Дмитрий Воробьев

Тур Ульвен. «Я пишу, пожалуй, об общенечеловеческом»

Тур Ульвен (1953–1995) – один из самых известных норвежских поэтов XX века. Бароккальных, мрачных и притягательных одновременно. Его лирика обычно немно­гословна. Виртуозна. Безнадёжна.

Он родился в рабочей семье. С детства интересуется искусством. Любит блюз, играет на губной гармонике. В 1970-е годы становится политическим активистом, анархистом, самостоятельно читает философию и поэтов-модернистов, интересуется сюрреализмом, работает на стройке. Сильное влияние сюрреализма чувствуется в дебютной поэтической книге Ульвена «Тень Первоптицы» (1977). Но в итоге он разочаровывается в сюрреалистической утопии и в последующих его книгах «После нас, знаки» (1980) и «Точка исчезновения» (1981) оформляется его собственный, хорошо узнаваемый стиль.

Он пишет о временности и исчезании. Пишет о временности существования из точки вне-времености. Геологически пристально смотрит на культуру и жизнь, помещая человеческое в глубинную перспективу. Без снисхождения, без оптимизма и намеков на спасение. Иногда добавляя сурового юмора и гротеска.

Некоторые критики обвиняли Ульвена в болезненной привязанности к смерти, в жутком пессимизме, отказе от гуманистических идеалов. Он эти обвинения отвергает.

Своё отношение к литературе, как форме человеческого творчества, её задачам и возможностям, он формулирует в единственном за всю жизнь интервью, которое он даёт Альфу ван дер Хагену и Сесилии Скрам Хёль в октябре 1993 года и сам же редактирует перед публикацией. Это отношение предельно реалистично. В результате записи и переписывания поэт начинает воспринимать свою речь остранённо, как то, над чем можно работать, как то, что можно поправить и усовершенствовать, чтобы достичь поставленных им самим целей.

Литература позволяет на время сбежать из своей настоящей жизни, от её ужасов и страданий. Популярная литература позволяет оказаться в неизведанных мирах, далеких эпохах, стать другим человеком, испытать новые эмоции. «Но когда ищешь прибежища в наиболее коммерческой литературе, – говорит Ульвен, – то бежишь от чего-то, но не к чему-то существенному. В серьёзной литературе бежишь ещё и к чему-то. Тем самым вновь обретаешь то, отчего бежал, но в некоей если не очищенной, то все же новой форме»1.

Придавая совершенную форму человеческому страданию развивать литературу как форму человеческого творчества. Развивая новые формы в литературе совершенствовать сознание человека. Не это ль непреходящая цель настоящего искусства?

 






1 Тур Ульвен. Интервью / пер. с норв. Нины Ставрогиной // Textonly.ru. 2014. № 2 (42). http://textonly.ru/case/?issue=42&article=38859



К списку номеров журнала «ГРАФИТ» | К содержанию номера