Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Глеб МихалевОб авторе: Родился в 1967 году в городе Юрга Кемеровской области. Учился в Казанском... |
Юрий МогутинОб авторе: Родился в 1937 году в семье дипломата, репрессированного в 1938 году. Вместе с... |
Земфира МуллагалиеваОб авторе: Родилась в с.Ханжарово Альшеевского рна РБ. Окончила хореографическое... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Людмила ШаргаЕсть бабочки, летящие на светИз цикла «На краю»
*
Сумерки прохладой прирастают, но ещё сулят тепло рассветы, дворники сметают, не читая, письма из утраченного лета в зябкие костры за гаражами, что чадят осенними ночами, вписывая в горние скрижали радости земные и печали. Дворники – сурки и нелюдимы, не сильны в эпистолярном жанре, в струйках дыма видят струйки дыма, что им до каких-то там скрижалей, до летейских тяжких вод забвенья с чёрными от серы берегами… Несколько небрежных мановений – и сокрыта память под штрихами. Выйдут – как обычно – на рассвете, в час, когда ночные тени тают, помянут недобрым словом ветер, мётлами листву перелистают. Со страниц проспектов и бульваров в тёплых брызгах солнечного света, с мостовых, мостов и тротуаров дворники сметают лето в Лету. Мне бы слушать мётел их камлание, им бы – поскорей убрать весь город. Где-то там – в кострах – мои послания из тепла перетекают в холод, из весны перелетают в осень, растворяясь в поднебесной выси. Дворники их не заметят вовсе – утром город полон новых писем.
*
Ты привыкаешь к дождям под пятницу – к самым любимым моим привычкам, к старому дому, где время пятится, и поездов слышна перекличка. К запаху трав – резеды и дягиля, что обволакивает ночами… К этой бесхитростной дачной магии в чашке густого – как память – чая. К богом забытым вишнёвым саженцам, что подрастают в саду украдкой… Дикая вишня потом окажется на удивление – сладкой-сладкой. Только б зима не случилась лютая, и на тепло весна не скупилась, только б не к сроку свеча задутая, снова зажглась. Чтобы божья милость нас не оставила окончательно, чтобы мы жили, как давним летом, в старой избе за семью печатями из неокрепших вишнёвых веток. Чтобы в пруду отражалось облако, и открывались к утру кувшинки, чтобы все беды и страхи – побоку, чтоб ни души… Лишь одна тропинка. Хочешь направо – где гул платформенный, хочешь налево – где спеют вишни… Так и слагается эта формула жизни и смерти и новой жизни, и под диктовку дождя незваного я вывожу её на бумаге, перечисляю все знаки заново: лето, дожди, резеда и дягиль… Ты улыбнёшься: «…да это матрица», и опоздаешь на электричку, чтобы привыкнуть к дождям под пятницу – к самым любимым моим привычкам.
*
Побудь со мной, поговори со мной, постой тихонько за моей спиной, за окнами осенний дождь стеной, в который раз без нас отчалил Ной. В который раз кочующий ковчег уплыл искать надежду и ночлег туда, где осиянна светом и твердь, масличная обещанная ветвь – свидетельство, что где-то есть земля для жизни лучшей и счастливой, для… А в нашем доме – печь, и жар в золе, и рукопись на маленьком столе, и нам опять судьбу перешивать, донашивать свой век и доживать, не ведая, что нас давно уж нет… Есть бабочки, летящие на свет, есть сумеречный заоконный след, в печи огонь и на стене портрет: твой профиль, солнце и проём дверной… Теперь здесь только мгла и дождь стеной. Слились земля и небо, мир иной, предел небесный и предел земной. Я у окна, ты за моей спиной… В который раз без нас отчалил Ной. Никто не знает, сколько зим и лет нам коротать вдвоём, пока нас нет. Есть бабочки, летящие на свет, есть серебристый сумеречный след, и дождь осенний за окном – стеной, и трепет тонких крыльев за спиной… Ни паруса у дома – ни руля, на сотни вёрст – плавучая земля.
*
Уехать к морю и забыть о доме, где ангелы качали на ладонях от счастья невесомые тела; где речка полноводная текла, и бусинки обычного стекла хранились – как сокровища – в шкатулке. Где девочка бежит по переулку – «провулок» говорили в том краю – не знает счастье ни конца – ни края: там солнце на Купалин день играет, и я его встречать не устаю. Уехать к морю – это ли не благо, дышать прохладой и марать бумагу то прозой, то стихами… То молчать, вытягивая бытность на плечах, и, коротая ночи при свечах, писать самой себе десятки писем, в них правда, в них обрывки вечных истин, а суть одна – так хочется домой, где свет живой и где вода живая, и тихий голос песню напевает о том, что будет лето за зимой. Уехать к морю. К берегу иному, к неверному прибою кружевному, и снова очутиться на краю, в любимой колыбельной, что поют всем маленьким, и права не дают ходить по краю и ложиться с краю…
Там волны снами детскими играют, там старики из вод забвенья пьют.
Уехать к морю и дойти до края, и просто жить – судеб не выбирая, бродить, как бедный серенький волчок, закрыв беглянку-память на крючок, чтобы с пути в который раз не сбиться; и не вспугнуть волчка – он сам боится ходить по краю. Но о том… молчок.
*
Одуванчики – такая игра. Перелётный ветер вздохнёт: пора – обрываются, не прощаясь и вернуться не обещая, и летят, не ведая, кто предаст, и не ведая о преданиях, пролетают… господи, – в сотый раз – Привокзальную с поездами, где клубятся дымные вечера, суетливые рдеют будни. Одуванчики – такая игра, победителей в ней не будет. Будет лето. Будет неблизким путь. Будет день и ночь что есть силы дуть перелётный ветер – обманщик. Где твой дом, скажи, одуванчик? Серебрится след вечерней росы, и заря – от края до края, подрастают солнечные часы и судьбу по солнцу сверяют, и лишь только ветер вздохнёт: лети…, – распрощаются с колыбелью и взлетят, чтоб где-то на полпути одуванчиковой метелью промелькнуть и кануть в небытие. Это просто игра такая. Там – в далёком солнечном забытье – золотые стрелки стекают. Там, где месяц май, там, где месяц юн, там, где дремлет ветер-обманщик, босоногой девочкой я стою, поднеся к губам одуванчик. Осторожно выдохну: нам пора, отпущу миллионы судеб. Одуванчики – такая игра, проигравшего в ней… не судят.
*
Давным-давно живу, давным-давно усвоить равновесие пытаюсь, но всякий раз срываюсь – всё равно – туда, где летний вечер отцветает и летний разливается закат и золотом течёт в окно мансарды, и что-то – неизменно – входит в кадр, а что-то остаётся там – за кадром – невидимым для посторонних глаз, для рук чужих и взглядов посторонних, и оживает тайна всякий раз, едва заря легонько небо тронет. Так кто-то до меня – сто лет назад, касался книг в шкафу из палисандра и вечерами выходил в закат, а всем казалось, что в окно мансарды. И, открывая книгу наугад, листая пожелтевшие страницы, я отыскать пытаюсь чей-то взгляд и вздох и всё, что может сохраниться меж незнакомых стихотворных строк, написанных давно, во время оно, мне близок этот архаичный слог и сумерек прохлада заоконных. Давным-давно живу, давным-давно не голоса ловлю – но отголоски, смотрю на обрамлённую окном бушующего золота полоску, и вижу, как чужая жизнь текла, чужая смерть поблизости таилась, покуда жизнь жаждала тепла и уповала на господню милость, по вечерам смотрела на закат, пугаясь дальних грозовых раскатов, и думала, что попадает в кадр, и оставалась в стороне – за кадром.
*
Научи меня быть вечерней рекой, течь и верить: каждому – да по вере отмеряет и щедрой даёт рукой тот, кто сам и вода и река, и берег. Научи меня быть огнём и землёй, лёгким облаком – тайного вздоха легче, укажи мне затерянный путь домой, на восток, где зарёй окоём расцвечен. Научи меня мудрости просто жить. Я, усвоив основы твоей науки, перестану загадывать и спешить, и приму все утраты и все разлуки, и однажды поверю, что смерти нет, воспарив и свободно и облегчённо, и увижу, как горний исходит свет от приговорённых и обречённых. Научи меня жить… как в последний день, чтоб уснуть на краю и проснуться с краю, чтоб от яблони – яблоком в свет и в тень, где вечернее солнце в траве играет, и припомнится: зарев, земля, огонь и журавль над серым срубом колодца, и – под утро – в распахнутую ладонь вожделенное яблоко-жизнь сорвётся…
*
День отражается в окне… Летит, сюжет опережая, стихотворение, во мне и дни, и ночи отражая. И кто-то в сутолоке дня вдруг скажет: стоп; не так уж плохи дела, и тем спасёт меня от суеты и суматохи, и от зеркал, что всё двоят и множат сонмы отражений… О, вечнодействующий яд ветхозаветных искушений: вкусить от яблок Гесперид, замедлить времени скольжение, но кто-то мудрый говорит, что наша жизнь и есть движенье: и цвет, и колос, и плоды, и листопады, и метели, прощальный вздох и плеск воды, и ангелы у колыбели. Смятение, господи, во гнев пускай не будет – виновата… День отражается в огне неповторимого заката, в вечерней зыбкой тишине и в мнимом призрачном покое, день отражается во мне, и я машу, машу рукою, и там – на дальних берегах – мне машет женщина чужая… и отражается в стихах, моё молчанье отражая.
*
И хочется кричать… Но я молчу. Не слышно вопиющего в пустыне. Безумен мир, безжалостен и чужд, но боль – она своя, она остынет. О, мне и боль была бы по плечу, когда бы я кричала. Но молчу. Лихие дни огнём обожжены, тысячелетьем стало лихолетье, и пишется четвёртый год войны, хлеща наотмашь ненавистью-плетью. Куда бежать, к священнику, к врачу? Мне хочется кричать, но я молчу. Летит, летит над миром вороньё, добычу рвёт кровавыми кусками, и, может быть, молчание моё со мной умрёт и превратится в камень: я столько на душе их волочу, что впору закричать. Но я молчу. Не сдвинуть камень и не обойти – стоит себе в невидимом остроге, свернёшь направо – не найдёшь пути, свернёшь налево – не найдёшь дороги, и только прямо – только по прямой – лежит неблизкий долгий путь домой. Но это после. А пока ничуть не легче ни от левых – ни от правых, лежит за камнем в белых росах Чудь, дремучие леса и в пояс травы. Тот камень станет плахой палачу. Мне хочется кричать. Молчу. Молчу… К списку номеров журнала «ЮЖНОЕ СИЯНИЕ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |