Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
![]() Владимир Васильевич МонаховОб авторе: Родился 1 мая 1955 года в городе Изюме... |
![]() Анна Анатольевна ГолубковаОб авторе: родилась 24 марта 1973 года в Калинине... |
![]() Наталия Борисовна ЧерныхОб авторе: Родилась в закрытом городе Челябинск-65 (ныне... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Виктор ФетРейнголдские сны. Драматические наброскиДействующие лица:
Слава В е р н е р, поэт, славист Матвей Б а р е н ц е в, физик М а ш а, биолог К о л я, биолог
Действие происходит в Рейнголд-колледже (штат Орегорния, США).
Пролог
В е р н е р
Наш гордый разум нас возвысил над кромкою вселенской тьмы, и роскошь ньютоновых чисел могли себе позволить мы, но только лет на двести-триста. Теперь же – хаоса поток объемлет мир, сбивает с ног и мистика, и атеиста. Ладью несет через пороги, визжат в машине тормоза, а с неба заспанные боги таращат круглые глаза на то, как новая гроза размыла римские дороги; на то, как вдруг и слов, и дел мы обнаружили предел. Сцена 1
Б а р е н ц е в.
День кончился, и темнота ползет с Каскадного хребта. Здесь, с монитором тет-а-тет, под кирпичами колоннад провел я семь безумных лет. Да, Рейнголд-колледж был мне рад – я знания принес, талант и крупный федеральный грант. И вот толчем мы черта в ступе. Ну, здесь, конечно, в нашей группе бывали споры: стоит ли вести эксперименты, в ходе которых можно причинить ущерб среде, или природе, или вращению Земли, и времени тугую нить ослабить...Что и говорить, необходима осторожность среди молекул и полей, но нам впервые дал возможность над новым веком Водолей… Гляжу ль в мои скупые книги, считаю ль световые лиги под звук рейнголдского дождя – до половины жизнь пройдя, как говорил товарищ Данте… Я все о нем, об этом гранте. В неповторимом варианте здесь протекли мои семь лет. Чему я отдал эти годы, свои закаты и восходы? Что вырвал из зубов природы? Какой сигнал? какой секрет?
Вот нашей физики итог, науки новой, дерзновенной: конца и края у Вселенной нет. Но имеется Порог. Шлагбаум на моем пути – ни перелезть, ни обойти, ни понизу не проползти. Семь лет, как семь коней, загнал я на краю материка. Но цель все так же далека.
В е р н е р. (входит)
Матвей, как жизнь?
Б а р е н ц е в.
Течет.
В е р н е р.
Грустишь? Что, снова «нет сигнала»?
Б а р е н ц е в.
Не в этом дело. Есть сигнал, и собранного матерьяла вполне хватает на отчет и для возобновленья гранта.
В е р н е р.
Так в чем же дело?
Б а р е н ц е в.
В пустяке, в природе атома и кванта. Здесь, на границе с Орегоном, обзавелись мы полигоном, над озером, на леднике. Мы ожидали дня и часа, когда критическая масса, вздохнув, потащит за собой аламогордовский пробой, и будет квантовою пеной до основанья сметена освобожденною Вселенной миров берлинская стена!
В е р н е р.
Звучит серьезно.
Б а р е н ц е в. Тему эту могу отдать тебе, поэту: мы, физики, зашли в тупик. Душе ни отдыха, ни сна нет. Вот-вот оно, казалось, грянет, и отразится Божий лик, и суть молекул и полей нам станет ближе и милей.
Что ж, будем ставить новый опыт. Я к этому уже привык. Частиц и волн мы слышим ропот, но их естественный язык еще не до конца нам ясен.
Моя теория проста: есть у вещей свои места – они привязаны к местам, как корни к стеблям и листам. Так задан ток секунд и дней, и нам его не разорвать – но если на единый миг движенье сока от корней к листам оборотиться вспять – произойдет мгновенный сдвиг.
В е р н е р.
И мы увидим это?
Б а р е н ц е в. Ну– возможно, да. Я тут одну припас гипотезу об этом. Но есть всегда конфликт со светом – как оседлать его волну, чтобы она не оскудела. Ну, в общем, вот такое дело.
Сцена 2 (В клубе, после вечера русской поэзии)
М а ш а. Скажите, как Вы пишете стихи?
В е р н е р. Во мрак душевной лени машинальный случайный блик, или спектральный забредший луч падет уныло; тогда душа звучит, как море, перебирая гальку слов. Кристаллизующая сила растет – дает толчок – и вскоре ловлю как бы остатки снов.
Нам так естественно, так чудно, необычайно и нетрудно писать на этом языке и строить замки на песке; четырехстопною строкою стремиться к воле и покою; существования труды листать; земли, огня, воды и воздуха настроив струны, пересекать пространства дюны, и где-нибудь в местечке дачном мечтать о языке прозрачном.
М а ш а
Но все же, Слава, не смешно ли в такой затерянной глуши чинить свои карандаши, да обсуждать свободу воли?
В е р н е р
Нам участь новая дана: большая, сонная страна.
(берет карту Орегорнии)
Географические карты, иконы юности моей! Мыс Араго и Гумбольдт-Бэй, бензоколонки и К-Марты, мосты, озера, водопады; хребтов унылые громады стоят заснежены и дики – девятитысячные пики вершин Мак-Лафлин, Тильзен, Скотт. Здесь время медленно течет.
Я возвращаю, что когда-то, в иной глуши, в иной стране мне спел лонгфеллов Гайавата на чуткой бунинской струне. Их образы во мне отлиты: я их увидел и узнал. А в небе ловят сателлиты наш человеческий сигнал, что каждый день выходит в свет. Чем он вернется к нам? Зарядом тоталитарных ли ракет? Грядущим ядерным ли адом? Исламской ли призывной битвой иль муэдзиновой молитвой? Того не ведает поэт.
М а ш а
Взгляни на карту этих дней: все расплывается на ней. Какие помыслы и темы, симфонии и теоремы, не зародясь, сгорят дотла в жару плавильного котла? Кому нужна слепая лава, боль тектонических смещений, да генетических смешений народов потная орава, зачем не ставим ей заслон? Зачем нам этот Вавилон?
Сквозь ила слой в долине Нила, сквозь лёсса плащ на холмах Ура, своя накапливалась сила цвела и полнилась культура, в столетий медленом полёте, в различных уголках земли; и дети радостно росли, культуру чтя благоговейно, да воздухом дышали чистым, а нынче Будда или Гёте, на почве Ганга или Рейна взойдя, умрёт в чужом краю невоплощенным программистом. Я этого не признаю.
Сцена 3 (В зоологическом музее)
К о л я Я – энтомолог. Я с детства в Ялтах и Анапах ловил цикад или сверчков, а после в городе родном вдыхал шкафов музейных запах и пыль библиотечных полок, да в микроскоп из-под очков глядел часами день за днем, щетинки мелкие считая – активность вроде бы пустая.
Была привычна и проста нам жизнь на ходу грузовика, среди степи, у костерка. Tам, на границе с Казахстаном, у занесенных солью рек – там, под гитару летних практик, под звездным небом всех галактик, кончался наш двадцатый век.
Я там облазил каждый куст, копаясь в глине и песке, ища объект свой шестиногий. Науку мудрых экологий В Новосибирском Городке читал Стебаев-златоуст, старик восторженный, но строгий.
О, как он нам преподавал и солнца жар, и моря вал, и вдохновенные приливы, и почвы страстную среду, и жизни в сбивчивом бреду формотворящие мотивы – радар кита и взгляд орла, да цепня цепкие сегменты, да шар земной, где континенты на слое магмы, как стекла расплавившегося, плывут… Так больше не преподают.
Сцена 4
В е р н е р
Все спит или зевает зал: страшна их детская беспечность, как будто Блок не описал бездонного провала в вечность; как будто жизнь – всего лишь сон волшебной летнею порою для Оберонов и Титаний; как будто не был сокрушен «Титаник» ледяной горою; как будто впрямь не отделен лишь тонкою земной корою от наших мифов и мечтаний ад переплавленных времен.
Нам неизвестно, что за коды лежат в загашнике природы не для гормонов и белков, а для неведомого ныне песка в космической пустыне и звуков звездных языков. Быть может, в них воплощены России ледяные сны, где дилижансом Хлестакова ушла надежда сатаны на быстрый проигрыш Иова.
Сцена 5 Б а р е н ц е в.
Вот, наконец, и рассвело – вот ветер крутит листьев стаю. Я знаю, что произошло вчерашним вечером. Я знаю, что шанс – один на десять в сотой, и этот шанс уже не мой, ну что ж, Матвей: живи, работай, исследуй мир глухонемой.
В е р н е р
Еще нам вовсе не ясна таинственная сила слова (смотри о ней у Гумилева). От слов неряшливых и скудных язык свалялся и устал. Так постепенно в жилах рудных исчерпывается металл. Наследием эпохи злой слова бледнели, умирали, как в пересохшей литорали гниющих водорослей слой.
Б а р е н ц е в
Когда-нибудь, назло прогрессу, ты сочинишь большую пьесу, или роман, или рассказ, и всё поведаешь про нас, про наши думы и сонеты, про то, как пробирались мы среди немыслимой зимы по рукавам и плёсам Леты к её истоку, к родникам, к сухим, замерзшим тростникам; про то, как импульс наших встреч могли мы вспомнить и сберечь.
В е р н е р
И ДНК, и наша речь – они всего лишь частный случай той силы ясной и могучей, которая за годом год с небесных ледников течёт.
Структура генов или речи нам говорит, что мы предтечи тех невообразимых лет, когда и атомы, и гены уже давно сойдут со сцены.
Мне видится издалека не древний берег мифов – нет; мой образ – Памяти река, а не забвения. Не где-то в подземном мире, а сейчас, всегда и вечно, через нас течет невидимая Лета.
Без выбора и без суда через материю и время проходит вечная Вода, взаимодействуя со всеми частицами, но никогда не изменяя их дороги; она повсюду и везде. В потоке том – в его Воде – запечатлелись все итоги: материальный мир веков, все наши мысли без остатка и строки всех черновиков, всех войн безумие и стон, и все поступки всех времен не обошлись без отпечатка: они оставили следы в потоке истинной Воды.
Б а р е н ц е в
Да, нас учили по-другому – что Стикса чёрная волна бьёт в борт Харонова челна, и заперта дорога к дому. Но если создан мир не так, чтоб всё беспамятство пожрало и заволок забвенья мрак – то мы способны от сигнала отфильтровать случайный шум, увидеть роспись прошлых дум в волнах всемирного Потока, куда не проникает око, куда не долетает свет, но от всего оставлен след.
Открыл ли я единый код для всех вещей в природе – или на грани выдумки и были мной водит некий кукловод? И не приглашены на пир мы, а лишь скользим по краю ширмы, не понимая, что за ней? Но – будем жить; и все, что вечно, любить бесстрашно и беспечно, пока еще хватает дней.
2003-2019 ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |