А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Обзор публикаций поэтов диаспоры в зимних номерах литературных журналов
Арион – журнал поэзии, издаётся с 1994 года.
№ 4, 2018
Феликс ЧЕЧИК (Нетания, Израиль)
* * * maman papa и больше никого а больше и не надо это точно и прошлое конечно не мертво а очень даже вечно и проточно стояло прежде и течёт опять вне времени и пожирает тени и я плыву не возвращаясь вспять как высохшая веточка сирени
Юлий ХОМЕНКО (Вена, Австрия)
* * * запрокинув в небо голову не издавая ни звука кричу Витя-а-а-а-а-а... так ему лучше слышно * * * небо в перьях у ангелов весенняя линька
Волга – ежемесячный литературный журнал, издается в Саратове с 1966 года.
№ 11-12, 2018
Анастасия АНДРЕЕВА (Брюссель, Бельгия)
по ком здесь плачут наугад небесный свет зелёный сад взмывает ласточек отряд раскачивая солнце сверкает спинкой майский жук и больше ни души вокруг змей вырывается из рук но ниточка не рвётся
№ 1-2, 2019
Елена СУНЦОВА (Нью-Йорк, США)
* * * Стеклянной рыбкою плывёт Над морем, словно самолёт, Воздушный сказочный трамвай, Соединяя острова, Растапливая лёд. И я согреюсь и засну, И я щекой своей прильну К твоим летящим волосам, И к синим-синим небесам Очей твоих скользну.
Феликс ЧЕЧИК (Нетания, Израиль)
* * * Уволь, я в эти игры не играю, но приходит снова и снова ластится ко мне в овечьей шкуре волчье слово. Я снова вою на луну, а если повезёт – кукую, как таковую жизнь одну – единственную, никакую.
Звезда – старейший петербургский ежемесячный литературный журнал. Издаётся без перерыва с декабря 1923 г.
№ 1, 2019
Ася ВЕКСЛЕР (Иерусалим, Израиль)
* * * Щегол и есть. Не держит рук по швам. Не заслужил ни корма, ни лекарства, ни долгих лет. Властитель государства мстит до конца рифмованным словам. …Вы говорите, поздний Мандельштам? Ещё чуть-чуть, и было б сорок восемь. По нашим меркам даже и не осень… Скулит позёмка между жидких сосен. Шепнул бы кто, что слава по пятам.
Юз АЛЕШКОВСКИЙ (США)
Пускай зимой в пруду кемарят рыбки и в жабьих зобиках пусть контрабас замрёт – благословим мерцание улыбки, с которой наземь клёна лист плывёт. Ликуют краски, равен эху звук, и то, что именуют вдохновеньем, жар-птицей рвётся ввысь из слабых рук – до остановки чудного мгновенья.
Знамя – ежемесячный литературный журнал, издающийся с 1931 года, в котором печатались корифеи советской литературы, а после 1985 г. произведения, во многом определившие лицо горбачёвской перестройки и гласности.
№ 12, 2018
Геннадий РУСАКОВ (Москва, Россия – Нью-Йорк, США)
* * * От стужи задеревянело лицо: мороз, и со снежным нахлыстом. То быт заедает, то время дрянцо, с каким-то оттенком нечистым. Но, может, и зря я телегу качу на частные перипетии? Пишу, как могу, и живу, как хочу, при этом не метя в витии. Пророков хватает на всякий сезон – в России без них не бывает: большая страна, но сплошной Черкизон... И ветер в трубе завывает. Большая страна и большие дела, порой неподъёмного роста. ...Родная, зачем ты меня отдала, сняла и с прибытка и с ГОСТа?
Илья КУТИК (Чикаго, США)
С’est la vie, соловей… – Где твоя роза? – в вазе… Василиса сохнет по вокалисту Васе в бутылке-бутырке, а на того две ветки смотрят впритык, как два дула стенной розетки. Связь традиций разорвана. Электропровод прогорел, как сожжённый геройством Овод, и пуляет искрами он впустую в небо, подобное рататую: рА-та-та-тА! – а в небе бурлят томаты, и так помяты, ах, так помяты их лепестки, отпаренные уже от тончайших ниточек Фаберже.
Андрей КОСТИН (Милан, Италия)
* * * Мы чаще видели то лето по ночам. Пустынный город, каменный, высотный, стал равнодушным к ливневым ручьям и превращался в часть стихии водной. Шумел потоп. И наши липы, сквер теряли связь с людьми, дома – с домами. И кто-то тонущий, последний землемер, спешил меж них широкими шагами.
Владимир ЭФРОИМСОН (Риджвуд, США)
* * * Поистёрся телесный мой опыт, и, душевной усталостью горд, принимаюсь я прошлое штопать – вспоминаю покинутый порт, вспоминаю Москву и Таганку, Мариуполь, Завод Ильича, и какую-то давнюю пьянку, и случайную мягкость плеча, вспоминаю про мальчика Вову, про его незаконченный день… А о том, о постыдном – ни слова! Да и что теребить дребедень… Про приятную пряную горечь молодой безответной любви, и про то, что когда-то, как сволочь… – Нет! Об этом нельзя! Ни-ни-ни!.. Как учили, стежочек к стежочку, натянувши на лампу носок, через дыры за строчкою строчку, а потом – поперёк, поперёк.
№ 1, 2019
Павел БАННИКОВ (Алма-Ата, Казахстан)
стена встаёт священная весна в лохмотьях льна в ошмётках сна с кровати ли с колен встаёт простуженно орёт – скажи мне я уже она или ещё жена? скажи неужто я пьяна? – конечно ты пьяна пьяна священна и война и вся страна – звенит струна и голосит зенит и вкруг великая стена стоит
Новая Юность – литературно-художественный познавательный журнал тридцатилетних. Выходит с 1993 года, после драматического исхода 14 журналистов из «старой» «Юности».
№ 6 (147), 2018
Игорь ИРТЕНЬЕВ (Кармиэль, Израиль – Москва, Россия)
Петрова, сидя на завалинке, Забросив на хер макраме, Супругу подшивает валенки, Готовясь к ядерной зиме. Она в краях у нас суровая – Не пожелаешь и врагу, Так что понять жену Петрова я, Пожалуй, в принципе могу. Ведь он дитя, по сути, малое И хоть дожил до сорока, Ушиблен в раннем детстве шпалою, В сознанье не пришёл пока.
Максим МАТКОВСКИЙ (Киев, Украина)
* * * с чего ты взял, что людоед – это плохой человек? послушай, жертва пропаганды. людоед – это человек с убеждениями, он религиозный, полезный член общества, прививает своим детям любовь к родине, родному языку, он уважает стариков, работает на благо государства, а по выходным со всей семьей ходит в церковь, иногда ест человечину, что же здесь такого, неужели тебе жалко для человека, который борется за твоё будущее, хотя бы один палец, хотя бы двух пальцев?! у тебя же их целых двадцать.
А также Григорий СТАРИКОВСКИЙ (Нью-Йорк, США), Иван ВОЛОСЮК (Донецк, Украина).
Новый Журнал – старейший в русском зарубежье литературный журнал, основан в 1942 году по инициативе И. Бунина писателями М. Алдановым и М. Цетлиным.
№ 293, 2018
Александр РАДАШКЕВИЧ (Париж, Франция)
УШЕДШИМ Ни обнять, ни прижать, ни позвать – я могу за вас только молиться, только слушать безмолвия глас, лепеча перечёркнутый список, только верить в пустые слова, наводящие бережный ужас, только чаять Лапландию душ на меже непроявленной яви. Вечереет мерцание утр, и кипят за бортами бураны. На мосту через море небес, опоясавших ломкие дали, ни позвать, ни прижать, ни проститься, – ретируясь сугробами детства, я могу за вас только стареть.
Вячеслав ШАПОВАЛОВ (Бишкек, Киргизия)
ВЕЧЕРНИЙ ПЕЙЗАЖ Щекочет ноздри прах веками прежними, отар на склонах гаснет пентаграмма, кружась, ткут облака над побережьями свой млечный холст – для парусов адама. И правда сумеречна здесь, и кривда, в ущельях скалы рушатся упруго: конец пути, парк тюркского периода, тьма, перекрестье мелового круга. Где колыхалась песенка пастушья, за ветер зацепившись покрывалом, рвет дёрн людская молвь дикорастущая своим адреналиновым оралом. И рвется прочь от этой грязи вверх, куда ей путь заказан с тысячного года, душа – и плавает в зрачке у беркута горнило золотого небосвода. И там, где вновь расцвел костер кочевника, где тих туман, в лощинах оседая, прикурит от горящего учебника вечерняя зарница молодая.
Андрей ГРИЦМАН (Нью-Йорк, США)
9 МАЯ
Я не знаю, о чём вы там помните.
Мёртв слежавшийся дух катакомб.
Это памяти крохи укромные.
Те, которых Господь не сберёг.
И не нам ковырять, унаваживать
Карфагена просоленный грунт,
и себя постоянно уваживать,
чтобы вовсе навек не заснуть.
Взрыв бризантный рассыпчатым крошевом
засыпает предутренний сон.
Ну, братишка, и как твоё отчество,
чей ты будешь, не сукин ли сын?
Так шеренгами жгут поколения
берегами мертвеющий лес.
Так мы дышим продуктами тления,
и ужасен пустующий крест.
Виталий АМУРСКИЙ (Париж, Франция)
О, давняя зима, зачем душа подчас
К твоим снегам мерцающим влекома,
Как будто в них оставив свою часть,
Хотя порою было нелегко там.
Нет, не порою даже, а всегда,
Когда внутри всё стыло и снаружи,
А подо льдом, прозрачным, как слюда,
Уже без трещин оставались лужи.
В часы такие ветер затихал,
Но для души отыскивался повод
Припоминать о пушкинских стихах,
Где воспевался схожий с этим холод.
Елена ЛИТИНСКАЯ (Нью-Йорк, США)
Я тебя по-прежнему люблю. Лгу. Ушедших любят несравнимо больше и больней, ведь встречи с ними во плоти равняются нулю. Я себе велю тебя забыть. Может, до финала мне осталось – бросить якорь. Этакая малость – как сухое дерево срубить.
Урал – ежемесячный литературно-художественный и публицистический журнал. Издаётся с января 1958 года.
№ 12, 2018
Сергей БИРЮКОВ (Халле, Германия)
морская свинка щёчки распушила
она сыта и шерсть ея блестит
она не знает что грядёт Атилла
что Соловей разбойничьи свистит
что кажется на берегах Отчизны
ты смотришь в воду
и не видишь дна
как время сжато стиснуто до тризны
как время плача или время сна
№ 1, 2019
Александр КАЛУЖСКИЙ (Калифорния, США)
СЛЁТОК
Половицы в том дому вполдерева;
в комнатах – и летним днём прохлада;
вспомни, слёток из гнезда фадеева,
ягоды за гребнем палисада:
вздрогнут вслед ушедшим гроздью матовой;
встретят шелестом листвы двурядной –
сколько петель в небе ни разматывай,
выпадет отвесным путь обратный;
выпадут снега и лягут, белые;
лишь клесты на пустыре напомнят
и о песне, и о тех, кто пел её
в тёплом свете, вылитом из комнат.
Плавучий мост – журнал современной русской и переводной поэзии. Издаётся при содействии и участии издательств «Водолей» (Москва) и «Verlag an der Wertach» (Augsburg). Периодичность издания – ежеквартально.
№ 4(20), 2018
Геннадий РУСАКОВ (Москва, Россия – Нью-Йорк, США)
* * * Чего-то в жизни понимаем, чего-то силимся понять… Не тех, кто нужен, обнимаем (а тех не хочется обнять.) Всё стало просто по раскладу, и с этим вроде повезло: дождь зачастил к пустому саду – воды по первое число. Я тихим радостям старенья веду прилежный кондуит: у Зинки варится варенье, телок на привязи стоит. А жизнь опять мне тянет руку: – Чего надулся, брось, налью!.. И я у Шаховых по звуку свои дровишки узнаю.
Александр РАДАШКЕВИЧ (Париж, Франция)
ПРЕДУТРО Распахнуто предутро в мои густые сны, где тени сокровенные разматывают нить из града опустелого зазимовавших душ. Разубранные сени, расшатанный порог, и мы сжимаем крепко стеклянный чемоданчик с писчебумажным прахом отчаливших надежд. Пора. Подходит поезд в обратные края, но не сыскать билета, и в кассовом окошке качнёт начёсом Пьеха: «где-то есть город, которого нет». Уже почти светает, стирается перрон, где лица непроглядные сворачивают взгляд, и всё как на ладони отыгранных судеб, где небеса краплёные, обжулившие нас на тропах преткновений, на полустанке встреч, где шпалы упираются в мои пустые сны.
Ирма ГЕНДЕРНИС (Латвия)
* * * человек-сырец глина его и гипс соломенная голова мазанка в одну калитку с человека снимали кожу снимали клип боли давали вознаграждение за отсидку чтобы вышла душа тёртою и блатною с куполами наколотыми на спине с обожжённой соломенной головою с беговой бензинной дорожкой по всей длине
Сергей ПАГЫН (Единцы, Молдавия)
* * * Есть в жизни жизнь – крылатая, другая… Когда скворчиная на сад осенний стая находит с шумом, сыплется листва… И ты в кричащем хаосе отлётном сидишь на лавке в страхе безотчётном, и медленно кружится голова. Как будто кто-то латку снял с прорехи, и хлынуло, и падают орехи, и птичья бездна бьётся меж ветвей. О, сколько в ней пугающего чуда и жажды неба дальнего – как будто небес окрестных не хватает ей.
Инна КУЛИШОВА (Тбилиси, Грузия)
* * * вернуть себе вены, гулять по кривой, нырять в перемены, кромсая покой, зашиться, побриться, зарезать, восстать, порыться в страницах, терзая кровать, держать руки под одеялом, пока способна природа и в силе рука, менять, как перчатки, перчатки бросать, и точно, и четко, и быстро, под стать, слова из гортани – когтями, кнутом, и лошадь изранив, не дрогнуть потом, идти напролом, кровь чужую вливать во взломанный компас, и мать твою, мать… Вот так возвращаешься в смысл ея, где все одиноки: Бог, ты и семья, где ходят по кругу, и круги своя ведут тебя за нос в ебесны края.
Этажи – международный литературно-художественный журнал на русском языке. Журнал имеет сайт (лицензирован как СМИ) и печатную версию. Печатный вариант выходит с периодичностью четыре раза в год и распространяется в России, США, Израиле, Латвии и др. странах, а также в интернет-магазинах.
№ 4, 2018
Алла БОССАРТ (Кармиэль, Израиль – Москва, Россия)
* * * Чего мы искали, Улисс, для чего мы расстались с Итакой, где воздух гудит от кузнечиков в мокрой траве и цикад, где белое яблоко, треснув, хрустит и сочится цитатой, каких нам еще не хватало, Улисс, драгоценных цитат? Сто лет я иду за тобой, уж такая мне выпала карма. Забыла давно, где мой дом, женихи и тот вечный кусок полотна… Между тем, скоро время разбрасывать камни, но кругом, как в песочных часах — лишь песок. Лишь песок. Лишь песок.
Лена БЕРСОН (Рамат-Ган, Израиль)
* * * Весна разбухла как десна в развалах ваты. На море надо бы, но мне далековато. Соль-сода-йодом орошаемые гланды, А что ещё я там забыла? Да и ладно. А раньше были что ни год – Алупка-Ялта, Мне полчаса туда и тридцать лет обратно. Туда, где мамины черешневые серьги, Багровым соком опрокинутые стеньги, Летят в закат по остывающему пляжу, И я в кильватере лечу туда, туда же. Стекло теплеет под рукой в потеках мыла. – Мы к морю, где оно у вас? – А я забыла. Нет, лучше я подслеповатою парадной, Пальто зарёванным, отмычкой виноградной, Свалюсь туда, где сквер с похмелья чёрен, И чёрствый снег в апреле пахнет морем.
Южное сияние – одесский ежеквартальный литературно-художественный журнал. Основан в 2011 году и является официальным печатным органом Южнорусского Союза писателей.
№ 4, 2018
Александр ХИНТ (Одесса, Украина)
тело в кромешной зиме палат не ожидает земных услад но не уходит пока по-английски есть урожай или недород каждому овощу свой огород степени риска – свои ириски смерть говорит, я зайду через год осенью отремонтируют ад надо проверить текущие списки
Лев ЛИБОЛЕВ (Германия)
Где не важно, в станице, в столице, только палец к губам – ни гу-гу, возле мусорной кучи пылится христианская нежность к врагу. Только к мёртвому, после оплачем и своих, и чужих заодно. И молчанием этим оплачен долгий спуск на вселенское дно. Огородами, товарняками, всё молчим – не попасть бы впросак… Как в дыму, в человеческом гаме, наедает бока вагонзак. И уже ни иконок, ни шконок, только кровь да Ипатьевский дом… Только поле, зарубленный конник, только белое на золотом.
Сергей ГЛАВАЦКИЙ (Одесса, Украина)
Любовная лодка разбилась о быт, Ничто не забыто, никто не забыт. Любовная лодка разбилась об лёд, И больше в деревне никто не живёт. Ты всё, что успел, потерял. Впереди – Потери, потери и честь не в чести. Зуб за зуб, прощай, будь ты трижды един, Любовная лодка разбилась о тын. Аминь, богу – кесарево, к праху – прах. Я сам себе дедушка, кудри в отца. Взаимная лодка разбилась о страх. Беги отовсюду, трусливый пацак. Любовная лодка разбилась о воздух.
Александр СЕМЫКИН (Черноморск, Украина)
МОРГНУТЬ НЕ УСПЕВАЕШЬ Моргнуть не успеваешь – снова осень. Невидимую ниточку прядя, Крадётся паучишка-сенокосец Плести узор раскосого дождя По окоёму окаянной рамы. Зачем мне слёзы на лице окна? Но паучок старается упрямо, И дождь ни обогнуть, ни обогнать.
Ирина ИВАНЧЕНКО (Киев, Украина)
ПОСТ Ты – герой, говорит, целых сорок дней избегаешь скоромной пищи. А у нас, говорит, у простых людей сквозняки по сусекам свищут. Град добил покос, но растёт погост и бабьё голосит истошно. А у нас, говорит, семилетний пост на воде с картошкой. А на мясо, знаешь, гляди не гляди – не кусает цена, а режется. Мы и так его, говорит, не едим, потому как не за что. Как закрыли завод, так и сел народ лузгать семки у телевизора. Говорят, что пост – небесам оплот, а душе ревизия. Говорит и лыбит щербатый рот, грех тебе, говорит, печалиться. И в груди печёт, и подкожный лёд истончается.
Николай СТОЛИЦЫН (Евпатория, Крым)
DE ПРОФУНДИС. БОГ Обычный Бог лежит в 6-й палате И пялится в постылый потолок, Вздыхает и томится на закате Уставший от себя – обычный Бог. Смиренно принимает препараты, Почёсывая ноющую грудь, И до размеров собственной палаты Пытается Вселенную свер-нуть. О, прежние бессчётные заботы… Насколько проще с психами – ему? Не сдерживая яр-ростной зевоты, Неспешно погружается во тьму, Когда во всей психушке гасят свет, И кажется анамнезом – «Завет»…
Пётр МЕЖУРИЦКИЙ (Иерусалим, Израиль)
Пусть не всегда, но всё-таки веками, представь, стояли люди за станками, и сам я тоже за станком стоял минут пятнадцать и строгал металл, при этом повторяя аксиому: «Поэзия есть путь к себе земному», а рядом, быт и участь не коря, стояли за станками токаря, которые и есть, скорей всего, поэты, что добились своего.
Владимир АЛЕЙНИКОВ (Коктебель, Крым)
Постигну ли когда-нибудь с утра Торжественнее благовеста ветры И это воплощение добра Под флагами Гермеса и Деметры? Так трогательно вышептаны ртом Ограды, как привет из океанов, Фронтон, балкон – и скошенный притом, И странная традиция Фонтанов! Но что же безвозвратное внесу Из молодости, горькой и чудесной, Сюда, где вся Одесса на весу, Как чайка одинокая над песней?
Жанна ЖАРОВА (Одесса, Украина)
Я помолилась бы с морем, когда бы умела молиться. Я попросила бы мира для мира – без злобы и фальши. Но – не дано мне… А море, как память, листая страницы, Лица и судьбы уносит волною – всё дальше и дальше. Вечер. И тени сгустились. И солнца закатного пламень Отблеском алым окрасил и воды, и небо, и землю. Слышу… Внимаю? – нет, внемлю! – волна, ударяя о камень, Всё повторяет своё «Аллилуйя!» и «Амен»…
К списку номеров журнала «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» | К содержанию номера
|