АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Марат Ямалов

О псевдорелигиозной практике «эпохи перемен»


Заметное усиление религиозности населения в постсоветский период стало неизбежным следствием общественно-политических изменений. В условиях демократических преобразований государство отказалось от официальной идеологии (Конституция РФ – 1993 г.), был принят Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997 г.). Конфессии получили возможности для беспрепятственного развития.

За десять лет число религиозных движений выросло с 20 до 69, т.е. почти в 3,5 раза! В целом, по России на 01.01.2004 г. было зарегистрировано всего 21664 религиозных общин, из них 11525 – Русской Православной Церкви, 3537 – мусульманских, 1467 – христиан веры евангельской (пятидесятников), 979 – евангельских христиан-баптистов, 698 – евангельских христиан, 646 – адвентистов седьмого дня, 267 – исповедующих иудаизм (из них 198 ортодоксальных и 69 – реформистских), 253 – католических (из них 5 – греко-католических, а 248 – Римско-католической церкви), 219 – лютеранских общин; 192 – буддистских и др.

За 1990-2008 гг. в Русской Православной Церкви количество епархий выросло с 76 до 157, приходов – с 6893 до 29263, монастырей – с 22 до 804, священников – с 6674 до 27216, диаконов – с 723 до 3454. В Москве действующих храмов увеличилось с 40 до 872, были открыты 3 семинарии и 2 православных вуза.

А в Башкортостане в 2008 г. действовали 8 религиозных центров, количество общин за два десятилетия выросло с 82 до 1313, или в 16 раз! Более 80% из них относились к исламу и православию.

Развитие религиозных объединений стало важным фактором возрождения духовных и нравственных ценностей, становления гражданского общества в стране и республике.

Но несомненно и то, что распад Союза, смена политического и экономического строя сопровождались глубоким кризисом и деформированием общественного сознания. Резкая социальная дифференциация, рост бедности и сокращение льгот, привычной опеки со стороны власти способствовали потере гражданами мировоззренческих ориентиров. Ослабли организационные, государственные «несущие» основы общества. Благополучие, безопасность и здоровье, уверенность в завтрашнем дне у многих пошатнулись. Нечто такое и имел в виду Конфуций, когда говорил: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»!

Большинство отмеченных явлений, конечно, были временными, присущими только уникальному по сложности переходному периоду. Однако они, по принципу падающего домино, повлекли за собой ряд и других серьезных социальных последствий.

Одно из них – сопутствующий бум псевдорелигиозной практики, то есть явлений «мниморелигиозных» или «околорелигиозных». Массовой их базой было желание людей найти точки опоры в неустойчивом быте, потребность в духовной близости и моральной поддержке, в лечении болезней. Отсюда – тяга к оккультизму, эзотерике, парапсихологии, магии, шаманизму, биоэнергетике, астрологии, астроэнергетике, нумерологии, хиромантии, экстрасенсорике, «ясновидению», «восточным нетрадиционным верованиям», «Шамбале», «народному целительству» и т.д. Многие без видимой пользы увлекались паранормальными явлениями, уфологией, «новой хронологией» истории. Но сама возможность сверхъестественного подкрепляла подсознательные надежды, снижала остроту страха небытия.

Это тот самый соблазн на «чудо, тайну и авторитет», о чем писал еще Ф.М.Достоевский, анализируя сцены искушения Христа в Новом Завете. Именно в годы социальной неустойчивости все больше людей ищут простые, легкие решения и средства, «волшебство», новых сильных кумиров (от которых и предостерегают традиционные религии!). Зачастую при этом срабатывает и механизм коллективного влечения, снимающий тормоза сомнений и ответственности. Поклоняясь и подчиняясь, участники новых течений получают психологическую подпитку, избавляются от необходимости находить трудные, но собственные пути. Все это перекладывается на «Учителя», «Наставника», «Гуру», «Братство».

Отчасти это напоминает и различные формы «фанатства» в отношении «звезд» спорта или эстрады, которые тоже не случайны. Ментально они из этого же ряда зависимости. Но в псевдорелигиозной практике члены общины начинают обретать черты психоза, отвергающего любые факты, аргументы, голос здравого смысла. На определенной стадии втягивания в новые занятия абсурд и протестная асоциальность превращаются в источник силы, надежды и даже самоутверждения. Сама убежденность в том, что они не такие, как все, якобы подвергаются психологическим и правовым гонениям «за правду», становится дополнительным стимулом.

Возникает и ответное, встречное движение – это стремление тысяч активных личностей заработать на свою благополучную жизнь за счет удовлетворения этого спроса. Зачастую они отличаются амбициозностью, высокой самооценкой, стремлением проявить власть над другими. Нередки и разновидности психопатии. В такой активности почти всегда видны неуемное самомнение лидеров, их вера в свою исключительность и право вершить судьбами тысяч «простых» людей.

И порой артистизма, понимания психологии и умения внушать оказывается достаточно для того, чтобы росли очереди страждущих и суммы легких заработков. В ряды подобных «профессионалов» вошли и различные махинаторы, лица с уголовным опытом, с психическими отклонениями. Широко использовались даже дети с «особыми качествами». Раскручивание мифов о них оборачивалось не только крупными «дивидендами», но и искалеченными судьбами подростков.

Несомненно, вся эта сфера имеет самые различные оттенки. Она не может быть перечеркнута просто как псевдонаучное или, тем более, как криминальное явление. Ее социальные функции идут из глубины веков, с которыми всегда противоречиво уживался общественный прогресс. Обслуживание страждущих, слабых, получение средств – лишь очевидная из граней. Есть еще познавательные, теоретические, методологические, философские и художественные аспекты. А также – самоутверждение, удовлетворение любопытства, болезненных пристрастий, хобби, моды на экстравагантность. Все эти явления лежат на периферии культуры, они побочны для науки, образования, литературы, искусства и здравоохранения. Есть даже положительные нюансы, однако не перевешивающие негатива.

К сожалению, после десятилетий цензуры, запретов и подавления инакомыслия, попытка критики «сенсаций» встречается с предубеждением. Это наблюдается в отношении деятельности Комиссии РАН по борьбе с лженаукой. Дело в том, что для самой науки такие формы излишни, а в сфере псевдорелигиозности, с ее глубокой социально-психологической подкладкой, чисто научная аргументация недостаточно эффективна.

Нужно иметь в виду, что в страну ворвалась специфическая форма предпринимательства, ранее пребывавшая в теневой части экономики и общественной жизни. При реформировании государства этот «увлекательный» бизнес вырвался на оперативный простор. Впрочем, по технологиям он вписывается в известные схемы финансовых пирамид, сетевого маркетинга, психоанализа, гипноза и внушения, нейролингвистического программирования, т.е. манипулирования сознанием.

Сектантская деятельность, наряду с уголовными сюжетами, романтизировалась и подогревалась порой средствами литературы и искусства, особенно кино. Одновременно сложилось немало сайтов такой направленности в Интернете. Раскидывая свою паутину, независимо от специфики, они прокладывали пути для тысяч «специалистов», обещающих помощь каждому нуждающемуся.

Мощный толчок «альтернативной религиозной практике» фактически намеренно был дан центральными средствами массовой информации, заинтересованными в рейтингах программ и привлечении рекламных потоков. Под флагом «демократизации» в наши дома через экраны вошли Александр Кашпировский, Алан Чумак, Григорий Грабовой, Владимир Миронов, Павел Глоба, Джуна Давиташвили, Юрий Лонга, Мария Стефания и другие. Они обосновались на каналах ТНТ, РенТВ, ТВ-3, ТДК и т.д. Шли круглосуточные «парапсихологические», «ясновидческие», «магические» и «биоэнергетические» консультации, гадания на «картах Таро, Локермана и Руны», дистантное «лечение», включая «работу по фотографиям». Замелькали ряженые «маги», «колдуны», «парапсихологи», «ясновидящие», «уфологи», «астрологи» и другие «профессионалы». В специальных шоу-программах новые «авторитеты» толковали исторические события, биографии, непознанные явления, прогнозировали будущее, решали жизненные проблемы. И лечили телезрителей – от «порчи», «венца безбрачия», «приворота», «сглаза», «родового заклятия» и т.д.

В тысячах семей перед телевизорами выставлялись для «зарядки» емкости с водой, тюбики с мазями и зубной пастой. По назойливо рекламируемым адресам со всех концов страны к целителям тянулись иногородние, предварительно перечислив пятизначные суммы в оплату столь «квалифицированных» услуг… Средневековые манипуляции привлекали полные залы и стадионы, провоцировали массовые истерии. Множилось и число вызванных ими осложнений, несчастных случаев, «детей Кашпировского» и прочего. Кстати, фильм канала РТР наших дней так и называется – «Синдром Кашпировского», где приведены результаты некоторых исследований: 70% опрошенных от сеансов ничего от них не испытывали, 18% – почувствовали ухудшение, лишь 12% – улучшение.

На этих экспериментах, без обратной связи и корректировок, болезни могли обостряться даже от одного неудачного жеста или слова психотерапевта, как, например, его заявление о своей «дьявольской силе». В готовности некоторых гастролеров «излечить все» сквозили и преступные действия. Разоблачения трюков и подтасовок терялись в лавинах дезинформации. Но после протестов ученых и медиков массовые сеансы «исцеления» были, наконец, запрещены указом Президента страны.

Тогда же активизировали свою экспансию и различные масонские ложи, «благотворительные организации». Так, созданный еще в 1905 г. в Чикаго адвокатом Полом Харрисом клуб «Ротари» (от корня слова «вращение») в настоящее время действует в 163 странах в виде 29600 клубов, в которых насчитывается около 1,2 млн. членов. Развитое структурированное представительство он имеет теперь и в России, но без афиширования своей деятельности. Страну наводнили активисты зарубежных объединений, включая всякого рода миссионеров, авантюристов, искателей приключений и разведчиков… По некоторым оценкам, в России действовали более 500 разных по характеру зарубежных неправительственных организаций. Длительное время они оставались вне критики и пользовались режимом благоприятствования.

Диапазон деятельности псевдорелигиозных течений широк – от интеллектуально-творческих и познавательно-этических до экстремистских. Словно осколки большого зеркала, сообща они отражают процесс деформации общественного сознания. В целом среди многочисленных течений, движений и групп, основываясь на исследованиях специалистов, можно выделить несколько основных групп:

а) неохристианские, использующие Библию и христианство;

б) индуистские, восточные, китайско-японской философско-мистической ориентации (медитация Дзен и др.);

в) оккультные, колдовские, сатанистские, парапсихологические, астральные (космо-энергетические), спиритические, уфологические;

г) духовно-психологические, психотерапевтические, самореализации, самоусовершенствования и саморазвития;

д) синкретические, эклектичные.

Следует подчеркнуть, что границы между ними в реальной жизни весьма условны, так как вопросы «чистоты» для них не имеют значения. Но есть важное отличие: если религия стремится улучшить душу и бытие человека, то «псевдорелигия» – использует, обезличивает и разрушает его, принижает общую, правовую и политическую культуру общества.

Из первых на переломе эпох много негативного принесло ультрамодное течение, возглавленное в 1991 г. бывшей комсомолкой Марией Цвигун. Она объявила себя воплощением Святого духа и вместе с бывшим инженером НИИ кибернетики Ю. Кривоноговым основали в Киеве Вселенскую церковь «Белое братство». Другое ее название – ЮСМАЛОС, программа «преображения земли» по названию космических тел (Юпитер, Сатурн, Марс и Лоси – славянское название созвездия Большой Медведицы). Был провозглашен Третий, Последний Завет для «утверждения вселенской гармонии между мужским и женским началом». Эклектическое учение секты было сшито из произвольных заимствований: «Мария Дэви Христос», «метки зверя» (номера, коды, все современные якобы «сатанинские» атрибуты информационного общества!), «шестая раса», «Золотой Век Эпохи Водолея», «Второе пришествие», «БогоСоитие» и прочие «откровения».

Приверженцы нового «братства» Украины, России, Белоруссии и Казахстана отдавали все свои сбережения и имущества новым «вождям», определившим конец света на 10 ноября 1993 г. Для многих «юсмалианцев», преимущественно тинейджеров, участие в движении сопровождалось трагическим отчуждением от общества. Некоторые пропадали без вести. После провокационной попытки захватить в Киеве Софийский собор для проведения там массового самоубийства было возбуждено уголовное дело. В 1996 г. М. Цвигун приговорили к четырем, а Ю. Кривоногова («Иоанна Крестителя») – к шести годам заключения. Затем их союз распался, Ю. Кривоногов был заклеймен «Девой» как «Антихрист». «Крестителем» назначили некоего П. Ковальчука, и началась борьба за легализацию секты.

Русская Православная Церковь не раз заявляла об их антихристианской сущности, психической и духовной опасности, которую несут подобные секты. Так, на прошедших в 2005 г. Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве специалисты указывали, что в реабилитационных центрах сект, заявляющих себя «протестантскими», наркотическая зависимость заменяется на эндоморфинную зависимость экстатических переживаний. Во время их «богослужений» слушатели впадают в невменяемое состояние, бьются в припадках или безудержном смехе, иных шокирующих неадекватных действиях.

Немало объединений эсхатологического типа, готовящих своих приверженцев к концу света – к 2012 г. и другим «намеченным» срокам. Потрясли общественность события с осени 2007 г. до весны 2008 г. в Пензенской области, где сектанты в ожидании конца света более чем на полгода замуровали себя под землей. Акция закончилась лишь после гибели двух затворниц и несостоявшегося Апокалипсиса. Руководителей секты привлекли к уголовной ответственности.

«Люди в черном», «Слуги Сатаны», «Верующие в Люцифера» и другие такие движения почти всегда не в ладах с законом. К сожалению, в мире еще нет единого подхода и согласованных действий по отношению к ним. Например, сатанизм как религия официально признан в США и Великобритании. Штаб-квартира Церкви Сатаны находится в Нью-Йорке и ведет наступательную работу во многих странах.

Зацепкой для сектантов порой становятся экология, охрана исторического наследия, изучение загадочных явлений или духовной культуры Востока. Например, в Сибири с начала 90-х годов действовала секта К.Руднева под названием «Ашрам Шамбалы», где для женщин проводились «Школы гейш» и «Школа богинь», для предпринимателей – «Эзотерические основы бизнеса». На деле практиковались оргии группового секса, совращение несовершеннолетних, насилие и наркомания. В 2004 г. руководитель группы был признан невменяемым и отправлен на лечение, но сумел не только совершить побег, но и благополучно возродить занятия. Эта секта продержалась долгие годы, маскируясь и меняя названия: Академия «Путь к счастью», Академия оккультных наук, Центр «Беловодье», Российская тантрическая школа, Сибирская ассоциация йогов, Центр «Сотиндана-йога», «Толтекклуб – НЕЧТО» и прочие.

Всемирную черную известность получила секта «АУМ Сенрике» – «Религиозная корпорация АУМ Сенрике», или «Учение истины АУМ». Название расшифровывается с японского языка как «Путь к истинной энергии познания». Эту организацию создал в 1987 г. в Японии буддист Садзуо Мацумото, который после семи лет пребывания в Гималаях взял себе новое имя – Секо Асахара. Он был провозглашен «Духом истины» и рассматривался одновременно как «Будда, Христос, Индра, король асуров, строитель мировых пирамид, основатель цивилизации каменного века, воплощение человеческих знаний, слуга Шивы, других буддийских и индийских божеств». Распространялись его откровения – «Инициация», «Махаяна-сутра», «Учение истины», «Татхагата Абидамма» и переводы древних книг. Объявленное эзотерическим учение состоит из 20 «ступеней секретных техник». Последователям предлагается нарочито затуманенная смесь буддизма, даосизма, индуизма, христианства, фантастики, оккультизма и терроризма. В России, в связи с популярностью восточных единоборств, этой секте вначале даже была оказана официальная поддержка.

После беспрецедентной, жестокой атаки Токийского метро отравляющими газами в Японии были арестованы 400 из 10 000 членов АУМ, из них 100 признали причастными к теракту. Секо Асахара и другие его предводители были обвинены в терроризме и отданы под суд, понесли серьезные наказания. С середины ХХ века в Азии особенно интенсивны духовные поиски, значителен размах альтернативных верований. Они кругами расходятся по всему миру. Сегодня в Башкортостане пропагандируются секты Шри Чинмоя, Сахаджа Йоги, Сант Мат (руководит индус Сант Балджит Сингх) и др. Всего в республике специалисты насчитывают более 50 сект, способных под видом заботы уничтожить душевное здоровье человека. Особенно – подростков.

Находит определенную почву саентология, разработанная американцем Л.Роном Хаббардом. Начав с исследования «разума и духа» в 1923 г., он создал в 1938 г. книгу «Эскалибур», где впервые изложил основы «науки, изучающей знание о том, как знать» – «саентологию», в дальнейшем – «дианетика». Адепты течения позиционируют его как «венец науки и философии всех времен и народов»… В 1951 г. была опубликована «Дианетика: первоначальные тезисы» и переизданная затем как «Динамика жизни». Его последователями организована «Церковь дианетики». Толкователи выводят слово «дианетика» от греческих «dia», что означает «посредством, через», и «noos», что означает «душа». Термин «саентология» образовали от латинского «scio» («знать» или «различать») и греческого «logos» («разумное исследование устройства»). «Дианетика» претендует на обучение «правильно жить», рассматривает человека как особое существо «тэтан». Она якобы знает «истинную бессмертную духовную природу человека», с неограниченным потенциалом, его соотношения с «Высшим Существом», с бесконечностью. Соответственно, расписываются пути спасения, реализации возможностей, достижения совершенства и т.д.

Эта секта привлекла особое внимание в 2005 г., который в республике был объявлен Годом профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон через агентство «Башинформ» направил тогда обращение к главам городов и районов, руководителям районных отделов образования, молодежных клубов и других организаций, ректорам вузов, директорам школ и педагогам. Он отметил, что число погибших в России за последнее десятилетие только от наркотиков сопоставимо с тяжелыми военными потерями. И привел слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: "Русская Православная Церковь не может не возвысить голос против страшного зла, обрушившегося в первую очередь на самых беззащитных – на детей и подростков. Церковь Христова свидетельствует, что наркомания – это в первую очередь духовная проблема, которую невозможно решить без преодоления того нравственного кризиса, в котором сегодня оказался наш народ. Причиной стремительного распространения этого недуга является искажение традиционных духовных основ жизни российского общества. Нельзя всерьез надеяться на избавление от наркомании без исцеления человеческой души. И даже вкладывая большие силы и средства в борьбу с наркоманией, невозможно остановить эту «чуму» XXI века без помощи Божией». И было подчеркнуто, что Русская Православная Церковь готова принять активное безвозмездное участие в образовательных программах противодействия наркомании и алкоголизму. Вместе с тем Никон выразил тревогу, что в ряде учебных заведений принимают представителей деструктивных сект и оккультных групп, в частности, Волгоградской организации «Нарконон» – подразделения «Церкви саентологов».

Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков вынуждено было обратиться с предупреждением о недопустимости любых форм взаимодействия с этой организацией. Такие методики лечения различных заболеваний, в том числе наркомании и алкоголизма, признаны медициной антинаучными и опасными для здоровья. Еще в 1996 г. Министерство здравоохранения страны призвало: «Не допускать пропаганды и использования методов детоксикации и иных вытекающих из учения Р. Хаббарда методов саентологии и дианетики в практике здравоохранения». Антинаркотическая деятельность этой тоталитарной секты стала лишь ширмой для замены физической зависимости духовной. Идет подбор новых адептов и зарабатывание денег на нелегальной «реабилитации» больных. Фактически проводится реклама наркомании, мер по «снижению вреда», учащихся пытаются информировать, какими препаратами и как пользуются наркоманы.

Весной 2004 г. Верховный суд Башкортостана запретил деятельность «Центра «Дианетика» на территории республики. Одним из пунктов доказанного обвинения стало незаконное занятие медицинской деятельностью. Однако секта зарегистрировала свой центр «Дианетика» уже как коммерческое предприятие, открыла новый офис и продолжила деятельность. Более того, саентологи подали кассационную жалобу на свое запрещение. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России, рассмотрев материалы дела, оставила в силе решение Верховного суда РБ. Все же решение о запрете этого Центра так и не было выполнено. Перекрашенная секта пыталась создать образовательные учреждения, сеть реабилитационных пунктов для заключенных, безработных, пенсионеров и подростков. Действовали «гуманитарные» организации «Криминон», «Нарконон», «Нарконон-Уфа» (подразделение «Нарконона-СНГ») и сама «Саентологическая церковь». По их данным, ими «просвещено» уже 150 тыс. жителей республики! Наконец, в марте 2009 г. Октябрьский суд г. Уфы принял решение о закрытии некоммерческого партнерства «Нарконон-Уфа».

Духовную и физическую опасность для здоровья людей представляют и методы оккультной трансперсональной психологии («холотропного дыхания»), «рейки и космоэнергетики», а также разработки «целителей» и «духовных хиллеров» из «Общероссийской профессиональной медицинской ассоциации специалистов традиционной и народной медицины».

Некоторые из них прикрываются надуманными высокими званиями, институтами и академиями, многозначительной терминологией. Вот типичное объявление из частных газет: «Международная Академия Ясновидения и Энергетики г. Москва. ЯСНОВИДЕНИЮ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ Знаменитая ясновидящая (академик ясновидения, профессор Екатерина Абибуллаева) проводит обучение ясновидению в городе Уфе с 18 октября 2008 года… Обучение: Ясновидение – 12 ступеней с присвоением званий и степеней. Космоэнергетическое (канальное) ясновидение, более 250 различных каналов. Исцеление по методу Рейки – 4 ступени, включая мастера Рейки. Энергия древнейших цивилизаций: Атлантов, Абсветов, Гипербореев, Лемурийцев. Женское магическое обаяние – 4 ступени. Магический символизм – изготовление и зарядка талисманов и амулетов. Индивидуальный прием: Помощь при заболеваниях. Снятие негативных программ. Гармонизация семейных и деловых отношений. Решение семейных проблем. Помощь в бизнесе. Талисманы».

Комментарии здесь излишни. Рекламные заявки подозрительно напоминают знаменитые афиши «великого комбинатора», «друга Рабиндраната Тагора» О. Бендера из «Золотого теленка» И. Ильфа и Е. Петрова… Но заполненные аудитории на лекциях подобных «Академиков Ясновидения» отнюдь не настраивают на юмористический лад.

Кстати, в 2008 г. Таганский суд Москвы вынес приговор и Г. Грабовому, организация которого «ДРУГГ» («Добровольные Распространители Учения Григория Грабового») за большие деньги занималась «воскрешением умерших». «Целитель» получил 11 лет тюрьмы – как бы по году за каждый доказанный случай мошенничества. Его дело, однако, продолжил Г. Субботин, объявивший себя одним из пяти «Вторых воплощений Христа»! Остается преуспевающим Фонд А. Петрова, спасающий за солидные гонорары души, «выращивающий непосредственно в организме почки и другие органы». Запрещенные организации, подправив косметически вывески своих «фондов» и «центров», продолжают существовать, как ни в чем не бывало. Обладая финансовыми ресурсами и сетями, они пытаются провести своих кандидатов в законодательные и представительные органы, в местное самоуправление регионов.

Отличается активностью и Церковь Объединения, или иначе – секта Муна. Она образована в 1954 г. корейцем Сан Сен Муном для «очищения человеческой расы» под названием «Всемирная организация семей за мир во всем мире и объединение». Претензии ее руководителя обосновывались тем, что он якобы получил благословение от Христа, Конфуция, Лао Цзы, Будды и Магомета! В движение входят «Международный фонд образования», «Международный религиозный фонд», «Ассоциация профессоров за мир во всем мире», «Международная ассоциация женщин за мир во всем мире», «Международный культурный фонд», «Всемирная ассоциация работников СМИ». В Уфе с 1994 г. существует мунистская молодежная организация КАРП. Секта занимается вербовкой членов и «фандрейзингом» – сбором средств под «благотворительные цели». Участники проходят «курс» строгой дисциплины и воздержания, чтобы удостоиться «благословения Муна». Но зомбированные потом трудно возвращаются в нормальную жизнь.

Наступательную позицию занимает так называемая «Радостея» – движение, претендующее на «всемирность», на распространение «в 70 странах». Руководит им «Президент организации» М.Е.Марченко, объявившая себя «астрофизиком-солнечником», «членом Петербургской Академии Наук», основателем новой науки – ритмологии, изучающей влияние ритмов на человека и «весь проявленный мир». Широко распространяется ее книга «Освобождение от энергии». «Проповедница» настойчиво, в ласково-радостном стиле пропагандирует свои идеи, прорывается на страницы печати, каналы телевидения, ведет сайты. И поверившие люди отправляются в уральские общины секты, отказываясь от квартир и другого имущества, от родных и близких…

Суть «учения» в том, что каждый человек якобы приходит на планету лучом, который может «рассыпаться на капельки, глубоко погрузиться в землю или собираться в концентрированный поток, покончить со страданиями и неудачами, превращая жизнь в сплошной успех и повседневную, ежеминутную радость». Но для этого он должен приобщиться к общине, в его контактах и песнопениях «научиться собирать время и ритмы». Здесь экзотически переплетаются отголоски доктрины Е.П. Блаватской («Космические диктанты»), Н.К. Рериха и Е.Н. Рерих («Источник живой этики», «Агни-Йога», «Откровение», «Шамбала»), восточных религий, а также каббалы, теософии, нумерологии, «информатики» и «энергетики». В потоке сознания «нового учения» немало высокопарных, безграмотных утверждений, подаваемых как открытия. Они подкрепляются небрежным упоминанием «интегралов Эйлера», «рядов Фибоначчи», «функций Лагранж», «зон Брока и Вернике», «матриц» и «информсгустков». Секта вводит людей в состояние коллективного транса, уводит от реальной жизни. В поведении «радостейцев» проскальзывают не только равнодушие и жестокость, но и претензии на абсолютную истину, элитарность, явление «сверхчеловека – Эгрегора 6-й расы»...

Значительную опасность представляют «ваххабизм» и другие подобные течения. Так, с конца 90-х гг. усиленно пытаются проникнуть через Среднюю Азию в среду молодежи вербовщики террористической организации «Хизб ут-Тахрир», центр которой находится в Иордании. За политический радикализм и отход от ценностей мусульманства она запрещена во многих странах, включая и исламское сообщество. Уголовные дела против участников этого движения были возбуждены в Уфе, Сибае, Баймаке, Мелеузе, Октябрьском, Давлеканово и других городах.

В этих условиях важно, что в России усиливается внимание к изучению религии и псевдорелигиозных течений. С 2002 г. существует «Российское объединение исследователей религии» («Russian association of scholars in religion»), имеющее отделения в большинстве регионов. Проводятся конференции, защищаются диссертации, издаются монографии и сборники. В органах власти создаются структуры по вопросам взаимоотношений с религиозными организациями.

Однако до благополучия и в этой сфере еще далеко. Не стихают споры о понятии «тоталитарная секта». Кратко его расценивают как религиозную группу, противопоставляющую себя основной культурообразующей религиозной общине страны или региона. Другая трактовка: это особая авторитарная организация, лидеры которой, стремясь к власти над последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными масками.

«Сектантская организация — это не религиозная организация в том виде, как мы обычно привыкли ее себе представлять, — пишет исследователь А.Л. Дворкин. — Если ее с чем-то сравнивать, то больше всего она похожа на мафию или на кадровую партию ленинского типа — сжатую “в один громящий кулак”, с железной дисциплиной и беспрекословным подчинением, с совершенно определенной нацеленностью на захват ключевых позиций… для овладения сначала одной страной, а затем и всем миром». Однако немало исследователей считают в принципе невозможным дать общее определение таким сектам по причине их многоликости. Думается, такая крайность тем более несостоятельна.

Так, правительство ФРГ издало листовку, предупреждающую граждан об опасности, исходящей от сектантских организаций. Она включает 17 признаков тоталитарных сект: 1. В группе Вы найдете именно то, что до сих пор напрасно искали. Она знает абсолютно точно, чего Вам не хватает. 2. Уже первая встреча открывает для Вас полностью новый взгляд на вещи. 3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему. 4. Трудно составить точную характеристику группы. Вы не должны размышлять или проверять. Ваши новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить, Вы, должны пережить это - пойдемте сейчас с нами в наш Центр». 5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину. 6.Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные. 7. Критика со стороны не членов группы считается доказательством ее правоты. 8.Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его. 9. Ваша группа - это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя. 10. Вы должны немедленно стать членом группы. 11. Группа отграничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений. 12. Группа желает, чтобы Вы разорвали свои «старые» отношения, так как они препятствуют Вашему развитию. 13. Ваши сексуальные отношения регламентируются извне. Например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание. 14. Группа наполняет все Ваше время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями... 15. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с Вами. 16. Если Вы начинаете сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноваты всегда окажетесь Вы сами, поскольку Вы якобы недостаточно много работаете над собой или слишком слабо верите. 17. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению. Листовка заканчивается предупреждением: «Если хотя бы один признак кажется тебе знакомым, будь осторожным!».

Обширную информацию о свойствах и признаках тоталитарных сект распространяет канадская организация «Инфо-Калт» (InfoCult). Тоталитарная секта, в ее трактовке, – это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена. Секты считают, что они сами или их лидер обладают особым статусом, который выносит их за рамки общества и/или семьи и противопоставляет им. Секты скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращенных адептов. Они пользуются обманными методами для вербовки и привлечения новых членов. У тоталитарных сект есть определенные характеристики, которые отличают их от других групп, не до такой степени манипулирующих сознанием своих членов. Например: члены беззаветно преданно служат лидеру группы и не подвергают сомнению ни одно его слово или действие. Решения относительно того, как члены должны мыслить, действовать или чувствовать, принимаются руководством группы: члены должны получать разрешение, чтобы пойти на свидание, переменить работу или вступить в брак; существуют правила, определяющие, как одеваться, каким образом воспитывать детей, где жить и так далее. Группа уделяет чрезвычайное внимание тому, как добыть побольше денег. Определенные приемы, например, сбор средств для фальшивой благотворительности, оправдываются как методы для достижения высших целей. Лидер группы ни перед кем не несет ответственности ни за что и не подвластен никаким властям или авторитетам. Члены часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями; они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые были у них до того, как они были завербованы в группу. Руководство группы поощряет адептов, чтобы они жили совместно с другими адептами и общались только с ними, а зачастую и требует этого от них. Вопросы, сомнения и недовольство искореняются или даже наказываются. Для подавления сомнений относительно группы и ее лидера используются отупляющие разум приемы (произнесение мантры, говорение языками, обличение отдельных «виновных» членов в присутствии всего собрания и так далее).

Эти примеры показывают, что, обращаясь к здравому смыслу, вполне можно выделить характерные черты таких объединений. Вот почему новые «Спасители человечества» прежде всего атакуют и стремятся приглушить разум, нормальный взгляд на окружающий мир, одновременно апеллируя к демократическим нормам и правам. Противостоять деструктивным организациям может только социально и духовно здоровое, деятельное общество, уверенное в завтрашнем дне, с высокой общей и правовой культурой. Важно гармоничное развитие всех сторон жизни – экономики, образования, науки и культуры, спорта, физической культуры и туризма, здравоохранения, различных видов самодеятельного творчества. В этом процессе свое достойное место находят и традиционные для края религии, стоящие на конструктивных позициях.

К списку номеров журнала «БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ» | К содержанию номера