Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Сергей ПлышевскийОб авторе: Родился в 1956 г. в Свердловске. Окончил Уральский политехнический институт... |
Василий РысенковОб авторе: Родился в посёлке Кречевицы Новгородской области в 1966 г. Окончил аграрный... |
Владимир УзланерОб авторе: Родился в г. Чирчик, Ташкентской области. В 1989 эмигрировал в Израиль, с 1995... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Белла ВерниковаСохранив приметы времениПоэт – человек, раскрывающий перед всеми свою душу. Рюнoскэ Акутагaва
В свой день рождения 28 ноября 2021 года я получила замечательный подарок – признание читателя. На моей странице в сети Фейсбук пишет Анна Голубовская: «Сегодня день рождения празднует поэт Белла Верникова. Знаю о прочих ее свершениях, уважаю их, но для меня она – прежде всего прекрасный поэт. Мы знакомы не так чтобы очень, но накрепко связаны общим другом, Олегом Губарем, а это как родство. Поздравляя Беллу, хочу напечатать стихи, которые помню наизусть и люблю».
НА ВЫСТАВКЕ ХУДОЖНИКА СИНИЦКОГО
Олегу Губарю
Нам свойственно в служебном помещенье хранить благонамеренность лица. Не так уж и страшимся подлеца доносчика и сплетника, а все же предпочитаем о себе молчать и говорим о модах, о футболе, о рок-ансамблях с теми, кто моложе. Душа заиндевеет и не сможет в себя вглядеться, чтоб других понять и различить, кто в здравии, кто болен. Я встала у окна, закончив до обеда все срочные служебные дела. На улице шел снег, и тихая беседа, как свежий воздух, в комнату вплыла. О жизни разговор простой и горький меж нас мосток доверия воздвиг, на пробужденье заиграл нам зорьку исповедальный русский наш язык, обеденный подкрался перерыв, заснеженные двери отворив. Хотелось праздника, и белизна округи, деревья пышные, пушистые кусты, следов цепочки, снегопад без вьюги слагали фон протяжной чистоты, на нем цветет живое впечатленье, и мы пошли с приятелем в музей. Негромкий южнорусский корифей встречал, еще работая пейзажи, свой девяностолетний юбилей, но до открытья выставки не дожил. От раннего этюда – домик белый в районе Мельниц, зарисован в год пятнадцатый – до близких к нам работ (мы помним этот берег порыжелый и дикий пляж у кромки теплых вод) в двух залах жизнь художника идет, в пристрастиях и красках постоянна, как будто ей известно наперед, что хрупкую подробность мест желанных холст сохранит, а время заметет. Мы выбрали на память по картине, мой спутник взял Большефонтанский мыс, я – натюрморт, накрытый к чаепитью, и сумерки в окне. Мы обнялись с художником по-братски, будто сами отчалили туда, где с небесами сливаются моря, – за край земли уходят те, что напряженно шли. Последний инок южнорусской школы, как пламенеет облако вдали!
Мой ответ в комментарии: «Спасибо, Анечка! и за память об Олеге»
Анна Голубовская: «Мы с Мишей каждый день говорим об Олеге, и вчера буквально сошлись на том, что не принимаем его уход. Даже не то что память, а не можем ни поверить, ни смириться. Если есть мы, есть и он».
Наш дорогой друг, писатель, историк и журналист Олег Губарь безвременно умер от коронавируса. Невосполнимая утрата. Это стихотворение с посвящением Олегу было написано в Одессе в начале 1987 года, тогда мы с ним работали в университетской газете, и тем же годом датируется открытый в сети каталог выставки художника Владимира Синицкого. Поэтическое высказывание о том, «что хрупкую подробность мест желанных холст сохранит, а время заметет», относится ко всему стихотворению, сохранившему приметы времени, когда «не так уж и страшились подлеца доносчика и сплетника, а все же предпочитали о себе молчать». И потому «о жизни разговор простой и горький меж нас мосток доверия воздвиг», что исповедальность была редкостью, вызывающей желание праздника, дарованного нам зимним пейзажем и картинами художника Синицкого. По определению, лирика, лирическая поэзия есть род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора. В позднее советское время это определение теряет смысл в силу того, что «система стремилась свести к минимуму число публикуемых авторов, работавших в литературе без оглядки на предписанный идеологический и эстетический канон» (автоцитата). Но поэты оставались лириками, пополняя число неофициальных писателей, не имеющих возможности издать книгу стихов, что относится ко мне и к моим друзьям, включая Олега Губаря, который был не только историком и журналистом, но и поэтом, – одно из его стихотворений напечатано в подборке одесских поэтов в моей рубрике «Антология одного стихотворения», в журнале «Интерпоэзия» (№2, 2008), с предуведомлением: «Суть рубрики в том, чтобы в каждом номере давать подборку стихов нескольких поэтов – по одному стихотворению, в которых, по выражению Цветаевой, “поэта далеко заводит речь”:
Поэтов путь. Развеянные звенья Причинности – вот связь его! Кверх лбом – Отчаетесь! Поэтовы затменья Не предугаданы календарем.
Стихи отбираются из тех, что были опубликованы в литературных интернет-журналах или в периферийных сборниках, не вызывающих пиетета у критики. Но без учета этих стихотворений представление о русской поэзии нашего времени будет неполным и ущербным. Рубрика вводится для того, чтобы заслуживающие внимания стихи современных поэтов не ухнули в яму безвестности на фоне раскрученных авторов, чтобы шире был охват качественной поэзии последних десятилетий XX – начала XXI века». (/https://magazines.gorky.media/interpoezia/2008/2/o-rubrike.html).
В 1-м выпуске рубрики собраны стихи девяти поэтов: это Игорь Павлов, Сергей Четвертков, Сусанна Ланс, Елена Гассий, Татьяна Мартынова, Михаил Зив, Олег Губарь, Анна Божко, Анатолий Гланц. Привожу стихотворение Олега Губаря из этой публикации.
* * * поезд длинный как день нерабочий дремлют бар и базар ближе к ночи отправляюсь в неведомый путь у Наташки высокая грудь у Наташки высокие формы как бы мне не свалиться с платформы ноги тянутся к небу осокою и не длинные а высокие у Наташки высокие гетры и глядит с высоты стиля ретро ночь высокая космос неблизкий тембр такой неуживчиво низкий у Наташки девичья сутулость у нее диафрагма прогнулась под высокою грудью и это унижает ее до рассвета облекает декабрьская сырость согреваясь Наташка вальсирует чтоб не шлепнуться чтоб устоять надо нечто в ладонях зажать амулет безымянную штучку спички «фенечку» дурь авторучку чтоб когда суета маета над тобой всё равно высота https://magazines.gorky.media/interpoezia/2008/2/155405.html
Подборка стихов для моей рубрики в журнале «Интерпоэзия» предполагала несколько стратегий отбора – выбор друга, выбор читателя, выбор критика. В первом выпуске рубрики превалировал выбор друга. Но, как отмечено в моей книге «Пришедший из забытья» (Одесса: Оптимум, 2020): «Первый выпуск рубрики “Антология одного стихотворения” оказался последним. Подготовленная мною для второго выпуска рубрики подборка стихов разных поэтов не была принята редакцией журнала “Интерпоэзия” без объяснения причин». Выбор друга фиксируется в моем стихотворении, впервые опубликованном в книге стихов «Звук и слово» (Иерусалим: Филобиблон, 1999), и в изданном недавно сборнике стихов и графики «Отпечатки слов, губ» (М.: Водолей, 2016):
В закрытой на замок стране ты чтил изъятые страницы и, роясь в книжной старине, стальные нарушал границы.
Среди бумажной шелухи ты находил мне Гумилева, и ты любил мои стихи за точно сказанное слово. https://www.promegalit.ru/public/13560_bella_vernikova_dorogi_vospominanij_stikhotvorenija.html
За точно сказанное слово, в числе прочих достоинств, мы и ценим поэзию, способную выразить невыразимое и дать читателю возможность осмыслить собственные переживания. О чём, например, смотри в моем эссе-рецензии, опубликованном в журнале «Наша улица» (июль 2021): «В клубе “Зебра” Ваня встречает, а затем теряет любимую девушку, отношениям с которой посвящены многие главы повести, заполненные красноречивым текстом и многострочными пропусками. Сущность этих отношений осознается героем, когда он находит в маминой библиотеке “красный двухтомник какого-то А.Тарковского. Никогда не слыхал про такого поэта… Я взял в руки маленькую книжечку, наугад распахнул и прочел… Прочитав, я ровным счетом ничего не понял. Ведь поэт этот умер тысячу лет назад. Откуда он мог знать… Дочитав до конца, я плачу в голос, как отшлепанный кем-то грудной младенец. Стихи я тут же запоминаю намертво и в течение нескольких дней повторяю их тысячи раз. Именно с этих случайно прочитанных строчек и началось мое медленное выздоровление”». /http://kuvaldn-nu.narod.ru/2021/07/vernikova-zertva-peshki.html
Еще одна литературная стратегия – выбор автора, когда поэт имеет возможность напечатать составленную им самим подборку, как, например, в литературном Интернет-журнале «Сетевая словесность» (декабрь 2007) /https://www.netslova.ru/vernikova/metatext.html. Заключает составленную мною подборку стихов «Воспоминание в цвете» верлибр, написанный в Иерусалиме в конце прошлого века и определивший название моей книги стихов:
* * * волнение позолотив, оставь для укрепленья возрастов настой цветов простой мотив залив
блажью крепленья звучаний привносятся смыслы
Из книги стихов «Звук и слово» (Иерусалим, 1999)
В рецензии Владимира Френкеля на эту книгу, напечатанной в Иерусалимском Журнале (№3, 2000), представлен выбор критика: «А какая энергия сжатой пружины в стихотворении из одной фразы, которую не закончить, не задохнувшись, а только выдохнув на последнем дыхании. (“Алия первая, вторая, третья и т.д.”) Кажется, это одно из лучших стихотворений на русском языке о той стране, куда мы все пришли с разными волнами алии.
Эту безумную жизнь разрешив не повседневным ее отбываньем в заданных рамках, а свет потушив за униженьем, забвеньем, изгнаньем, стену пробить обескровленным лбом, сделать себя из наружной лепнины, в зрелых годах помышляя о том, как бы не хлебом, а телом единым выжить на выжженном теле земли, принадлежа к большинству из евреев, если такое сумели затеять, то отступиться уже не могли.
Тут нет дежурных восторгов об обретенной “родине”. Нет, страну еще надо найти, выстрадать, каждому по-своему». /https://new.antho.net/wp/jj03-frenkel/
Еще одна стратегия – выбор редактора – проявляется как в формировании издания, так и в его презентации, например, на портале Лабиринт, где моя книга стихов «Отпечатки слов, губ» открыта на страницах, также сохраняющих приметы времени:
добавим быт, жилищную проблему обычай раздражение срывать на муже и совместную кровать когда уже не губы – нервы немы https://www.labirint.ru/books/551617/
В преодолении подобной немоты велика заслуга лирической поэзии. С учетом выбора редактора составлена и подборка моих стихов в журнале «Квадрига Аполлона» (октябрь 2017), где напечатано стихотворение, посвященное Олегу Губарю, с его фотографией, сделанной мною в Одессе в апреле 2011 года. http://quadriga.name/2017/11/bella-vernikova-stihi-o-lyubvi-s-avtorskoy-grafikoy/ К списку номеров журнала «Литературный Иерусалим» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКАШТАНОВЫЙ ДОМСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |