Алексей Верницкий

Новая симметрия поэтический миниатюр: битанкетки



Хокку – это стихотворная форма, заимствованная из японской поэзии, а именно, трехстишие, написанное по схеме 5+7+5, то есть 5 слогов в первой строке, 7 слогов во второй строке, 5 слогов в последней строке, например:
Красный секатор.
В фарфоровую вазу
Красный шиповник.
Следует сделать пару оговорок. Во-первых, помимо метрических ограничений на число слогов, в хокку существуют некоторые более или менее твердые ограничения, касающиеся темы, последовательности развития образов и т.п., однако это тема для отдельной сложной филологической дискуссии. Во-вторых, русскому поэту или читателю, непривычному к силлабике, часто бывает сложно убедиться, что число слогов именно 5+7+5; один способ, который облегчает эту проверку, описан в моей статье «Мы научили русских поэтов считать слоги» в журнале «Волга», 2008 г., N 3.
Хокку является стандартной твердой формой для миниатюры в современной русской поэзии; в самом деле, мы видим, что проводятся многочисленные конкурсы хокку, издаются сборники и подборки хокку, и т.п. В этой статье я хочу описать новую твердую стихотворную форму – битанкетки. Битанкетки тоже являются формой с фиксированным числом слогов – 12 слогов, по сравнению с 17 слогов в хокку. Поэтому имеет смысл говорить о битанкетках как о малой стихотворной форме, параллельной хокку и представляющей собой альтернативу хокку. Поэты, пишущие битанкетки, обнаружили, что в этой форме заключены новые выразительные художественные возможности, которых нет у хокку. Поэтому сейчас битанкетки начинают успешно конкурировать с хокку в качестве стандартной твердой формы для миниатюр.
Начать описание битанкеток следует с определения танкетки. Танкетка – это двустишие из шести слогов, написанное по схеме 3+3 или 2+4. В танкетке должно быть не больше пяти слов, и запрещены знаки препинания. Танкетки были предуманы мной в 2003-м году. Форма оказалась успешной; с тех пор многие поэты начали писать танкетки (на сайте танкеток http://26.netslova.ru насчитывается примерно 250 авторов). Подборки танкеток разных авторов и статьи о танкетках публиковались в разных журналах, в том числе «Новый мир», «Арион», «Воздух», НЛО, «Футурум АРТ», «Дети Ра», «Новая реальность» и других. В 2008-м году вышел коллективный сборник танкеток.
Я неоднократно писал о том, что танкетка – это атом русской поэзии, в том смысле, что длина каждой из ее строк примерно равна длине одного слова, а двустрочная структура естественным образом позволяет рассматривать сказанное во второй строке как переосмысление или как определение сказанного в первой строке. Например:
брал пример
деньгами
(Владимир Ерошин)
Упрощая, можно сказать, что в структуре танкетки изначально запрограммирован один поэтический прием, а именно, преломление смысла первой строки с помощью второй строки. Задачей каждого автора является вариация этого приема или добавление других приемов. Однако в любом случае основой танкетки является одномерное противопоставление верха и низа, первой и второй строки.
Битанкетка, как подсказывает название – это текст из двух строф, каждая из которых является танкеткой. Важно понимать, что битанкетка не является просто «длинной танкеткой»; в битанкетке, по сравнению с танкеткой, добавляется новое, второе измерение, а именно, не только каждая строка в битанкетке соотносится с другой строкой своей танкетки, но и каждая из двух танкеток соотносится с другой танкеткой. Это проявляется на нескольких уровнях; перечислим некоторые возможности того, как автор может использовать структуру битанкетки:
Каждая танкетка может быть написана по схеме 3+3 или 2+4. Верхняя и нижняя танкетка в битанкетке могут совпадать или не совпадать по своим слоговым схемам.
Каждая танкетка может прочитываться с определенным стихотворным ритмом (например, с ударением на всех нечетных слогах, как в вышеприведенной танкетке). Верхняя и нижняя танкетка в битанкетке могут совпадать или не совпадать по своему ритму.
Некоторые строки в битанкетке могут рифмоваться (или иным образом быть созвучны друг другу). Иногда первая строка созвучна третьей, а вторая – четвертой (то есть имитируется «стандартная» рифмовка четверостиший в русской поэзии); иногда созвучны вторая и четвертая строка (но не остальные), и т.д.
В отдельной танкетке, как мы сказали, часто вторая строка переосмысляет первую. В битанкетке, дополнительно к этому, вторая танкетка может переосмыслять первую.
Синтаксический и смысловой параллелизм может быть установлен как внутри каждой танкетки, так и между соотвествующими строками двух танкеток: то есть «расшифровку» первой и второй строки нужно искать, соответственно, в третьей и четвертой строке.
Кроме этого, хочется упомянуть, что битанкетки наследуют некоторые приемы, ставшие традиционными для танкеток, в том числе:
Весь текст или часть текста может быть узнаваемой цитатой из канонического текста, которая приобретает новое звучание или новое значение за счет нового разбиения на строки.
Текст может описывать сам себя через явную или неявную отсылку к танкеткам.
Теперь кратко сравним битанкетки с хокку. Когда русский поэт пишет хокку, трехстрочная структура этой формы обычно ощущается лишь как неудобство, которое терпят из уважения к традиции. В отличие от битанкеток, эти строки не группируются друг с другом в каких-то осмысленных комбинациях, и между ними нет естественной переклички. Приведу один пример. Первая и последняя строка хокку имеют одну и ту же длину, и этот потенциальный параллелизм можно было бы как-нибудь использовать – например, для того, чтобы зарифмовать эти строки друг с другом, или как-нибудь по-другому с художественной целью (как, например, в моем хокку, приведенном в начале этой статьи). Однако это делается редко (для сравнения я пересмотрел «Антологию русских хайку», составленную Михаилом Бару, и на всю книгу смог найти лишь три-четыре текста, использующих звуковой или лексический параллелизм строк).
Итак, мы видим, что по сравнению с хокку битанетки имеют примерно такую же длину, но гораздо более богатую строфическую и метрическую структуру, которая позволяет писать намного более разнообразные и интересные тексты.



недаром
в доме все

зеркала
из глины

Александр Корамыслов

ключ от
черепахи

потерян
навсегда

Сергей Дышловой

идол
пасха воет

и толпа
схавает

Алексей Верницкий

утром
днем вечером

ночью
грызет совесть

Алексей Верницкий

девицам
тесноту

купюрам
темноту

Владимир Ерошин

любовь
на выезде

в казенных
простынях

Георгий Жердев

хочу
быть автором

этих
двух танкеток

Алексей Верницкий

первая
вторая

подставь
еще щеку

Алексей Верницкий


в пахоте
похоти

пихая
и пыхтя

Георгий Жердев

битва тел
в постели

и душ
воздушный бой

Георгий Жердев

не мазда
на земле

а мзда
на небесах

Александр Корамыслов

отрекись
от Христа

и будет
зараспнись

Александр Корамыслов

Христос
омыл ноги

Пилат
умыл руки

Алексей Верницкий

остров
Васильевский

но я
не умирать

Алексей Верницкий

боги
не гневите

своих
создателей

Георгий Жердев

умная
молитва

мечты
сбываются

Константин Долматов

по углам
круглых дат

жмутся
ветры сказок

Сергей Дышловой

наш суд
установил

пресса
покиньте зал

Алексей Верницкий

кино
группа крови

крови
группа кино

Алексей Верницкий

мужчина
женщина

встает
когда входит

Алексей Верницкий

пора
кормить принтер

белым
или черным

Алексей Верницкий

Фома
мой бывший друг

чума
его слово

Алексей Верницкий

не спи
с пистолетом

лучше
спи с пирожным

Алексей Верницкий

сыпься
сахар в кофе

в сезон
снегопадов

Алексей Верницкий

неслышен
невесом

слетает
желтый лист

Алексей Сомов

опять
про пустое

часики
без стрелок

Сергей Дышловой

люди
не летают

сервис
недоступен

Валентина Ермакова

любовник
ракета

класса
тело-тело

Александр Корамыслов

москва
уже без рощ

без парков
и лужков

Александр Корамыслов

дыханье
Чейн-Стокса

да хвалит
Господа

Александр Корамыслов

в Химкинский
лес ходить

не быть
небитому

Ольга Арматынская

любая
ириска

во рту
в зоне риска

Сергей Дышловой

наверху
как внизу

только
кеды не жмут

Харчевников Андрей

красота
Сократа

крута
но сокрыта

Георгий Жердев

всегда
у слабого

Всесильный
виноват

Константин Долматов

заземлил
я фазу

и крота
торкнуло

Константин Долматов

добро
это наша

сила
Архимеда

Алексей Верницкий

Нева
не в Англии

Невки
не в Китае

Марк Мезонинов

время
проводили

и вот
оно ушло

Сергей Дышловой

плач Петра
неспроста

рос дух
Апостола

Сергей Дышловой

мосты
расстегнуты

Нева
нараспашку

Георгий Жердев

ну вперед
Россия

и руки
за спину

Ольга Арматынская

если я
ещё здесь

значит Он
ещё там

Сергей Дышловой

о как ты
опоздал

апрельский
глупый снег

Ольга Арматынская

проснулся
одетым

пятница
удалась

Харчевников Андрей

головы
младенцев

на шее
Господа

Георгий Жердев

не здесь
и не теперь

но кто-то
будет жить

Ольга Арматынская

плачу
над вымыслом

в жизни
не плачется

Ольга Арматынская

сладка
карамелька

в фантике
твоих губ

Георгий Жердев

рыжий кот
на снегу

а догнать
не могу

Ольга Арматынская

подушка
иголкой

в стогу
бессонницы

Сергей Дышловой

зола
звездолётов

в безднах
твоей звезды

Георгий Жердев

когда
я был меньше

танкеток
не было

Роман Савоста

я похож
на Бога

как столб
на дерево

Алексей Верницкий

мужчина
женщине

как глоток
для глотки

Алексей Верницкий

в бой за
таракана

ведет
маршал жуков

Алексей Верницкий

сажали
ООО

взошли
три шестёрки

Владимир Ерошин

не тронь
головы рыб

они
хотят догнить

Владимир Ерошин

читаю
жизнь свою

пока
со словарем

Алексей Верницкий

мыши
снятся к деньгам

мартышка
к старости

Алексей Верницкий

другая
сторона

луны
лежит в луже

Алексей Верницкий

ИНННННННННННННННННННННННННННИ
Н танкетисты Н

Н идут Н
ИНННИННННННННННННННННИННННННИ

Владимир Ерошин

кто не ест
лягушек

не пьет
шампанского

Алексей Верницкий

танкетка
зеркало

русской
поэзии

Харчевников Андрей

в борьбе
с лишним весом

победил
аппетит

Владимир Монахов

не мы
вымираем

но нас
вымирают

Георгий Жердев

диалог
три на три

и два
на четыре

Ольга Бирман

я смотрю
в прошлое

за мной
будущее

Алексей Верницкий

упал
не отжался

ну здравствуй
пенсия

Виктор Ключников

Не так
страшен квадрат

Как его
Малевич

Гоша Псевдо-Нимский

слоны
разойдитесь

дайте
попить воды

Роман Савоста

в луже
плавает мяч

чайка
на воротах

Алексей Верницкий

Смеркалось
Плакалось

Хотелось
Странного

Ольга Финн

на себя
посмотреть

так лимон
не надо

Сергей Дышловой

если жизнь
только сон

кофе
не поможет

Алексей Верницкий

мудрость
неделима

мудрец
не делится

Георгий Жердев

президент
Обама

кисти
Малевича

Алексей Верницкий

в реке
труп голубя

над рекой
труп неба

Алексей Верницкий

мы как лист
на пруду

всё ближе
к плотине

Алексей Верницкий

истина
дороже

собственных
платонов

Алексей Верницкий

собакам
полаять

как нам
початиться

Алексей Верницкий

кукушка
кукушка

сколько
у нас танков

Роман Савоста

К списку номеров журнала «БЕЛЫЙ ВОРОН» | К содержанию номера