Эмма Соловкова

Высоты Евгения Винокурова

На открытии персональной выставки живописи Евгения Винокурова главный хранитель музея имени Нестерова Валентина Мефодиевна Сорокина сказала: «Евгений Винокуров – вдумчивый художник… Он – человек благородный и ответственный. В его работах – боль за планету, за людей, за гибнущую природу. Евгений – это наша совесть…»

Заслуженный художник Башкортостана Евгений Александрович Винокуров – яркая фигура в нашей культуре. Художник до самозабвения, всем сердцем прикипевший к родному Уралу, России и ее старине. Он – из тех неравнодушных выразителей «общественной совести», благодаря самоотверженным усилиям которых в Уфе существует дом-музей С. Т. Аксакова, Уфимская художественная галерея, спасен от гибели ряд старинных зданий и храмов. Он – автор целого ряда публикаций в защиту памятников культуры и архитектуры в центральной и местной печати, один из учредителей творческой группы «Инзер», объединявшей в себе художников, желающих создавать свободное, настоящее искусство.

Путь в большое искусство художнику открыло полотно «Встреча в пути», в 1978 году показанное на Всесоюзной выставке произведений молодых художников в Москве, отмеченное специалистами и прессой и попавшее на обложки центральных журналов и в календарь «В мире прекрасного». На полотне изображены бескрайние заснеженные поля, красный трактор-тягач и тракторист, покинувший своего «железного коня», чтобы полюбоваться на неожиданно возникшую на зимнем небе радугу. И эта внезапная яркая высокая радуга – символ доброго пути – счастливым знамением озарила все творчество художника.

Вообще тема неба, высоты – у Евгения Винокурова определяющая, он любит писать картины как бы с высоты птичьего полета. Сам он родился на горе, на Малой Ахтырской улице, которая, по его словам, заканчивалась небом, а пролетающих птиц можно было увидеть сверху. Поэтому, наверное, большинство его картин воздушно: в них всегда есть место небу. Например, в его «Извечном мотиве» (1986) оно почти во весь холст – как символ чистоты, просветленности, истины. На его картине «12 апреля» (2006), к которой еще очень подходит название «Космос как предчувствие», – уголок Уфы у музея Аксакова, весенний талый снег, деревья, ручьи и дети, которые, запрокинув головы, глядят в высокое, бездонное небо… Эта картина получила серебряную медаль на прошедшей в конце 2008 года региональной художественной выставке «Урал» в Челябинске.

Также частые и любимые персонажи винокуровских произведений – птицы: разве не у них научились люди летать и петь, разве не они служат нам примером жизни в гармонии с природой? Птицы присутствуют, например, в картинах «Из года в год» (1982), «Стрижиный берег», «Степной замок» (1984), «Тверская птица» (1991). А в «Весенних полетах» (1983) изображена посадочная полоса для самолетов с серебристой опорой для фонарей – красного и синего, между которыми свила себе гнездо какая-то птица. Так картина слила в едином братстве пернатых и самолеты.

Евгений Александрович – из поколения сороковых (родился в 1946 году в Уфе). Художественное образование получил в Уфимской вечерней школе рабочей молодежи № 2 (куда добирался «на перекладных» – на двух трамваях из противоположной части города). Работал художником в самых разных учреждениях и на предприятиях Уфы и других городов, в 1986–90-х годах был председателем Комиссии по охране памятников истории и архитектуры при Союзе художников РБ, в 1992–2004 годах – заместителем директора Уфимской художественной галереи. С конца 80-х годов по настоящее время является членом правления Союза художников РБ (возглавляет выставочный сектор).

Винокуров – это тот случай, когда недостаток академического образования прекрасно восполнился самообразованием, жизненным опытом и талантом – редким талантом обостренно чувствовать красоту и так передавать ее в произведениях, что их трудно забыть. На его счету больше десяти персональных художественных выставок (Уфа и другие города и районы Урала, Саранск, Москва, Санкт-Петербург, Париж, Нью-Йорк, Стамбул), а также участие более чем в тридцати различных коллективных всесоюзных, всероссийских, республиканских, зональных, международных. Его картины хранятся в Министерстве культуры РФ, в дирекции Союза художников РФ, в художественном музее им. М. В. Нестерова и в картинных галереях и музеях Бирска, Нижневартовска, Тобольска, Когалыма, частных собраниях во Франции, Германии, США, Турции.

Евгения Винокурова часто называют очарованным странником, и это совершенно справедливо: повинуясь «духу бродяжьему», он объездил не только родной Урал, но и всю Россию и Крым, заглядывая в дома творчества в Московской, Ленинградской, Калининской, Тверской, Иркутской областях, собирая по крупицам творческий и духовный опыт и насыщая свою душу красотой и гармонией.

Это на редкость увлеченный, разносторонний художник, за свою творческую жизнь попробовавший себя в самых разных видах изобразительного искусства. Неизменно добросовестно и досконально изучая и осваивая их технику, он затем ее переосмысливает, вдохновенно импровизируя, причем всегда с большим успехом. Все начиналось с сотрудничества с газетой «Вечерняя Уфа», куда он – тогда молодой самодеятельный художник – в конце 60-х годов стал отдавать свои рисунки. Позже, в 70-е годы, он активно занялся монументальным и декоративно-прикладным искусством, не оставляет его до сих пор, регулярно участвуя в различных специальных выставках. Винокуров – автор талантливых монументально-декоративных произведений в интерьерах и экстерьерах зданий Уфы, Салавата, Наро-Фоминска, Тобольска.

Первым заметным явлением в его творчестве стали эмблема (чеканка) и витражи Башкирского государственного театра кукол. Позже витражи по его проекту украсили и корпус Уфимского государственного нефтяного технического университета, его мозаики украшают клуб объединения имени Кирова, фирму КПД, комплекс «Баштехинформ». В сферу творчества художника входят и гобелены (кто сказал, что гобелены – это прерогатива женщин? например, во Франции – на родине гобеленов – ими часто занимаются мужчины). А его резьба по дереву на темы русских поговорок привлекла внимание зрителей на республиканской выставке самодеятельных художников еще в 1974 году.

Винокуровым создано и немало талантливых росписей по дереву – даже имитирующих русскую народную вышивку (триптих из декоративных объемов «Берегини» (1997), где на готовых деревянных формах белыми масляными красками он воссоздает орнамент старинной фольклорной вышивки по сетке Тверской губернии конца ХIХ – начала ХХ века, ухитряясь повторить фактуру нитяного рельефа). В последнее время он также создает объемно-пространственные композиции из необычных сочетаний разнородных материалов и предметов по типу инсталляций и ассамбляжей. Какие только подручные материалы и старые вещи или их обломки им не используются! Вот уж точно сюда подходят ахматовские строки: «Когда б вы знали, из какого сора…» Но в результате всегда получаются эстетичные, высокохудожественные произведения, свидетельствующие о мастерстве их создателя, – например, инсталляции «Масленица» (2007) и «Готика» (2008). Для «Масленицы» в ход пошли туеса, детали от венских стульев, сыромятный ремень и даже пионерский барабан и шнурки от ботинок, а для «Готики» – деревянный короб от швейной машинки, фрагменты балясин, обломки лыж, циферблат от часов. Эти работы были представлены на Третьей республиканской выставке «Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана», проходившей в Уфимской художественной галерее в конце 2008 года.

Но все это сам художник считает лишь ремеслом. Графика и живопись – вот его судьба, которую определила его встреча и совместная работа с замечательным башкирским художником А. В. Пантелеевым, а также самозабвенная самостоятельная работа в домах творчества. Что касается изобразительной манеры, то он ее всегда полностью подчиняет идейному замыслу своих работ, своим чувствам и настроениям. «Не лукавь, – главный его принцип, – это вылезет, как на широком экране». Его произведения – на редкость искренние, тонкие, целостные, способные пробудить в нас самые добрые чувства.

Большого внимания заслуживает графика Евгения Винокурова – печатная (эстампы) и выполненная от руки (коллажи, тушь, акварель). При создании эстампа с графического листа изображение фотоспособом переводят на медную доску, протравливают, а затем печатают. Здесь в первую очередь упомяну его философские работы 1998 года «Несущая ангела» и «Дерево», участвовавшие во Второй Уральской триеннале станковой печатной графики «Уфа – 98». Талантливый пример коллажа – его шутливая работа «Золотая рыбка» (2001), где на холсте путем сочетания масляных красок и производственных этикеток изображена яркая сказочная рыба в форме полумесяца, она участвовала в художественном проекте «Слияние лун» (2001). Что касается работ, выполненных черной тушью и пером и создававшихся чаще как этюды к живописным пейзажам, то они смотрятся как вполне самостоятельные произведения – настолько они убедительные и законченные (работы 1980-х «Нагаево», «Осень» и другие). А его акварели производят впечатление либо иллюстраций к каким-либо сказкам – десятилетней давности фантазийные работы «Домики на облаках», «Лодка. Грозовая туча», либо целых акварельных картин – как, например, его серия 2008 года «Тобольская мелодия». Это лирические акварели, на которых художник по-своему компонует изображение старой части города с маленькими деревянными домишками и величественным Тобольским кремлем, включая его легендарную Благовещенскую церковь, связанную с историей царской семьи Романовых.

Но конечно, больше всего вдохновения и души Евгения Александровича – в живописи. Его живописные картины – это целые большие полотна-пейзажи, выполненные маслом на холсте, которые словно заново открывают нам красоту родной природы, погружают в торжественную тишину церквей, жалобно взывают слепыми окнами домишек заброшенных деревень, – в них точно есть «искра Божья».

Своими учителями Евгений Александрович называет наших выдающихся земляков – художников М. В. Нестерова и А. Э. Тюлькина и писателя С. Т. Аксакова. С начала 80-х годов он начал углубленно изучать творчество Аксакова, ездил по аксаковским местам. Он рассказывал, что при этом описания знакомых мест слились с его собственным восприятием характера аксаковского письма, и настроения писателя стали ему близки и понятны.

Анализируя живопись Евгения Винокурова, В. М. Сорокина писала: «Полотна “Быстрое лето” (1981), “Пора зеленых трав” (1982), “Извечный мотив” (1983) эпичны по композиции. Точка зрения сверху открывает широкий горизонт, безбрежные просторы. В то же время пейзажи озарены светом лирических, исповедальных интонаций поющего о Родине, что придает им поэтическую неповторимость. Неторопливая манера письма художника, любящего плавность линий, ритмов, цветовых отношений, определенность формы сродни целомудренному аксаковскому языку, традициям русской пейзажной живописи в целом. Размышляя о духовных традициях, он пишет ставшую широко известной картину “Уфа. Весна на окраине” (1985)… Лирико-романтическая устремленность автора в его полотнах обогащается философскими размышлениями о жизни, осмыслением современности. Чутким умом и сердцем улавливает он добрые и горестные перемены. Видя наступающий разлад вековой гармонии человека и природы, он пишет картины “Ника” (1982), “Умирающий раб” (1983), показывая в них одинокие, кричащие от боли обезглавленные деревья. Они взывают, обращаясь к нам, – что будет с миром?»

Картины раннего периода творчества живописца (конец 1970-х – 80-е годы) – обычно более светлые, наполненные нежно-зеленым, золотистым и небесно-голубым цветом. Для этого периода очень характерна философская картина «Весна на окраине» – как память о прошедшем детстве и юности, начале новой, взрослой жизни. На ее первом плане – распахнутые деревянные ворота родного дома. Над ними – развевающаяся снежно-белая простыня, вывешенная руками матери, за ними – улочка, сбегающая к Белой, широкая гладь реки и вдали, до самого горизонта, в туманной дымке поросший лесом противоположный берег. Что там, за горизонтом?.. Здесь интересна изобразительная манера художника (которую можно назвать авторской), характерная для многих его картин. Первый план максимально приближен к зрителю, очень тонко, рельефно выписан и подан до осязаемости реалистически точно, а за ним нередко следуют гораздо более размытые философские «дальние дали», заставляющие нас невольно задуматься о вечных вопросах. А изображаемое на первом плане нередко превращается в символ («Пора зеленых трав», «Уральский букет», «Красное лето – зеленый покос» (1983), «В Старой Ладоге» (1986)).

Многие произведения художника свидетельствуют об его умении мыслить не только художественными и поэтическими, но и философскими и историческими категориями и содержат аллегории, например написанная им в годы перестройки картина «Колесо» (1988). На идею ее создания художника навело старое колесо, найденное им на реке Инзер, оно и заняло практически весь холст. Но главные герои здесь – это, наверное, История, Время, истертое, залатанное колесо которого катится по многочисленным ухабам, но не падает и жестоко подминает под себя пчелиные соты… Время беспристрастно и подчас неумолимо взирает на нас и с холстов «Извечный мотив», «Быстрое лето», «Уфимский дворик», «Покинутый берег». А грустная картина-воспоминание «Вечерний эшелон» звучит эхом ушедшей войны, трагизмом военных потерь и тяготами послевоенного полуголодного детства (она экспонировалась в 2000 году в Москве на выставке, посвященной 55-летию Победы в Великой Отечественной войне).

Мне самой в юности довелось как-то летом отдыхать на реке Белой близ деревни Нагаево в спортлагере Башгосуниверситета. Тогда там художником-оформителем работал Евгений Винокуров – с типичным для художника обликом: небольшая бородка, внимательные глаза, в то время не седой, а золотоволосый. Помню, он рисовал портрет одной из студенток – спортсменки-баскетболистки с географического – и казался нам, только вступающим в жизнь юным существам, в то время увлеченным в основном пляжем и дискотеками, слишком взрослым и спокойным. Иногда он тонко и мудро усмехался в бороду над какой-нибудь уж слишком разошедшейся в своей праздной суете студенткой. А я тогда понятия не имела, что за художник Винокуров (мало ли кругом художников?).

«Спокойный художник» Евгений Винокуров оказался настоящим подвижником с активной творческой и гражданской позицией. Под впечатлением от природы близ деревни Нагаево им была создана целая серьезная живописная серия под названием «Музей под открытым небом»: это не просто картины, а пронзительные картины-предостережения, изображающие выступающие из земли оголенные корни огромных старых деревьев или их остовы, коряги и пни, – «Корни», «Деревья», «Умирающий раб», «Ника» (1982), «Нагаево. Биография века» (1983). «Помните, – рассказывал он, – были сильные морозы, через два-три года вязы погибли, и остались эти пни». А на одной из картин этого цикла тлеющая на горизонте словно бы ржавая полоска напоминает о недавно бушевавшем в лесу пожаре. Как указывают исследователи, чтобы выделить главный, знаковый предмет изображения, в этих картинах, как и в ряде других, используется прием подсветки при помощи холодно-стальных и землистых цветов грунта. Нагаево – одно из самых дорогих художнику мест, он до сих пор часто туда наведывается.

Еще одно из сильных его жизненных впечатлений – озеро Байкал, куда он попал в 1990 году, можно сказать, случайно, по горящей путевке в Дом творчества, расположенный близ места впадения в Байкал Ангары. Его встреча с этим озером превзошла все ожидания. Когда он плыл по Байкалу, то радовался как ребенок. Результат этой поездки – такие картины, как «Байкальский крест», «Байкальская осень», «Ольхон» (это единственный остров на Байкале – его местные предания связывают с именем Чингисхана: якобы здесь тот обрел вечный покой). В них он призывает беречь Байкал – это чудо природы, эту несказанную красоту.

В 90-е годы Е. Винокуров создает такие значительные произведения, как «Уфимский дворик» (1993), «Бабье лето» (1995), «Курган на Волхове» (1996). А в результате поездки в Переяславль-Залесский появились «Ямская слобода» (1992), «Монастырь» (1992). Художник страстно призывает нас беречь и памятники истории и культуры. Старинная Уфа, его родной город, сказать по правде, уже не может похвастаться обилием старинных зданий и монументов. Приезжающие в Уфу туристы время от времени по неведению своему спрашивают: «А где у вас тут древний кремль?» А кремля-то, который был деревянным и стоял на высоком берегу Белой на нынешней Первомайской площади, уже давным-давно нет – сгорел еще в XVIII веке. Даже каменная соборная церковь постройки ХVI–ХVII веков более пятидесяти лет назад была безжалостно взорвана.

Евгений Винокуров – в первых рядах тех, кто выступает за сохранение культурно-исторических памятников. Лет двадцать назад в своей статье «Будем внимательны к памяти» он писал: «То здесь, то там исчезают дома и целые улицы. Нет, я совсем не за то, чтобы в любом строении старого типа слепо искать ценности ушедших веков. Я против огульного сноса без предварительного изучения каждого здания. Уже погибли многие интересные дома по улицам Коммунистической, Ленина, Аксакова, Социалистической, исчезли многие крепкие кирпичные здания, которые могли еще служить и, надо заметить, являлись эталоном качества строительства… А почему бы не объявить южную часть Уфы музеем под открытым небом? Ведь делать это нужно именно сейчас! Пока еще целы улицы Октябрьской революции, Коммунистическая, Пушкина, Посадская и Сочинская. Пока еще целы соловьиные овраги и резные наличники, скамейки у ворот и родники. И пусть не смущает уфимца провинциальный облик старой части города. Ведь провинция являлась и является корнями, капиллярами государственного древа. Сколько блистательных судеб началось за воротами таких городов, сколько прекрасных в дерзости своей идей родилось под сенью яблоневых садов… Что станет памятником зарождающейся любви к Отечеству? И не вытеснят ли вездесущие гаражи все реже встречающиеся голубятни? Все это в наших руках. Просто надо быть осторожными и внимательными к “каменной летописи”, собирать и хранить все ценное, что связано с историей Уфы».

Сподвижник известного писателя и общественного деятеля Михаила Андреевича Чванова, Евгений Александрович горячо поддержал идею восстановления в Уфе дома С. Т. Аксакова. Дом-музей был открыт для посетителей в 1991 году. В 1986 году, когда начался капитальный ремонт бывшего Аксаковского Народного дома (нынешний Башкирский государственный театр оперы и балета), он выступал против ненужной, грубой, с нарушением правил акустики его перепланировки. В числе его многих славных дел – и борьба в группе единомышленников за знаменитые Торговые ряды (Гостиный двор), в годы перестройки они планировались к сносу. Сейчас красавец Гостиный двор встречает нас своей изящной открытой галереей и арочными проемами по фасаду. Его внутреннее пространство, правда, осовременено: модные бутики, кафе, эскалаторы, банкоматы. Постоянно наведывающаяся сюда молодежь нет-нет да заглянет в созданную на втором ярусе здания художественную галерею…

Защищает от уничтожения Евгений Александрович и храмы – например, двухсотлетний Свято-Никольский храм в деревне Николо-Березовке, ровесник С. Т. Аксакова, а также уфимскую Спасскую церковь, в которой под слоем побелки были неожиданно обнаружены уникальные старинные росписи. Вообще тема православия у него – особая тема, к ней он пришел в творчестве в 90-е годы. В то время, путешествуя по России, в Переяславле-Залесском он увидел Иверский монастырь и ощутил дыхание Вечности…И до сих пор встречающиеся ему на жизненном пути церкви и храмы – как что-то родное и близкое, как сокровенные уголки души. Эти его высокие переживания воплотились в полотнах «Монастырь» и «Оклад», которые участвовали во Всероссийской выставке в Москве, посвященной 2000-летию Рождества Христова. Эта же тема – в полотнах «Напутствие» (1986), «Вознесение» (1988), «Курган на Волхове» (1997), «На краю Европы» (2000), «Мост» и в посвященной памяти его деда Николая Васильевича Первушина «Ямской слободе». Когда смотришь на такие картины, как «Ямская слобода» и «Мост», как-то сразу сами собой вспоминаются песенные строки «Деревеньки, купола, а зима белым-бела…» Правда, его картинам 90-х присущи уже и значительно более темные краски, например лиловая, а также лаконизм изображения, местами граничащий с плакатностью; и нередко характер монументальности приобретают грустные старинные храмы, изображаемые Евгением Винокуровым – таким вот «печальником земли Российской».

В 2006 году Евгений Александрович встретил свое 60-летие. Но не хочется и, наверное, нельзя назвать его «художником уходящего поколения». Прав заслуженный художник РФ А. Г. Королевский, заметивший, что «современен Евгений Винокуров со своими обветшалыми, усталыми, глядящими сквозь века монастырями, стылыми на легком морозце речками…» Творчество Евгения Винокурова устремлено в будущее. Пример тому – его диптих «Вознесение» и картина «Напутствие», в которых он пытается соединить на первый взгляд несоединимое: старинную остроконечную церковную колокольню и взмывающую за облака космическую ракету. Но ведь в них обеих – устремленность ввысь и торжество человеческого духа, который сподвигает строить храмы и запускать космические корабли…

А его программная картина «Оклад» – это своего рода прозрение будущего. Она представляет старинный церковный оклад; что изображено на нем – уже не разобрать: с годами потускнело, как и наша вера. Но рядом, на фоне неясных темных очертаний российских церковных куполов – легендарная птица Сирин-Феникс: ее лик тоже темен, но настанет время, и рассеется тьма, и, подобно этой птице, Россия из пепла возродится. Непременно.

К списку номеров журнала «БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ» | К содержанию номера