Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Никита МироновОб авторе: Родился в Ленинграде, учился в музыкальной школе по классу валторны и на... |
Хлоя ГоренкоОб авторе: Родилась в 1980 году в Норильске, в настоящее время живет в Санкт-Петербурге... |
Анатолий Филлипович ДомашёвОб авторе: Родился 16 ноября 1938 года. Окончил Ленинградский Кораблестроительный... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Ирина ЧудноваУ тебя под ногами ритм***
..ничто не повторяется, ничто не повторится – контровочка, стропа-строка, кольцо: «я сам укладывал».
и дай ему раскрыться! средь прочих я – нелестнейший Твой шут: мой крайний стиш, он – рыж, он – стриж, он – ветхий парашют, в холодном небе дерзкая заплатка – глагольно-неуёмное крыло, и помочь голоса, и горнее тавро..
..нет, птиц ночных нелётная погадка – моя поэзия.
на кой Тебе? на кой я сдался – неприкаянный такой? – тоской, морквой, смоквой и книжной пылью отравив свой голод, презрев условность лунных фаз, плен пут иных, я вновь примусь слагать свой пара_шут, свой пара_фраз, свой пара_воз, свой меч, свой бич, свой порох.
и пусть раскроется! покуда Ты всеблаг, покуда пред Тобой я духом наг.
ТОНКАЯ ДИНАМИКА
I.
знаешь, у меня всё, что у всех – целюлит-седина-колит, недовыплаканный смех, недолайканный общий вид, лощины-морщины, цинична усмешка, крив рта уголок, сеансы гламурных салонов туда же: невпрок-сырок, сурок настигает, сурок бесконечный, суровый рок. вот так постою с тобой по-над бережком-речкой-дугой, половлю тени-блики, луч солнца над головой, обернусь сентябрём-угрём, послежу катерки-курки, погляжу, как мечут внахлёст сети-удочки рыбаки, подышу тонким ветром осенним, послушаю их матерок и пойду, пока пёрышко в небе пишет чей-то последний срок, а потом голубиной почтой его адресату несут, призывною повесткой-судьбой меж мозолей в ладони кладут.
придержал мои пальцы в сухой и горячей горсти – и я слышу: у сердца металл просвистел – и уже не спасти! помогай тебе господи-боже на долгом и пыльном пути, и прости меня тоже, быть может сумеешь, прости! я печаль твою кожей несу и суметь бы её донести: не раздать, не разъять бы, на атомы не растрясти..
..сквозь трамвайный звонок, на восток – ах, позвольте, позвольте пройти!
II.
зацепиться случайно сердцем за крючок-ништячок рыболова, смаковать макуху, макову росинку, снова-здорова, подержать в ладонях кончики пальцев – побежалость-жалость: да я оставлял, вот те крест, звал с собой, только ты не осталась! нет, не осталась ты, и не сбылась, не сошлась как пасьянс, вслед не оглянулась, покачалась с мыска на пятку, углами губ улыбнулась, и пошла странной походкой витой, как по болотине птица, по неметенной мостовой, по серым осенним лицам, вдоль унылой жизни моей, в направленьи земного рассвета, я стоял на ветру, растягивал трамвайный звонок на невыносимый литавр конца света, разрезал свою жизнь этим звуком на раньше и позже, чтоб когда-нибудь, через добрую сотню лет-зим, посреди ли монгольской степи, на площади в польше повстречать тебя вновь, на рогатину сна напоровшись чутким сердцем седым, не щадя ни желудочков и ни предсердий. я сто раз уходил-годил, наглотался нездешних поветрий, я калёным железом травил, в океане солёном топил бесконечную память свою, изворотливый, злой, гибкий вервий.
пощади меня, тонкая кость, карий глаз, мой манок, мой силок-оселок, моя дудочка крысолова! ..только леса натянуто-сладко дрожит, и стальной крючок сердце рвёт снова, и снова, и снова..
***
Р.Н.
Мела метла. Метель звала метель, дразнилась, мол, уйду не раньше мая! Студент, как долговязый коростель, шёл, по-кропоткински коленки задирая.
Лёд щерился щербато на залив, просили каши хлипкие ботинки, хотелось есть. Курить парадных дым. Был уговор: у памятника Глинке
забрать конспект. Отдать диплом в печать. Досдать хвосты. Доделать два доклада..
..а по Неве неверно – вверх и вспять ползла небес железная армада.
а снизу плыл Харон.
Смех, солнце, воробьи весной растят тротил анархии в крови.
МАХСОМ
Этот мир – не игра-мишура, дело очень серьёзное, детка, зажмурь уши, разуй глаза, не хнычь, не скули и не бойся, зачерпни же в ладонь, сколько выдержит, талого ветра, прошлогодней водицей умойся. У тебя над макушкой мирт, как у бога, но гуще и шире, у тебя под ногами ритм: дважды два, послезавтра – четыре. Послезавтра накормят и выдадут нужные свойства, послезавтра и выживешь, а сегодня не хнычь и не бойся.
Поезд мчится повдоль кольцевой, дребезжат перегоны-вагоны, наш привычный, людской-городской, человечий коллайдер адронный, машинист эталонно плечист, переполнен шального азарта, возгоняет погонную жизнь из вчера в навсегда, в послезавтра. Тормозами скрежещет, угля и бензина не просит, пролетает наш поезд «сегодня» и «лето», летит мимо «завтра» и «осень», но едва трубадуры немы у конца остановку пропели, долетает до края зимы, до утра, до апрельей капели.
Как вы там, пацаны? как вам дышится, пьётся и спится? как живётся и мрётся вам, элементарным частицам? как там ваши заначки и нычки, заточки, малины и схроны? Отженил ваши кочки-кавычки подземный коллайдер адронный, раскатал весь вагон на протоны-нейтроны, глюоны-бозоны, склей теперь воедино и наново, в вечный, живой и огромный, сопричастный друг другу, встающий на хилые плечи, на чужие, свои – наш измученный рой человечий.
С ржавым лязгом и вонью двойные разъедутся двери, омываемы ветром, мы двинем на свет, каждый голоден, прав и безмерен. Там, где чистая музыка сфер грозовой разразится октавой, нас пред шелестом крыльев незримых и медью небесной поставят. И поставят так прочно, как ставят свечу к изголовью, воскрешая упорство и честность, жар сердца и силу воловью, потому, что в час-пик ты за поручень крепко держался и собою нас всех удержал, и уже ничего не боялся.
НАДМОДЕРНИЗМ (аллюзивное) Н. Зонову
В час, когда всё дотла догорело, осталась одна зола, и дожди остудили прах, ты в землю воткнул два кола, на белый повесил тулуп из зайца, на красный – картуз, и кровавое солнце лепилось на спину в бубновый туз.
С колотушкой явился февраль, нарыдал поднебесье чернил, гопота расколола фонарь над аптекой в метель – ты чинил, подобрал наконец башмачки, что в тот месяц всё падали на пол. Положил эти ночи на дюжины стонущих плеч – хорошо б наконец от зимы отдохнуть и прилечь, но слезилась зануда-свеча, воск клепсидрой истории капал…
Небо узкое хмурится, жрёт провода и плюёт шелуху ворон, ежедневно в Останкине башня играет реквием солнечных похорон, и в окрестных домах реновацией грезят глазницы, но страшатся её, подтянув по-хрущёвски балкон к подоконнику. Если тебе не спится, и чтобы не спиться, забаррикадируйся вирусом, космосом с тысячи тысяч сторон.
И сполна отработав свой ад, номерку на ноге вопреки, я, быть может, узнаю, в какую манипулу встанут мои стихи, и какой позвоночник им флейтой положит посмертный Вергилий. Надевай же на правую руку митенку с левой руки, на той самой подножке, на плахе трамвайной тоски, на которой пристало стоять, пока нас до конца не забыли.
Пока нас наконец не зарыли. До дыр замусолив тетрадь – если надо стихи объяснять, проще лошадь у бабы отнять на скаку – пусть пожар до венцов нижних избы-читальни залижет, как котят. Так-то, брат, Геродот-Герострат, жги глаголом –
они не горят, я же вижу!
СКАЗ О ГОРОДСКОЙ ПАДАЛИЦЕ
В час глухой, когда улиц во чреве тщетой прогорят фонари, городская падалица восстаёт от земли, в этот час, когда бредит трава на небе, бредёт по земле трава – закружится у падалицы едина на всех голова, постучит ей в сердце свинцовый выхлоп, Четвёртый Рим, спросит: «выди, в ноги пади! а после и поговорим».
А над городом память травы небесной – смог да зола – о любви лепечет ей падалица спохмела, забродившей фруктовой нежностью, раем заёмным смердит – приложись-ка ушком в поребрик, прислушайся, удивит: «мол-де соль трав земных неразменна, блаженна, она – подзол, галунами луны расшит путеводных небес камзол..»
Звон-трава земная прикажет пьяно: «восстань да иди!» – встрепенётся червивое сердце в немой худосочной груди. И прозреет подвига трепет падалица тот час, задохнётся пряно: «эй! иду на вы!», протрубит да пойдёт на вас.
Ей ночная птица сторожко курлыкнет – «никшни, лежи! – глянь, от нимба фонарного молоху равновелики бредут бомжи». И ведёт их не долг, не морок, не стон, не предвечный страх – соколиный-змеиный голод белокаменного нутра.
Как Луна из-под облаков в травы земные отвесно себя прольёт, так рука человечья плод с тёплой землицы возьмёт. В нимбе света фонарном присядет мужик на лавку, разинет рот, и заплачет один на весь город стоглавый за тысячеликий народ. Эти слёзы горючие пыль разрисуют в узор парчи – исступленьем дорог наших дороги, лунным песком горячи.
Опрокинется город червивым яблоком, выхлопом, ржавым узлом, и забудется бомж на скамейке убогим пораненный сном, меж мозолей баюкая падалицу, как дочь, и блаженную весть повторяя изглоданным сердцем – «Долги нам остави! и хлеба насущного выпеки днесь!»
ЕЩЁ ТОГДА
Из цикла «Современность»
это было в 93-м в мою первую зиму в субтропиках в первую уханьскую зиму
я шла на почту светило низкое солнце листья платанов скребли асфальт со звуком консервной жестянки ветер, такой лёгкий, не мог поднять их в воздух и только тащил по дорожке туда и сюда мимо ограды детского сада я заглянула за невысокий забор воспитанники-трёхлетки стояли паровозиком – один за другим и учились завязывать друг другу матерчатые халатики с рукавами на резинках и завязками на спине такие надевают детишкам поверх шерстяных свитерков и ватной курточки чтобы не запачкаться во время прогулки
они делали это в первый раз и воспитатель терпеливо объясняла – не надо отвлекаться на то, что у тебя за спиной, надо помогать тому, кто стоит впереди не у всех получалось некоторые ленились некоторые вертели головами и капризничали некоторым было скучно некоторые ёрзали и проказничали воспитатель объясняла раз за разом пока все не справились и не разбежались играть шумно и весело
в ту зиму я часто ходила этой дорогой в такое же время дня и каждый раз останавливалась посмотреть как дети помогают друг другу завязывать халатики с каждым днём они делали это всё лучше всё больше доверяли друг другу всё быстрее выстраивались паровозиком всё меньше капризничали и ленились эти маленькие дети в разноцветных одёжках из плотного хлопка…
прошло много лет я давно живу в другом городе хожу другими дорогами да и носят ли сейчас такие халатики в больших городах Китая? но этой зимой каждый раз, когда я смотрю новости и вижу врачей и медсестёр паровозиком завязывающих спецодежду друг на друге я вспоминаю тот детский сад и трёхлеток, которые учились помогать тому, кто стоит впереди и доверять тому, кто помогает тебе за твоей спиной
им тогда было три сейчас тридцать и они обрели это умение
ещё тогда.
К списку номеров журнала «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКАШТАНОВЫЙ ДОМСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |