Александр Корамыслов

Драйверам личных газенвагенов, желающим перестать беспокоиться и начать убивать

Предуведомление от редактора: В новой рубрике «Полигон» редакция публикует материалы, которые представляются нам спорными (или о которых принято говорить «мнение редакции может не совпадать с мнением автора). В общем,  есть тема для споров.
АП.


_ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

Поэты бывают разные. Зелёные, белые, красные. Голубые, в конце концов. Во всяком случае, по поэтической «одёжке». С ранних до поздних творческих периодов упорно гнущие (или упорно ведущие) свои разноцветные линии. К сожалению, бывают и поэты, поначалу рядящиеся в христианские (читай – православные) облачения, а некоторое время спустя сбрасывающие их и – с минимальным преувеличением – втаптывающие в своё подножное и подноготное. А избранную в молодости линию Света ныне теряющие в кромешном Мраке… Речь пойдёт об одном из таких стихотворцев и о его, по моему частному мнению, творческой инволюции.
Итак, Алексей Сомов  http://www.promegalit.ru/autor.php?id=264. Автор, начинавший с православных по форме и содержанию стихов, чья первая, увы, так и не напечатанная, книга стихотворений – под характерным названием «Заутреня» – ещё в начале 2000-х готовилась к выходу в ижевском издательстве «Удмуртия»…
Личный язык свой – как известно, враг любого человека. Поэта, позволяющего себе, мягко говоря, «неосторожные» высказывания – тем более. Сомов в одной из последних своих подборок подтвердил это конкретнее некуда http://www.netslova.ru/somov/dk-rus.html#22:

я хочу от русского языка
ровно того же самого
чего хочет пластун от добытого языка
связанного дрожащего ссаного

То есть, буквально это можно с самыми серьёзными основаниями перевести так: русский язык – мой враг. Самого ли Сомова враг, лирического героя ли его (далее – ЛГ) – уже неважно. Признание сделано – и оно практически равно высказываниям «Слово – мой враг» – и, по христианской логике: «Бог – мой враг». А с врагами оба они (АС и ЛГ) церемониться не привыкли: добыли нужные сведения – и в расход… Полагаете, чересчур? Но вот продолжение текста:

замерзает не долетев до земли плевок
а я ж тебя паскуда всю ночь на себе волок

электрической плетью по зрачкам - говори
все как есть выкладывай или умри
все пароли явочки имена
а потом ля голышом на морозец на

посадить бы тебя как генерала карбышева на лёд очком
чтобы яйца звенели валдайским колокольчиком
чтобы ведьминой лапой маячила у лица
партизанская виселица ламцадрицаца

чтоб саднила подставленная щека
чтоб ожгло до последнего позвонка

а потом глядеть не щурясь на дымный закат
оставляя ошметки мертвого языка
на полозьях саночек что везут
через всю деревню на скорый нестрашный суд

По-моему, откровенное добровольное признание – хотя и из серии «нас пугают, а нам не страшно». После него следующий пассаж из той же серии http://www.netslova.ru/somov/dk-rus.html#20:

У бурлеск-массажистки Анечки больше нет головы.
У младшего менеджера по продажам офисной техники А. Пушкина больше нет головы.
У домохозяйки Натальи Семеновны больше нет головы.
У поэта ЭльСомова больше нет головы и т. д.

Поголовная декапитация населения, каждый в свой черед.
Россия, вперед!

– воспринимается как должное и естественное.

Ну, хорошо, допустим, у поэта Сомова нет головы. Но сердце-то, сердце поэтическое – как будто должно остаться. Однако, судя по строфе http://www.promegalit.ru/publics.php?id=1508:

Ласковой отеческой рукой
отоприте золотую дверцу,
вырвите из слабой грудки сердце.
Съешьте сердце. И придет покой.

– его сердце (или сердце его ЛГ) – уже действительно вырвано «из слабой грудки» – и съедено. Кем же или чем же? Ставить диагнозы не в моей компетенции, но личное предположение всё-таки есть: собственными страстями и страстишками. К недорогим эффектам, например... Невольно вспоминаются строки АС, написанные им в его ранний, «светлолирический» период – в том же метре и ритме и с той же схемой рифмовки, но совсем без упомянутых эффектов:

Просто прикоснись к моей груди
Тёплыми подушечками пальцев.
Засыпай со мной и просыпайся.
Больше никуда не уходи.

Увы, ныне ЛГ Сомова сам ушёл, просто-таки убежал «семимильными шагами» из области светлой и легко дышащей лирики в зону (как выражается сам Сомов, небольшую сучью зону http://www.netslova.ru/somov/rodina-t.html#10) такой поэтической и духовной темноты и духоты, что рядовому читателю делается физически дурно http://www.netslova.ru/somov/dk-rus.html#2:

ТВОЙ  ЛИЧНЫЙ  ГАЗЕНВАГЕН

Не коси, товарищ, выдавленным глазом.
Не свисти, товарищ, порванной губой.
Подыхать – так с музыкой, да еще под газом.
Личный газенваген едет за тобой.

Личный газенваген – хитрая машинка.
Он в кошмарах липких снится по ночам
всяким там изгоям, разным, бля, меньшинствам,
жидомарсианам и другим хачам.

Ну а нам-то хуле, мы же из народу,
из родной канавы, от кривой сохи.
Вспомним мы пехоту, перегар и рвоту,
выпьем и прочтем Сережкины стихи.

Мы еще дадим говна, уголька и газа,
мы еще послужим Родине-стране,
что стоит, качаясь, пьяная зараза,
в православном ветхом шушуне.

За любовь и веру! Удаль и отвагу!
Навернем пельмешков, и опять в забой.
...А за нами едет личный газенваген,
Черная машина с жестяной трубой.

Рядовому читателю даже, мягко говоря, несколько странно себе представить, что это написал автор вот такого раннего стихотворения http://www.netslova.ru/somov/father.html#10:

Так и бывает: волны и облака,
плеск, фейерверк над рекою, петарды, шутихи.
Кончится праздник - жизнь обреченно легка,
только и выдохнешь: "Свете мой тихий..."

...Так и бывает:
лодка качается на волне,
к берегу лодку волной прибивает.
Свет пребывает в тебе и во мне.
Свет прибывает.

Или такого, восьмилетней давности http://www.netslova.ru/somov/father.html#5:

СЧАСТИЕ

Сны расцвечивать алым
и в дождь плясать нагишом...
Господи, как мало.
Боже, как хорошо.

Быть влюбленным и глупым
чужой беде не в укор.
Обрывать городские клумбы
ленивой рукой.

Плакать, шататься, драться,
чувствовать боль.
Говорить "здравствуй"
той, что проснулась с тобой.

Стирать пеленки,
купать Илью.
Проявлять фотопленки,
где синий июль.

Еще судьба не устала,
еще не время, еще...
Господи, как мало.
Боже, как хорошо.

Или таких строк http://www.netslova.ru/somov/father.html#11:

Христос воскресе, яблоня и тополь!
Воистину - и ветерок в лицо.
Весь этот день, раскрашенный и теплый,
круглеет, как пасхальное яйцо...

А нерядовой читатель начинает догадываться (возможно, ошибочно), что за обращением «Ты» в недавнем стихотворении http://www.promegalit.ru/publics.php?id=1508:

Это Ты, обитатель безглазых икон,
високосное облако, радуга, копоть,
побивающий первенцев, льющий огонь в города и окопы.

Только Ты не забудь, только Ты нам зачти
все, что было до времени скрыто –
ногтевые отметки, слепые значки на полях манускрипта.

– похоже, скрывается Некто, отличный от Бога так же, как от ладана бес.
То же относится и к так называемому «Господу» отсюда http://www.netslova.ru/somov/rodina-t.html#1:

Разочтясь с судьбой привыкая быть публичным
неминуемо обзаводишься чем-то лишним
жировыми складками наглым еблищем
френдами что грозят судом Линча

а ты такой счастливый и немного косой
наблюдаешь вдумчиво и любовно
как Господь отрезает от жизни еще один кусок
улыбаешься и шепчешь
а мне не больно

Если же допустить, что Господь здесь – настоящий, то это пацанское «а мне не больно» вместо благодарности Ему – нелишний раз свидетельствует о духовной (и, по всей видимости, интеллектуальной) незрелости персонажа или/и автора. Они бы, такие счастливые и немного косые, вдобавок нафантазировали, как Господь отпивает у них ещё один глоток из Им же данной чаши…
А вот в следующем стихотворении адресат назван прямо http://www.netslova.ru/somov/dk-rus.html#13:

РОЖДЕСТВО В АДУ

не знаю когда это будет
в стране победивших берез
без плача отпразднуют люди
Твое деньрожденье Христос.

в домах соберутся под вечер
закусят помянут икнут
пять тысяч рождественских свечек
в рождественский тортик воткнут.

начнут изумляться и ахать
о вере триндеть и о зле
и в полночь узрят патриарха
верхом на крылатом осле.

Тебе и не думалось даже
в запале последних минут
каким Тебя жиром измажут
какой хуеты наплетут.

А в небе не звездочка светит
рождественский пляшет салют
и снова жестокие дети
подставят Тебя и сольют.

Только, по здравому размышлению, автор или его ЛГ – сам из этих «жестоких детей», подставляющих и сливающих Христа. Потому что, вообще-то, обещанного Им Его Второго Пришествия – в Силе и Славе – покуда никто не отменял – да и кто бы смог это сделать?! Так что, поразмыслив далее, становится понятно, каким силам выгодны эти странные фантазии про «Рождество в аду» и пять тысяч рождественских свечек (как же не знаешь, когда это будет? – хочется спросить автора – посчитай свои свечки поштучно…). Вот уж действительно, Ему и не думалось даже, каким Его жиром измажут, какой … наплетут некоторые очевидно бывшие Ему поклонники.
Кое-кто (из среды профессиональных литераторов) поговаривает об онтологической инакости АС. Полноте, дамы и господа: нынешний ЛГ Сомова демонстрирует «не более чем» просто ужасающее для любого христианина поклонение своему ветхому человеку с его повреждённой природой – и всяческое ему угождение http://www.promegalit.ru/publics.php?id=1508:

Это искусство:
носить недорогие шмотки с таким видом,
будто ты король в изгнании и единственный
не догадываешься об этом, делать
одни и те же ошибки при заполнении важных
казенных бланков, наблюдать за развитием
облаков при помощи некоего инструмента,
спрятанного в мозжечке, бесить самим фактом
своего существования бухгалтеров во всех редакциях,
забывать о человеке, как только он выпал
из поля зрения, принимать подарки не кобенясь,
лгать любимым с улыбкой, глядя в глаза просто и ясно,
каждой весной умирать от счастья, перед каждой
женщиной открывать невидимую дверь,
прятать от себя ножи и прочие колюще-режущие предметы,
редко просить, а если просить, то таким голосом,
что отказать невозможно, разговаривать с маленькими детьми
как с очень важными персонами (может быть,
тоже царской или ангельской крови), памятуя
об их месте в иерархии Луны,
наслаждаться алкоголизмом,
говорить «спасибо».

Тут не спасает даже финальное «спасибо» – ибо непонятно, кому оно адресовано. Очевидно, помянутому ветхому человеку – а это, извините – фи…
Некоторые поклонники самого Сомова ставят ему в заслугу нынешнюю «жёсткую честность» его текстов – и, говоря о процитированном стихотворении о русском языке – хотят видеть в нём «безобидные» любовные пытки – либо, на худой конец, хирургию, при которой не предусмотрен наркоз. Однако, на мой взгляд, всё гораздо хуже.
И здесь приходится вспомнить «киношное» понятие снафф (англ. snuff movie, snuff film) – кино- или видеозапись настоящего убийства человека (обычно женщины), сделанное с целью последующего распространения для развлекательных целей. Так вот, по-моему – это вербальный snuff в «чистом» грязном виде (не случайно же одна из последних подборок Сомова http://www.promegalit.ru/publics.php?id=438 именно так и называется).
Снафф без прикрас явлен и вот в этом «милом стишке» http://www.promegalit.ru/publics.php?id=1508:

Я помню год когда так неохотно
накрылась льдом вонючая река
на тонком льду под выкрики и хохот
мы убивали черного щенка
Два ангелочка в школьных пиджаках
в ладонях потных кирпичи и палки
и чем-то сладким и знакомым пахло
а сверстники кричали Сдохни падло
с румянцем некрасивым на щеках

Мы проходили некую проверку
И кто-то важный наблюдал за нами сверху

Я помню этот взгляд и этот хруст
и как сочилась розовая пена
Никто из нас не оказался трус
Вот только кто скажи ударил первым

А говорят мол ангелы как дети
Но мнится хороши и те и эти

Не могу не заметить: мало того, что концовка откровенно слаба, так она ещё и демонстрирует грубую подмену понятий. Ибо всякий мало-мальски знакомый с Православием человек знает, что как раз дети (и только до 7 лет) приравнены к ангелам (являющимися «всего лишь» служебными духами) – но никогда наоборот. И таковая подмена, по-моему, добавляет ещё один точный и чёткий штришок к портрету героя этой статьи, ещё относительно недавно, повторяю, рядившегося в христианские облачения…
Да, пока это литературно-зоологический snuff. Но, «потренировавшись» на «четвероногом брате», скоро ЛГ Сомова, похоже, возьмётся за братьев (и сестёр) двуногих. Оба они (ЛГ и автор), очевидно, уже приготовились – не случайно же АС безо всяких стеснений озаглавил подборку якобы «шуткой над Дейлом Карнеги» – «КАК ПЕРЕСТАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ И НАЧАТЬ УБИВАТЬ» http://www.promegalit.ru/publics.php?id=1508.
Меня могут спросить (и правильно сделают): неужели поэзия и поэты не должны (не имеют права) развиваться? Ну, почему же. Право имеют. Должны.
Скажу больше: поэт Алексей Сомов, кажется, изобрёл (во всяком случае, для самого себя) новый тип русской поэзии – снафф-поэзию http://www.netslova.ru/somov/dk-rus.html#11. Только вот не слишком ли дорогой ценой – а именно ценой подмены «обычной» человеческой совести – «личным газенвагеном», подмены Живого Христа – поэтическим снаффом? И кому этот «весь этот добрый снафф» http://www.netslova.ru/somov/snuff.html#5 адресован – драйверам личных газенвагенов, желающим перестать беспокоиться и начать убивать – или нормальным современным читателям русской поэзии, хорошо её знающим и любящим? И чего стоит такая «жёсткая поэтическая честность», если поэт, за последние годы не единожды изменив Христианству (читай – Православию) де-факто – в своих текстах, до сих пор не покаялся в этом – либо не отказался от чести именоваться христианином де-юре – опять же в собственных текстах? Вопросы открыты. И лично мне, как читателю (несмотря на то, что Алексей Сомов в последней на настоящий момент его подборке (характерно поименованной «Родина-тьма» http://www.netslova.ru/somov/rodina-t.html) довольно трогательно «попрощался» со своими ридерами («Чмоки всем в этом чате. Далее – без меня» http://www.netslova.ru/somov/rodina-t.html#14)) – искренне хотелось бы получить на них его внятные поэтические ответы. Желательно – достойные одного из ранних – и действительно лучших, на мой взгляд, его стихотворений http://www.netslova.ru/somov/opyty.html#7:

...Знаешь,
вечное бремя забот и сует
брать с собою в дорогу -
плохая примета.
Только радость и свет,
только радость - и свет.
Только радость и свет -
ничего,
кроме света.

Что ж ты губы кусаешь
и хмуришь чело,
и опять
обреченно взыскуешь ответа
в этом мире,
где вечного нет ничего,
в этом мире,
где нет ничего,
кроме света...

К списку номеров журнала «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» | К содержанию номера