторые тела, Беспокоит чуть меньше, чем то, что из них вырастает. Я – хранитель осколков не очень удачливых дружб. И неважно, какой бы он был (отвратительный) муж, – Поддержать эту тему на клеточном уровне не с кем. Я живу далеко, я смотрю высоко-высоко В бесцензурный бесстыдный стекляшечный калейдоскоп, И стекляшек становится больше на каждом отрезке. И порою они таковы – ни себе, ни врагу, И не хочешь, а смотришь поминки на синем снегу И полночные тени от осиротевших бессрочно. Но качнешь и успеешь увидеться с жизнью второй, Полной хрупких, весёлых, пронизанных светом щедрот, Бесконечно далеких от этой оптической точки.
Екатерина Марголис. «Reti d Oro»
К списку номеров журнала «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» | К содержанию номера

|