Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
Центр |
Екатерина ГолубковаОб авторе: Поэтесса, член НСПУ. Живет в Николаеве. Автор сборников лирики "Акварели"... >>> |
Семён АбрамовичОб авторе: Поет, доктор філологічних наук, професор, визначний фахівець у... >>> |
Надежда БуроваОб авторе: Родилась в г. Киеве (1994). С 2013-го – участница творческой мастерской ... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Владимир ЧирковГеннадий Райшев. Автохтонное происхождение художника как источник универсальности его искусства. Искусствоведческие письмаГеннадий Степанович Райшев родился в 1934 году в деревне Сивохребт Самаровского района Остяко-Вогульского автономного округа (теперь — Ханты-Мансийский АО в Тюменской области). В профессию художника Райшев шел долго: сначала — филфак Ленинградского пединститута, затем параллельно — занятия в изостудиях и натурных классах Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, изучение классического европейского и отечественного искусства в Эрмитаже и Русском музее… В 1962 году Геннадий Степанович оказался в Карпинске (Свердловская область), где работал художником-оформителем в местном кинотеатре и впервые принял участие в художественной выставке. И лишь в 1998 году по приглашению тогдашнего губернатора ХМАО Александра Филиппенко Райшев переезжает в Ханты-Мансийск, где постановлением окружного правительства учреждается Галерея-мастерская художника Г. С. Райшева, которая с 2011 года размещается в специально выстроенном по проекту московского архитектора и художника-монументалиста Сергея Горяева здании. Эта биографическая справка, конечно, далека от полноты, и самое главное — она не затрагивает сути очень непростого для понимания творчества Райшева, являющегося крупнейшим мастером современного отечественного искусства. И сегодня я попытаюсь до этой сути добраться…
Письмо первое. Откуда интерес?
Творчество Г. С. Райшева в контексте современного отечественного искусства стоит особняком, можно даже сказать, что у него нет аналогий. Почти нет... «Что значит — “почти”?» — спросит пытливый читатель или зритель. Что ж, с удовольствием отвечаю… В Сибири в начале и середине ХХ века бытовало уникальное художественное явление, которое называли по-разному: «сибирский стиль», «северный изобразительный стиль»; на его возникновение повлияли археологические открытия великих древних культур этносов Сибири, что вызвало не только интерес ученых, но и привлекло внимание пытливых художников — таких, например, как омич Николай Третьяков, впитавший с детства интерес к алтайским древностям и мифам, или красноярец Владимир Капелько, годами не слезавший с Шалаболинской писаницы на правом берегу реки Тубы, впадающей в Енисей. Затем, уже в последней трети века, этот стиль ярко проявился в творчестве художников, составивших крепкий костяк «сибирской неоархаики»: в Красноярске — Николай Рыбаков, в Новокузнецке — Александр Бобкин, в Нижнем Тагиле — Владимир Наседкин, в Томске — Сергей Лазарев, в Барнауле — Лариса Пастушкова, в Горно-Алтайске — Сергей Дыков, в Омске — Владимир Бугаев, Евгений Дорохов… Я сознательно привожу весь географический разброс имен, чтобы показать «сибирскую неоархаику» как направление экстерриториального характера, захватившее всю Сибирь. А первые шаги по этому пути ученые и художники, составлявшие костяк сибирских отделений Русского географического общества и движения «областничества», сделали еще во второй половине XIX века — и с той поры не прекращался интерес к «питающему ландшафту» (Л. Н. Гумилев) местных (автохтонных) народов, их культуры и их архетипов. На этой питательной почве и взросло уникальное творчество Г. С. Райшева.
Письмо второе. О ранних работах и линогравюрах Геннадия РайшеваВ свое время серия работ под названием «Мужички салымские» (1972) произвела очень сильное впечатление — как негативное (примитив, самодеятельность!), так и позитивное (авангард!), но сейчас кажется, что оба мнения страдают излишней субъективностью, так характерной для эмоциональной художественной публики. В этой ситуации прислушаемся к словам самого автора: «Меня иногда называют авангардистом, примитивистом или пытаются поместить еще в какой-нибудь из “блоков”. Но я отвечу: личность вмещает все… У меня нет разделения на реальное, абстрактное, ибо я вижу: это все есть в различных градациях жизни». Так, салымские мужички у Райшева — эдакие игрушечные человечки, сросшиеся с природой, а точнее — выросшие из нее. Их пластика строится на ритме преобладающих вертикальных и подчиненных горизонтальных линий, нарезанных по линолеуму. Заданная диспропорция сидящих в лодочках-долбленках человечков и вёсел в их руках, подчиняясь единому и непрерывному ритму линий, рождает ощущение народной жизни, влитой в природу. Тонкий знаток творчества Г. С. Райшева московский искусствовед Ю. Я. Герчук отмечал: «Это трудный мастер, потому что зрелища, которые он предлагает, непривычны. Они не прочитываются сами собой и не расшифровываются по каким-либо уже знакомым формулам». Максимально упрощая форму, часто доводя ее до знака, предлагая новое понимание пространства картины, Райшев был упрям в поисках именно своих формул; интуитивно прозрев изобразительную пластику, которая напрямую связана с народной жизнью и мифологией, художник шел к своей цели: создать искусство, запитанное от корневой системы народной культуры. Так впоследствии появятся циклы «Югорская легенда» (1980-е годы) и «Древняя Югра» (1990-е годы)...
Письмо третье. О художественном пространствеХудожник Райшев сопровождает свое творчество щедрыми комментариями, помогающими расшифровать его: «Правда состоит в том, чтобы изображать так, как в природе естественной и в природе моей головы, в природе моего восприятия, моего я… Каждый раз, изображая новое пространство, я разделяю по времени прохождения: одно пространство, второе, третье, четвертое — все в одной картине. Художник движется и в пространстве, и во времени». Слыша эти слова, я вспоминаю свои юношеские впечатления от романа «Подлеморье» бурятского писателя Михаила Жигжитова, который строит повествование по очень похожей схеме: одно, второе, третье пространство — так понимают реальный мир природные (автохтонные) народы. Самое интересное в подобном творчестве то, что при отсутствии бытовизма и натурализма в каждой работе есть черты и индивидуальности, и типичности: народные образы или образы, уходящие корнями в мифологию и философию этноса. Образы «глухарей», «острохвостов», «тетеревов», «ягод-морошек», «уточек», «травяных, болотных мужиков и баб» — это некий наднатурный пласт художественного воображения художника, через который реализуется видение одушевленного по этномифологическому представлению мира, унаследованного от народа. Сам Райшев по этому поводу высказывается так: «Я не считаю себя художником в традиционном понимании этого слова… В первую очередь, я — человек… Родившийся в природе… На большом пространстве воды (курсив мой — В. Ч.)… И оно меня захватывает, делает интересным. Эти солнечные блики входят в мое зрение, в мое подсознание. Я этим доволен… Мне это интересно. Думаю, это и есть портрет — мой и природы…».
Письмо четвертое.
|
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |