Евгений Минин

Древние истории

САМУИЛ И САУЛ

 

– А что там у городских ворот?
Блеянье коз и рёв бычий? –
спросил Самуил Саула.
– Это я вернулся с добычей, –

помахивая веточкой саксаула,
отвечал ему Саул.
– Что добру пропадать!
– Бог велел чужого не брать!
Ты нарушил Божий Завет,
и тебе спасения нет!
Никому ты теперь не мил!
И Саула прогнал Самуил!
СОДОМ И ГОМОРРА

 

Небесная всем сообщила контора:
Всевышний велел, что пусть каждый придёт
Смотреть, как сжигает Содом и Гоморру,
Людей и детей их,
Дома их и скот.

Остался лишь пепел – легенда гласила,

Что страх поселился с тех пор на земле,
Но только и нынче нечистая сила
Танцует на серой библейской золе…

ДАВИД И ГОЛИАФ

– Ну что, евреи, – сказал Голиаф, скрипя зубами, –
Есть богатырь среди вас, у которого грозный вид?

Пусть меня одолеет, и будет победа за вами.

И шагнул навстречу ему безоружный Давид.
Загоготал Голиаф: – Да таких я угроблю дюжину,

Размахнусь, и дубиной за один раз!
А Давид поднял с земли каменюжину,
Не целясь, влепил Голиафу меж глаз!

Вот такая бывает зазнайкам плата.
Давиду – царство, слава, авторитет.
А то, что булыжник – оружие пролетариата,

Станет фразой крылатой через тысячи лет…

ЭЛЕАЗАР БЕН ЯИР

 

Что наше тело – это сущий прах,

в который промысел вдохнул душу и страсти,
которые владеет нами. В это
орлиное гнездо, что создал Ирод,
ворвутся с воплем римляне.
Два года

мы продержались стойко, но вчера
разрушили последнюю преграду,
и завтра – беспощадный штурм Масады,
а послезавтра – смерть и поруганье
детей и жён…

И наша смерть, но мы её обманем –
убьём друг друга, жён, детей.

И пусть
у наших трупов содрогнётся враг…
Что наше тело, главное – душа,
пускай она к Создателю вернётся
и без упрёка возле ног Его
уляжется покорной собачонкой,
чтобы Его, Всевышнего, душа
стонала от невыносимой муки…
Но только есть ли у Него душа?
 

ИРОД

У меня в семье бардак, – плачется Ирод, –
жёны – змеи, а дети – просто шакалы,

грызутся за власть, и это в такой период,
когда доносы в Рим постоянно шлют «радикалы».
А я людям хотел добра, построил дворцы и храмы,
ладил с империей, славу добыл иудеям,

сражался без страха – всё тело покрыли шрамы,
а остался в памяти – иродом и злодеем.

ИСТОРИЯ РИМА

 

Светоний, соревнуясь с Аппианом,
кто лучше перескажет времена:
Сенат уже захвачен горлопаном,
и Цезарь вставил ноги в стремена.
Моше давно вернулся из пустыни,
но Иисус пока что не зачат,

а Рим уже в кровавой паутине,
на смерть себе рождает паучат…

АНТОНИЙ И КЛЕОПАТРА

О, как он сладок, сон, на ложе страсти…
– Антоний, милый,  –  просит Клеопатра,
ты подари мне царство иудеев,
а уж поверь – я вытравлю из них

обычаи и веру в однобожье,

пусть молятся великим фараонам.
А если уж и избраны они,
то жить под нами в рабстве и галуте.
Пора всех иудеев возвратить
туда, откуда вывел их Моше…
Но с ужасом глядится Марк Антоний
в глаза лежащей перед ним прекрасной шлюхи,

и понимает – нет ему пощады

за то, что слушает, не вынимая меч

и не казня лежащую змею,
за страшные и подлые слова.

Его накажет Бог.
Еврейский Бог.
Раба рукой, коварной и жестокой. 

ОДИССЕЙ И ПОЭТ

Занёс Одиссей кулак – постучать в дверь.
Вдруг слышит, как просыпается ревности зверь:
По двору разбросаны копья да луки –
Кто же в спальне у этой подлюки?
С кем кувыркается моя Пенелопка –

Она и до свадьбы не была остолопка,
Берегла и нежила кожу и тело,
Поскольку любила ЭТО дело.

Может, покуда дрался с врагами,
Башка моя заросла рогами.
Тут из спальни – что за химера –
Выходит поэт с томом Гомера.
И говорит ревнивцу: – Твоя жена
От всех соблазнов убережена.
Бери два бокала, бутылку вина,
выпей с любимой чашу до дна.

Спеши-ка в спальню – она там одна.
И пошёл поэт, довольный собой вполне,
А потом упал ничком, с кинжалом в спине,
Потому что учить, доброе и вечное сея,
Надо умников, а не дурака Одиссея…

ВЕСПАСИАН

 

На плато среди Иудейских гор –

Ерушалаима гордая стать.

Он заветной добычей стал с давних пор,
Вызывая зависть, творя раздор…

Здесь до Бога просто рукой подать.
И любуется Храмом Веспасиан,
Иудеям за преданность – Божий дар…
А потом взломает стену таран,

И огонь в окно швырнёт ветеран,
Разжигая тысячелетний пожар…

 

ИОСИФ ФЛАВИЙ

 

Где похоронен Иосиф Флавий,
променявший гордость рода
на императорскую кличку.
Чужой среди своих,
чужой среди чужих,
презираемый теми и этими.
Но он любил свою Иудею,
болел и страдал за неё –

так неужели не заслужил бугорок родной земли,

под которой смог упокоиться.
Нет – говорили все.
Нет – говорило время.
Да будь ты проклят во все времена,
подлый предатель –

так повторяли друг другу столетия.
Время может всё, стереть память о всяком,
но и оно не всесильно.
Правда, Иосиф Флавий?

 

ДОРОГОЙ КАМНЯ


– Куда мир катится? – подумал вдруг Сизиф,
на камень глядя, что катился вниз,
итог его работы бесполезной.

– Ведь Зевс и вся его ватага – миф,

мы сами их придумали, а приз
у нас один – знакомство с бездной!

Пора с Парнаса сбросить этот сброд –

Сизиф усталый для себя решил.
Остатка жизни безвозвратна трата,
и Рубикон форсировал он вброд, 

за пазуху свой камень положив –

что стал оружьем пролетариата…

К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера