Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Евгений СиницкийОб авторе: Родился в 1991 г. в Челябинске, аспирант кафедры русского языка и литературы... |
Вано КрюгерОб авторе: Украинский поэт, автор книг "Зіґґі Фрейд & Ктулху" (2014), "Прощальний... |
Михайло ЖаржайлоОб авторе: Украинский поэт. Родился в 1988 году в Ровно. Лауреат киевского издательства... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Семен ВоложинРеволюционность. Катакомбная живопись и нынешний polit-artКатакомбная живопись начала нашей эры является, по-моему, типичным представителем прикладного искусства – «при церкви». (Церковь тогда была запретной и пряталась в катакомбах.) И в соответствии со своей функцией эта живопись была совершенно понятна посвящённым. А нам, столько веков спустя, да ещё и нам-атеистам (пишу «нам», потому что не верю, что мода на религию после 70 лет гонения на неё в СССР может быть глубокой в XXI веке, и религиозное искусство может стать «понятным» большинству), - нам эта живопись, естественно, не понятна. И мне есть работа. Хоть в этих произведениях нет ничего подсознательного, ничего являющегося результатом сшибки ценностного переживания противоречащих друг другу частностей, - частностей, в каждую из которых можно ткнуть пальцем. Тут всё просто: нечто означает нечто. Означающая частность: «Физические и психические контакты фигур между собою отсутствуют… отрешены от того, что связывает людей между собою на основе волевых актов и действий». Не станем придираться, что девочка своей левой ладонью касается отца. Это просто невнимательность живописца. Означаемое: Выражена их связь «с высшими духовными силами», которые познаны «благодаря божественной благодати» где-то, возможно, в другом месте и в другое время, а сейчас, при созерцании иллюстрации высших духовных сил отрешённостью от физических и психических контактов, те, высшие, просто вспоминаются. А может, и будет спровоцировано опять переживание благодати. Означающее: «фронтальность», «en face» фигур. Означаемое: «выражена связь фигур со зрителем». «Они образуют друг с другом и вместе с молящимися священное сообщество во времени и вечности… понятие трансцендентного единения». Всё как-то соединено со всем. О-щее: Пространство, то, что не фигуры и свечи, ничего не изображает. О-мое: Это сфера «свободной, неограниченной, вневременной пространственности… метафизическое понятие… идеальное свободное пространство, в котором все ощутимое, измеримое, механически связанное потеряло всякую власть и значение». О-щее: Фигуры и «не обездвижены» (все подняли руки), и «кажутся застывшими и безжизненными». О-мое: Застылость «основана на подчинении физических моментов движения высшим духовным факторам руки приподняты вверх, но не над головой, что было б слишком энергично, при встрече с которыми физические события должны отступить на задний план». Но «не безжизненны и бесчувственны», а «открыты к восприятию божественного духа». «Эта застылость не основана, однако, как в древневосточном искусстве, на неподвижности идола, противопоставляющего отношениям действительности с их смущающим многообразием глыбообразно недифференцированную первобытную силу» (Дворжак. История искусства как история духа. С-Пб., 2001, С. 27). Мне нравится слово «глыбообразно», и его противопоставление «смущающему многообразию действительности». Так и чувствуется иллюстрация нирваны. Самадхи Будда. III или IV в. Шри Ланка. Означающее: «фигуры «изображаются… в… нишах как можно большей …пространственной глубины». Означаемое: Должна «возникнуть мысль о вырезе из бесконечного свободного пространства» и что ему более поклоняются, чем памяти об умерших, тем более, что не изображению умерших поклоняются, что превратило б изображение в фетиш, в идолопоклонство. Означающее: Нет «индивидуальных физических и психических признаков» ради обобщения: девочка ростом меньше мамы, та меньше папы; у всех лица удлинённые, что подчёркивается длиннотой носов; длинные шеи, удлинённые вертикальные пропорции всего тела, все худые. Означаемое: Тип «душевной красоты и нетленности»: Христос такой. Поэтому «противоборство антропоморфного поклонения Богам язычниками и христианской веры, состоящей в том, что человек создан по образу Божию, не содержит в себе противоречия, ведь это сходство не телесного, но духовного порядка». О-щее: «христианские изображения — не безжизненны и бесчувственны»: одежда девочки и мужчины изукрашена. О-мое: «Тот, кто красоту разумной и бессмертной души, созданной Богом по своему образу и подобию хранит в непорочности и целостности и таковою, как художник или скульптор, сам ее создает в подражание вечной и духовной природы, образом и подобием которой является человек, тот станет похожим на высший и священный божественный образ и будет унесен с этой земли в обитель блаженных, на небеса и будет жить, как в храме». Внешняя красота и богатство является отражением высшего и священного. Но не в женщине, преимущественном прибежище дьявола. «…до сих пор нет женщин-священников, всем женщинам необходимо покрывать голову в храме…» (тут). О-щее: Тематика – умершие люди. О-мое: Выражает «идеал спасения и мистическую общность». Мёртвые умерли только телом, душа их осталась жива, и грядёт спасение. Факт смерти является просто «средством узнавания» высшего, «введением в символизм». О-щее: «развитый круг образов». О-мое: «плод высшего образования и художественной культуры этого периода». О-щее: Стремление «преодолеть предметность, чувственное воздействие и природную закономерность». О-мое: Происходит из «трансцендентности христианского мировоззрения». О-щее: «радикальность», минус-приём относительно официально принятого искусства прославления телесности. О-мое: Иное отношение к миру. Последние строки спустя тысячелетия объясняют пафос и энергию деятелей типа группы «Война» и «Pussy Riot». Но они объясняют и их фальшь, в лучшем случае самообман. Как факт: «Панк-группа Pussy Riot была признана лучшим арт-проектом 2012 года и получила премию «Сделано в России» в рамках одноименного проекта журнала «Сноб» (http://www.polit.ru/news/2012/09/14/art/). А что такое журнал «Сноб»? – «российский журнал, позиционирующийся как «проект для международного сообщества успешных профессионалов» <…> в основных городах проживания русскоязычной аудитории (Москва, Лондон, Париж, Нью-Йорк) <…> Издатель: ООО Медиа-Группа «Живи» <…> основана Михаилом Прохоровым миллиардером» (Википедия). Эти представители polit-art считают себя наследниками контркультуры 60-х годов ХХ века на Западе. А те считали себя левыми. Те и в самом деле протестовали против капитализма, в частности, против так называемого Марксом отчуждения, против рисующейся им картины «результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия» (http://www.terme.ru/dictionary/879/word/otchuzhdenie). Бесчеловечность, мол. Это по отношению к детям богатеньких, по большей части, родителей. И – со стороны общества потребления. И бунт против общества потребления выразился в… сверхпотреблении, в удовлетворении жажды предельного опыта: сексуальной безответственности, извращений, наркотических опьянений, соответствующей одежде, музыке и танцах. Капитализм в ответ это всё обеспечил, нажившись попутно (это ж была всё же своя, капиталистическая протелесность, предтечей которой было Возрождение, а пред-предтечей – античность, но не катакомбная живопись, которая была, наоборот, за материальный аскетизм и против античности). Поэтому примитивизм и детскость прикладного искусства polit-art (похожие на катакомбную живопись) выражают глубокую внутреннюю фальшь, не будучи направлены на аскетизм. Так во времена катакомбной живописи христианство было гонимым и бедным, и те художники против христианства не выступали. А вот когда стало оно государственным и богатым… Бунтарской живописи не появилось, но появились юродивые. Перформанс средних веков. Те богохульничали и делали безнравственные поступки, ходили голыми или в лохмотьях, чтоб через осуждение себя народом, грешным же! – пробудить совесть народа. И получалось. Потому что юродивые совершали подвиг материального лишенства. Жить голым на морозе… Было ли что-то подобное у хиппи? – Нет. И это обнажало фальшь хипейских лохмотьев. Безнадёжность в этом плане ждала и их теперешних последователей (облаготельствованная миллиардером Прохоровым). Нет. Кое-что им удалось. Если «Pussy Riot» выступили против личного богатства Патриарха, воплощённого в дорогущих часах на его руке, то одеться им надо было кричаще небогато и дико, но не в лохмотья. Лохмотья напомнили б юродивых, которые – аскеты – себя не запятнали фальшью, морально и физически борясь против богатства. И «Pussy Riot» нашли подходящую форму одежды. На фоне богатств храма это выглядело революционно. Но в том, что скрыли свои лица, уже проявилась фальшь. Хотели опознания и наказания избежать? – Протелесность вылезла. Прокапитализм. А – левые. Мол. Левизна теперь, антикапитализм, накануне глобальной экологической катастрофы от перепотребления, должна б отдавать скорее аскезой. А какая ж аскеза, когда в словах их публицистической, то есть «в лоб», песни такое осуждение власти: «Гей-прайд отправлен в Сибирь в кандалах». Им предельный опыт подавай. Сверхпотребление. Оно спрос увеличивает (например, женской косметики для мужчин). А то – прибыль капиталисту. – Потому ли Прохоров? Нет, капитализм теперь из фазы социального государства переходит к либерализму (если красиво), к антинародности (если некрасиво). Россия, как всегда, позади. Путин и в кризис социалку не дал свернуть. Прохоров за увеличение рабочего дня. Путин против. И т.д. – Значит, надо Путина вон. Вестернизироваться надо, американски глобализироваться. Значит, даёшь радикальное прикладное искусство. Пусть называет себя левым. Мавр сделает своё дело – революционизирует болванов – мавр сможет уйти. А пока – премию ему. Дураку. ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |