Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Дмитрий УрушевОб авторе: Родился в 1975 году в Москве. Окончил Российский государственный гуманитарный... |
Надежда СергееваОб авторе: Родилась в Уфе. Выпускница Филологического факультета... |
Анна РадзивиллОб авторе: Автор нескольких прозаических книг для взрослых и детей, академик Петровской... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Наталья ХмелёваИмена, которых не называл***
Когда поле затоплено, маки всплывают над нами. Мы подводный свой дом сторожим: с ремеслом повезло. В готовальне покоится циркуль, хромой временами. Под навесом наседка клюёт измельчённое зло. То не почта закрылась, а просто тропинка кривая, Потерялось в дороге письмо ли, замёрз почтальон. То не плачет ребёнок – он медленно рот открывает, Выпуская из лёгких рассерженных белый бутон. Поднимись-ка со мной по ступеням надежды <побег!> <там соседствует с плачем предвзятым неузнанный смех> – и заплатишь мздоимцу за вдох и за выдох отдашь всё, что там соберёшь, чтобы вечный построить шалаш. Отчего, отчего, правдолюбец, ты требуешь дань: десятину от каждой любви и иного труда?
***
На неродном уже не странно Чертить убористые знаки: На ватной палочке Балканы Соседствуют с траянской Дакией, А лёгкие живут на ренту, И в промежутке между войнами Нас ноги, взятые в аренду, Несут по улицам присвоенным, Где я вошла в порядок слов, Творимый новых Твоих снов Невыразимым свойством, И стало роскошью весло, Когда все лодки отнесло, И вся планета – то одно Плывущее устройство. Дитя ли, дева ли мастак Перенимать как тайный знак Судьбы борозды – Чтобы немного погадать, Ты не подкинешь свой медяк в морозный воздух.
***
Я точно знаю: до рождения И ты здесь был, и я была, Где подожжён октябрьский день Последним призраком тепла, И тень айвы легла устало, По тени родины скользя, На тени двух полубокалов, И сбила нас, аки ферзя, Спугнула спящих голубей, И ты, колдун, шаман ли, фельдшер – Перевязал нам, не робея, Все раны, из которых меньшей Не разглядеть: была она Нам до рождения дана. Я здесь жила, где каждый – ранен, Где времени края свожу – И вижу внука на веранде, И ветхий дачный абажур. Кровинку разве не приму Под кров, который потому На карте не отмечен, Что ты все руки исколол, Когда нетленный строил дом, В котором жить нам вечно. Нас в сизой приняли глуши Дурман, туман, лиман. Язык раздвоенный зашить Мне помоги, шаман.
***
«Режь лучок, управляй страной», – говорит мне седой сосед. Неприлично сидеть одной на террасе, которой нет. Когда юность приносит счёт и в оранжевых ждёт лучах, я стираю усталость с щёк и даю ей денёк на чай. Двести лет его слой листвы покрывает, а он… Но пусть. – Просто Вы здесь случайно, Вы… – и не знаю, о чём смеюсь.
***
Запомни себя в любви: Как стояла тогда, И треснула почва, обрушилась нищета, Как несла дары: Лукошко ежевики и прелый мох. Окликнули по имени. Позволили быть: живи! Хотелось, эх, хоть чем-нибудь удивить, Накопленным за отмерянный выдох-вдох: Башней, обдуваемой ветрами, Облупившейся на раме Краской <пропасть других идей > Водоёмом, куда впадают Мрачные тайны людей, Несъедобные, оттого Неинтересные для лебедей, Болезненной трансформацией, Странной акцией, Скоплением ли на площади рыжих женщин – <Обнажённые Редкие акации Их родинок, расцветая, Казались меньше>. Но ты стояла перед судейским ликом Одна Без себя Одна И лопнуло небо речи, И стало не видно дна.
***
Разве так много тех, чьё имя падает в разломы и прорастает, и корнями цепкими держит скалы? Крик в горах вызывает обвал. Эхо двигает камни. Что же тогда говорить о хвостах комет на чернильном небе? Что говорить о белых следах самолётов? В горячем асфальте застряли мои каблуки. Ни шагу вперёд, пока не представлю себя до конца безмолвной. И я разуваюсь, и жалит стопы дорога накопленным жаром. И нужно бежать, иначе мучительно больно. Каяться – значит к себе возвращаясь исконному, всё переписывать набело.
***
Уходя, гроза оставила мне бруснику чистой. Вот он, воздуха захолустья демон, спрятанный в рюкзаке. В каждом дне здесь, высыхающем, как и листья, было что-то от отсутствия часиков на руке. – Эхо! – звал меня мой двойник, меня же путая то с собой раздвоенным, то с голосом, который ещё тревожит… Эх, разбой! Веха жизни дерева, реже – его истории обозначена на кольцах того, что позже явит букву, обессиленную толпой. Вещи есть ещё бессменные на Земле: смоляное озеро, чёрный вал. Вещий знак начертан был но – истлел: имена, которых не называл.
***
Имя моего Другого Состоит из букв на табличках памятников. <Случайность сборки> Однажды ты откроешь дверь… И никогда не выйдешь, Став невидимым. Там, за пределами зрения, В неизвестных мне маленьких городах Твой дом обрастает вещами. А здесь я заковала тебя в безвременье, И в страхе молю: останься ангелом. Иначе утрата ударит мне в солнечное сплетение, И обратит живущие там времена вспять, Туда, где тебя ещё нет. А ты – невидимый – Всё будешь стоять напротив, Но я не знала тебя. Посмотри, вот комната, В ней живут твои имена, которые я украла. И когда я сожгу их – обрету свой язык. Есть поля, куда приходят, Когда хотят позволить собрать себя, как урожай, И это конец, И тогда множество разных вещей обретают новый порядок, Ведомые не последовательностью, Но неведомым законом, Обретают конечную форму не по своей воле, А по воле последнего рифмующего их взгляда. Когда судья-жнец придёт, И я не убью его, чтобы пойти дальше – Наступит моё завершение. Ничего о себе не вспомню. Как можно помнить? Всё равно, что из оседлого стать кочевником И носить с собой всё былое имущество. Всё равно растеряешь. А что останется – уже не совсем правда. Вот, ежеутреннее рождение заново: Между умершим и родившимся Такая же степень родства, Как между мной вчерашней и сегодняшней. Тебя не хватает здесь, где шумят итальянские дубы, Нет тебя ни на кладбище в Пьяченце, Под медово-тёплыми листьями, Ни в залитой солнцем турецкой крепости, Ни в кустах малины, ни под листьями тыквы, И тогда на всех пустых местах Я создаю тебя заново. И после долгого молчания (длиною в забытие) Раздается голос, который ждала вечно: «Любишь ли каждого, как самое себя, Каждого в равной мере – Говори с каждым в равной мере, И с пустыми пространствами говори, Говори с глухими, ртом припади к снегу, Пусть звук достигнет почвы под ним, забудь имена». Но однажды ты откроешь дверь…
***
Стать отпуском, событием <гештальт закрыть, в снегу секвойей> нет, не эпизодом быть молоком, но знать, что ты – миндаль <конструкции интимности в верлибре> Три месяца на поезде в Тайланд, все жизни, проведённые в Монголии: отвергнешь всё земное, Иоанн, подкоп под плинтус и подкат с подставой, но что-нибудь оставь мне, Иоанн. Вот это: словарём белеет даль, и женщины в платках дорожных глядят туда, где дикий зверь хоРёк двусложный, перебирает лапАми метровыми, глядят туДа, где Н не осознала свой запрос, где А – авторитет фантомный, где М, родившись, очень долго рос, и был и беспроблемным, и удобным, где жалобы, вопросы и советы хранит олений рог антиковеда, туда, где помышленьем не грешат, – но в ночь, увы, не выйдешь без ножа, туда, где рады нам, мой Иоанн.
***
…И я открываю клеть, продолжая петь о хрупкой надежде в ладонях <озимый росток > о нежном касании <страхе, сбивающем с ног> размытой границе имён, <но всегда о тебе> о мухе, плескавшейся долго в прозрачной судьбе о крыльях махровых, живых парусах, о горе, горячими углями ставшей в твоём ноябре. …и я открываю клеть, открываю клеть.
К списку номеров журнала «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |