АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ОЗЁРНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ СКАЧАТЬ

Сергей Магомет

На велосипеде с моторчиком-мечтой

Юрий Нечипоренко. «Смеяться и свистеть»: М., Жук, 2012.

Я давно знаю этого младенца. Иногда мне кажется, что он изобрел эликсир бесконечного детства. Что вполне возможно. Ведь он – человек ученый, доктор наук, биофизик. Двухметровый великан. Ого! Вроде Чуковского или Михалкова. Они тоже знали секрет какого-то такого эликсира. Что всегда отличает ребенка? Радость жизни как таковой, ясный, приветливый взгляд, говорящий великое «Да!» всему живому, и стремление к таинственному. Эти качества присуще и его перу. Безотносительно, скрипит ли оно для детей или для взрослых. Ибо сказано: Будьте как дети!
Уверен, все, кто хоть раз с ним сталкивался, очарован именно этим его свойством. Он и дружит как ребёнок: веселится, обижается, фантазирует и изобретает невероятные проекты.
А еще он – великий адепт Игры, в самом высшем и философском смысле этого слова. Той Игры, которая делает человека свободным, снова отрывает волшебство детства. Все то, о чем он пишет, так или иначе, незаметным для читателя образом, втягивает в Игру. Квест, стратегию, экшн.
Мир Юрия Нечипоренко, его творческая манера, как литератора, необычайно близки мне. Хоть он и родом из южнорусских палестин, но давно его детство продолжается в столице. И давно уж он составляет неотделимую часть того направления в литературе, которое я люблю более всего и никогда не устану о нем говорить: это – «Московская школа». К которой отношу таких писателей, как Сергей Казначеев, Михаил Попов, Сергей Щербаков, Светлана Чулкова и Александр Водолагин. У каждого из них есть великолепные страницы, посвященные детству.
Замечателен и сам творческий метод-направление, который воспринял и продвинул Юрий Нечипоренко. А именно – метод реализма. Иные детские литераторы изобретают фантастические, а скорее, шизофренические миры, населенные гигантскими трехголовыми тараканами на гусеничном ходу и хищными баобабами с лапами гамадрилов и чешуей каменных рыб… Юрий же Нечипоренко изображает милую сердцу каждого человека – истинную реальность. Она в наших воспоминаниях, в наших лучших снах и надеждах. И в ней, в этой реальности, он отыскивает удивительные сюжеты и прокладывает по ней маршруты, полные приключений.
Кстати сказать, подобная детская проза - исключительная вотчина русских советских писателей. Крупных и не очень. Носова, Драгунского, Алексеева, Гайдара. Вон они – до сих пор стоят на моей «детской полке»!
Отложив его книгу, я еще долго, с блаженной улыбкой на лице, лежу на диване. Не знаю, как другие. Неужели не чувствуют то же самое? Может, они и не дети вовсе?.. Я же вглядываюсь в чудесный, залитый летним солнцем мир, где зеленым фонтаном бьёт зеленая верба, где старуха-соседка пересчитывает драгоценные золотые яблоки на своей яблоне, а по двору, как на крыльях, мчусь я сам - я смеюсь, я свищу! - на велосипеде с моторчиком-мечтой…

К списку номеров журнала «РУССКАЯ ЖИЗНЬ» | К содержанию номера