Анастасия Винокурова

Обзор поэтических событий за июль-сентябрь 2022 года

Помнится, в детстве мне всё казалось, что есть какое-то тайное знание, какая-то определённая черта, которая отделяет хороших людей от плохих. Какой-то экзамен, сдав который, можно будет выдохнуть и однозначно причислить себя к хорошим. Сначала, дитя белорусской глуши, я думала, что это образование. Невозможно ведь учиться, учиться и ничему в итоге не научиться. Понимание законов, по которым работает этот мир, просто обязано наложить отпечаток на собственное мышление и модус операнди. Но с расширением круга образованных друзей и знакомых пришло осознание, что наличие диплома очень мало что может сказать о человеке. Что даже среди людей с профессорским званием зачастую встречается непорядочность, подлость и откровенная неумность.


Потом я думала, что спасение в искусстве и культуре. Что, если, минуя сухую логику научных фактов, воспитывать душу, плоды этого воспитания будут прекрасны и непреложны. С придыханием повторяя про себя бердяевское определение творчества (...Бог создал человека по своему образу и подобию, а значит, каждый из нас является творцом, и – посредством творчества – Богом), я видела брата в каждом поэте, музыканте, художнике. Казалось, что способность к созиданию и может стать той самой необходимой прививкой, защищающей от врождённой энтропии нашей звериной сущности. Стоит ли говорить, что и на этом пути меня тоже постигло разочарование.


С тех пор, как события в Украине раскололи нас на два непримиримых лагеря, подобные мысли снова поселились в моей голове. Но на сей раз они приняли форму практически экзистенциального вопроса: где та метка, по которой можно отличить своих от чужих? Что-то особое, явно выраженное, прямо кричащее: вот этот – там, а этот – с нами. Но и тут приходиться признать поражение: такой метки не существует. Люди, с которыми мы читали одни и те же книги, с которыми делили трудности и делились самым сокровенным, оказываются более чужими, чем незнакомцы, и наоборот – те, о которых едва ли можно было такое подумать, обнаруживают в себе несгибаемый стержень внутреннего нравственного закона. И первоначальное недоумение «...Оля, тебя взломали?.. Оля, ты на зарплате?.. Прощай, Оля!..» сменяется горьким принятием неизбежной потери. Невозможно объяснить, как так получается, что схожий жизненный опыт подводит к нас к диаметрально противоположным решениям, а христианское «не убий» с дьявольской гармонией трасформируется в благословение на убийство. Впрочем, абсолютно естественно, что с той стороны зазеркалья монстрами выглядим уже мы. С железобетонными аргументами и научной базой – недостатка в грамотных теоретиках нет. Как говорилось выше, ни образование, ни культура никаким мерилом не являются, а гений и злодейство вполне мирно уживаются на одной территории.


В свете всего этого, представляется маловероятным, чтобы мировые литературные процессы возродились в привычном нам виде. Уж точно не при нашей жизни – слишком болезненны шрамы, слишком глубоко и фатально пролегла линия водораздела. И если говорить об организации международных проектов, то идея номинальной консолидации вокруг общего языка на сегодняшний день нуждается в переосмыслении. Наивная ностальгия по берёзкам и лучшему в мире мороженому даже в эмигрантской среде (особенно в эмигрантской – в силу иного опыта) не выдерживает никакой критики. И если вычленять основные полюсы, вокруг которых возможно объединение, то с одной стороны это идея величия и вера в собственное мессианство, а с другой – антивоенный протест. Идея, объединяющия практически все мероприятия, попавшие в этот обзор.


За прошедшие три месяца вышло несколько альманахов, собравших на своих страницах гражданскую лирику многих замечательных поэтов. Среди таких альманахов стоит отметить первый том антологии «ВОЙНА. 24.02 – 24.05»: «...стихотворный слепок боли и отчаяния, горя и ярости» (цитата издателя и составителя сборника Л. Мачиной). Авторы антологии: Ольга Аникина, Григорий Беркович, Женя Беркович, Лена Берсон, Дмитрий Близнюк, Александр Габриэль, Алина Гаджиева, Марина Гершенович, Линор Горалик, Александр Дельфинов, Олег Дозморов, Инна Домрачева, Ирина Иванченко, Александр Кабанов, Геннадий Каневский, Дмитрий Коломенский, Семен Крайтман, Александр Ланин, Николай Лобанов, Вера Павлова, Светлана Панина, Анна Русс, Дана Сидерос, Аля Хайтлина, Борис Херсонский, Людмила Херсонская, Алла Черкасская, Феликс Чечик, Тикки А. Шельен, Михаэль Шерб, Вита Штивельман, Михаил Юдовский, Ирина Юрчук и другие. Книга вышла в Германии.


И второй альманах, о котором хочется сказать – «ВОЙНА XXI ВЕКА» (Київ; Золота серія «Письменник в інтернет-просторі», 2022). «В альманахе представлены произведения поэзии и прозы, написанные на украинском, русском, немецком и белорусском языках, пятидесяти известных писателей из 12 стран мира. В том числе из Украины, Беларуси и России» (А. Юрченко).


Эти две книги я сознательно выношу из рубрики мониторинга поэтических новинок, так как кропотливая работа редакторов и составителей и консолидация авторов со всего мира представляется мне событием не только и не столько сугубо литературным, сколько социально и политически значимым.


Что касается фестивалей и поэтических вечеров, то по понятным причинам обычного их разнообразия также ожидать не стоит. И всё же, некоторым из них удаётся держаться на плаву.


 


14 августа 2022 г. в столице Австрии Вене, во внутреннем дворе музейного комплекса Museums Quartier, прошёл поэтический вечер «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» В ВЕНЕ». После презентации журнала «Эмигрантская лира» свои стихи читали Александр Мельник (Льеж, Бельгия), Юлия Шокол (Вена, Австрия) и Анатолий Карташов (Вена, Австрия).


 


С 8 по 11 сентября 2022 г. в Тарту при поддержке экспертной группы фонда «Капитал культуры Эстонии». прошёл IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ИМ. В.А. ЖУКОВСКОГОВ этом году Тарту посетили гости из Латвии, Финляндии, Германии, США, Израиля, Украины, Эстонии. Фестиваль и часть его программы были посвящены 100-летию Юрия Михайловича Лотмана. Многие из гостей фестиваля в своих произведениях выступили против военных действий в Украине.


 


С 16 по 18 сентября 2022 г. в Канаде  состоялся фестиваль «POETRY ON NIAGARA 4». Среди победителей и лауреатов конкурса: Рита Инина, Сиэтл (Поэзия), Сергей Плышевский, Оттава (Поэзия), Елена Толстова, Северная Каролина ( Проза), Иосиф Коган, Кливленд (Конкурс Ниагариков и Приз зрительских симпатий). Лауреаты: Владимир Узланер, Торонто, Арчи Рогацкий, Торонто, Юрий Бердан, Нью Йорк, Александр Рудкевич, Торонто, Мира Варковецкая, Кесвик, Рита Грузман, Торонто и Рита Инина, Сиэтл.


Конкурсные работы всех победителей и лауреатов будут опубликованы в литературных журналах «Новый свет», Канада и «Интерпоэзия», США.


Организаторы фестиваля – Лилия Скляр и Владимир и София Узланеры. Литературными экспертами в этом году стали Валерий Бочков, Андрей Грицман, Бахыт Кенжеев и Алёна Жукова. В рамках фестиваля прошёл также вечер памяти Алексея Цветкова.


 


Памяти Алексея Цветкова был посвящен и прошедший 14-16 сентября 2022 г. в Барселоне Международный литературный фестиваль ARKA-FEST.


Участвовали поэты и музыканты из Германии, Канады, Израиля, Украины и Испании. В рамках фестиваля прошёл поэтический вечер из цикла «We are Ukraine», в котором прозвучали стихи и песни на злобу дня – о том, что волнует нас больше всего. А символический «Золотой утюг» (приз за импровизированный слэм) увёз в Израиль поэт Игорь Борц.


 


Как всегда, в тёмные времена популярность приобретают мобильные формы – как в смысле творчества, так и в смысле донесения творческого продукта до слушателя. Отдельные встречи, творческие вечера, точечные выставки и проекты – то, что на сегодняшний день оказывается наиболее понятным и востребованным.


Одну из таких встреч хочется отметить отдельно. Состоялась она 4 сентября 2022 г. в киевском музее Булгакова. И это была не только встреча двух замечательных поэтов, но и двух любящих сердец, разлученных ещё в самом начале боевых действий. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЧТЕНИЯ ИРИНЫ РЫПКИ И ПАВЛА РЫЦАРЯ (ПАЛАДА). Воплощённая нежность и архетипический защитник. Магия звука и светотени.

 

волшебный человек с волшебным соком

приди-приди

как нить меня пряди

мы гомонить горазды о высоком

жаль ни одной высотки впереди

 

волшебный че

кудрявый команданте

(ах кудри вьются сука не у всех)

пожалуй мне к одной курчавой дате

унты и мех

и тундру без помех

 

ведь по всему

(и снова братцы сука)

я уповать на тропик не моги

но дай и ту что в тундру увезу-ка

отвоевав и выкрав у тайги

 

чтоб кочевать не ёжась и не стыня

не убоясь бескрайнихebenей

чтоб тундра лет - белёсая пустыня

и мы вдвоём затерянные в ней

 

(П. Рыцарь)

 

ко мне пришёл читатель и говорит пишите

пишите не дышите дышите не пишите

а я сижу на лавочке какой ни есть а житель

подъезда дома города в руках огнетушитель

 

как будто бы пожар вокруг и я такой рассеянный

лишь помню в каждом городе есть улица бассейная

и улица строителей к чему она нужна

не побежит по ней к неве смятенная княжна

 

здесь кто-то скажет ленинград воскликнет ленинград

и будет прав ведь ленинград ни в чем не виноват

дома стоят как на плацу матросы в октябре

за рядом ряд за рядом ряд две точки и тире

 

и я иду промеж домов промеж седых дерев

бубню себе под нос слова немного нараспев

дышу и не дышу дышу здесь сырость на века

большой выносят каравай гранитные бока

 

я откусил и с солью съел отравленный бугор

и чудом лишь остался цел анкор ещё анкор

о одиночество моё хоть я не одинок

пожалуйста тяжёлый хлеб доешь за мной сынок

 

прими на ярком рушнике надкушенный ясак

ты раньше у меня встречал в стихах и дом и сад

сейчас в моих руках стоп-кран - пора остановить

вот этот слог вот этот смог у спаса на крови

 

(И. Рыпка)

 


Наверное, чтобы понимать то, что сейчас происходит в культуре и мире, нужно иметь независимый взгляд, находиться в стороне от всех тектонических процессов. Недостижимая роскошь сегодня. Наверное, только со временем можно будет с холодной головой анализировать и систематизировать продукты творческой деятельности этих страшных лет.

К списку номеров журнала «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» | К содержанию номера