Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | Проект АРЕаЛ | ГЕОЛОГИЯ | Только для своих | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ | Спонсоры | Связь с координатором портала |
Центр |
Владимир КаденкоОб авторе: ... >>> |
Надежда ПерцоваОб авторе: ... >>> |
Хенрик БаранОб авторе: ... >>> |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
Александр ПетрушкинВОСКРЕШЕНИЕ ЯЗЫКА : Александр Кабанов. Бэтмен Сагайдачный. Крымско-херсонский эпос. Сб. стихотворений. — М.: Арт Хаус медиа, 2009.Все-таки это прекрасно, что Иосиф Бродский умер. Эта мысль посещала меня за время неоднократного прочтения книги «Бэтмен Сагайдачный» не единожды. Двух Бродских нашей эпохе не надо. Однозначно. А близость кабановского бэтмена и бродского денди слышима невооруженным слухом. Разве что изменились немного декорации — все больше файлов, все больше терабайтов, все больше привнесенного в жизнь литератора из блогосферы (типа новой резервации для нас, ущербных).
Про плохие книги гораздо легче писать, чем о хороших. Хорошие хочется читать, а не вычитывать и рекомендовать, рекомендовать — ничего не объясняя — умному достаточно, дураку ничего не объяснить. Эта книга — хорошая, цельная. Скрепленная нюансами нюансов: Мне тридцать восемь с хвостиком годков, Меня от одиночества шатает И сучье время ждет своих щенков И с нежностью за шиворот хватает Или …Подташнивает Збруеву Надежду, А ей шестнадцатый минует год, Так сладко и тепло — внутри и между Она поглаживает свой живот Осмелюсь предположить, что книга и создана для того, чтобы продемонстрировать нам, читателям, эти самые нюансы современного русского языка, все прочее в «Бэтмене Сагайдачном» является именно прочим, необязательным то есть. Кабанов, как демиург, абсолютно не озабочен тем, «о чем?» его эпос, но беспокоится только лишь тем, «как?». Я даже рискнул бы сказать, что стихи в этой книге высокотехнологичны. На примере большинства из них очень легко объяснить начинающим поэтам, из чего должен произрастать текст, как его формировать, поддерживать в нем жизнь, и натяжение его магнитного поля от начала и до конца. И еще несколько моментов, которые я бы предпочел обозначить тезисно. Издание крымско-херсонского эпоса завершает окончательно постсоветский период в литературе, в том смысле, что язык советского человека окончательно переродился, обрел новые черты, новые знаки, новые импульсы; таким образом, если ИБ начал процесс обрушения советского языка, то АК его завершил, оформил и прогнал табуны байков по месту, где некогда высилось прежнее здание. А теперь: Отгремели русские глаголы, Стихли украинские дожди, Лужи в этикетках кока-колы, Перебрался в Минск Салман Рушди (…) Потому что хамское, блатное — Оказалось ближе и родней, Потому что мы совсем другое Называли родиной своей. Зарождение эпоса обычно сопровождается сложением панегириков и плачей, близких героическому мировосприятию. Удаленные файлы всегда оставляют эхо — Tmp, по которому можно их воскресить, И во мне терабайты любви, печали и смеха, Человек, уходя во тьму, обретает нить… Увековеченные в них великие деяния часто оказываются тем материалом, который героические поэты кладут в основу своего повествования. …А на душе потемки чище помпейской сажи За колбасою конской очередь буквой г Помню как с чемоданом входит Кабанов Саша На чемодане надпись Дембель ГСВГ… Эпос претендует не только на объективность, но и на правдивость своего рассказа, при этом его притязания, как правило, принимаются слушателями. Итак, про что кабановский эпос? Кто его главный герой (без кавычек)? Думаю, что это эпос о смерти «советского» языка — он же главный герой (носителем, которого, так или иначе, был Бродский, пусть даже из чувства противоречия) — и воскрешении его в новом постиндустриальном виде (собственно — стихи Александра Кабанова). И в самом деле, прочитывая эту книгу, понимаешь, что в одном времени со стихами ИБ — она не могла бы появиться, и что взаправду прекрасно то, что Бродский наконец-то умер — иначе никак не мог бы возникнуть вот этот стих, который для меня является центральным в героическом повествовании о запорожском бэтмене: Мы оставлены кем-то из птичьих, В нерифмованном списке живых, Посреди тополиных страничек, Под ногтями цветов луговых. Семена, имена, времена ли? Ни ума, ни души, ни труда… Лишь люцерна и клевер — в финале, Одуванчики и лебеда. Лишь молитва отцу-зверобою: Будет ливень с грозою вот-вот… И тогда промелькнет над тобою Вострой ласточки — белый живот. |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКыштым-ГраниПятью пятьКочегаркаСОТЫРусское вымяВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГОСОБНЯКМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНСЕВЕРДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕЛИТЕРАЮЖНЫЙ УРАЛБАЛТИКА-КалининградСеверо-Муйские огниНОВЫЙ СВЕТСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИНАЧАЛОКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИСлово-WordГВИДЕОНКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАСорокопут [Lanius Excubitor]ДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовТело ПоэзииГРАФИТБЕЛЫЙ ВОРОНИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимДЕТИ РАФУТУРУМ АРТЧЕРНОВИКЗИНЗИВЕРЛИКБЕЗВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕИЛЬЯАРГАМАК-ТатарстанИНФОРМПРОСТРАНСТВОДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬСВОЙ ВАРИАНТБАШНЯ22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЗАПАСНИКЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЗНАКИ11:33АЛЬТЕРНАЦИЯ |