Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Александр ЧерновОб авторе: Поэт. Член Союза российских писателей. Участник антологии «Русская поэзия... |
Геннадий ЛитвинцевОб авторе: Прозаик, поэт, публицист. Родился в 1946 году в Китае в семье русских... |
Эмиль СокольскийОб авторе: Прозаик, критик. Родился и живет в Ростове-на-Дону. Окончил... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Михаил ДынкинЧтобы сочинить стихотворение* * *
Женщина, похожая на облако. Чёрный жук в сиреневой траве… Не хватает музыки и опыта, пары электродов в голове;
алфавита, драйва, дуновения, долгой жизни, смерти на войне, чтобы сочинить стихотворение об одетой в облако жене,
о жуке с гусарскими усищами, о траве, качающей жука. Он клювастой птице станет пищею, но не знает этого пока.
По травинкам в небо поднимается, машет лапкой, если не двумя, богу из машины ли, из матрицы в языках закатного огня.
* * *
Посмотри на этого мужчину: седина, проплешины, морщины. Он сосредоточен, ибо чинит жизнь свою, а жизни-то и нет. Вместо жизни женщина вот эта, не мадонна и не Маргарита, и вообще, по-моему, с приветом, смотрит в спальне с кошками балет.
Думает, она сидит в партере. Кошкам же рисуются пантеры; в смысле, что они – пантеры. Меры у домашних кошек нет ни в чём. Что им там подмешивают в Вискас? К чёрту кошек, посмотри на крыску, у стены в потёках свежей краски машущую крохотным мечом.
Кем она себя воображает, что того мужчину раздражает, что визжит та женщина, и жалок вид у кошек, шкаф залезших под? Проскользнёт по тусклому паркету… Что бы это ни было, но это всё, что есть. Вернёмся же к балету – он как раз закончится вот-вот.
ФАЗАН
Охотник видит, где сидит фазан. Опознавая птицу по глазам, он, что ребёнок, радуется встрече. Фазан же представляет дело так: какой-то веселящийся простак является и портит дивный вечер.
И если первый сочиняет стол (картошка, дичь под лавровым листом), второй воображает гроб, в котором под деревянным парусом креста плывет пришелец в новые места и прорастает деревом фруктовым.
Понять не получается, увы (на уровне отдельной головы) Другого… Извлекая пистолет из- за пояса, фазан стреляет, и над человеком кружатся огни и щёлкают акаций кастаньеты.
И человек бьёт крыльями, родной. И целый мир становится одной загадкою, платоновской пещерой, переведённый в экстренный режим, где мы тенями зыбкими бежим то вверх, то вниз по лестницам Эшера.
* * *
А всего-то и есть, что серебряный зимний денёк. Ни прилечь, ни присесть, потому что вокруг Рагнарёк.
Остаётся идти днём с огнём в непослушной руке. Остаётся найти человека в сплошном Рагнарьке.
Люди ходят на двух. Дух летит, не касаясь земли. Человек или дух, ты дрожишь под напором зимы.
И проходишь сквозь снег, существо-антипод или пшик. В кулаке оберег, а фонарик украл снеговик.
В животе холодок, остывают в глазах угольки. И стоит городок над замёрзшею змейкой реки;
сувенирный такой: бакалея, церквушка, ларёк. Помаши им рукой, выпей чаю в кафе «Рагнарёк». НОВЫЙ ГОД
Сперва из текста выпадает снег, а вслед за ним – герой и героиня. Всё это происходит не во сне – они как раз о смерти говорили в шестой главе, и на тебя – летят; вокруг – снежинки, ангелы и галки… И дикторша в вечерних новостях тот самый текст читает из-под палки. Она доходит до шестой главы. А студия тем временем пустеет, хотя по ней расхаживают львы, застав киномехаников в постелях; читай «врасплох» и сразу отвернись, ведь ты же не выносишь вида крови… В студийных окнах только тёмный низ ночных небес и кадры старых хроник: отец народов на трибуне ли, лиловый негр, линчуемый толпою; пришельцы на другом конце Земли, идущие на этот за тобою. Они спешат, их душит нервный смех, в их сумках – новогодние подарки. А с неба продолжает падать снег, протагонисты, ангелы и галки. ТРИП
Полиглоты молчат на шести языках. Недоучки идут напролом. Прячет Маленький Мук пистолет в ползунках и Биг-Мак запивает вином. У Шалтая-Болтая каштаны в груди. Белый Кролик нарушил шаббат. Всё хорошее вечно идёт впереди, за спиной его тянется ад. Мы поедем с тобой в неказистый портал на колёсах – куда без колёс? Белый Кролик тебе примерещится там, мне – Медуза в гадючинах кос. Как же плющит, о Господи! Как же стучит сердце мира о глину ребра! Как сияет в руках моих зеркало-щит и горчит, расширяясь, дыра цвета ночи… Беги, Белый Кролик, беги, осененный созвездием Рыб, по пустым рукавам зазеркальной реки – видно, там и кончается трип.
* * *
Помнишь, драконы были с твою ладонь, а вурдалаки пили лишь молоко? В старом камине чревовещал огонь. Сад бороздили искорки светляков.
Вечером тихо, разве зудит комар. Утром спокойно, жаль покидать постель… Зря ты достала с полки тот гримуар, где даже буквы сделаны из костей.
Подписи духов, дерево пентаграмм. А на гравюрах – Башня, Жонглёр, Дурак. Сизые тени скалятся по углам каждой страницы, будто бы катафалк
скоро приедет и заберёт нас всех. – Здравствуйте, дети! Время начать игру! С этой-то ночи снится мне жуткий смех за частоколом из вознесённых рук.
Я просыпаюсь, губы мои в крови, и, чертыхаясь, к двери иду с трудом. А за окошком, над полосой руин носится ящер величиною с дом.
* * *
Как уплыл Иван за четыре глубоких майи, села ждать его прекрасная дева Марья, да не дождалась (такая, наверно, карма) и вступила в связь с потомственным магом Карлом. Вот живут они не хуже других, а что им? Вызывают духов, задернув на окнах шторы. А в иные дни смотрят в кристалл волшебный. А в кристалле том ходит Иван по щебню. Кличет птицу Рух – прячется Рух, двурушна. Всё, что есть вокруг – видимость, дым, ловушка. В рукаве кинжал, ждёт за углом наёмник. Погребен Иван в птичьих глазах зелёных… Скажет Марья: стоп! Сбросит халат атласный. Оставайся, Карл (он бы и так остался). На кровать костьми лягут они, обнявшись. Птица Рух летит, сносит в полёте башни.
* * *
Ян садится на мотоцикл, медленно жмёт на газ. И когда у него во лбу загорается третий глаз, всем становится ясно: Ян – настоящий тормоз. А потом его мотоцикл набирает скорость и взрывается в перспективе, что твой фугас.
Полный бак бензина, чёрная кожа, шлем. Остаётся только сизый шипучий шлейф, только встречный ветер и перекаты рёва. По зелёным щупальцам, сжавшим руль, пробегают искры. Колёса рвут молодую ночь, контур её неровный.
Тормоз или нет, а вернётся домой с медалью… Инь включает свет, расшнуровывает сандалии. Низкий вырез платья, три голубых груди. Инь сама не знает, как она хороша. Вот она сияет комнаты посреди и, взбивая воздух, крылья её шуршат. Я лежу в курильне, чувствуя лёгкий крен в голове, срастающейся с подушкой. И приходят души с книгами перемен. И галдят все разом. Я затыкаю уши…
Ян кладёт на тумбу мотоциклетный шлем. Инь снимает платье, долго стоит под душем.
* * *
Снег начинает падать не раньше, чем ты грузно садишься в кресло и замерзаешь. Время несогласованно и плачевно, если смотреть на вещи его глазами. Всё налицо: неровности, швы, помарки. Люди вообще скомканы и приплюснуты. Над головой проносятся вихри кварков, а под ногами лопаются моллюски… Стены покрыты инеем и сквозь них ты видишь дворы в неверном, коварном свете. Спину шоссе перебегают пихты. В дальнем окне пляшет линялый свитер. Прямо под ним – окаменевший мамонт. И дикари кухонными ножами режут его и впопыхах ломают лезвия. И когда, раздувая жабры, за гаражом, по крышу ушедшим в землю, штопором входит в воздух косяк салаки, время становится чем-то совсем музейным: мумией, ископаемым, рощей статуй. РОЖДЕСТВО
Виноградные листья свернулись в священные свитки. На газоне скворцы, раскричавшись, затеяли драку. Шумный ливень промчался, да сам же и вымок до нитки. Шли волхвы, да забыли, куда подевали подарки. Первый волхв был, как рыба на гибких чешуйчатых ножках, а второй, словно ящер средиземноморского типа; а последний – всех краше – пятнистая дикая кошка… Увязавшись за ними, отстало, и тикало тихо
на белёной стене, за притворенной дверцею время. Мы сидели под ним, замерзали и кутались в тени. А в кристалле окна виноградные листья горели, суетились скворцы, и один (самый бойкий) был тенор, а другой – баритон. Остальные, довольствуясь свистом, занимали места на зелёной галерке древесной, чтоб увидеть волхвов, выходящих бок о бок на пристань: ягуар, латимерия, ящер с лицом басилевса. Надо сесть на корабль и отплыть за три моря отсюда в царство гипербореев, покрытое снегом и мраком. Ни на что не надеясь, не веря ни в слово, ни в чудо, стать зловонным дымком над заснеженным грязным бараком. И, возможно, тогда ты услышишь, как плачет Младенец, что легко объяснить абстинентным синдромом и стрессом… В этом Новом году тебе попросту нечего делать; мене, текел… Но ты не имеешь ни формы, ни веса.
![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |