АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Сергей Сумин

Тольятти пишущий



Данный текст написан в феврале 2011 года и не является попыткой описать полновесно литературную ситуацию  в  городе Тольятти последних двух десятилетий. Это, скорее, субъективный взгляд на родной город, наброски для будущей большой статьи мемуарного характера, которую, я надеюсь, еще напишу.

Всех, кто приезжает в Тольятти, обязательно сводят на берег Волги, покажут необъятную ширь великой реки, махнут рукой в сторону заповедника Самарская Лука, что на другом берегу, а также сводят к Коню – памятнику основателю города - В.С. Татищеву.
Правда, нужно сказать, что основал Татищев крепость Ставрополь–на-Волге, которая нынче затоплена в связи со строительством Волжской ГЭС, и получается, что основатель смотрит прямиком на свой затопленный город.
Литературный пейзаж города Тольятти описать не так просто. Хотя бы оттого, что не было еще лет 30 назад здесь никакой литературы. Город, имевший два толчка для развития, крайне медленно поднимался в культурную горку. Старейшему вузу города – Политехническому Институту около 40 лет, первый профессиональный театр «Колесо» был создан в начале 80-х годов, а первый гуманитарный факультет (филологический) в городе появился в 1988 году на базе Самарского педагогического университета. В этой связи думается, что и литература в Тольятти появилась примерно тогда же -  в середине 80-х или начале 90-х. Я имею в виду литературу сопротивления, литературу современную, самостоятельную и внепартийную.  Несмотря на это, город последние годы живет достаточно насыщенной литературной жизнью.

Времена 80-х годов упоминать не буду, так как в силу возраста не могу тех дней помнить. В 1992 году, когда у меня стали возникать первые  тексты,  я начал активно посещать литературные тусовки,  искать единомышленников. Могу удостоверить – в те годы город жил очень насыщенной культурной жизнью. По воле обстоятельств это совпало и с экономическим подъемом города Тольятти тех лет. Из событий тех лет можно вспомнить:  старейший российский фестиваль поэзии  «Майские чтения», где  выступали Лев Рубинштейн, Юлий Гуголев и Елена Фанайлова и многие-многие другие,  литературные квартирники у Лады-дождь и Андрея Князева, творческие встречи в доме детского творчества «Альянс», выступления и перформансы  участников поэтической группы «Олимпийские игры», рок-фестиваль «Автоград»,  великолепные спектакли театра «Дилижанс».  
Мест притяжения было много. В Старом городе все интересное концентрировалось около театрального центра «Голосова, 20», в Шлюзовом микрорайоне в течение трех примерно лет действовала студия «У камелька», которой руководил известный в городе музыкант и поэт Сергей Немов, а в Новом городе, по причине его величины, все было менее дружно – чаще всего поэты выступали в одиночку.
В 90-е годы в городе выходило несколько самиздатских литературных журналов. Я знаю о трех, но подозреваю, что их было гораздо больше.  Назову эти три журнала:  «Граффит», который я издавал в 1998-1999 годы, элитарный альманах «Ху-ня», выходивший в самиздате примерно с 1992 по 1998 годы, который издавал известный нонконформистский деятель Ладо Мирания, а также альманах «Антология берестяных грамот» под руководством Рафаэля (псевдоним Ра), который выходил где-то с 1995 по 1998 годы. Об остальных изданиях мне неизвестно, но я буду благодарен всякому, кто найдет и покажет мне что-то еще из самиздата тех лет.    
Театральный центр «Голосова,20» стал точкой отсчета не только для известной группы тольяттинской драматургии (Леванов, Дурненковы, Клавдиев,  Малинина), но и дал путевку в литературу многим и многим другим. На сегодняшний день таковой точки притяжения для пишущих нет. Кто-то выступает в барах, кто-то базируется в библиотеке, кто-то  выпускает книги и раздает их своим знакомым.
Вообще, очень многие молодые люди в начале 90-х писали интересные стихи. Жаль, что многие тексты уже не вернуть – они утеряны или прочно заброшены на чердаках и балконах. Очень жаль, что не было предпринято ни одной попытки объективной антологии тольяттинской литературы. Вышедшие две антологии в агентстве Вячеслава Смирнова не могут быть признаны таковыми, ибо 90 процентов представленных там авторов – члены тольяттинской писательской организации.
В период с 1992 года по сей день я посетил довольно много сольных и коллективных литературных мероприятий с участием Вадима Гнатовского, Сергея Грудева, Лады-дождь, Андрея Кабилова, Виктора Ляшенко, Александра Тененбаума, Михаила Лезина, Татьяны Белоусовой. Где теперь можно найти и почитать их тексты? К счастью, сейчас группой единомышленников готовится к печати труд «Антология независимой литературы Тольятти 1990-2010гг.», в котором будут представлены около 30 авторов,  а совпадения с антологиями Смирнова составляет всего 10 процентов. Акцент в этой антологии сделан на маргинальных, неофициальных явлениях в поэзии города. Большинство авторов почти неизвестно широкой аудитории.  В начале 2012 года стоит ожидать ее появления в бумажной версии.  
Итак, о ком надо сказать персонально в Тольятти:
В конце  90-х годов лучшим для меня поэтом Тольятти была Лада-дождь. Густая метафоричность, страсть на грани разлома, свежие эпитеты, преображенный крик. Поэзия Лады возрастала не в изоляции (все пространство культуры – ее отчизна), но позиция отчуждения всегда была ей присуща.  В литературной тусовке она всегда была немного в стороне. Не случайно, что где-то в 2002 году она перестала выступать перед публикой, замкнулась, уединилась. Будем надеяться, что она еще покажется, еще что-то сделает  в поэзии….
Еще один женский голос в поэзии Тольятти – Дарья Попова(Муранова). Молодая поэтесса также пишет на самом краю собственного интеллектуального опыта, добавляя в текст некоторую нервозность, даже истеричность, не исключающую также и сюрреалистических и натуралистических реалий.
Айвенго, поэт, драматург, перфомансер, основатель поэтической группы «Олимпийские игры», продолжает свою ироническую, сказочно-мифологическую линию. В предисловии к публикации четырех тольяттинских поэтов (Айвенго, Сумин, Князев, Ладо Мирания) в журнале «Волга» саратовский поэт Алексей Александров пишет, что этими авторами найдена та идеальная мера, тот подход к юмору, который работает. В последние годы в творчестве Айвенго стало преобладать пристальное вглядывание в мир предшествующей культурной традиции, который он довольно своеобразно переосмысливает.
Андрей Князев, поэт и музыкант, по всей видимости, больше внимания стал уделять прозе. В его мини-рассказах жестокий и абсурдный мир противостоит тонкой и ранимой душе художника, которая единственно и имеет право выносить миру приговор. Такие значительные вещи как «Подлинная история православных калмыков» и «Подменыш» могли бы войти в антологии рассказов самой высокой пробы. Это, кстати, подтверждается публикациями прозы Князева в литературных журналах Москвы и Саратова.
Из тех, о ком нужно было бы сказать, но не позволяет объем статьи: Алексей Алексеев, Елена Кочева, Арина Усатова, Родион Родионов, Александр Тененбаум, Андрей Кабилов, Вадим Гнатовский, Сергей Грудев, Наталья Идрисова, Татьяна Шохова, Елена Карева и другие.
Обращусь к ситуации в Тольятти в первой половине 2011 года… Нужно сказать, что кое-что изменилось, и даже в лучшую сторону, например, появились литературные объединения на базе университетов и институтов. Но, конечно, многое и утрачено. Перестал предоставлять для поэтов площадку бар «Амбар», в руки посторонних людей попало помещение центра «Голосова, 20». В целом, минусов по-прежнему больше, чем плюсов, но это классическая ситуация для негубернского моногорода в России.
Удивительно, но теперь почти каждый большой вуз города считает своими долгом иметь литературную студию или литературный кружок.
Насчитать таковых можно штук 6-7. Присутствует  даже факт уникальной, может быть единственной литстудии в России, образованной на базе Военного института, где будущие офицеры тоже пытаются создавать «прекрасное, доброе, вечное».
Особенно сильны и многочисленны две студии: студия ТГУ(руководитель Краснов Сергей, действует с 2005 года) и студия ВУИТа(руководитель Аристов Алексей,  действует с 2007 года).  На заседаниях студии ТГУ можно увидеть до 20 человек, на студии ВУИТ регулярно можно увидеть 10-15 человек. На заседаниях студии обсуждаются классические произведения, а также тексты самих участников студии.
Из общекультурных событий последних лет можно отметить проведение известным в городе и в России поэтом Айвенго фестиваля «Графомания», собирающего до 30 выступающих, ежегодные авторские читки драматургов «Новой драмы», интересные рок-проекты и т.д.
Что ж, вкратце это пока все. Я все еще надеюсь, что Тольятти ожидает мощная волна поэтического возрождения.  

К списку номеров журнала «ГРАФИТ» | К содержанию номера