Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Юрий ЗавадскийОб авторе: Украинский поэт, издатель, культуртрегер. Глава издательства "Крок". Кандидат... |
Роберт ВиноненОб авторе: Член Союза писателей России, действительный член Финно-угорской Академии наук... |
Мария РозенблитОб авторе: Родилась и выросла на Украине под Киевом. С 1968 года живет в Таллинне.Член... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Игорь ЧинновПервый поэт русской иммиграцииПЕРВЫЙ ПОЭТ РУССКОЙ ИММИГРАЦИИ
Имя Игоря Чиннова малоизвестно (или попросту неизвестно) большинству читающих по-русски. А ведь это замечательный поэт – и уникальный случай в национальной словесности. Через первую, послереволюционную волну эмиграции и знаменитую «парижскую ноту» 1930-40 годов он является связующим звеном между Серебряным веком и современностью. После смерти Георгия Иванова Чиннов был признан первым поэтом русской иммиграции, а его творчество предвосхитило появление cовременных «метареалистов» и поэтов необарокко 1980-90-х годов. Самое удивительное – в России он почти не жил, а Москву и Петербург впервые увидел, когда ему было уже за восемьдесят. Все связи Чиннова с Россией находятся исключительно в духовной сфере, но, тем не менее, он всегда оставался русским поэтом. Второго такого явления в нашей поэзии не было. Творчество поэтов "первой волны" в основном закончилось вскоре после Второй мировой войны, а поэты "второй волны" эмиграции были уже носителями советской культуры и в эстетическом смысле творчество таких поэтов, как Иван Елагин, Перелешин или Моршен мало чем отличается от магистральных направлений в советской поэзии. Творчество же Игоря Чиннова как бы продолжает традицию Серебряного века до наших дней (Игорь Чиннов скончался в 1996 году и до самой смерти продолжал писать стихи). По складу своего дарования Чиннов – поэт классической русской традиции, поэтому особенно интересно проследить, как трансформировались принципы классической поэтики в современных условиях. Чиннов был человеком европейски образованным (знал четыре языка), а значит прекрасно представлял себе то, что творилось в западноевропейской поэзии. Поэтому его эксперименты с теми или иными формальными и техническими приемами или же игнорирование тех или иных “находок” современности – вполне осознанны, и продиктованы тонким чутьем и отменным вкусом – качествами столь же ныне редкими, сколь и определяющими в случае с Чинновым. Литературный круг русской эмиграции (особенно первой волны) был очень узок, и мнения "критиков и современников" (особенно если учесть, что среди них были и Адамович, и Вейдле, и Георгий Иванов) естественно накладывали свой отпечаток на творчество Чиннова, впрочем, весьма, на наш взгляд, положительный. Многочисленные эксперименты поэта были направлены на то, чтобы выработать новый язык (в самом широком смысле) для современной лирики. Такая задача подразумевала известное новаторство практически на всех структурных уровнях – от лексического до стилистического и интонационно-содержательного. Очень существенным в случае Чиннова является не только русская лирика двадцатого века, но и общий контекст западноевропейской поэзии, особенно немецкой, английской и французской.
Вот его краткая биография. Родился в семье адвоката. В 1914-1922 семья Чинновых жила в России, затем уехала в Латвию. Окончил юридический факультет Рижского университета (1939), работал юридическим консультантом. Опубликовал первые стихи в журнале «Числа» (1933). Был депортирован из Латвии в Германию на принудительные работы, после освобождения был зачислен в американскую армию, служил во Франции. Демобилизовавшись в 1946 году, поселился во Франции. В 1950 году в Париже вышла его первая книга стихов. Затем переехал в Мюнхен, где работал в русской редакции радиостанции «Освобождение» (позднее «Свобода»). С 1962 года – в США, профессор русского языка и литературы в различных университетах. С 1991 стал печататься в СССР, а затем в России. В 1992 и 1993 годах приезжал в Россию. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его архив хранится в Институте мировой литературы РАН.
Любопытный факт. Сорок лет назад в Мэрилендском университете прошли два вечера, посвященные русской поэзии. Газета «Новое русское слово» писала, что их «правильнее назвать творческими вечерами двух выдающихся поэтов русского зарубежья – Иосифа Бродского и Игоря Чиннова». Оба поэта, как бы соревнуясь, по очереди читали свои стихи. И еще одно совпадение: оба скончались в один год, 1996-й, с разницей в четыре месяца (Бродский 28 января, Чиннов – 21 мая).
Мы публикуем большую подборку стихов Игоря Чиннова. Надеемся, наши читатели по достоинству оценят его поэзию.
*** Неужели не стоило
Где в синеющем инее
Где дорожка прибрежная,
И полоска попутная –
* * * Так посмотришь небрежно,
Незаметно задремлешь,
Это радостный признак,
* * * Петух возвещает, чуть свет,
Куку или кукареку –
Ты знаешь, есть птица одна,
* * * Яснее с каждым годом: да, провал
Так в незнакомом тесном ресторане
* * * В Булонский лес заходишь в декабре:
И видишь, в довершение картины,
И чувствуешь, острее с году на год,
И рот кривишь. От этого всего –
* * * Шагаешь по мокнущей груде И знаешь, что помнить не надо:
* * * Вот, живешь: суета, нищета
А умрешь – темнота, немота
* * * Немного рыбы и немного соли
Над луком, над стручком засохшим перца,
От жара, холода и равнодушья:
А дальше что? Что Бог – благой и кроткий,
* * * Мальчик бился над задачей,
ЧИТАЯ ПУШКИНА
Порой, читая вслух парижским крышам
Живой, знакомый нам, при свечке сальной
И кажется – из царскосельской урны
И полной грудью мы грустим – но счастьем,
* * * Опять подымается ветер,
(Листок за листком пролетает.)
Опять мы заводим пружину
* * * Наклонись над рекой, погляди:
Только – сердце боится слегка:
* * * В стакане стынет золотистый чай,
Желтеет чай, как Желтая Река,
Кружок лимона солнцем золотым
Легчайший пар напоминает ей
И ложечка серебряным лучом
Где плавает чаинка, где Китай,
* * * Я слышал где-то анекдот:
Ну вот и всё. Ведь если вдруг
* * * Быть может, в мире всё иначе,
Но вот, сейчас, я прижимаю
* * * Нам кажется, всё ясно, очень просто:
Не позвоночник, а тростник прибрежный
Не сердце бьется, а морские волны,
А может быть, он спит в своей постели,
* * * Солнечная зыбь на реке,
Рыба сторожит червяка,
Может быть, когда я умру,
* * * Бывает, поддашься болезни,
Как будто бы голос далёкий
И скорбью, и болью о мире
О чём ты? – Лицо исказилось,
* * * Этот мир, тускловатый и тленный,
Но неважно. Важней, что порою
* * * Гекатомбы, катакомбы,
Взять плутония, урана
Может, Бог тебе поможет.
Кто америкен, кто рашен,
Я живу – смешное дело! –
* * * Благоразумие – безумие,
Лисица превратится в ласточку,
Ворона полетит в прикрытие –
Дома почти не окровавлены,
Адью! Примите уверения!
* * * Уйти? Остаться? Сердце мается.
А выбирать — не знаю, стоит ли.
Две одинаковых (Нелепица!
Какой охапке предпочтение
* * * Болею манией величия!
Сосед любезный homo sapiens,
Вот поймана большая партия.
Другой милей стихи об аисте,
И носороги с осьминогами
* * * Не феями и не каменами,
Долой, наследственная химия,
Неясно, говоря по сути, нам,
Хай, Микки-Маус! Лапку миккину
Из картотеки смотрит рожица,
* * * Слышно, как Лермонтов песню заводит на Тереке. Видно, как нищий замерз на холодном пристанище.
Видно, как вишни цветут, умирают в Японии. Видно, как бронзовый Царь поскакал за Евгением.
Слышно, как Данте бормочет стихи о чистилище. Видно – казнимый глядит на летучее облако.
Слышно – шумит Карфаген, победителя чествуя. Впрочем, не стоит так долго о смерти, о гибели?
*** Окружена публичными домами И прислонились к стенке писсуара И отражается в воде канала И тридцать три малайца-сутенера И девочка, купившая наркотик, По-разному живут на свете люди. Свобода выбора… Свобода воли…
*** Куда-то плыть осенними туманами
Они покачивают длинными антеннами,
И, поборов естественную ксенофобию,
И уверяют голосами очень тонкими:
Мы не Аттилы, не Калигулы, не Дракулы;
*** Мы положим на чашу весов Мы положим с тобой на весы Мы положим с тобой на весы Лепесток в озаренном пруду,
* * * Спор сумасшедших с полоумными, Займемся летними полуднями, Пусть шизофреник параноику Пройдем по солнечному дворику, Пускай вороны с мериносами Гляди на нежные соцветия,
* * * В ночном Нью-Йорке снег. Уснул, затих Нью-Йорк.
Но торг не кончен. Бродят у витрин
Два фонаря рассеивают мрак,
Смутна луна, туманен ореол.
О небоскребы, темный вертоград!
* * * Когда Адам брюхатил Еву, И вот – с полвека, на работу!
Да, Богу будто бы угодно
Бог – всеблагой и всемогущий,
Мне говорят, что я агностик
Ах, к черту черта! Я три года
* * * Святой блаженствует в экстазе и
Пребольно выпорют бездельников,
В аду, гостеприимной пристани,
Что ж, посидим над мелкой речкою,
* * * Мы давно отдыхаем Нет, какое там горе? Ни тоски, ни обиды. Нет, какие могилы? Что ж, ничуть не обидно: ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКАШТАНОВЫЙ ДОМСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |