А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Окно распахнутое
София Максимычева (1964) родилась и живёт в Ярославле. В детстве занималась хоровым пением, посещала художественную школу, бальные танцы, библиотеки и читальные залы. Опубликовала рассказ в журнале «Юный натуралист». Училась в техническом вузе. Работала в государственных учреждениях, освоила бухгалтерское дело, была звукооператором на радио, вела свой бизнес. Публикации на интернет-порталах и в альманахах «Великороссъ», «Журнальный зал», «Ликбез», «45-я параллель», «Белый мамонт», «Топос», «Зарубежные Задворки». В журнале «День и ночь» напечатано стихотворение финалист конкурса «Рыбье царство». Журнал «Луч» – дебютная подборка. Журнал «Нижний Новгород. Шорт-лист конкурса журнала «Москва», журнал «60 плюс». Дипломант литературного конкурса им. М.М. Пришвина «Хранители Природы». Шорт-лист Всероссийского литературного конкурса к 200-летию И.С. Тургенева «Родине поклонитесь», второе место в номинации «Неоставленная страна» Международного поэтического конкурса «Эмигрантская лира – 2018».
Стихи Софии Максимычевой словно бы просвечены изнутри. Такое в них неизбывное принятие жизни, такое острое ощущение хрупкой красоты и зыбкой гармонии в мирах и пространствах, городах и садах, временах, снегопадах, шорохах, шелестах, звуках. И это ощущение тем отчётливей, чем глубже понимание автором всей трагичности бытия и неизбежности смерти, чем подробней «язык вещей», расслышанный поэтом и хранимый, удерживаемый до предсмертного выдоха.
О. Г.
* * * ...окно распахнутое, ночь. листвой спелёнут куст сирени. изнемогая, гонишь прочь густые сумрачные тени, глаз не смыкая, ждёшь и ждёшь – не очертания, но лица... идёт неспешно майский дождь, и золотая вереница гусей небесных бороздит чертог заоблачного царства. где очарованный пиит, разбавив музыкой пространство, укроет дымкой сонный сад, туманной влажностью и негой... где капли всё стучат, стучат по подоконнику ковчега... МАРИНА НАБЛЮДАЕТ ГОЛУБЕЙ 1. ...Марина наблюдает голубей, жара такая, что располагает к сонливым состояниям. левей её плеча обосновалась стая воркующих, и более того – им знойный день – достаточная скука... подвержено рефлексам большинство в преддверии грозы. иного стука, казалось бы, уставшим не постичь, расплавлен воздух; пыльная облава, как пелена, скрывающая дичь, от медленно плывущей кошки справа... 2. ...что голубям людской озноб, и недоверие, и страхи; ладонь, ответившая «хлоп» пустой безделице. на плаху, несущим каждому себя, увы, к себе не возвратиться. свет поднимается, клубясь, над головой клюющей птицы, и золочёное зерно пыльцой на лапках оседает, где жизни равенство дано, как соразмерность с певчей стаей. и милосердие, и такт, созвучный музыке и Богу: всего движение, и взмах, и август просится в дорогу... * * * ...жестяное время – барабанщик, сливовый закат и алыча. что мы всё твердим: – а был ли мальчик? жизнь всегда – молчальница, печаль. ты с ней говоришь, она качает синей беспросветной головой, кутает в бесформенные ткани то, что наступило, да прошло... * * * ...листок бумажный, мельничная блажь, мучная пыль – языческое право. одна луна до боли обожгла, другая, заслонив собой пространство, взошла на царство, горе от ума всем отлюбившим, вышедшим до срока в сырую темень, где вода груба охрипшая, да голос ополоскан в закате цвета вишни. отболит, а может, наконец забыть позволит, как медленно уходят мотыльки, чья смерть на листьях влажных – иероглиф... * * * ...время глянцевой вишни, где август наложить наказанье горазд на листы испещрённой бумаги, чьё сиротство – утерянный сад. истреблённая юность, деревья, лихолетье, беспамятство, ночь, где луна проплывает левее правды той, от которой темно... * * * ...говори, сквозь игольное ушко сизый дым тихой струйкой течёт, черепаховый гребень, ракушка, перламутровый чувственный рот. из жемчужин речных – ожерелье, из колец – серебристая вязь; снегопадом, позёмкой, метелью остужаема робкая связь. говори, здесь ещё не остыло время зыбкое – тонкий ручей, мягкий слой изумрудного ила с каждым часом чернее, черней. пусть звучит непрерывное эхо, перестроив ночной звукоряд, чтоб по чистому следу проехал до конца и вернулся назад... * * * ...сорочий всполох, времени в обрез; домчаться, достучаться – не успею! ты носишься со мной наперевес, наверное, нет ничего глупее застигнутыми стать, и на виду людского говорливого базара сдувать пылинки... перехватит дух от зависти у ветреных товарок. им перья расправлять всегда сезон, а мне с тобой одно на картах – осень, чудачество, да тихий перезвон берёзовой листвы уставших просек... * * * ...до губ твоих дотронуться легко, и лёгок ход воды с тяжёлой рыбой; я чувствую – касаешься щекой небес, чей край достаточен и зыбок. не спрашивай, зачем опять молчим, рассеивая белое по ветру, и отчего становится чужим наш общий дом безудержных проспектов. ночь креативна, сонный часовщик потребует оплату за поломку; неон сверкает, город многолик, привыкнув к безрассудству и потёмкам. ты ходишь беспрестанно день за днём, читая вслух молитвы и сонеты, мне видится, что мы с тобой вдвоём подвержены любовному сюжету. но ночь, возникнув, спросит: – как дела, расставив между нами запятые; и ты поймёшь, что я не поняла – насколько мы уставшие, пустые... элегия для Эмкея 1....всё – одиночество и боль, и дальний свет, и птичий щебет, и горизонт, плывущий вдоль ладони. суховатый стебель склоняет голову (как ты), приняв на веру смерть и зиму... пустопорожние мечты о нелюбимых и любимых, о переходах в темноту – пусть не забыться, но воскреснув, превозмогая немоту, подняться до высот небесных... 2....ты будешь спать и прорастать своими снами. у солнца огненная стать, но между нами – не птичье пение, не свет, холодный отблеск... как будто бы, ответив «нет», забыл и отбыл. где узловатый горизонт концы с концами сплетать навеки обречён ночами, днями. и если робость навсегда не одолеет, сказать тому придётся «да», кто стал смелее... 3....слагать торжественные песни о снежном, так тому и быть! увещевания напрасны, щеголью лапку держит нить, но если страсть – под горло красным ты заштрихуешь и поймёшь – всё навсегда соизмеримо! как слёз осенних поздний дождь и неизбывное веселье, как смерть, которой всё к лицу... горит светильник в узкой келье, подвержен голос бубенцу на колпаке шутейной птицы. где слышен вздох: – который час? где шелестящие страницы и дым белёсый Голуаз... ЯЗЫК ВЕЩЕЙ Несведущим и право не дано, горит светильный выжег, зов фонарный. Наполненной сжимается ладонь со стороны Фонтанки, где парадный подъезд скорей не первый, а седьмой, пустяшный штрих, запомнивший рапсода ... Царапается лунное стекло и оставляет борозды на чёрном. Конкретика – явление, где мы цепляемся за кованные вещи. Кривы изгибы их, неисправим язык вещей, а времени оценщик устаревает вместе. Большинство подвержено скучающему ветру, но слышимые истины и вздох не более, чем выдох перед смертью. Промедлишь, и не хватит слабых рук удерживать и сад, и шорох птичий. Где воздух тесен, тёмную звезду половник тащит бережно. Урывчат ход месяца по кругу. Горизонт над сонным царством спину выгибает, но вызревает свет по возрастной, сокрытый до поры в цветке багрящем. ЭХОЛОТ Т. А. I Так глубоко, что некуда бежать… Услышав гул фабричного Катулла и рык звезды, чья голова жарка, ночь заполняет медленное русло. Звенит зимой остуженной, стеклом, по рамам изъязвлённым, остывая, их возраст узким брусом искажён, лежащим снизу вверх диагонально. Погрязшему в мздоимстве не уйти от голода и ярости округлой. Перебирая мёрзлый алфавит несведущему чаще сводит скулы от не обозначения имен, с которыми ты изредка являлся, где комнатами множилось темно, и снег лежал меж каменных балясин... II Взбираясь вверх, как будто бы исчез совсем и совершенно без остатка, осознавая – нет иных вещей, чем воркованье горлиц христианских, свет проникал за огненный алтарь, где погружались мысли причащённых в нагорный омут. Гнили вертела, подав молчанием пример ничтожный, не выдавать ни эхом, ни любя, ни прихотью какой, ни исцеленьем. День воспевался лаяньем собак Иосифа, и внутренним библейским обзором приграничной полосы, где выбор сна предрёк свои восходы, а время ощущалось, как пласты истории, стремящейся на воздух. III Отмаявшись зимой, скрипит мысок, по шороху дверному узнаются, по голосу, ходящему легко – свои да наши. Человеколюбцы сидят себе тихонько на весу и медленную тюрю уплетают, как долго подвергались колдовству и тот, и тот, и рядышком стоящий. Сейчас они все освобождены – умалишенцы гимна и чужого… На ветках из-под снега боковых, растёт и зреет солнечная чомга. ЗЕЛЁНАЯ ШАЛЬ Зелёная шаль, неизвестность, на блюде две груши лежат. Внутри он со мной, повсеместно – по вере воздавшийся сад, который связующим словом проходит сквозь сотни стихов... Я слушаю снова и снова звучание птичьих свистков. Перо и бумага готовы, склоняюсь над ними и вот – поют надо мной богословы и свет золотистый течёт.
Ахра Аджинджал. «Виноград и бутылка». Бумага, пастель, 30х21 см. 2016 г.
К списку номеров журнала «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» | К содержанию номера

|