Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Лесик ПанасюкОб авторе: Украинский поэт, дизайнер, иллюстратор, журналист. Автор поэтических книг... |
Елена ГусейноваОб авторе: Украинская поэтесса. Автор книги стихов «Відкритий райдер» (2012)... |
Серафим ВведенскийОб авторе: ... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Александр ЛевинтовРазмышления о креативном образовании и Мастерской исследований МосквыС 2007 года наш корпоративный университет Вианса (WeAnswer) проводит в горах летние школы, включающие в себя три программы: Рабочее понятие «креативное образование»: принципы креативного образования и принципиальная схема креативного образования. Генезис и место в историческом процессе развития образования от critical thinking к creative thinking Вот три характерных эпизода: Движение от социума к культуре и науке — творческие процессы, а также проектирование и т.п., важнейшим движением от культуры и науки к социуму является образование и профессиональная подготовка. Научная парадигма представлена обычно научными школами и парадигмами вокруг той или иной научной теории, согласно Т. Куну. Культурная парадигма (стиль, эпоха и т.п.) — прежде всего нормы и образцы (не всякий образец можно принимать за норму, например, такие образцы как Тора, Евангелия, Апокалипсис, Коран и т.п. безусловно являются образцами, но не могут быть нормами). По А. Веберу исторический полипроцесс представляет собой три важнейших процесса:
А. Вебер утверждает, что ведущим из этих трёх является процесс духовных озарений и прорывов. При этом смена научных парадигм приводит к устареванию и отмене предыдущих (геометрия Лобачевского-Римана отменяет евклидову, физика Эйнштейна — ньютонову и т.д.), а в смене культурных парадигм старое не отменяется и не девальвирует. Несмотря на то что Россия — одна из важнейших творческих, научных и культурных держав мира, инновационные процессы всегда, в отличие от Запада, были затруднены по причине неразвитости института продюсерства (исключением был С. Дягилев и ему подобные, крайне редко встречающиеся). Важнейшими творческимикультурными позициями и их характеристиками являются:
Все эти позиции относятся к элитарному креативному образованию и профессиональной креативной деятельности, на рынке которой имеет место и социальный спрос. По А. Турену социум стратифицируется на: — социальных акторов (они и составляют позиции культурного/креативного предложения); — социальных агентов (тех, кто в состоянии идти за акторами, например, следовать моде, посещать театры и выставки и т.п.); — социальных жертв (тех, кто не может следовать за акторами). Массовое/эгалитарное креативное образование направлено прежде всего на социальных агентов, а также призвано сокращать, минимизировать долю социальных жертв. Социальными агентствами (=агентствами по креативному массовому образованию) должны быть и являются: — модные агентства, — туристические агентства, — фитнес-агентства, — make up агентства, — телеканалы «Культура» (проекты «Большая опера», «Большой балет» и им подобные), «Дискавери» и т.п., — СМИ и СМК, — кружки и секции дополнительного образования для детей, взрослых и в рамках Серебряного университета, — домашнее образование. Средства и методы креативного образования, конструирование и апробация креативных игр Очевидно, что в рамках существующего образования — и школьного, и профессионального, а также теми педагогическими силами и кадрами, что имеются сегодня, возможны лишь точечные, непринципиальные решения. Прежде всего следует начать вести разговор о принципах и содержании креативного образования на семейном, самом надёжном и адекватном уровне. Автопоэзис Творчество начинается с себя, своей истории жизни (way of life) и своей среды существования. Именно поэтому креативное образование — это, конечно же, самообразование. Образование, таким образом, включает в себя не только реальные изменения в обучающемся человеке, но и изменения в его идеальных представлениях о себе. Акт образования есть фиксация процесса образования и рефлексивное самоутверждение в том, что оба эти изменения произошли. Для объективации этих фиксаций и утверждений существует различного рода тесты и испытания, но они касаются, как правило, только изменений в реальности, и проблема заключается в том, чтобы найти средства объективации изменений в идеальных представлениях. Воображение Так как, по М. Бахтину, человек — существо, становящееся и вечно несовершенное, но совершенствующееся, то сам процесс образования становится long life education в силу того, что оно индуцируется и провоцируется самим человеком, его интеллектуальными усилиями по формированию своего идеального образа. Фиксация наиболее значимых и заметных изменений в себе самом и в своих образах себя представляет некоторую рефлексивно выстраиваемую галерею актов образования, составляющую жизненный образовательный путь. По нашему мнению (существуют и другие мнения, например, немецкая герменевтическая школа, утверждающая, что творчество осваивается лишь при решении заведомо невыполнимых задач), креативные способности человека связаны с воображением: способности человека не только создавать те или иныеобразы, но и помещать, вмешать в них себя, действовать самому (а не вымышленными персонажами) в воображаемых мирах, имитируя последующую реализацию этих креатур. ![]() Схема воображения Таким образом, возможно возрождение и античных традиций образования (το διαμορφωοη от μορφη — образ), немецкого догумбольдтовского университетского образования (das Bildung) и образования как образования или того, что по-английски должно звучать как imagination. Эстетика Креативное образование начинается с освоения образцов красоты. Красивое воспринимается ребёнком мгновенно и самостоятельно. Красивое завораживает и чарует его, притягивает, требует возвращения к себе вновь и вновь. Так в структуры сознания и психики впечатываются эстетические идеалы, лекала красоты, образцы. Основным историческим достижением креативного общества и креативного образования станет вполне естественный выход на эстетические ценности и оправдания человеческого существования. Эстетически ориентированное общество найдет в себе капитальный и невосполнимый изъян — недостижимость идеалов красоты. Подобно тому как человек Аристотеля ощущал в своей смертности свое несовершенство в сравнении с богами и героями, бессмертный человек отдаленного будущего будет ощущать своё несовершенство в сравнении с Божественной красотой. Пройдя сквозь герменевтическое и креативное образование, общество отдаленного будущего будет подготовлено — традициями и установлениями — к своему новому состоянию. Эстетическое образование организационно будет во многом противоположно нынешнему: огромное количество независимых друг от друга школ красоты и практически неограниченный ничем, включая меркантильные соображения, выбор каждого человека, уверенного в своем практическом бессмертии. Если к тому времени и сохранятся товарно-денежные отношения, то платить за образование будут не получающие образование, а дающие его (в целях повышения своей конкурентоспособности и привлекательности): эстетически неприемлемо зарабатывать на красоте и школе красоты. Вообще, по-видимому, мы вернемся во времена Цицерона, когда наемный труд для свободного человека был позором: в отдаленном будущем занятие по найму (аренде) станет уделом биороботов и любых других машин и механизмов, человек же в позоре наемного труда найдет себе оправдание перед проигрышем своим техническим порождениям. В обществе отдаленного будущего проблема критерия красоты, столь значимая для нас (но дальше «золотого сечения» мы, кажется, в этом вопросе так и не прошли), исчезнет, но зато возникнет проблема пути или путей: именно это станет наиболее мучительным и наиболее обсуждаемым вопросом эстетического образования: Богоискательства, Богоборчества, Богопротивостояния и т.п. Вполне возможно, в языке возникнут такие грамматические формы, как желаемое совершенное будущее и недостижимое совершенное будущее. Таким образом, можно сформулировать некоторые, далеко не все, эстетические требования к креативному образованию: — полная декомпозиция стандартов — всеобщность образовательной деятельности (все учат всех) — бесконечность процесса образования — категорический отказ от дефинитивных (окончательных) форм образования — полная индивидуализация образовательных траекторий — осмысление образования как поиска и попыток достижения образа Бога Традиции Важно не просто знание и соблюдение традиций, но вживание в них — только в этом случае их преодоление (а творчество — всегда преодоление существующих норм и традиций, существующей культуры) становится экзистенционально значимым, переживается одновременно и как трагедия, и как анабасис (восхождение). В противном случае творчество — безответственное обормотство и выпендрёж. Играючи Имитации и симуляции хороши при освоении той или иной деятельности (обучение) либо для установления внутриколлективных отношений (воспитание). Креативные игры — это когда задание на игру, круг игры и правила игры устанавливаются самостоятельно играющими. Игра, как это тонко подметил Й. Хейзинга в своей классической работе «Homo ludens» («Человек играющий»), имеет двойную природу. С одной стороны, «игра старше культуры, ибо понятие культуры, сколь неудовлетворительно его ни описывали бы, в любом случае предполагает человеческое сообщество, тогда как животные вовсе не дожидались появления человека, чтобы он научил их играть», с другой — это чисто человеческое занятие: «Когда мы, люди, оказались далеко не столь мыслящими, каковыми век более радостный» счел нас в своем почитании Разума, для наименования нашего вида рядом с homo sapiens поставили homo faber, человек-делатель… Все же, мне кажется, homo ludens, человек играющий, указывает на столь же важную функцию, что и делание, и поэтому, наряду с homo faber, вполне заслуживает права на существование». Эта двойственность природы игры позволяет выделить два типологических основания: естественное (природное, докультурное) и искусственно-техническое (деятельностное, интеллектуальное).Первое укладывается в триаду Й. Хейзинги «paydia-aturo-agon» («ребячество-пустое-круг»). Ребячество — это и милая щенячья возня, и кокетливое кошачье царапанье, и мужское всенощное бдение мужчин в преферанс по копеечке, и почти инстинктивный женский флирт и макияж, и бег в мешках, и беспричинная увлеченность мальчиков разбирать все подряд на детальки и девочек — лечение и воспитание всех подряд. Инфантилизм и — до известной меры — аутизм: робкая и жалкая, но жадная страсть возвращения к собственному природному естеству. Атуро — та самая пустота, которая лишает естественные игры целей и желаний хоть какого-нибудь результата. И вместе с тем это — нарочитая пустота, которую заполняют своим воображением играющие, пустота, взыскующая к фантазии и заполнению содержанием, пустота варежки, превращаемой детским умишкой в щенка. Если звериная пустота гарантирует безопасность зверя, то пустота человеческих игр — приучение человека к пустоте сознания и внутреннего мира, которые полнятся только при их посещении и нагромождении туда всяческого содержания: предрассудков, стереотипов, мифов, правил, законов, «жизненного опыта» и тому подобного. Агон — круг игры, за пределами которого игра теряет свою серьезность и приобретает черты просто потехи и забавы. Именно агон отделяет пустое (для внешнего наблюдателя) от содержательного (для играющего). Агон — граница большого мира от малого игрового, являющегося имитацией этого большого мира. Внутри агона — свои правила, законы, иерархии, нарушение которых изгоняет из круга игры. Войти в агон — войти в соперничество, соревнование, содружество, команду, партнерство. Выход из агона — чаще не спасение, а уныние от возвращения из праздника в будни. Да, выход из агона, — это всегда пробуждение, горестное, полное разочарования и обиды покидание игры.Таковы свойства игры по Й. Хейзинге, «естественной» игры.«Искусственные» игры строятся на другой триаде: «play-game-performance». Плей — игра есть игра. В эту тавтологию укладывается игра и пианиста, и теннисиста, и актера, и биржевая, и бонвивана, и шахматиста, и даже игра судьбы или стихий. Гейм — игра по правилам: международным или только что придуманным. Правила — не только средство канонизации игры или ее технологизации. Правила формируют игровую действительность, отличающуюся и от «практической» действительности и от реальности. Правила формируют мир игры, придают ему шарм и привлекательность — и внешнюю, и внутреннюю, а также неукоснительность и неотвратимость этого зыбкого мира. Перформанс — игра как представление, как спектакль, зрелище, на которое валит народ. При этом важно — ощущают ли играющие этот перформанс или нет. Трудно назвать игрой расправу львов над первохристианами в Колизеях, хотя перформанс для толпы зрителей несомненен. Мастерство Английское mastering — освоение и присвоение средств творчества (в отличие от development — освоение внешнего мира). Мастерство подобно точильному кругу, оно требует непрерывного совершенствования и утончения средств. Любое повторение пагубно как пагубна рутина вообще. Хоть на йоту, но сегодня надо сделать лучше, чем вчера. И эта аскеза мастерства, как аскеза школярства, обязательства учиться (disciplina) и аскеза трудолюбия (industria) являются строго необходимыми в креативном образовании. Неожиданность и непредсказуемость. Видение необычного в обычном Начну с банального: смотрение — процесс физиологический, видение — интеллектуальный. Иногда между ними — разительное несходство. Мы видим обычно то, на что другие смотрят равнодушно и бессмысленно. Всё дело в способности нашего мозга создавать неконтролируемые нами ассоциативные связи. Да. Мозг много умней нас самих. И тут важна синектика — метод активизации творческого процесса за счет коммуникации разнородных профессий, студийность общения художников, поэтов, музыкантов, дающая неожиданные результаты. Строго говоря, это могут быть даже нетворческие специальности — синектические эффекты всё равно возможны и даже неизбежны. Фантастика Не надо останавливать враки — пусть враль врёт дальше, он тренирует свои способности фантазировать. Если к вракам относиться несерьёзно и не обращать на них особое внимание, требуя подтверждений, доказательств и т.п., никаких последствий от этого трёпа не будет, но лучше фантазёр с пухлым воображением, чем тощий аналитик. Фантастика всегда эвристична. Эвристика (от греческого heuriskein, «нашёл») — неожиданная находка, наитие, обрушивающееся на человека, в христианской традиции — харизма (Дух Святой), Боговдохновение. Так, например, написан Апокалипсис, тёмный для нашего социокультурного мира до сих пор. Пришедшее из Пустоты эвристическое творчество и знание и уходит в Пустоту, в бессмертие, оставляя нам в утешение возможность интерпретировать найденное когда-то. В отличие от эвристики, креатив (от латинского creates, сделать, рождать, производить, созидать) — целенаправленное творчество, направленное из Пустоты, из универсумально-духовного мира, свыше, к людям и их культуре. Онтология, а не логика Креативное образование онтологично, а не логично. Даже математику можно преподавать не как освоение логических процедур в доказательстве теорем и решении задач. Вот, например: В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов на сайте http://school-collection.edu.ruимеется 317 задач на подобие треугольников и бесконечное число примеров. Чуть не полмесяца семиклассники долбят эту тему, решают десятками примеры и задачки, пока, наконец, непонимание этой проблемы не доводится до автоматизма: правильные ответы отскакивают от зубов и шариковых ручек совершенно безболезненно, а между тем история эта весьма поучительна именно с точки зрения гуманизации образования. Древнегреческий философ Фалес (625-545 гг. до н.э.) с помощью слуги измерил высоту египетских пирамид: однажды в полдень он отмерил длину своей тени, а слуга — тени, отброшенной пирамидой. Зная собственный рост, Фалес вычислил высоту пирамиды, таким образом впервые решив задачу на подобие треугольников. Другой древнегреческий философ, Протагор (490-420 гг.. до н.э.), извлек из этого случая ставшую знаменитой фразу-поучение: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Собственно, вот и всё, что нам стоит рассказать учащемуся, а самому учащемуся понять. Для наглядности можно добавить: В толщине пальца укладывается шесть злаковых зерен как шесть дней творения мира. На ладони умещается в ширину четыре пальца (без большого). Три ладони составляют пядь (расстояние между кончиками большого и среднего пальцев вытянутой кисти), две пяди составляют локоть (аршин), четыре локтя составляют объятие (по-гречески — оргия), которое не только символизирует открытость человека миру и любовь к миру, но и переходит в меру пашни (оргия равна стадии или сажени): сеятель берет в ладонь зёрна (выходит, что 288 зерен) и разбрасывает их на одной сажени своего пути по пашне. 600-700 саженей составляют версту — один оборот плуга. Под высокие дисканты жаворонков, в розовом мареве черной пашни, пышущей парным теплом, сеятель мерно и истово разбрасывает семя, осеняя ждущую новой жизни утробу земли, и молитвой своей придает прозаическому действию ритуальное таинство. Так мы, в подражании Богу, творим новый мир и новую жизнь в виде предстоящего урожая. Прошли тысячелетия и сменилось множество агротехнологий, но мера (норма) высева осталась неизменной. И тайные смыслы меры, погребенные повседневными делами и заботами, не исчезают и доступны нам в наших размышлениях. Человек избрал самого себя в качестве меры всем остальным вещам, как существующим, так и несуществующим, и в этом смысле всякая мера — предельная абстракция всех вещей — бывших, настоящих, будущих, могущих и не могущих быть. Мера более абстрактна, чем число, и в этой ее абстрактности и заключена ее особая ценность. Кроме того, будучи от человека, мера становится защитой человека. Меря все на себя и собой, мы не вторгаемся в безмерные для нас пределы и не занимаемся, например, переустройством Вселенной и ее законов. Гуманитарные знания Гуманитарное знание только тогда становится гуманитарным, когда предполагает и допускает множественность других знаний, таких же истинных, как и оно само. Физика гуманитарна, поскольку в ней сосуществует англиканская физика Ньютона, католическая физика Декарта и «жидо-масонская» физика Эйнштейна. Геометрия Лобачевского-Рихмана не опровергает геометрию Эвклида, Шарко и Фрейд, конечно, могут объявлять друг друга шарлатанами, но мы знаем еще несколько психологических теорий и моделей человека. Восточная медицина исходит из представлений о человеке, весьма контрастных западным представлениям — и так далее. Оставаясь в рамках гуманизма, мы должны предоставлять право на существование всех и любых систем знаний, понимая, что все они несовершенны. В этом смысле все религии, церкви и секты антигуманистичны, потому что служат не человеку, а богу или богам, включая атеистические учения, и потому, что только себя считают истинными, а все остальные учения о Боге — ложными или недостаточными. Аргумент истинности свидетельствует не об истинности, а об антигуманности. В задачнике по жизни в конце нет ответов — на каждую жизненную задачу имеется бесконечно число решений, как уже принятых, так и возможных для принятия в будущем. Тем и хорош этот задачник, что заглядывать в конец в поисках подсказки бессмысленно. По этой же причине бессмысленны сожаления: «мне бы, дураку надо было бы вот так поступить, а не так, как я поступил» — жизнь не «перерёшивается», но даётся нам для рефлексии и понимания. Понимание как одна из базовых интеллехий человека связано не столько со знаниями и информацией, сколько с памятью, понятиями и смыслами, представляющими собой ядра понятий. Более того, только благодаря пониманию и в силу понимания мы можем порождать новые смыслы, обогащая понятия, давая им историческую перспективу разворачивания. Знания отчуждаемы от человека, понимание — неотдираемо, но может быть разделяемо между людьми. В этом — один из кардинальных смыслов гуманизации. Нагрузка на левое полушарие Психологи и нейрофизиологи утверждают, что за творчество, за онтологию, за big-picture-мышление отвечает левое полушарие мозга, и что развитие этого полушария возможно целевым образом, но, что гораздо важнее, нельзя подавлять его — это может оказаться катастрофой для человека. Мусическое, а не гимнасическое Мусическое образование строится прежде всего на развитии памяти, её ёмкости и лёгкости воспоминаний: Мнемозина, богиня памяти — мать всех муз. Гимническое образование строится на идее повторения, что, конечно, важно в спорте, музыке, но убийственно в творчестве. Лучше вообще не знать и не уметь, чем знать и уметь механически. Бильд-образование, а не форм-образование Это различение ввёл и обсуждал в «Истине и методе» Г.-Г. Гадамер. Бильд-образование (Bild-Bildung) и есть креативное образование. К сожалению, во всём мире доминирует форм-образование (Form-Bildung), имеющее несравненно более мощные методические и дидактические разработки. Креативное эгалитарное образование предполагает соблюдение двух важнейших норм: — оно должно давать integrative skills, — оно должно быть преимущественно игровым. В киноколледже-киношколе, где я преподаю уже около 10 лет, и провожу много игр и игровых проектов, для предстоящего курса я придумал новую географическую игру «Моя страна»: Каждой группе (7-10 человек) предлагается создать свою страну, используя: — любой сказочный материал (сценаристы), — любую музыку (звукооператоры), — любой видеоряд (операторы и монтажёры), — любую живопись, скульптуру и архитектуру (режиссеры и постановщики), — придумать карту страны и её топографию (актёры). Эта игра позволит охватить не все характеристики креативных позиций, но несомненными будут: — любовь к своему детищу, — смелость фантазии и воображения, — новизна и многообразие (групп будет 7-10). Творчество, одиночество и свобода Творчество вполне совместимо с тираниями, деспотиями, тоталитаризмом, абсолютизмом и авторитаризмом — тому слишком много примеров в мировой и отечественной истории. Эгалитарное творчество и, соответственно, эгалитарное креативное образование возможно только в демократической среде, поэтому в нашей стране об этом можно говорить только в абстрактном или теоретическом залоге. Мне вспоминается (она мне часто вспоминается) частная школа имени Стивенсона в Пеббл-Бич, между городками Пасифик Гроув и Кармел. Расположенная на вершине небольшого плато на обширной поляне, окружённой сосновым лесом, школа обращена к далёкому, но отчётливо видимому Пойнт Лобос, Волчьему Мысу, который с топографической точностью описан Стивенсоном как Остров Сокровищ. Виден, конечно, и океан, и вьющаяся по скалам и горам прекрасная Первая дорога, и огромное распахнутое небо — ночное окно в Космос, самое очевидное доказательство существования Бога. В эту школу принимают, начиная с девятого класса, не более, следовательно, чем на четыре года. Плата — на верхнем пределе умеренности, 23 тысячи долларов в семестр в 2000 году (4-5 тысяч в месяц, это я мог бы себе позволить и как доцент, и даже как развозчик пиццы). Здесь очень сильный состав учителей, так как оплата их труда заметно выше, чем в паблик-скул. Визит-преподавателей приглашают из Стэнфорда, Бёркли, Санта-Круза, Сан-Франциско, — по преимуществу знаменитостей. Помимо обычных предметов здесь преподают поэзию, театр, живопись, музыку. Классы совсем маленькие, на 5-10 человек, а спальни и вовсе крохотные, на одного-двоих, в 4-5 квадратных метра. Очень хороши и просторны спортивные и зрелищные пространства. Выпускники обычно поступают в престижные калифорнийские университеты — на биологию, менеджмент, химию, математику — далеко не креативные специальности. Я много раз бывал здесь и живо представлял себя учеником этой школы — здесь я непременно стал бы романтиком, поэтом, писателем, философом, — тем, кем я в эти свои годы мечтал стать и кем по сути так и не стал. Конечно, школа Стивенсона для меня — образец эгалитарного креативного образования. Как Гаванская школа искусств — образец элитарного креативного образования. Здесь готовят и музыкантов, и художников, и скульпторов, и архитекторов, и поэтов, и певцов, и актеров, и танцоров — совместно, что очень важно. Но более всего мне запомнилась пространственная организация внутреннего двора: это — лабиринты-улитки, в сердцевине которых — очень уединенные места созерцаний и размышлений: скамья, небольшая скульптура, тихий журчащий фонтан… Мне известно два принципиально разных представления о свободе. Одно сформулировано Вольтером: свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Это — социальная свобода, основа толерантности и социального спокойствия, добрососедства. Мне гораздо понятней и ближе идея свободы, высказанная Сёреном Къеркегором: мы обретаем свободу по мере погружения в свой собственный внутренний мир, туда, где мы никому не мешаем, где нам не тесно, где мы обретаем дар одиночества и откуда никогда не хочется уходить… Первые двадцать лет своей жизни я провёл в коммуналках. Помню наш двухэтажный барак в Измайлово, трёхкомнатная квартира на первом этаже, 15 человек на 44 квадратных метрах, наша семья, восеиь человек трёх поколений, занимает самую большую комнату в 19 метров. Спать приходилось на полу, а учить уроки впятером за круглым обеденным столом. Именно тогда я понял принципиальное различие между одиночеством и уединением. Уединение — это обрыв общения и коммуникации, выход из любой деятельности и обиходности; я был злостным прогульщиком уроков ради этого, полюбил прогулки по городу из конца в конец и походы по пустым в те годы дорогам: до Павлова Посада и Орехово-Зуево, до Можайска и Загорска, до Волоколамска, Клина, Серпухова — ранним утром покидаешь город и с последней электричкой возвращаешься. Я полюбил ночи напролёт шастать по пустому спящему Измайлово, летом — в домашних тапочках, но более всего любя мелкую ноябрьскую морось с туманами и дрожкие майские рассветы, осыпанные черемуховым цветом. Где-то в классе шестом я загорелся идеей взорвать Кремль, Лубянку и Старую площадь, а всех обитателей этих мест поотравлять. Перед судом и казнью меня, конечно, будут держать в одиночке, и я за это время успею написать нечто очень важное для себя и всего человечества. Одиночество — это прежде всего внутренний монолог и воображение. И то, и другое одновременно и ресурс внутреннего мира, и ресурс творчества, и ресурс аутизма (видение мира не таким, каков он есть, а таким, каким ты его хочешь видеть), неизбежного в той или иной мере для любого творческого человека. Об этом у меня много и подробно написано в текстах, посвящённых антропогенезу… Генисаретский и Глазычев, да и все архитекторы как организаторы пространства, правы — начинать надо, конечно, с этого. В идеале я бы хотел, чтобы наша мастерская располагалась в Гаванской школе искусств, в придуманных мною декорациях к собственной пьесе «Студия» или в библиотеке Тихо Браге в Праге, но реально будет попробовать разместиться в старинном особняке педагогической библиотеки имени Ушинского неподалёку от Третьяковки. Научные и проектные цели мастерской очевидны: — проводить исследования, важные для науки, и, следовательно, на мировом уровне, — проводить исследования, важные для практики, и, следовательно, коммерчески оправданные. Образовательные цели гораздо сложнее, разнообразней и неочевидней: — запуск внутреннего диалога (в кумулятивной последовательности: чтение научной литературы в письменном виде, ведение дневника, написание эссе, создание фрагмента НИР), — запуск воображения (проблематизация городской среды и своего отношения к ней — переход от «смотрения» к «видению»выявление сущностей в явлениях — освоение техник идеализаций и теоретического конструирования) При этом, важнейшими условиями работы воображения признаются: — каждый раз как будто всё с нуля, — ощущение контрастности и отстраненности от среды, — и противоположные этому погружение и растворение в среде. Разумеется, это — всего лишь дополнение к тому, что уже напридумано… Проект и программа действий по развитию креативного образования Я впервые всерьёз задумался об образовании в конце 80-х, на методологическом семинаре в г. Жуковский, регулярно к этой проблеме подошёл в конце 90-х –начале 00-х годов, к группе А. Волкова в АНХ присоединился в 2005 году. Мы всегда занимали пионерную, фронтирную позицию, борясь с настоящим и прошлым во имя онтологически близкого или отдалённого будущего, пытаясь не столько угадать его, сколько создать. Тема креативного образования — в этом ряду на опережение событий. И этот фронт надо не только держать, быть в курсе наиболее значимых инноваций, но и пытаться прорваться вперед и дальше, разумеется, точечным образом. Для меня таких точек четыре: 1) «Серебряный университет»: мы, старики, конечно, страдаем от потери памяти, но мы, оказывается, более креативны, чем молодые, мы смелей, потому что нам уже нечего терять. Как долго ни живи, а всё равно умрёшь на несколько дней раньше собственных похорон. Креативное образование — для нас, поскольку для него надо быть хотя бы немного всадником и хотя бы немного без головы, а мы именно таковы. Нам надо создавать своё legacy, а оно создается не напряжением памяти, а напряжением своей сущности. 2) Киношкола-киноколледж: я должен вмешаться в процесс формирования учебной группы кинопродюсеров и, может быть, создать свой курс. 3) Мастерская исследований Москвы (МИМ): это самый ответственный проект, по сути, прощальный — вряд ли я успею что-нибудь ещё, сомасштабное ему. 4) Мои внуки Ваня и Соня: с Ваней я уже начал интегративное креативное образование. У него уже есть коллекция музыкальных видеоклипов, разделённых на семь концертов, и он не только музыкально грамотен (например, может напеть всю Eine kleine Nachtmusik Моцарта), но вдруг начал рисовать и сочинять стихи. С Соней это образование только начинается, но к музыке она явно неравнодушна. У меня нет пока никаких идей по проведению предложенного своего экспериментального креативного курса, кроме формата трёхдневного уикэндного семинара. Что касается летней школы-2018, то предлагаю изучить тему «Интернационализация образования и профессиональной подготовки», а места проведения на выбор: Грузия (Казбек) Зеефельд (Тироль, Австрия) Арагац (Армения) К списку номеров журнала «Семь искусств» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |