Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Екатерина ЖдановаОб авторе: ... |
Маргарита СосницкаяОб авторе: Родилась в с. Рудовка Луганской обл. Начала писать стихи в 1976 г. В... |
Александр ФеденкоОб авторе: Родился в Барнауле. Работал журналистом, программистом, садовником... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Александр ЩедринскийВот твои облака, вот твоя солома***
спасибо, жизнь, что есть, что рассказать когда-нибудь мне внукам у камина. о том, как могут стекла дребезжать и эхом отражаться пианино, когда звучит за окнами стрельба. она всего честнее разделяет народ на великана и раба: один бубнит, другой – в ответ стреляет. смогу я рассказать про пыль столиц, про речь чужую, что мне стала ближе имперских передвинутых границ, что максимум – пародия Парижа. припомню тех, кто бросил сгоряча, считая жизнь ценней любви и чести. и как я понял с грузом палача, что лишь с собой прожить сумею вместе. сравню легко по запаху солей два разных моря общего пространства. и то, что всё же в цирке дю солей солдат служивший может рассмеяться. я расскажу, как ночь была тиха, поправив кудреватые седины. все расскажу – без тайны и греха… дожить бы лишь до внуков у камина.
ЦЕЛЬСИЙ
I.
здесь холодно – снаружи и внутри. старик рябой на море ладит лодку. и чтоб согреться часика на три, берёт с собой какой-то литр водки. дожди и ветер, лужи и крупа – всё-всё здесь выдает в себе россию, хотя национальная труба приладилась тризуб лепить на ксиве. но – холод. оттого и уезжать так хочется, где тело не познает желанья постоянно убежать за то, что иглы в оное вонзают и палками нетесаными бьют. так хочется познать аналог бани – тепло и пальмы, хижина, уют, суп на кокосе, каша на банане. проснуться чтоб – и веет лёгкий бриз, и ты женат на юной пианистке, и птица прилетает на карниз, стуча, как морзе, что-то по-английски.
II.
не грусть должна являться сгоряча, когда переступаешь берег дальний. есть в этом холод долга палача и холод одинокой зимней спальни. так, молча оглянись по сторонам и погляди, как вертятся снежинки. детишкам местным радость, для мадам – предлог укрыться в тёпленьком мужчинке. а для тебя – всё холод. парк. река – когда-то март, а ныне – снег и пепел. улыбка площадного дурака – есть что-нибудь печальнее на свете? да, вот: зима и холод. ты один. январский скрип дешёвых чемоданов. возьмёшь всосёшь в себя цветной ландрин, как лёд с обратной части океана, и побредёшь в квартирку на углу, зажжёшь свечу, закуришь по привычке и вспомнишь свою дальнюю лилу, что отразит огонь последней спички.
III.
здесь холод изучаешь, как предмет науки, ибо всюду – только холод. он на стене, им полон табурет, он к стёклам зимней росписью приколот. ты молод, стар ли – холод для любых найдёт себя явить в его объятьях. а что до смерти? для волос седых цвет холода подобен цвету платья служанки, что даёт тебе воды, врача халату, посланного чёртом. тебя здесь впишут в ровные ряды таких же янки – пошлых и никчёмных. а что ты был с историей своей поэт, и как любил, и не был признан – всё это, видно, следовало б ей хранить – что не хотела этой жизни. а потому ты кашляешь, чудак, – борясь за право звука эхом в доме, переходя из тела на чердак как призрак, что запутался в соломе.
IV.
но будет жар и вспыхнет яркий свет, распустятся тропические вишни. а то, что на земле поэтов нет, предписано заранее всевышним. зато всё будет: талая вода зальёт вовсю и улицы, и скверы. и кто-то снова скажет «никогда» касательно веков до нашей эры. мир будет ярок, мифом станет лёд. и кто-то, перейдя через дорогу, в подъезде втихаря перевернёт последнюю страницу к эпилогу.
***
глупее быть не получается. и сердце жёсткостью не тронуто. все так же полночью качается фонарь, как таборное золото. и не могу обидеть ближнего, собаку пнуть, что неприкаянна. душа – как маленькая хижина – впускает изгнанного каина. не получается быть хуже мне, чтобы жилось на свете проще мне. врагам я оставляю ужины, бродя голодным через площади. такой вот, в обществе потерянный, я возвращаюсь к первозданному. и только червь, покуда зелено, сгрызает яблоко адамово.
***
пока я буду шнапс искать в бреду, не зная: дальше римы ли, парижи – так лживо скрипнут двери на ходу и голос твой в парадной: «ненавижу». ах, сколько ты бежала, ангел мой. но ты на то и ангел, что приставлен ко мне как беспощадный постовой, а значит, циклов сущего бесправней. так, свои крылья трепетно сложив, опять придёшь назад в конце недели, меня любя за то уже, что жив, считая это чудом в самом деле. и я скажу какое-то «привет», безвольно проводив тебя до спальни. и вновь на всей земле погаснет свет подобно процедуре погребальной.
***
слова любви становятся предметом литературы – только и всего. не стоит говорить с тобой об этом, коль мы мертвы – какое рождество. мертвы для жизни, живы для поэмы – сюжет, над коим падает слеза но персонажи – дети древней темы, лишь выдумка, что выпрыгнет из-за… мы вдохновлять останемся грядущих юнцов и дев, что станут в нас смотреть, томить их будем горестным удушьем, учить, как никогда не постареть. а сами разойдёмся по картинкам. ты – щи варить. а я бросать блесну. последняя в тарелке мандаринка в один контекст с собой возьмёт сосну. а в остальном – ни запахов, ни цвета: картонка, серость, выверенный быт. и старенькая видеокассета, где всё ещё, конечно, может быть.
***
и церковь – словно бы вокзал: пространство, гул, народ, что кони. и если б не Его глаза с икон, то вовсе бы не понял
различия. звенит деньга – что за билет, а что за свечку. так продаются с молотка дороги в польшу или в вечность.
сидишь в кофейне, как душа, что ждёт у рая приговора. а за дверями не спеша шуршат крыла по коридору.
тут басом читана псалтирь, а здесь объявлена платформа. и ладан чист, как нашатырь, ночной антоним хлороформа.
и так бредёшь сквозь суету, и ничего не различаешь – не то взмываешь в высоту, не то с отчизны выбываешь.
***
далёк от бога, как слепой щенок, родившийся зимой, далёк от лета. мать пристрелили (выстрелили в бок). из будущего лишь – полоска света, что всё равно слепому не видна. так в рое ног прохожих побросает его куда-нибудь, где ночь длинна, – как и людская молодость босая. но он пойдёт – на запах, на тепло. так бог приходит к нам, когда мы слепы. и вот уже – ты чувствуешь – весло петра тебя спасает, как из склепа. и словно нет ни снега, ни ветров. так думаешь щенком, лишённым взгляда – мол, говорили, наш господь суров – а он – как мать, что скрыла от снаряда, а он – как длань, простившая пилата…
***
и всё, что ранее боролось во мне, в труху перемололось. гляжу на мир спокойным взглядом и говорю: уже не надо.
спина легка, глаза раскрыты, есть силы встать, желанье жить и не мучить будущим и прошлым свой хронос, бьющийся подкожно.
всё есть, всё принимаю в сотый. мир разношерстен. я – лишь сота, что выбирает рифмы в мае с дождём за окнами трамвая.
***
человечек бумажный, лишённый дома, вот твои облака, вот твоя солома – знал бы, где упадёшь, подстелил бы точно. слишком видно, откуда ты, каждой ночью. только ветер подует – как лист осенний ты скользнёшь над асфальтовым наслоеньем. ты скользнёшь, западая закладкой в книгу о какой-то минувшей поездке в ригу. обрети в себе печку, бумажный странник. съешь хоть с кем-то какой-то домашний пряник. замотайся в прабабкино одеяло и усни, забывая огни вокзала. ты искал теплоты и покинул холод. ты о чуде мечтал и остался молод. человечек бумажный, желавший лета, ты сгорел, чтобы было чуть больше света. К списку номеров журнала «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКАШТАНОВЫЙ ДОМСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |