Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
![]() Сергей Викторович СлепухинОб авторе: родился в 1961 г. в городе Асбесте Свердловской... |
![]() Андрей Юрьевич СанниковОб авторе: Родился в 1961 году в Березниках Пермской области. Закончил... |
![]() Сергей ГлавацкийОб авторе: Родился в Одессе. С 2002 г. – Председатель Южнорусского Союза Писателей... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Л.Б. ПустомясоваПарадокс цветка: одно стихотворение Светы ЛитвакВсе имеет значение и не-значение в гармонии между ними Основной тезис парадоксизма ОДИН ЦВЕТОК один цветок средь ядовитых плевел хранит нектар, отравой напоён его гнетёт могучий свежий ветер сырой землёй он к небу наклонён его весь день сосут шмели и пчёлы суют в нутро настырно хоботки он всем открыт, беспомощный и голый лишь под дождём сжимая лепестки он весь пунцов от сладострастной муки щекочут муравьи, грызут жуки в его корнях кладут личинок мухи и оплетают листья пауки увял цветок, природным циклам верен его сгубила жизни полнота и, засыхая, по ветру рассеял наполненные силой семена Света Литвак. Один цветок. - Таганрог: «НЮАНС», 2010, 31 стр. Поле современной поэзии пестро и разнообразно. Профессиональным критикам, по понятным причинам, бывает трудно охватить весь спектр представителей этого литературного острова. О «поэтическом буме» начала нашего века было сказано и написано не раз. Качество поэзии – это отдельный вопрос, но то, что поэты у нас растут, как трава на альпийских лугах, и луга эти пестреют цветами на любой вкус, – несомненный факт. Скромно и незаметно среди всего этого великолепия расцвел многолетний цветник, возделываемый Светой Литвак. Сборник ее называется «Один цветок», но цветов там много, и различных оттенков… Сборник издан в Таганроге Ростовским отделением Союза российских писателей и представляет собой собрание избранных стихотворений г. Интерес Литвак к слову, ритму, рифме, форме, содержанию и фонике русского стиха последователен и глубок. Ее выступления не остаются незамеченными ни на одном поэтическом собрании, которые в Москве не редкость. Она участница нескольких Международных фестивалей поэзии, где с успехом представляет Россию. На одном из недавних выступлений поэт Дмитрий Плахов сказал Свете, спускающейся со сцены: «Какая Вы искусная поэтесса!» Московская литературная среда на похвалу скупа, оттого она особенно приятна. Существует также мнение по поводу публичных обнажений Литвак в рамках нескольких поэтических выступлений: «Что это за поэтесса, которая читает свои стихи голой?!» В пику этому мнению, пресекая нападки «московских пуритан», высказывается художник-график Нестор Поварнин, иллюстрирующий эротическую поэзию Литвак: «Принято считать, что поэзия – это обнажение души, т.е. автор, сочиняя стихи, обнажает себя перед своим читателем. На самом деле, стихами он себя одевает». Безусловно, Литвак давно обращает на себя внимание. И не только эпатажными выходками, перформансами и акциями, но и свежей оригинальной интонацией, четкими яркими образами. В своей короткой статье «Может ли критик попасть в то место, где поэт пишет стихи?», написанной в 2006 году, Литвак пишет: «Поэт осваивает неизвестные пространства (обозначим этим словом). Ставит вехи, открывает материки и маленькие точки мира. Читателю дана возможность последовать этим путём. Но вряд ли всякий попадёт туда, где поэт писал своё стихотворение. Вероятно, некоторые поэты ходят (не в дурном смысле) в одно и то же открывшееся им место. А некоторые попадают чёрт знает куда почти каждый раз. Это необыкновенно интересно». Заглавное стихотворение сборника «Один цветок» помещено на 16-ой странице. Оно удивило меня гремучей смесью смыслов, интонаций, эпичности и тональностью детскости, почти инфантилизма. Начинается с пушкинских аллюзий («Анчар»): Один цветок средь ядовитых плевел Хранит нектар, отравой напоен, Его гнетет могучий свежий ветер, Сырой землёй он к небу наклонен. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Но дальше Литвак отменяет книжную эпическую интонацию и формирует фольклорную песенную с помощью аллитерации «шмели и пчёлы», а затем создает впечатление детскости и нарочитой несерьезности на уровне морфемы уменьшительно-ласкательным суффиксом в слове «хоботки»: Его весь день сосут шмели и пчёлы, Суют в нутро настырно хоботки, – а в последующих двух строках для создания этого же впечатления применяет реминисценцию всем известного с ранних лет стихотворения Агнии Барто «Зайку бросила хозяйка». И одновременно во всей строфе звучит откровенный эротический мотив: Он всем открыт, беспомощный и голый, Лишь под дождём сжимая лепестки. Такое странное наложение приемов неожиданно формирует смысловой образ по принципу «совмещение несовместимого», одного из главных канонов авангардного и новаторского искусства. О смещении интонации «предупреждает» уже игра в стилистическую ошибку, парадоксальный «перевёртыш» – оксюморон «к небу наклонен», причем борьба с литературным штампом «тянется к небу» здесь не самоцель. Далее эксперимент по смещению смысла продолжается, поскольку в третьем стихе эротический мотив проявляется чётче: Он весь пунцов от сладострастной муки, Щекочут муравьи, грызут жуки, В его корнях кладут личинок мухи И оплетают листья пауки. Но последняя строфа возвращает нас к книжной эпической интонации, которая в первых двух строках представлена иронично за счёт сознательного предъявления литературного штампа – «увял цветок», а дальше иронический пафос также поддерживается контрастом стилистической окраски двух глаголов «увянуть» и «сгубила»: первое – из сентиментального лексикона поэтов-романтиков Х1Х века – в сочетании с просторечным «сгубила». Увял цветок, природным циклам верен, Его сгубила жизни полнота... В заключительных строчках иронический пафос плавно перетекает в аккорд жизнеутверждающего, вполне традиционного, узнаваемого финала: И, засыхая, по ветру рассеял Наполненные силой семена. В целом, эффект насмешки во всем стихотворении рожден в лексическими антиномиями: «плевел», «хранит нектар», отравой напоен», «гнетет» – «сосут», «суют», «сладострастной муки» – «щекочут», «грызут». Предметный образ-аллегория этого стихотворения – ядовитый цветок – передает размышления лирического героя о своём месте в жизни и неуютности современного мира. По сути, он переживает романтический конфликт несовместимости высоких страстей и окружающей действительности. Ядовитый цветок гибнет, он слаб пред временем и силами природы, но в финале нет указания на то, что его семена, развеянные ветром, та кже ядовиты, как и он сам. Они наполнены «силой», а не грозной, умертвляющей отравой. В этом парадоксе и во многих других изобразительно-выразительных средствах поэзии Литвак реализуется девиз парадоксизма, одного из литературных направлений, основанного в Румынии писателем Флорентином Смарандаке в 1980-м году: «Все возможно, и невозможное тоже!» ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |