Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
Валерия ОлюнинаОб авторе: Поэт, прозаик. Публиковалась в «Литературной России»... |
Вадим ДубичевОб авторе: Родился в селе Николо-Павловское Свердловской области. Окончил... |
Альбина ГумероваОб авторе: Родилась в Казани. В 2005 году окончила Казанское театральное училище, работала... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Андрей ДмитриевКлумбы Бодлера. СтихотворенияРедактор отдела экономики газеты «Земля нижегородская». Член Союза журналистов РФ. Автор сборников стихов «Рай для бездомных собак», «Орнитология воды» и «Африкаснег», участник коллективного сборника «Настоящие» из серии «Нижегородское собрание сочинений». Публиковался в газетах в журналах «Нева», «Гвидеон», «Бельские Просторы», «Новый свет», «Журнал ПОэтов», «Зарубежные Задворки», «Европейская словесность», «Нижний Новгород» и других. Лауреат премии имени Бориса Пильника (2010 ), шорт-листер XIV открытого международного Волошинского конкурса (2016), шорт-листер IV Международного арт-фестиваля «Провинция у моря – 2014», дипломант межрегионального конкурса «Наималы» (2014) и международного конкурса «Мир с кон- ца – 2015», проводимых музеем В. Хлебникова в Астрахани, лонг-листер международного интернет-конкурса «Эмигрантская лира-2015». Живет в Нижнем Новгороде.
***
Колхозники – косили траву, доили коров и прыгали через костры – как льняные снегурочки, познавшие наяву потустороннюю жизнь снега и знанием этим простым решившие объяснить неотвратимость огня. Трактор – вгрызался в услужливый чернозем, а дочь тракториста смотрела на мир из окна, уже сложив свои первые представления о нем…
Был, говорят, там и ты – по усам текло молоко, а в рот попал лишь самогон, настоянный на паданцах и корешках лебеды – с пьяных глаз казалось тебе, что кругом – только клумбы Бодлера, только грядки его, где цветы – злы, подобно детям, на старение – как на идею о финале игры. Впрочем, в пору снегов – любые цветы – самих себя тени.
Заметенной верстой – продлена на местности голова. Входит к Прасковье в избу Христос и говорит: «Ну, слава отцу – жива».
***
У красного – кровь красная и у белого – кровь красная. Все хотят ее – этой всюду и вечно красной крови-беглянки, крови-злодейки, крови – будто бы ненапрасной, у которой в красном паспорте есть место прописки и дата рождения. Вот пустишь ее – и ангелы станут красногвардейцами, вот брызнешь ею – и белые выбелят черные тени, а после вытрут руки вышитым полотенцем. – Так на какой же ты стороне? – У нашей крови нет стороны для взгляда извне…
***
Выплескивая воду вместе с ребенком из медного таза – звук которого напоминает гонг – работница роддома глядит на всходящее на востоке кровавое солнце севера, и на виске седой волосок становится словно серебряным, но эта картина мира – исповедует грубую графику и расползается вширь по холсту подобно ржавчине или плесени. Линиями кривыми скрепляется центр композиции. В гиблую пору простуд – хочется горло согреть прочно забытым младенческим криком и оттолкнуть от себя холодные пошлые руки – ищущие лишь ритуальную жертву в своих первобытных объятиях, в которых мы душим друг друга…
***
Слова – порождают слова, цифры – порождают цифры, люди – порождают людей. Детский рисунок льва – это круг, обрамленный рыжими лепестками – их мы не будем считать, а просто – вынесем на поля тетради в еле приметную клеточку, но не как в зоопарк. Лев, будь просто – лохматым растением, рыжим бутоном для создания царственной нежности, в которой нельзя никак обнажить понапрасну клыки, пить терпкую кровь антилоп. Стены – порождают стены, машины – порождают машины, а ты – щиплешь укроп, сидя над миской с картофелем. В твоих разросшихся венах – медленно движется космос, где вдоволь всего – и слов, и цифр, и людей, и стен, и машин, и даже цветочных львов, но всех больше красного, спелого цвета – летящего сквозь стекло медика-лаборанта, что взял на анализ любовь.
***
Не отказаться от лирики там, где ходиков гирьки тянут на самое дно каждое наше мгновение – так, что хочется знать, верно ли утверждение, будто время – поступок пространства. И здесь уже не работает ничего, кроме глаза тонкого наблюдателя, вынянченного матерью в теплых руках, что умеют шить и вязать, пеленать и готовить пищу, чествуя небеса, в которых свои корни ищут.
Тут – вкруг двора заборы, скрывшие тени, ведшие разговоры о принципах света, падающего под углом со скоростью света на стены, согретые теплой рукой того, кто стоит в стороне, но смотрит в суть очерченного периметра, в который можно вдохнуть жизнь при условии наличия койко-мест или справок, для быта имеющих вес.
Но мы – вплетаем в узоры взъерошенных птиц, что из речи заморской вынесли слово «peace»1, а из русского языка – пшено, как благую весть, что будет чего поесть в холодном молчании пустоты, перенесшей всю тяжесть своей немоты на этот костыль…
***
Соскобли стикер с новой купленной вещи розовым ногтем в предвкушении права владения. На старой стене меридианы трещин – сплели сети мира. Изваяние с оплавленным телом у входа в Дом субкультуры – тянет руки к неоновым звездам. Это тяга искусства к солнечным процедурам вновь воплотилась во что-то претенциозное.
Над надкусанным яблоком суетится оса, на кухне фарфоровой звонницы эхо, в незаметно седеющих волосах – запах лесного ореха… SMS в телефоне: ну как доехал? Забыл ответ написать.
В водопроводе циркулирует быт, к которому ты гвоздями прибит, но никто не справится после о снятом теле, да и ты выбирал поприземистей тему для таких поворотов судьбы, а потом и ее забыл.
***
На заре ХХ века – в городе из папье-маше и из гранита – грудились фрукты в тонкой работы вазе, привлекая детей, радужных насекомых и тех, кто в душе – ребенок и радужное насекомое. Начищенный ваксой правый сапог бежал за левым – тем, что был грязным на торном пути от прошлого крепостного столетия, на дороге, где колея – залита дождями непознаваемой Азии, научившейся по-европейски кроить пиджаки, но считающей плети по-прежнему главным стимулом лошади. В вычурном городе – нашедшем свое отражение в безднах воды, вышедшем триумфом искусства на площади, над которыми стыла свинцовая Балтика, ставшая совершенно неотделимой от неба – здесь появилась изящная смерть в облаке представлений об идеальном свете. На солнце скупом тускло сверкали медь и зябкие стекла в чьем-нибудь кабинете или гостиной. Здесь уже пахло дешевым пойлом и прокисшими щами, здесь уже копошились черви в чреве плода, но хотелось читать и читать подобранный с пола лист облетевшего текста, что позже войдет в учебник…
На заре ХХ века – а заря это красное в красном – все казалось исполненным смысла, все казались узревшими нечто о себе, подливающих масла в огонь высших сил в лампадке найденного компромисса между сердцем и разумом – а вышла сукровица на материю. Поперхнулся певчий, встрепенулись голуби на фронтоне, ошибся в строчке студент-расстрига, ветер проник сквозь двери, живопись камня осталась лишь медленным фоном.
Ты глядишь в эту призму, подняв над зрачком своим веко – ближе к полдню такого же смутного XXI века – и тенью незримой стоит на углу аптекарь, связанный нитью некой с домом, что выжил, хоть и калека.
***
А к вечеру в дверь позвонил слесарь из ЖЭКа – сказал, что хотел бы проверить напор воды. Вода, действительно, плохо текла. Мы впустили этого человека – он долго гремел разводными ключами, рассказывая, как молодым пришел в профессию. Мы участливо кивали в ответ. Истек целый час, но вода не стала бежать быстрее. Слесарь собрал инструменты, пообещал, что завтра в обед непременно зайдет – к тому же надо проверить еще батареи. Когда захлопнулась дверь, и за нею послышалась поступь лифта – мы поставили чайник, решив обозначить финал разыгранной миниатюры из коммунального мифа о сыне Гефеста и том, что вода – дарована нам, как свидетельство победы цивилизации, за которую и приходится часто бояться…
***
Что мы знаем об этой земле, лежащей за пределами взгляда, ищущего лишь хлеба, лишь пестрой ткани, лишь диковинных и редких зверей, лишь вымпелов и гербов, лишь незапертой дверцы склепа? Утром здесь поднимается тусклое солнце, маршируют повинности с почестями, трескается черствый асфальт, под которым ржавеют трубы с живой и мертвой водой. Некий социум разбазаривает себя на ярмарке – даже уже не тщеславия. Всякий факт повседневности не требует доказательств, да и что тут, собственно, опровергать – все так, как должно быть именно здесь. Однако холишь сомнение – вглядываешься в детали, ощущая, как каменные века оставляют еле приметные корни какого-то нового воскресения. О земле этой – лежащей будто бы в призме себя самой – мы до сих пор знаем ничтожно мало, но с пеной у рта защищаем свои иллюзии. При посадке на лайнер в салон входит трубач Гавриил – гастрольный график неумолим, однако пора обратиться к земле с высоты серебряного крыла. Маленький мальчик задрал кверху голову – у него идеальный слух, не размытый талой водой со следами бензина, которая привела за собой своих обутых в резину, но любящих слякоть слуг…
***
На следующий день заметно похолодало – пришлось вырабатывать больше горячей крови, плотнее кутаться в постоянство вещей и жечь крылья Дедала в буржуйке памяти – такие перья кроме собственно жара дают ощущение полного приземления где-нибудь в теплом углу. Зима нас учит быть экономными в трате душевных сил, беречь свое зрение в попытках продраться сквозь белизну в живой смысл дома, в обитаемую проталину. Выход на улицу – прыжок за черту некой необходимости. За пазухой – шевелится сердце, способное принимать все то – не столь многое, к чему хочется прислониться, чтобы согреться…
Говорят, что циклон, что это закон природы, вступивший в противоречие с другим – такая коллизия. Лучше не выходить из комнаты – послушаться предписания, бродом попавшего в толстую хрестоматию. Бетховен спешит к Элизе тем же путем. Если дышать на стекло – становится очевидным присутствие в каждом пространстве бога, расширяющего зрачок в близком к молитве дыхании, в дымке стихов, в которой опять прорастает искомая прежде дорога.
***
Я видел во сне медведей – к чему это, я не знаю, но звери были злы – пытались взять реванш за вырубленный предками лес – рвали когтями сгустки мнимой реальности, откусывали рыхлые куски моего покоя – будто в жизни медведей мне мало, охраняющих дикую хвою своих предрассудков. Не было во сне ружья, не было рогатины, даже ножа там не было – был только посох странника, из которого росли новые ветви позапрошлого дерева – воткнул я его в землю между собой и медведями – вернул то, что вырубил предок и на этом проснулся, а за окном – заснеженный город, в зимний мороз обрастающий бурой шерстью…
1 Мир (англ.). К списку номеров журнала «ИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNAT» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |