Арсен Мирзаев

Одухотворение жизнью. Отклик на книгу Эльдара Ахадова «Облако воспоминаний»

С тем, что делает в стихах и прозе Эльдар Алихасович Ахадов, я познакомился давно, сорок лет назад. Больше – и дольше – я знаю, конечно, стихи Эльдара. Писал он всегда много. Особенно в юности. Как-то он заявил с совершенно серьезным выражением лица (но, вероятно, всё же не совсем всерьёз): «Мне исполнилось 22 года. И я написал 22 килограмма стихов…». Огорошил пиитов, членов ЛИТО Ленинградского Горного института, и ушёл. Как говорится, «хотите верьте, хотите нет». А ещё лет сто назад было такое присловье: «Не веришь – прими за сказку». За сказку и принимали. За сказку многое выдавал и сам автор, ибо он по природе своей не только лирик и романтик, но и сказочник. И различных сказок, сказочных (волшебных) историй и сказов у него предостаточно.


Вот и в новую книгу Ахадова попали и сказки как таковые, и мифы различных северных народов, и различные истории, в которых невозможно понять – быль это или же фантазия чистой воды, и определить, что же это такое – лирическое эссе или стихотворение в прозе. Вот, к примеру, фрагмент рассказа «В далёкой северной стране»:


«В одной далёкой-предалёкой северной стране, где всю осень и всю весну над заснеженной землёй сияет двурогое солнце, а нескончаемой зимней звёздно-морозной ночью молчаливое небо полыхает всеми цветами радуги, живут маленькие человечки сихиртя. Там, посреди бескрайней тундры, из одиноких ледяных холмов по древнему обычаю каждый день они выводят на прогулку покрытых рыжевато-коричневой длинной шерстью мамонтов с очами сияющими, как летящие голоса журавлиного клина».


– Что это: легенда, миф, сказка?..


Начальный рассказ «Облака воспоминаний» несколько обескураживает и сбивает с толку. Этот текст под названием «Настя» – о войне, вернее о людях, мужчине и женщине, которые во время Великой Отечественной потеряли свои семьи, лишились всех родных и близких. Их объединило горе. Но хотелось хоть немного и радости. А какая же радость без детей? – Своих не было (вероятно, уже и не могло быть). И они решили взять ребёнка из приюта. Героине рассказа приглянулась одна девочка, Настя. Только к ней лежало её сердце. Но у Насти был ещё младший брат, с которым она никак не соглашалась расстаться. А время очень тяжёлое, двоих не прокормить. Да и как мужу объявить, что в семье будет ещё два лишних рта?.. Пришлось применить «фактор внезапности». Ольга привела детей домой и спрятала их за занавеской на печке. Когда вернулся с работы Андрей, дети вдруг выскочили из своего укрытия с криками «Папа, папа, наконец, ты нас нашёл!» – Это оказались его родные лети.


Рассказ пронзительный, что в пересказе, разумеется, не передать. Без слёз читать невозможно (во всяком случае, мне их сдержать не удалось). Но я подумал, пробежавшись по оглавлению и увидев, насколько разнородна книга по составу: тут и рассказы о Крайнем Севере, и бытовые зарисовки, и лирические очерки, описания природы и различных природных явлений, и портреты мужчин и женщин, встреченных лирическим героем «Облака…» в разные годы – геодезистов, топографов, геологов, охотников, рыбаков, экологов, врачей… – я решил, что автор, возможно, поспешил, не дал себе время поразмыслить над структурой книги, и поэтому объединил вещи столь разные и по форме, и по духу, и по стилю, и по содержанию.


Но это было лишь первоначальное впечатление. С постепенным погружением в книгу я начал понимать, что, во-первых, резких переходов от одной темы к другой в книге нет. После «Насти» следует ещё один «военный» текст – «Война кончилась», основанный на воспоминаниях о войне мамы героя, затем автор (в рассказе «Харам») перебрасывает мостик уже ближе к нашим временам, повествуя о приключении героя в Таджикистане: попав в лапы головорезов-моджахедов, которые хотели сделать его рабом и выгодно продать в Афганистан, он стал вдруг, от ужаса и безысходности, читать наизусть свои стихи, и ошеломлённые моджахеды отнеслись к нему как к дервишу: напоили-накормили и отпустили с миром. Далее идёт уже «мирная» тема: «Тишина», – о необычной судьбе высокопоставленного советского служащего и его сына. Следом – пронизанный солнцем и светом рассказ «Нинико». Герой повествования путешествует на катере по Куре, знакомится, благодаря экскурсоводу – чудесной девушке Нине – с Тбилиси, и с неизбежностью влюбляется и в Нинико, и в этот удивительный город. «Три поросёнка» посвящены подросткам, это рассказ о верности идеалам юности, стойкости и мужестве совсем ещё молодых людей, но уже состоявшихся и настоящих. На мой взгляд, один из лучших текстов в книге.


Потом, вперемешку (но в этом переплетении есть своя логика), следуют рассказы о самом разном: о людях Севера – полярниках, тундровиках; о том, какие необыкновенные явления можно там наблюдать («Три солнца», «Красная тундра», «Летающая земля», «Волшебные розы тундры» и др.), каких удивительных зверей и птиц приходилось встречать героям книги. И о многом, многом другом.


Эльдар Ахадов не изменяет своему предназначению во всех предыдущих своих текстах: стихотворениях, поэмах, рассказах, прозе для детей и т.п. Верен себе он остаётся и в «Облаке воспоминаний». И в любом природном явлении, в любом человеке, встреченном им на своем пути, он видит главное: то, благодаря чему он моментально влюбляется в увиденное, услышанное, почувствованное, распознанное, – будь то дорога, озеро, лес, тундра, море, роза, облако, дерево, зверь, человек. Всё – живое. Всё – одухотворено.


Такова особенность поэтического видения мира автора, благодаря которой он передаёт свою любовь ко всему живому на земле, «море любви». Эльдар делится с нами, читателями, своим облаком воспоминаний. Оно, это облако, – цветное. Каждый рассказ добавляет в него свою – особенную – краску. Именно поэтому каждый из них необходим и каждый – на своем месте.