Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Игорь БожкоОб авторе: Родился в Харькове в 1937 году. Закончил Одесское художественное училище... |
Дмитрий СтровскийОб авторе: ... |
Григорий КульчицкийОб авторе: ... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Екатерина КлимаковаБаллада о крыльях. Стихи***
На обоях цветы неизвестной страны, и из детства всплывают ромашки и СССР, и 9 мая салют, и отец офицер, золотые “СА” на погонах на старой афганке, я рисую цветы, я рисую горящие танки и себя, на коне и в чапаевской бурке спасающей маму, чтобы пела мне песни, в моем букваре мыла раму… На обоях цветы неизвестной страны. Слышишь, мама? В этих старых обоях мне надо дожить до утра. За окном чья-то пьяная глотка ликует: “Ура!” У меня – тишина и такие же пьяные сны. На обоях сияют цветы неизвестной страны. БАЛЛАДА О КРЫЛЬЯХ Крылья растут отчего-то у тех, кто родился в трущобах промзоны забытого Богом Ангарска, а может быть, Братска, а может быть, Красноярска, что, в общем-то, все равно. Ведь только в драных ботинках сегодня и можно верхом на венике изображать Котовского и слушать сказки чужой, живущей напротив в убогой холупе, беззубой старухи Егорихи. Там, в этих сказках, Иван Царевич, конечно же, бьет распроклятых фашистов и с беляками-буржуями борется за социальную справедливость. И мальчик в драных ботинках запомнит, что бабу свою никакому Кащею отдать невозможно, что землю свою никакому злодею продать за конфеты нельзя, что жить по-людски – это сложно, но нужно, а значит – возможно и должно, и то, что невзрачная пешка однажды дойдет до ферзя. В этих дымных, тщедушных домах, так похожих на тени бараков, конфеты бывают по случаю праздников и непропитой зарплаты. Там дети читают книжки о Трое, Москве и Итаке и мудро, по-взрослому даже, решают, что нет на земле этих всех городов, их книжники выдумали не весть зачем когда-то. Ведь на кой строить город Венецию так, чтоб по улицам плавали лодки? И на кой называть по-немецки все эти Кронштадты? И зачем есть в России столица, где за красной стеною прячется власть, если это стена для того, чтоб за нею народ укрылся от супостата? Там детям мобильники дома дарят торжественно в день получения паспорта, и в темном шкафу в нафталине хранятся соленые грошики деточке на учебу. Там и в пробки, и в минус сорок все едут общественным транспортом и старуха Егориха раз в месяц ползет в салон ритуальных услуг прицениваться ко гробу. И мне отчего-то приходит на ум, быть может, дурная мысль о том, что Христос или прочий какой не липовый, а настоящий спаситель явится где-то вот в этих блаженных прокуренных улицах, где даже вороны не каркают – кашляют, словно червонец уже отсидели в солнечном Магадане. Светлый Спаситель явится где-то в Тамани, Вьетнаме, а может быть, в Афганистане, явится там, где, если и есть среднее образование, то и оно не для многих, явится там, где темные люди верят в светлого Бога. Ну отчего б не поверить мальчишке в драных ботинках с шахтерской окраины дымного Красноярска, что где-то на небе есть Бог, а солнце – его боевая каска, а звезды – это награды, а облака – погоны, и фото его – на иконах?! И нужен он для того, чтобы мать защитить от отцовских побоев и бабушку, старую и без зубов, защитить от болезни, и помочь мальчугану в дворовой драке негодяя больнее треснуть! …А где-то есть города из старинного белого камня, тротуары, которыми Пушкин ходил, и полотна, которых касалась кисть Рафаэля… Там живет какой-нибудь миленький Коля, что любит мальчика Петю. Их папы в Думе пекутся о браках геев, потому что их дети хотят пожениться после учебы в самом престижном и забугорном университете. Лет на тридцать моложе, чем есть, выглядит бабушка Коли, пишет книги о том, как похудеть, научиться быть стервой и соблазнять мужиков у моря. Рафаэль был, конечно же, тоже не прочь соблазниться длинноногой и стройною, и круглолицей девицей, только вот Рафаэль на своем полотне не Мадонну делал блудницей, а из блудницы-натурщицы он сотворял Мадонну, не из Богородицы делал он бабу, а из бабы – икону. Там, на окраине Красноярска, есть алкаш, что в своем незабытом детстве мечтал быть на свете художником, но папа шахтер кулаком грохнул о стол и сказал, что он будет шахтером или хотя бы шофером, а не каким-то невнятным художником, бездельником и шизофреником. Так и не стал он художником и не освоил полеты, но я замечаю, что крылья упрямо растут зачем-то и отчего-то там, где, казалось бы, вовсе не место полетам – в трущобах промзоны забытого Богом Ангарска, а может быть, Братска, а может быть, Красноярска, Ирака, Тамани, Вьетнама и Афганистана, что, в общем-то, все равно – вдали от Великого Рима, поближе к степному дыму… РАФАЭЛЬ Ты вчера целовала за двадцать монет, он был тоже красив, только он был поэт, он, наверное, тоже ласкал твою грудь и не мог до рассвета уснуть. Он, наверное, тоже твердил поутру, что влюблен, что подобен рабу, комару, и на тесных просторах обрывка листа он блудницу пытался звать матью Христа. А меня ты целуешь за десять монет, потому что не вечен поэта сонет, но навеки твой лик на ладони холста станет ликом для девы, родившей Христа. Я не верю в смирение тихих икон и холодные лики старинных мадонн, я не верю, что смотрит с молитвою мать, если сына ведут умирать. Если б кто заказал череду женских лиц, я писал бы портреты с волчиц. Завтра я предложу тебе тридцать монет, ты откажешь, ведь сорок предложит поэт, все равно ты святая! Мать – правда одна – только сыну на свете верна. Прижимая макушку ребенка к губам, мать твердит: “Никому не отдам!” Всех на свете спасать – что за глупая блажь! Ты и Богу Его не отдашь. От меня ты уйдешь, от поэта уйдешь, чье-то семя во чреве своем унесешь, и родится художник, а может, – поэт, чтоб его ты спасала от бед. И найдется Иосиф, надежный, простой, покоренный твоей красотой, и твой тихий Иосиф, его доброта, моего воспитает Христа. Разве это стихи? Ерунда, чепуха. Кто-то скажет, что здесь – оправданье греха, но единственный грех приложим к слову мать – на распятие сына отдать. Завтра ты поцелуешь за сотню монет, послезавтра за две я продам твой портрет как ответ всем грядущим кровавым векам: “Я его никому не отдам!!!” …Дешева эта мысль, дешева красота – каждый час на земле распинают Христа. Лицемерен наш свет, где стыдна нагота. Осуждая блудниц, распинаем Христа. “Никому не отдам!!!”… Но молчит целый свет. Знать, цена ему – пара монет. Я И ЛОРКА …схороните меня с гитарой в речном песке. Ф.Г. Лорка Я жаден до сопряжений, так какое мне дело до того, что Испания и Южная Америка разделены океаном, если иногда мне думается, что я и Лорка – это одно и то же?.. В мире два неба. Одно из них бессмертно, другое – моё. Одно – голубое и солнечное, второе – маленькое и молочное, как белое блюдце, и солнце в нём – как сушёная прошлогодняя горошина – звонкое и сиротливое, точно единственный бубенчик на колпаке маленького и чумазого скомороха. А в бессмертном небе – тысячи звонких солнц, неумолкающий смех латиноамериканских маракасов, пьяная песнь влюблённого марьячи и мальчик Федерико под луной с гитарой. И между этими небесами – тяжёлые кучерявые облака, похожие на сырой хлебный мякиш. Слышишь, как кричат чайки над рекой и настырно бьются о небо? Никак не поймут, глупые, что, как и я, не вышли клювом для вечного празднества бессмертных. Слово cantar* пахнет терпким чилийским вином, ламьей шерстью и смуглыми танцовщицами фламенко. Непонятные горячие слова впиваются в сердце пулями и солнечными лучами, которые дороже всего на свете в утро расстрела. Туда тебе и дорога, цыганский мальчик. Где-то далеко под небом бессмертных сельские дети тощей стайкой бегут из школы. Пастухи, небо, безлюдье и повсюду – чудесные ветряные мельницы. Их столько же, сколько детей – на каждого по одной. В горячей пыли остаются следы маленьких босых ножек. Дети убегают наперегонки к самому горизонту, размахивая ярко-красными азбуками. Мне нравится смотреть вослед уходящим. Любопытно разглядывать восковых кукол, в которых превращаются люди, становясь бессмертными. Они так славно пляшут там, под небом с тысячью солнц, что им уже незачем шевелить лапками под белым блюдцем. За окном дождь стучит по карнизу. Это каблуки отплясывающих чичин в небесной Андалузсии, в Альпараисо, в Хересе-де-ла-Фронтера во время карнавала. С ними пляшет и мальчик Федерико, и поёт о первом утре последнего на земле расстрела, потому что утро расстрела всегда первое, и хочется, чтобы ты умирал последним. И всё-таки так тянет погибать и бродяжить, чтобы песнями хранить жизни других, по грошам, в рассрочку выкупая своё бессмертие. Cantar para el carnero**… ПРО МУХУ Поезд “Москва-Хабаровск”. Муха в углу стекла. Месяц лежит и едет – месяц как умерла. Свет фонарей станционных ярок, как божий свет… Муха лежит и едет, ей ник чему билет. И не волнует муху вечный, как мир, закон Длительности остановок и санитарных зон, И то, что всегда в одиннадцать гасят в вагоне свет, Утром ее не волнует очередь в туалет. Муха лежит, качаясь, в мире до слёз большом – Между стаканом чаю и портящимся беляшом. Муха нетленна едет – четыре рейса в пути, От края до края света следом душа летит: Березки, елки, домики, ковыли… Рай – это путь до рая, жажда края земли, Где, говорят, дается каждому свой ответ, Где океан варенья, а мухобоек нет. …Сахаром белые звезды августа падают в чай. Муха лежит и едет в вечное “не скучай”. Елки, березки, елки, окна вагона в пыли… Ехать бы этой мухой вечно на край земли… ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |