Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Чермен ДудаевОб авторе: Родился в г. Владикавказе. Автор поэтического сборника «Глаза... |
Константин МигуновОб авторе: ... |
Дарья ГерасимоваОб авторе: ... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Александр Климов-ЮжинСад Клода Моне. Стихотворения
Родился в 1959 году. Автор пяти поэтических книг. Соучредитель газеты «Театральный курьер». Лауреат литературных премий журналов «Новый мир», «Юность», «Литературная учеба», а также премий имени Бориса Корнилова и «Югра».
* * *
В Живерни коротая дни, задумал я сад: Так, чтоб из мастерской переступив ногой, я мог оказаться среди цветов и пчёл, чтоб рододендрон цвёл, чтоб за него захотелось отдать полцарства. Каждый цветок назвать – вот она благодать! И далеко из дома ходить не надо. Это и есть мой дом: азалии и пион, клевера белых барашков стадо. Только бы мне успеть запечатлеть на треть мой сад – ведь он не вечен; глициний тяжёлых плеть, лилейников влажных медь… Только встал – уже вечер.
Я вхожу в его сад, где он под треск цикад кистью своей помавает; благословенный посев, львиный раскрытый зев поливает. Воздухом этим дышу, его глазами гляжу в эту прозрачность… Жук поднялся с листа, не ощущаю холста материальность.
Как и сто лет назад я выхожу в свой сад, носом прильнув к левкою. Да пощадят – Свят, Свят! – Сад мой жара и град, возделанный мною.
* * *
Господи, как прекрасна перед рассветом, Особенно летом, наша земля! Вздрогнет ветка, колеблемая ветром, На рассохе скрипнет весло журавля. От подушки – жар, пёс пролает где-то, В розовом тумане – поля; Продерёшь глаза, супротив буфета Пролетит и скроется полёт шмеля. Как в такое утро молодеет тело, Беспричинно хочется жить, Гонишь прочь невольно то, что отболело, Думаешь, как можно землю эту не любить? Почему же в ней две трети из бюджета Испаряются, как к полдню над речкою туман? Воровство сторИцей покрывает смета, Недра неизбывны – дыряв карман. Почему любимое сакральное слово В ней, необозримой – завтра, опосля. Или злато переплавляет сердце в олово, И оно не ведает, как прекрасна наша земля? Господи, как грустна в предзимье, Особенно под дождями, наша земля. Горизонта разъезжаются линии, Падает курс рубля. Ветер в кронах свирепствует, Облака несёт на офшор. Почему в родной благоденствует Взяточник, тать и вор?
НОВЫЙ ГОД
Грибок надкушенный на вилке Доел и всё что включено, Допил на донышке бутылки Четырёхлетнее вино.
Почал нетронутую водку, Икрой искрящий бутерброд, И сам с собою пил в охотку – «За тех, кто в море! В новый год»!
До дна. Над участью их плакал, Потом над участью своей… Закусывал и громко крякал, И так надрался до бровей,
Что всюду запах сигареты: Не закурить ли впрямь? Сват, свят! Доел декабрьские котлеты И прошлогодний съел салат.
* * *
А Дали долго не живут, Они спешат в иные дали, Презрев мещанский наш уют. Актёр – мы о таком мечтали. И он забудется едва ли – Комедиант и трагик, шут, С прекрасно грустными глазами, Он и поныне с нами, тут. Ему мы много не додали: Изломан, хрупок, горд и крут – Такие на медали клали, При жизни почестей не ждут, Но мог влюбить, и в этом суть, А остальное всё детали. Его я в дни душевных смут Смотрел в безлюдном кинозале, Он уходил в иные дали, Ведь Дали долго не живут.
* * *
Не быстротечность минувшего дня, Не быстрина коловерти, Невыразимость пугает меня Больше обещанной смерти.
Что позабуду родимую речь, Сгустком бесчувственным стану, В стих мне уже не придётся облечь Дерево, речку, поляну.
Рифмы уже не случится бубня Плесть, порастая щетиной. Поздно – из тела не высечь огня, Ласки не взять от любимой.
Что мне заменит в бесплотных слоях Хрупкие женские плечи? Кто мне ответит в нездешних мирах На семь вопросов наречий?
Где и куда? Почему и зачем? Как и когда, и откуда? Будь и с ответом, останусь ни с чем, Без упований на чудо.
* * *
А дни рассветом зримо прибывают, Черёмухи в предутреннем чаду, Четвёртый май я нынче проживаю В две тыщи девятнадцатом году.
Четвёртый май, единственно неплохо Звучит, заметь, не первый, не второй, Четвёртый май, в котором нет подвоха И разночтений нет, он точно мой.
Черёмухи оврагами вскипают, И кто сказал, что белый свет не мил. Он мил, четвёртый май благоухает Вовсю, как я до этого дожил.
Он вот, он мой, и я ему внимаю, И всё же в это верить усомнясь, Чуть к горлышку тактильно припадаю И в паузах вдыхаю голуаз.
* * *
Памяти Леонида Колганова
Когда отнимается тело от тени, И тень существует сама по себе, Живёт своей жизнью, не знает о тлене, Безродна в бесплотной своей худобе. Храня очертания друга и друга, Неузнанной утром проходит в толпе, Иль тенью от дерева ходит у луга, Совсем не печалясь о листьях и пне. А ствол распилили на звонкие доски И сделали стулья, и сделали стол. А доски, как тени, приплюснуты, плоски, И больше не дерево, больше не ствол. Но всё же они этим деревом были, Так словно могилы когда-то людьми; Мы тени ушедших и те полюбили, Мы в их пребываем до срока тени. А тени приходят незримо под вечер И вместе со мною садятся за стол – И волглым зрачком оплавляются свечи, И тянется к свету всей кроною ствол.
ПЕТЕРГОФ
И так, подчинив своей цели природу, Задуман правителем парк регулярный: В каналы направить каскадами воду, Сады разделить близлежащий и дальний.
Чтоб прямо с залива вплывало бы судно К дворцу, и чтоб вид поражал бы обзорный – Чтоб сделать по воле своей абсолютной – На шведской земле уголок рукотворный.
Чтоб вышли на волю дворцовые залы, Чтоб в клумбы вплетались узоры барокко, А некогда сад регулярный овалы, Как времени плющ оплетал ненароком.
В шпалеры работать ушли кабинеты, И с верхних террас открывались бы дали: Как дамы присев, орошали боскеты, Постриженный буксус, совсем как в Версале.
В тенистых аллеях таились секреты, Поверхность прудов щекотали фонтаны, Струёю прохладною воздух прогретый Лаская, не требуя ласки каштанов.
И за руки взявшись Леблон и Растрелли Спускались по лестнице до Монплезира, Где финские волны залива шумели И граб зеленел как мундир бригадира.
* * *
Маска скорби с тяготами жизни, С впалостями, лет за пятьдесят. Сквозь меня, застывший в укоризне, Чуть недобрый и надменный взгляд. С канувшими зайчиками вёсен, С климаксом в углах пожухлых губ, Летом приключившаяся осень, Да на соснах зайчиков – отруб. Неуют, мужчина алкоголик, Инвалид, с альцгеймером в конце, И несостоявшийся любовник: Вот что я прочёл в её лице. И ещё на лестничной площадке Я представил голос с хрипотцой, Щёк провалы, подбородка складки – Очень интересное лицо. Невозможно было оторваться: Я его перелистал назад, Как оно красиво лет за двадцать, Красотою – полный зауряд. Упорхнула юная голубка. Вышло, опираясь на берцо, Горести впитавшее, как губка, Скорбное, прекрасное лицо.
* * *
Зонт, порох и фарфор Нам подарил Китай, Подвинь к себе прибор, Патрон отдай за чай. А блюдце упадёт, Так жизнь и так хрупка… И по зонту течёт Забвения река.
* * *
За мной гнались, и я в театр вбежал, И сел между гобоем и кларнетом, И, как трубач, удушливо дышал, Невидимый погоне и лорнетам. Миг – слиться с музыкантами, средь них Не существует лиц – все как японцы, А, впрочем, средь смычковых, духовых – Они японцам, вроде, как эстонцы. То падал звук, то снова нарарастал: Рука, как кран, ходила вира-майна… Чихнуть не смел, иль креслом скрипнуть зал: «Прощальную» в тот день играли Гайдна. В ней палочкой в руке Фон Караян На такт разил причудливое тело: Тромбон был славным чёртом обуян, Горела медь, альты взялись за дело; Пока фагот ворчливо умолкал С издёвкою на музыкальной фразе. В верхах хрусталь дрожал, И воскресал – век золотой семейства Эстерхази. Оркестр похож на регулярный сад: В нем тропки разбегаются лучами, Продуманность и стройность в нём царят, Разделены поляны секторами. Играла флейта, золотился клён, Под ветром рдели липы нараспашку, Но, вот маэстро вышел на балкон, Платочком на прощанье дал отмашку. Валторны встали молча и ушли, Вишнёвые ушли виолончели, Вторые скрипки – скоро, как шмели, Так – словно кроны древ ряды редели. Сдувало листья вещие с земли, И я не помню, что с со мною сталось, – Тропинку сада дворник мёл вдали… Все отошли, а музыка осталась.
* * *
А в посёлке Глушицы поди сорок душ, Сорок душ, и всем надобно кушать. А Глушицы посёлок зовут не за глушь, А за рыбу, что лихо здесь глушат.
Эту глушь раздолбали на брёвна за куш, А ведь жили в ней старообрядцы. Рыбнадзор упразднили указом чинуш, Лес повывезли христопродавцы.
Глушат рыбу и с той, и с другой стороны, И плывёт она к Мстёре вверх брюхом, Пьян-пьяны, праотцов позабыли сыны, И давно раскрестились, по слухам.
Московитское «а» говорят вместо «о», И до одури смотрят полночи – Говорящие головы, мыльное зло, До общенья совсем не охочи.
Нужно жить среди них, нужно жить в языке, Изменения чувствовать слухом, Чтобы слово просечь, нужно плыть по реке, Нужно Клязьмой сплавляться вверх брюхом.
Всё ж мне хочется верить – Глушицы от глушь. Лес шумит, позабыться мне стоит. Экомясо лавчонка стоит, что за чушь? Значит, кто-то на мне сэкономит.
* * *
С думкою лёгкой, как с дымкою Около тёмной воды, С рыбкой на дне невидимкою, С воздухом пьяным в груди. С лёгкой бамбуковой удочкой, Тайной глубин обуян, Мнится мне – с ивовой дудочкой В зарослях прячется Панн. Гладь бездыханная пучится, Видно я начал стареть, Начал я совестью мучиться, – Пойманных рыбок жалеть. Жалко мне стало карасика, Жалко мне стало гольца, Жалко ерша-пучеглазика, Жалко беднягу ельца. Хоть бы и щуку разбойницу, Если б поймал, отпустил В речку на вольную вольницу, Все б злодеянья простил. Жалко червя мне навозного, Жалко личинку, но вот Жалкий объект неопознанный – Трётся у ног моих кот. И к своему изумлению, Приподнимаюсь – клюёт. Каждому внемля движению, Тут же и кот привстаёт. Разве в своё оправдание Можно сказать что-нибудь, Разве его ожидание Мыслимо мне обмануть. Заживо, может, съедение – Способ гуманный, когда Плоточке вышло б мучение – Тёщина сковорода.
ИМПРЕССИОНИЗМ
Л. А.
Бутылка из-под кока-колы Внутри с остатками дождя, Тут кущи Барбизонской школы, Мой друг, нам явно не сюда. Уж слишком сумрачные тени, Безоговорочен пейзаж, Что до мигрени видит зренье Реальность. Нам милей мираж. Пойдём к ореховой поляне, Где много света и травы, Берёзы на переднем плане Или, как там не назови, Деревья: контуры размыты, В переломленьях воздух чист, Все частности до срока скрыты, Мазки разбрасывает кисть. Но в искаженье нет загадки, А мир подробнее стократ; Шажок – и солнечные пятна Из пней, поросших мхом, торчат. Мазок – и полные корзины. Под Таблово, как в Фонтебло: Пленэр, Базиль, Моне, картины, Опята, солнце… Повезло.
ЛЯГУШАТНИК МОНЕ
За склон переместится день и омрачит тона, а на холсте колеблет тень полдневная волна. Укачивает две кормы двух лодочек слегка. Правобережный парк шумит, и в нем, наверняка, я каждый близко разгляжу листок в сплошной листве, в траве острец воображу – кузнечика в траве. Но на холсте волнует нас – сегодня и сейчас: плывёт против теченья язь дном Сены в Понтуаз. Жара, июль, на островке возможно рассмотреть толпу, мужчину в котелке и с лёгкостью стереть. Деревья, воздух, и вода – всё связано лучом, а человек, он, как всегда, почти что ни о чём. Он – впечатления фантом. Размашистым мазком зыбь разбегается кольцом, бликует серебром. А рядом пишет Ренуар Купальщиков в реке, Плеск вёсел, солнечный удар, Модистку на мостке.
![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |