А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Дверка
Окончила журфак МГУ, в 1991–1996 году была соредактором газеты «Шарманщик» при Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой. С 1999 года живёт в Израиле, редактор новостного сайта. Подборки стихов выходили в журналах «Арион», «7 искусств», «Иерусалимский журнал», альманахе издательства «Скифия» (Санкт-Петербург). Лауреат и дипломант Волошинского конкурса (2017 и 2019), финалист конкурса «Заблудившийся трамвай» (2019).
Лена Берсон в своих стихах – живой рассказчик. У неё выразительны образность и метафорика, точность слова. Кажется, что это сюжетные стихи, а на самом деле повествование, неожиданно меняющее своё содержание, – экспрессия лирического потока, увлекающего за собой читателя.
Д. Ч.
ПАМЯТИ ЛАРИСЫ ЯКОВЛЕВНЫ МЕЕРСОН Юность такая дверка, вывернутая створка. Юность такая шкурка, тошно носить, а носишь. Жадной личинкой шубы мёрзлые лижешь корки. Ездишь играть в театр ради такой одной там. Куришь гнилую «Яву», чтобы не быть ребёнком. Слепнешь в очках с мороза, здравствуйте, это Лена. Видишь, она взлетает в жаркой своей дублёнке И на лету сжигает снежные эполеты? Как пожимает руки, как выпивает залпом, Как, подбирая слово, медлит с горящей спичкой, Как, отклоняясь вправо, дерзко проходит залом, И, выходя на сцену, щурится с непривычки. Пряча своё дыханье за частокол парабол, Ты ничего не смыслишь в горечи очаговой, Если пытают жизнью в доме Бернарды Альбы, Чтоб ликовала в смерти девочка Антигона. Юность такая пьеска, вся из постылой правды. Вся из постыдной боли, чтобы играть навылет. Помнишь герань в окошке дома, куда не брали, Или подъезд, откуда больше никто не выйдет? Как привязаться к жизни, вымытой детским мылом, Убранной, как на праздник, вытоптанной хрущевке? Юность такая штука, чтоб ты ни говорила, Что нестерпимо долго старые сводит счёты. ТЕРЕЗА Подруги сказали: «Святой не бывает румяным, К тому же святые, какие бывали, все вышли. Давай-ка, Тереза, ты вытряхни всё из карманов А мы поглядим, не взлетишь ли?» Ну ладно, ракушки… И камень, совсем не «булыжник», Как вы говорили, а найденный летом в Довиле, Он всё ещё тёплый, солёный, когда его лижешь, Зелёный, как пьяный компот в запылённой бутыли. А это – ключи от ворот, от амбара, сарая, Совсем не от рая, но это, увы, означает, Что если я вечером всё это позапираю, То утром кому-то придётся возиться с ключами. – А что за пакетик? – Не трогай! Стащила на кухне. – Фу, в пятнах! – Котлеты собакам за дальней рекою. – Святая стащила! – Да ладно, они бы протухли, А так накормлю этих дурочек и успокою. Их небо – за дальней рекой – голубее, чем наше. Не смейтесь, не смейтесь! Я только вчера проверяла. И суд, самый страшный, собакам ни капли не страшен, Не больше, чем выглянуть ночью из-под одеяла. Когда я не сплю от обиды, дождя и простуды, Я вижу, что будет, когда мне исполнится тридцать. Я стану святой, это значит, я больше не буду? Но я не умею не быть и боюсь научиться. * * * Воздух серебром столовым Болен около реки, Там, где слова-промыслова Проплывают косяки. А над ним, как сахар жжёный, Туча гаснет возле глаз. Видно невооружённым, Безоружным вроде нас. А ещё видны мы сами, Что построились гуськом. Надо только над глазами Руку сделать козырьком. Мы скользим без канифоли, Не поглядывая в зал, Как ансамбль «Берёзка», что ли, В чёрно-белом проплывал. То берёзка, то рябина, То в снегу, а то в грязи. Довези до магазина, До вокзала довези. Что такого в нашей эре Долгих зим, коротких лет? Жизни веришь и не веришь. Смерти веришь? Смерти нет. * * * Бывает, забуду твой голос над миской лука, А луковый сок из надреза стекает к ране, И слёзы, вспухая на зенках двойною лупой, Мой кухонный мир отражают в фасетках карих. Я трогаю разные вещи, тираню веки, Но вижу обманчивым зреньем тряпьё и кафель, Пробитые паром на стёклах сырые ветки Стекают на раму осиновой дрожью капель. Кастрюли, я их не любила, увы, взаимно, Чьи тусклые донца похожи на днища лодок. Мой мир ограничен, нельзя заглянуть за снимок, И как человек органичен, и так неловок. И вот у него под руками гора посуды, И вот у него за спиною висят обои. Бывает, забуду твой голос, ну, как забуду, Как, может быть, можно от боли забыть о боли, Как может слова Иисуса забыть Иуда, Как могут деревья и камни забыть обоих. * * * Царь с кошачьим лицом Едет в гости к царю с овечьим. Посылают гонцов – Разгоните с крыльца увечных, Всех, кто болен и слаб, У кого хромота и язвы, Хорошо бы без баб, Только яйца крутить горазды. Разойдись, говорят, Не рассеетесь – будет хуже. И у каждого взгляд, Как разбитый кулак натружен. Царь зверей и червяк В равной мере боятся боли. Мы рассеялись так, Что уже не собрать нас боле. От радушия нар Между битых сибирских сосен Едет-едет монарх, А над ним полыхает осень. Над его головой – Полусфера заката в силах, Над кровавой канвой, Изогнувшись, форель застыла. День сквозит коньяком, Обжигая, стремится в глотки. И почти что ни в ком Наших черт не найти неловких. * * * Мой пёс умирал как Чехов. Он мог бы сказать Ich sterbe. Когда появился доктор, он сам ломанулся в дверь бы. Он сам повернулся на бок, пока говорили – надо бы… Ему ничего не надо от Ольги-то Леонардовны. Она колготилась подле, со щёк вытирая влагу. Она собирала вещи, как будто он едет в лагерь. Казалось, она сильнее, чем он, изменилась внешне. Она составляла планы, с поправкой на смерть, конечно. Здесь небо сытней и слаще разбавленного кумыса. Ещё не умолкли мысли, а сердце уже умыто. Он выпил воды из рюмки, а доктор – вина из чашки. Поскольку пришёл впервые, смеялся и ждал отмашки. Живому с живыми легче. Ничто ничего не лечит. В открытые настежь двери воздушная входит ось Как поезд, сминая ближних И дальних, внезапно лишних. Но если у нас погасло, то где-то уже зажглось. * * * Познакомься, вот – камень, а вот – абрикос, Это – вишня, дошла еле-еле. Мы так долго живём, но спроси – а при ком? При царице Елене. Вот она поднимается в гору пешком, Не жалея коленей. В чём она понимала всегда от и до, Кроме упряжи конной? Отдавала трибуну супружеский долг И стеснялась знакомых. Здесь напрасно рисуют её молодой На протравленных светом иконах. Сколько лет ей? Неважно, а всё же не сто, Чтобы близким казаться прозрачной. Она крутится флюгером, чуя восток, И, гонима удачей, Замирает на склоне, глотая восторг Вместе с ветром наждачным. Столько зим провести за чеканкой монет, Обездвиженный аверс стирая! Август нежен с августой, но сходит на нет. Сын твердит – «Ты стара!» – ей. Это лето, коньячный его полуцвет, И волна урожая вторая. Её память обидами иссечена, Но, по-прежнему, непогрешима. «Отступись», – говорят, а за ними видна Только смерть на окраине Рима. Вот она и уходит упрямо одна От родных и любимых. Тень ложится на тени, ломая витраж На песке разогретом. Виноград вдоль оград – крепкий, терпкий, не наш. Вроде мелкой монеты. Солнце падает в море как полый кругляш, Распираемый светом. * * * На Малой Дорогомиловской Расстрелян садик сиреневый. На Соколе – окна ватные И тумбочка прикроватная. Зайдёшь – как на поле минное, Обратно идёшь – скорее бы. По дурости, по привычке ли Оступишься, признаваться Как время в глазах двоится? Здесь Надя была сестричкой В четвёртой реанимации. А Таня была певицей. Что слева направо брошено, То справа налево найдено. Как будто свиданье тайное, Увидишь случайно – Таня ли? Цветы на пальто поношенном, Случайно заметишь – Надино? Обласканный дом на Войковской. Здесь нет никого сто лет уже. Но Таня – она невидима. И Надя – она невидима. Небесного войска свойского Сложения не геройского, Без всякой посмертной ретуши. Как более или менее Мы медлить в сомненьях учимся, Где Таня – неуязвимая, И Надя – неуязвимая, Где сёстры сердцебиения Свои защищают улицы. * * * Горел сентябрьский цинк, и стыла охра, Стекал закат по кончику ножа. Я встала на карниз и мыла окна На высоте седьмого этажа. Цвело ведро густою мыльной пеной, И, тряпку отыскав на дне его, Я думала, что жизнь моя бесценна – В том смысле, что не стоит ничего. Застыв в опасных шлёпанцах над бездной, Стекло газетным шоркая комком, Я всех жалела маленьких и бедных, Мелькающих в машинках и пешком. Был уксус, ложек пять, с водой размешан, Для кухни, криво врезанной в торец. Я думала, что буду меньше, меньше, И в старости исчезну, наконец. Мир помутнеет как стекло в крахмале, Душа, помедлив, прах переживёт. А снизу мне покупками махали, Крича, что поднимаются вот-вот.
К списку номеров журнала «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» | К содержанию номера

|