Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
![]() Центр |
![]() Алексей ЛанцовОб авторе: родился в 1972 году в Красноярском крае. С 1978 по 1983 жил в Кургане. С... |
![]() Алексей Сергеевич ЛукьяновОб авторе: Родился в 1976 году в поселке Тохтуево Соликамского района Пермской области... |
![]() Максим Арикович АнкудиновОб авторе: родился в 1970 г. в Свердловске. Детство провел в Нижнем Тагиле... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Тамара ВетроваИзысканный жирафВ феврале в нашу школу поступил работать Дима Двинских. Прилетел он в городок в сентябре, чтобы читать лекции в местном институте, а ближе к весне школу покинула Галя Девятых, препо-даватель математики. Она сломала ногу и утратила веру в людей, хотя проработала в школе неполный год. Прыгая на костылях с загипсованной ногой и торжествующим выражением, которое никак не вязалась с травмой, Галка высказалась: – Ноги моей больше тут не будет. – Сломанной? – неловко пошутила я. – Костяной! – рявкнула Галина. А потом с неожиданной мечта-тельностью спросила: – Ты в зеркало давно смотрелась? Я ответила неопределенно, а моя коллега пояснила: – Просто человек в школе довольно быстро меняется. – Фактор невесомости, – вторично пошутила я. – Отсутствие опоры или там притяжения… – Точно. Болтаемся, как хрен в проруби. Но дело не только в этом. Я заметила, что перелом сделал Галку словоохотливой. С нараста-ющим возбуждением она продолжала: – Я физически ощущаю перемены, клянусь. Я спросила на всякий случай: – Болят? – Не болят. А растут. – В смысле? – Растут клыки. Чего тут непонятного. Я слабо улыбнулась: – У меня не растут. – Профнепригодность, – высказалась Галина без улыбки. В общем, моя приятельница ушла и, кажется, не намеревалась возвращаться. А на её место – по совместительству – приняли Диму, вчерашнего выпускника столичного вуза, явившегося в город по чистому недора-зумению. Чтобы в этом убедиться, достаточно было просто поглядеть на Двинских. Я и поглядела, и довольно внимательно… Причём не я одна. – Столичная штучка, – заключила Елизавета Егоровна, учительни-ца немецкого языка. – Ну ничего, ему тут пёрышки пообломают. Я спросила: – Зачем? – Не «зачем», а «почему», – довольно толково реагировала Елизавета Егоровна. – Потому что таким тут не климат. Впрочем, мальчишечка симпатичный… – Я натурально вся вспотела, – поделилась впечатлением изошни-ца, недавно покинутая мужем и довольно молодая. – Утром чесноку наелась, а тут нате вам. Откуда я знала, что в коллективе мужик образуется. – А Склизов? – спросил кто-то. – Не мужик, что ли? – Он шахтёр, – загадочно отозвалась учительница изо, и в учи-тельской потянуло чесноком. – Ему только уголь рубить. Тут все призадумались и оставили странное замечание без ответа. – Гардемарин, – хмуро глядя в открытый классный журнал, вынесла приговор новичку Маргарита Александровна, учитель-ветеран, одинокая и принципиальная. Глядя на её редкие, расчёсанные на пробор серые волосы, я подумала с внезапной жалостью: вот, казалось бы, и принципы у человека имеются. А куда их применить – неизвестно. Как я уже созналась, меня Димино явление тоже не оставило безучастной. Помимо тонкого умного лица, холодноватых голубых глаз, несколько хрупкого сложения и стремительной походки, Двинских обладал главным неоспоримым преимуществом: на всём его облике лежал налёт чужестранца, по ошибке или недоразумению высадившегося на затерянный остров. Затерянный остров… Вообще говоря, школа не слишком подпадает под такое романти-ческое определение. Так и слышу возражение собеседника и давнего знакомца, поклонника историй о моих школьных невзгодах… И действительно: сохраняя на лице садистскую улыбочку, он не замедлил высказаться: – Затерянный остров, говоришь? Ну-ну. Мы с тобой, милый друг, острова в океане, – пропел он, путая разом слова и мелодию. Потом, перестав глумиться, задал очередной вопрос: – Ну и что же этот ваш Робинзон? – Прости? – Двинских, или как его… – Робинзон, – повторила я и засмеялась. Мне пришло в голову, что кое в чём мой приятель был прав. Двинских к своему назначению в общеобразовательную школу отнёсся, конечно, как к неприятности –но и как к приключению тоже. При этом он выглядел настолько чужеродно в нашей среде, что допустить мысль о том, что имеется опасность здесь задержаться, тем более – увязнуть, никому, и прежде всего ему самому, не приходила в голову. Случайный путешественник в придорожной гостинице. В меру любознательный сноб. Слушай, друг Тряпичкин, какая со мной приключилась история… И в самом деле, приключения были тут как тут. На второй или на третий день пребывания Димы в школьных стенах шестиклассник Ринат Гилимшин нагрубил новому преподавателю. Сделал он это не умышленно – сказать по правде, он, скорее всего, и сам не заметил, что нагрубил. В ответ на слова Двинских «прошу к доске», Ринат молча почесал щеку, а затем высказался безадресно: – За спрос в нос. Услыхав бойкий ответ, в классе засмеялись. Улыбнулся и Дима Двинских. Он явился в аудиторию в расстёгнутом кожаном пиджаке, надетом поверх голубой, как у Андрея Миронова, водолазки. И вот стоял теперь перед Ринатом и, продолжая улыбаться, покачивался на узких носках ботинок. Затем, улыбнувшись ещё радушнее, спросил: – В чей? Ринат (а это был матёрый шестиклассник, со стажем, поскольку учился в шестом классе, наверное, третий год) конкретного ответа не дал, а вместо этого заныл: – Я что ли сказал? – Нет? Не ты? – коварно, как разведчик, уточнил Двинских. – Не-а. – В таком случае, передай тому, кто сказал, – отчеканил новый учитель и ухватил Рината за широкий нос. Продержав жертву, которая почти и не трепыхалась, минуты две, Дима выпустил нос воспитуемого, достал из кармана платок и вытер пальцы. Вот этот-то платок, думаю, оказался последним гвоздём выступления. Это был такой психологический выстрел, противостоять которому туповатый Ринат был не в состоянии. – Я что ли? – затянул было он прежнюю песню, но, поймав метал-лический взгляд Двинских, увял и уложил голову на парту, словно внезапно заболел вирусным гриппом. В учительской Дима появлялся не часто. Но каждый раз его явление было чем-нибудь да примечательно: так, первый раз, усевшись на край стола, он закурил, в другой раз перепугал завуча Зинаиду словом «концептуально», а однажды был замечен насвистывающим сквозь зубы небезызвестный шлягер «Yeserday». Маргарита Александровна, дослушав мелодию до конца, угрюмо высказалась: –Не свистите. Денег не будет. – У кого? – удивился Двинских. Тут учитель-ветеран непонятно на что разобиделась. – Ни у кого, – отрезала она неприветливо. – Просто примета такая. Обобщение векового человеческого опыта. В голубых глазах Двинских мелькнуло что-то вроде испуга, а я подумала: вот ведь. Человек не устрашился диковатого, как Маугли, Рината Гилимшина. А перед нашей Маргаритой затрепетал… Подумав так, я кое-что вспомнила. Пару месяцев назад, когда у Маргариты Александровны был юбилей, мне поручили написать соответствующий текст. Желательно – в стихах. Я принялась за дело, но ничего, кроме «Товарищу Маргарите – пароходу и человеку», в голову не лезло. В конце концов, я отринула авторские амбиции и написала требуемое, бесстрашно рифмуя «поздравляем» и «желаем». Но «пароход и человек» застряли в памяти… Возможно, что-то этакое уловил чувствительный Двинских – и устрашился? Примерно через две недели я зашла в класс, из которого вывалились мои девятиклассники после математики, проведённой Двинских, и уселась напротив Димы. Несколько недель в школе не прошли для него бесследно. Дима немного побледнел и осунулся, отказался от кожаного пиджака и закатал рукава, как Владимир Маяковский на сцене Политехнического; но главное – в глазах появилось какое-то дополнительное выражение. Печаль, или мне померещилось? – У нас тут юбилей Блока, – сказала я. – Хотите поучаствовать? В руках Двинских я заметила незажжённую сигарету. На лице – выражение озадаченности. Мне стало не по себе. И чего, спрашивается, я полезла со своим Блоком? Спору нет, мне нужен был помощник – тот, кто вовремя включит, а затем выключит проигрыватель, станет за диапроектор… Но, очутившись лицом к лицу с Двинских, я неожиданно оробела – совсем как Ринат Гилимшин, схваченный за нос. Продолжая с любопытством меня разглядывать, Дима сказал: – Почему именно Блок? Не Гумилёв, к примеру? Я сказала хмуро: – Где я Гумилёва найду? Строчек десять, разбросанных по крити-ческим статьям. – У меня есть перепечатка. Принесу, если хотите. Скорее из упрямства, чем из интереса, я спросила: – А чем вас Блок не устраивает? – Юбилеем, – сказал Двинских и засмеялся. – Эпитетами «красивая и молодая». Так чтó, принести Гумилёва? – Ещё бы. Короче говоря, место скифов занял изысканный жираф. Тайная и не совсем объяснимая радость овладела мной. Завучу Зинаиде, которая ждала от меня самостоятельного меро-приятия – «в зачёт будущей аттестации» – я не стала называть тему. «Поэтический вечер» – мало, что ли? От Двинских я получила тоненькую книжечку, сшитую из перепе-чатанных страниц гумилевских текстов и переплетённую в плотную клеёнчатую обложку бледно-голубого цвета. На первой же свободной перемене я, вместо обеда, закрылась в классе и перелистала сборник. «И зачем эти тонкие руки жемчугами прорезали тьму?» Мне припомнилось лицо убитого поэта – удлинённое, надменное и уродливое, с тонким графическим ртом – я наткнулась на его фотографию задолго до того, как прочитала стихи. За дверью кто-то громко крикнул: – Тарас! Шухер! Затем я услыхала голос Маргариты Александровны. Она высказа-лась довольно загадочно, назвав кого-то «человече». Что-то с грохотом обрушилось, будто заледеневший снежный ком сорвался с крыши. Потом наступила короткая тишина, а следом прогремел звонок. Я засунула Гумилёва в портфель и вышла в коридор. А после уроков мы уже яростно ругались с Двинских по поводу отбора стихов, оформления зала, музыкального сопровождения. Я сказала: – В любом случае нужен сценарий. И не мешает привлечь ребят в качестве чтецов. – Чтение по ролям? – осведомился Двинских. – А ты предпочитаешь собственный монолог? В конце концов, на запах дыма – ибо, ругаясь, мы без остановки курили – явилась дежурная тётя Галя и, приглаживая рыжие локоны мокрой рукой, разразилась негодующей и невнятной речью. Я с трудом разобрала, что вот свалились мы на её голову, сели и ножки свесили, и что видала она таких – да что там. Не просто таких, а покрепче нашего. Физкультурник с дамочкой одной тут мало что курили – ещё и выпивали… – Я на вас закладную напишу! – распаляясь, крикнула тётя Галя. – Что? – спросили мы хором. – Документ, – уступила дежурная. – На имя Зинаиды Леонтьевны. Вышли из школы мы порознь. Двинских, не прощаясь, удалился в туалет, а я пошла своей дорогой. Я испытывала досаду и грусть. Яростные нападки моего нового товарища носили довольно обидный характер. В ответ на мои попытки напомнить ему, что мероприятие адресовано всё-таки детской аудитории, он вначале заявил, что – если мне это неизвестно – педагогика вообще лженаука и, соответственно, всякий носитель педагогических сентенций – вроде меня – в первую очередь, недалёкий человек. – Погрязший в косности? – подсказала я уныло. – Именно. И вообще, с какой стати подстраиваться под аудито-рию? На четвереньки становиться? Это зритель должен подняться до уровня предлагаемого материала. Я возражала вяло и неубедительно. Затем мы, как я уже сказала, разошлись по домам, и мне пришло в голову, что идея поэтического вечера захиреет. А жаль, ужасно жаль… Дима Двинских с его-то дикцией, с его надменной физиономией – пожалуй, мог бы быть очень недурным исполнителем гумилевских текстов… Схватить весло, поставить ногу в стремя… Ну и так далее. Надо сказать, мои предчувствия оправдались, хотя и не совсем. Вечер мы подготовили, и, кажется, даже неплохо. Странные стихи зазвучали на репетициях в нашем актовом зале. Тени больших кораблей, диковинных рыб, тонких переплетённых трав замелькали в луче прожектора… Мне припоминается и изысканный жираф – а как же… – Это был не жираф, – сказал мой приятель, выслушав историю нашего миссионерского начинания. – Да ну? – Не жираф, а твой утончённый герой. Я уверен, это была его тень, а что. Сама говоришь, он был тонкий и всё такое… Я махнула рукой и не стала спорить. Тем более, мы так и не провели наш вечер. Десятого марта умер Черненко, и был объявлен траур. Соответственно – праздничные мероприятия отменены. – Никакихразвлекаловок, – нервно пророкотала парторг Маргари-та. – Это не развлекательное мероприятие, – угрюмо вмешался Двинс-ких. – Тем более, Гумилёв, как вы наверняка знаете, тоже умер. Маргарита Александровна покрылась свекольным румянцем. Ревизионистская выходка Димы возмутила её. – Это, – сказала она, с трудом взяв себя в руки, – совершенно раз-ные смерти. Надеюсь, понятно? – Ещё бы, – сказал Дима Двинских и, закуривая на ходу, вышел под мокрый снег. ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |