Роман Гершзон

Соломон и Царица Савская





Соломон (Шломо) в двадцатилетнем возрасте стал первым еврейским царем, получившим престол по наследству. Хотя и здесь не обошлось без борьбы и интриг. Если бы мать Соломона Вирсавия  (Бат Шева) и пророк Натан в свое время не обманули престарелого царя Давида, то, по-видимому, Соломон остался бы в истории одним из многочисленных царских сыновей, о которых почти ничего не известно.
Законные права наследника престола имел Адония, четвертый сын царя Давида. В духе лучших деспотических традиций, после воцарения Соломон велел убить Адонию, хотя вначале обещал даровать ему жизнь. Казнен был также военачальник Иоав, последовательный сторонник Адонии, а первосвященник Авиафар был лишен сана и приговорен к пожизненному изгнанию. Народ увидел жестокую руку молодого царя, и после этого вопрос о законности власти Соломона в Иерусалиме уже не поднимался.
Первым миролюбивым шагом Соломона была поездка в Гивон, город к северу от Иерусалима, где находился жертвенник Всевышнего. «Тысячу всесожжений вознес Соломон  на том жертвеннике» (1 Царств 3:4). Естественно, угощение досталось и простому народу, так что в данном случае довольными остались все. Но основные события в Гивоне произошли ночью.
«В Гивоне явился Господь Соломону во сне ночью и сказал: проси, что Мне дать тебе?» (1 Царств 3:5). И тут последовал ответ, который на все времена стал считаться образцом непревзойденной мудрости. Молодой царь попросил Всевышнего даровать ему «сердце разумное, чтобы судить народ, чтобы различать между добром и злом» (1 Царств 3:9). Всевышнему понравился ответ Соломона, и Он не только подарил ему мудрое и разумное сердце, но и пообещал сделать Соломона великим и знаменитым царем.
Соломон хорошо помнил старинную пословицу о том, что если хочешь жить в мире – готовься к войне. Поэтому значительной реконструкции и усилению подверглась армия и, выражаясь современным языком, военная доктрина страны. Царь Давид предпочитал пешую армию, основной тягловой силой которой были ослы. Соломон же организовал мощные конные подразделения из четырнадцати тысяч боевых колесниц, в армии появились повозки и конные упряжки. На границах страны были построены хорошо укрепленные города-крепости с большими конюшнями.
Самый крупный отряд конницы располагался в городе Мегиддо в Изреельской долине, там археологами были раскопаны большие  конюшни времен правления царя Соломона.
Укрепляя армию, Соломон активно укреплял и царскую власть, ослабляя власть племенную. Страна была разделена на двенадцать административных округов, границы которых не совпадали с границами племен. Во главе каждого округа царь поставил своего наместника и начальника гарнизона. Каждый округ раз в году на протяжении месяца снабжал продовольствием и фуражом армию и царский двор.
В стране процветала торговля и, совсем невиданное для евреев – земледельцев и скотоводов – дело: мореплавание. С помощью своего друга тирского царя Хирама и финикийских специалистов царь Соломон построил в Акабском заливе Красного моря мощный торговый порт Эцион Гевер.  Оттуда еврейские мореходы ходили в страну Офир на юге Аравии за золотом, пряностями и экзотическими товарами и торговали ими с большой выгодой для себя и царской казны.
Кроме успешной торговли на «дороге пряностей», великий еврейский царь Соломон прославился в древнем мире как успешный торговец лошадьми и вооружениями. «Коней царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли все это царям хеттийским и царям арамейским» (1 Царств 10:28-29).
Польский исследователь Танаха Зиновий Косидовский указывает на древнюю крепость Мегиддо как основной центр библейского мира в торговле лошадьми и вооружениями. «Именно там удалось раскрыть тайну Соломона. Среди руин Мегиддо были обнаружены построенные им конюшни на четыреста пятьдесят лошадей… Размеры и расположение этих конюшен на главном торговом пути доказывают, что Мегиддо был основной базой торговли лошадьми между Азией и Египтом. Соломон покупал коней в Киликии (Куве) и продавал их, по всей вероятности, в Египет, откуда он в свою очередь вывозил колесницы, продавая их на месопотамских рынках» (З. Косидовский «Библейские сказания», Москва, 1968).
Страна Соломона процветала, пользовалась большим авторитетом на международной арене и славилась великолепием своей столицы и восточной роскошью царского двора. В огромном даже по восточным меркам царском гареме находились более 700 жен и 300 царских наложниц, собранных не только в Израиле, но и в Египте, Моаве, Эдоме, Идумее, Хеттии и других странах.
Как Соломон наряду с государственными делами и управлением огромным интернациональным гаремом с тысячей жен и наложниц  успевал еще песни писать и притчи сказывать, – остается загадкой. В наши дни дай Бог со своей работой и одной женой справиться, какие уж тут песни и притчи…
Но, как считается, Соломон является автором тысячи и пяти песен и трех тысяч притч. В них царь  описывал «устройство мира, начало, конец и середину времен, все сокровенное и явное» (Книга премудрости Соломона 7, 17). Соломону приписывается авторство прекрасной Песни Песней, нескольких библейских псалмов, книги Экклезиаста.
Считается, что великий царь является автором Притч Соломоновых, девтероканонической Книги премудрости Соломона, апокрифических Завета Соломона и Псалмов Соломона. Вот одна из известных притч Соломона:

Приобретай мудрость,
приобретай разум…
Не оставляй ее,
И она будет охранять тебя;
люби ее, и она будет
оберегать тебя…
Мудростью строится дом
И разумом утверждается.
Человек мудрый силен,
И человек разумный
укрепляет силу свою…
А кто утверждается на лжи,
тот пасет ветры,
и блуждает
по тропинкам поля своего;
проходит чрез безводную пустыню
и землю, обреченную на жажду;
собирает руками бесплодие…
И воздастся человеку по делам его.
                                   (Книга притч Соломона)

Интересно, что более чем через тысячу лет деяния великого еврейского царя Соломона были воспеты в Коране. Здесь Сулейман ибн Дауд (Соломон сын Давида) предстает уже повелителем могучего ветра, зверей, птиц и джиннов (21:81, 27:17, 38:35), участвует в разрешении спорных вопросов вместе со своим отцом Даудом и даже превосходит отца в мудрости (21:79).
Но все же Коран умалчивает об одной неоспоримой заслуге Соломона: это создание по настоящему великой столицы – города Иерусалима, и создание Иерусалимского Храма – красы и гордости еврейского народа, основной святыни народа на протяжении тысячелетий.
Известно, что еврейские мореходы во времена царя Соломона  регулярно ходили в страну Офир на юге Аравии за золотом, пряностями и экзотическими товарами и торговали ими с большой выгодой для себя и царской казны. Под государственный контроль была  взята и знаменитая «дорога пряностей». По этой дороге многочисленные караваны доставляли дорогие пряности из Офира морским путем до Эцион Гевера и далее по суше в Египет, Междуречье и другие страны. Следует отметить, что в давние времена грамм пряностей равнялся по цене грамму золота, так что «дорога пряностей» во времена царя Соломона была одним из важных источников пополнения государственной казны.
По этой дороге в свое время прибыла в Иерусалим и царица государства Сава, как передают предания, наслушавшаяся рассказов о мудрости и величии царя Соломона и решившая поближе познакомиться с ним.
Государство Сава было расположено на Аравийском полуострове, первые упоминания об этой стране имеются в ассирийских рукописях восьмого века до новой эры. Длительное время эти территории были закрыты для мировой цивилизации, и только в девятнадцатом веке французский ученый Ж. Галеви и австрийский ученый д-р Е. Глазер, переодевшись арабами, попали в запретную страну.
Старания ученых не пропали даром, и после всевозможных приключений и трудностей путешественники попали на развалины города Мериб, как оказалось, бывшей столицы Савы. В Мерибе ученые обнаружили несколько тысяч каменных обломков с древними надписями, что помогло разобраться с историей и жизнью древней аравийской земли.
Источниками процветания Савского государства были выращивание пряностей и торговля ими. Необыкновенного плодородия земли древние земледельцы Савы достигли с помощью искусственного орошения.
На реке Адганаф были выстроены огромная для того времени плотина высотой около двадцати метров и искусственное водохранилище. От него сеть оросительных каналов вела на крестьянские поля, где выращивались пряности. Так продолжалось многие сотни лет, пока в 542 году новой эры после очередных военных действий не рухнула плотина. После этого аравийская пустыня поглотила цветущие сады и государство Сава.
Но во времена царицы Савской страна процветала, хотя определенные трудности и осложняли жизнь царской знати. Одним из таких осложнений стал контроль царем Соломоном знаменитой «дороги пряностей» вдоль Красного моря на территории своей  страны. Здесь благополучное продвижение караванов с пряностями из Савы, Офира и других стран целиком зависело от доброй воли, взимаемого налога и расположения царя Соломона. А этого расположения еще надо было добиться. Тогда и появилась на политической арене легендарная царица Савская, которая была не династической царицей, а, выражаясь современным языком, выполняла обязанности царицы. В более поздних арабских хрониках находим ее имя – Билкис, так же назывался и царский храм (Харам Билкис), располагавшийся возле Мериба. Возможно, Билкис была одной из верховных жриц храма и поэтому относилась к правящей касте.
Обеспокоенные жестким контролем царя Соломона и большими налогами на «дороге пряностей», правители Савы (возможно, и других стран Аравийского полуострова) решили по-доброму договориться с грозным еврейским царем и послать в Иерусалим посла для переговоров. Но в давние библейские времена не было понятия «представительская делегация», которую бы возглавлял министр финансов или иностранных дел. С царем мог вести переговоры только царь или лицо, равное ему по статусу. Поэтому титул царя для исполнения конкретных государственных поручений на определенное время получали люди, которых мы сегодня назвали бы послами по особым поручениям. К их числу относилась Билкис, ставшая временной царицей аравийского государства Сава, никогда не правившая в Саве, но известная всему миру именно как царица Савская.
Царица Савская приехала в Иерусалим с совершенно определенной целью: добиться расположения и дружбы царя Соломона. Для этого хороши были все средства: от чрезмерного восхищения умом и способностями мудрого царя до откровенного заигрывания с ним. Все эти средства были пущены в дело, и великий царь не устоял. Да и какой нормальный мужчина в расцвете сил устоял бы против такой атаки?
Народные предания придали отношениям царя Соломона и царицы Савской яркую романтическую окраску. Восхищенный красотой и молодостью прекрасной царицы, Соломон воспылал к ней страстью, Билкис ответила взаимностью. Царица Савская в положенный срок родила мальчика, который, как утверждают, стал родоначальником эфиопской императорской династии Негусов. Надо полагать, что вопрос с высокими налогами на «дороге пряностей» и контролем караванов в районе Красного моря отпал после этого сам собой.
Интересно, что, по эфиопским преданиям, в храме города Аксума, бывшей столицы Эфиопии, якобы хранится Ковчег Завета. Его выкрал сын Соломона и Билкис, увез в Эфиопию, а в Иерусалиме оставил подделку. Ковчег этот является величайшей эфиопской святыней, и никто из простых смертных не имеет права видеть его. Раз в году во время праздника Москал в честь окончания сезона дождей для всенародного обозрения  выставляется копия Ковчега. Возможно, будущим создателям Третьего иерусалимского Храма (а такие энтузиасты действуют сегодня в Еврейском квартале Старого города Иерусалима) стоит поинтересоваться этой версией.
И в старости, вспоминая прошедшие времена и встречу с царицей Савской, царь Соломон вполне мог сказать о своей жизни словами Экклезиаста (стихотворное переложение Германа Плисецкого):

Мне выпало в Израиле царить.
Я дал зарок: познать людские страсти.
Все взвесить. Слов пустых не говорить.
Задача – тяжелее царской власти.
Все чередой прошло передо мной –
Блеск, нищета, величие, разруха…
И вот вам вывод мудрости земной:
Все – суета сует, томленье духа!
Прямым вовек не станет путь планет.
Число светил доступно звездочету,
Но то, чего на этом свете нет,
Не поддается никакому счету.
И я сказал себе: ты стал велик
Благодаря познаньям обретенным.
Ты больше всех изведал и постиг,
И сердце твое стало умудренным.
Ты предал сердце мудрости – и та
Насытила его до опьяненья.
Но понял ты: и это – суета,
И это – духа твоего томленье!
Под тяжестью познанья плечи горбь.
У мудрости великой – вкус печали.
Кто множит знанья – умножает скорбь.
Зерно ее заложено вначале.

К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера