Алиса Гринько

В начале было слово

Идея триединства религии, науки и философии, как частный случай всеобщей идеи троичности всего сущего с незапамятных времен находила выражение в попытках древних мудрецов совместить, сблизить открытия античных ученых, Платона, Аристотеля, с положениями первой Книги Моисея.




Глава 10.  В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
 


О мудрости иудейского учения


 


Эллины немало потешались над верованиями иудеев, утверждая что в Святая Святых Иерусалимского Храма, куда вход разрешен был только первосвященникам, и то раз в году, в Судный День, лежит голова осла. 


Но неожиданно они заинтересовались еврейскими Писаниями, книгами пророков, историческими сведениями.


 


       Великому царю от Димитрия. Так как ты, царь, сделал распоряжение о пополнении своей библиотеки и о разыскании случайно затерявшихся книг, я всеусердно докладываю тебе, что у нас. между прочим, не имеется книг по иудейскому законодательству…


А между тем … изложенное в них законодательство, как исходящее от самого Бога, свидетельствует о значительной мудрости и возвышенности иудейского учения.


 


Заведовавший книгохранилищем библиотеки при Птолемее II Филадельфе Димитрий Фалерский – сейчас бы его назвали великим библиофилом – всюду скупал или иным способом приобретал «все имевшиеся на земле книги». 


Есть сведения, что ему удалось приобрести библиотеку Аристотеля, копии афинских трагедий.


Сам Птолемей II был любителем книг. На его вопрос, сколько собрано рукописей, Димитрий отвечал, что пока 200 тысяч, «но вскоре число томов дойдет до 500», – так сообщает Флавий.


В библиотеке жили и работали ученые; копиисты переписывали рукописи. Александрия была центром по изготовлению папируса. Димитрий  просил царя обратиться к первосвященнику Иудеи с просьбой прислать опытных в законах людей для перевода иудейского учения на греческий язык. 


Своё послание царь сопровождал богатыми дарами.


 


Первосвященник Елеазар посылает привет свой царю Птолемею. По получении твоего послания мы очень обрадовались. Я уже выбрал по шести более престарелых мужей из каждого колена и отправил их к тебе с законом…


Когда семьдесят два старца прибыли в Александрию, то царь с удивлением рассматривал тонкий пергамент, на котором золотыми буквами были выписаны тексты, и изумлялся невидимому скреплению листов между собой.


Убедившись в премудрости старцев, Димитрий отвёз их на остров Фарос, где в уединенном месте они должны были начать работу.


 Он разделил их на семь групп, которые должны были работать раздельно и независимо для получения перевода «семидесяти толковников».


Труд был окончен через семьдесят два дня.  


Когда же сличили переводы, то убедились в их полном совпадении. Это и неудивительно, ибо запрещено было законом менять в текстах даже одну букву.


Так родился труд, названный по числу переводов: Септуагинта.


Перевод Торы на греческий впоследствии получил широкое хождение в империи. Продолжалось взаимопроникновение культур. Увеличивалось влияние эллинизма.


Появился слой эллинизированных евреев, получавших греческое образование. Греческий язык получил широкое распространение в империи.


Человеческая мысль устремилась по новому направлению: сближению двух миропониманий, нахождению общих точек изложенного в Книге Бытия с философией Платона и Аристотеля.


 Этому предмету был посвящен труд Филона Александрийского: «Учение о Логосе».


 


«Во времена кесаря Кая (Калигулы)  среди многих пользовался  большой славой Филон»  (Евсевий Кесарийский).


Филон Александрийский жил на рубеже эры от 25 г. до Р.Х. по 50 г. по Р.Х. Он родился в богатой еврейской семье и был воспитан на греческой философии, был знаком с учением Пифагора.


 


«Как он был силён в философии и в свободных искусствах, об этом и говорить нечего. С особым усердием изучал он Платона и Пифагора и, говорят, превзошел в этом всех своих современников» (Е. К.).


 


В своих трудах, в которых он не собирается ни рассказывать ничего, кроме истины, ни добавлять что-либо от себя, Филон дает аллегорическое толкование Священного Писания иудеев, божественной истины, высказанной Богом и пророками


Умопостигаемый мир есть не что иное, как Слово Бога, уже создающего мир».


 


«Бог не подобен миру или небу или человеку, недоступен человеческому разумению, ничему не причастен».


В начале было Слово. И Слово  было у Бога.  И Слово было Бог  (Ин 1:1). 


Слово. Логос.  По Платону – верховная идея, «идея идей».  Послание  Творца.


Берешит:   И сказал Бог: да будет свет.  И стал свет.


«В начале» – не в смысле времени. Времени еще не было.  Время появилось вместе с миром. Но было число, потому что в процессе миропостроения должны быть строй и порядок и мера.  «Порядку же свойственно число».


 


«ВСЁ СУЩЕЕ ЕСТЬ ЧИСЛО».


 


«Устрояя небо, Он творит вечный образ, движущийся от числа к числу, который мы называем временем» (Платон: «Тимей»).


По Торе, мир был создан в шесть дней.


Число 6 философы почитали самым важным из всех чисел, это первое совершенное число после 1, оно равно произведению своих частей, двоицы и троицы, и их сумме: половины – троицы, трети – двоицы, и шестой части – единицы.


По природе можно сказать, что это число – «мужское и женское, ибо мужским является в сущих нечетное, а женским – четное», – так считали греческие философы.


 


День первый. Слово Бога. Логос. Единица. По Платону –  монада – начало всех начал. Число Бога. Божественная монада, вмещающая мир.


 


День второй. Раздвоение. Двоица. Внесение противоречия в целостность единицы. Отделение света от тьмы. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы (Быт.1:4).  Идея воздуха и пустоты. По Платону, воздух – тьма; пустота – бездна, противоположность материи. Да будет твердь посреди воды и да отделяет она воду от воды. И назвал Бог твердь небом.


 


День третий. Бог сотворил растения и семена. Трехмерное пространство. Число тела, геометрическое место ориентированных в пространстве точек.


И произвела земля зелень, траву и дерево, приносящее плод.


 


День четвертый. Четверица. Множество. Мера времени и природа счета,


И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной  для отделения дня от ночи, и для знамений и времен и дней и годов.


День пятый.  Пятерица. Устроение живых существ в небе и в воде. 


Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной Пять органов чувств.


 


День шестой. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов и зверей земных. И сотворил Бог человека по образу Своему, не по телесному признаку, а по разуму; смертные по телу и бессмертные по разуму. Разум – высший божественный дар, часть духа.  Силы разума: суждение, память и язык.


 


Септуагинта была написана около 270 года до Р.Х.


А век спустя – эйн мазаль ле Израэль – на Иерусалим обрушилась новая беда.

К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера