А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Здравствуй! Здравствуй! Стихотворения
Родилась в Москве, в 1968 году. Окончила Московский юридический институт (1992), Литературный институт им. Горького, факультет «Поэзия», семинар Игоря Волгина (2000). Член Союза писателей России с 1997 года, в 2012 году перешла в Союз писателей Москвы. Юрист по первому образованию. Выпускающий редактор журнала. Живёт в Москве. Автор девяти книг стихотворений. Лауреат многих литературных премий. Публиковалась в журналах «Новый Мир», «Арион», «Знамя», «Октябрь», «Новый Берег», «Волга», «Интерпоэзия» и других.
Стихи Марии Ватутиной, пожалуй, можно воспринимать и как поэтический документ времени. Причём не только того, в котором живёт автор, но и времени в его историческом и метафизическом смысле, времени, вобравшего времена человечьи в моменты их драматических преткновений. Стихи Марии Ватутиной – это летопись с порой библейским лексическим привкусом. Конечно, это, прежде всего, летопись себя, но, право же, её прочтение создаёт ощущение аутентичной, удивительно достоверной запечатленности человека общего, человека библейского. А всё потому, что летописец зело мастеровит, глубок, философичен, пристален, наделён замечательным даром видения и обобщения самых разрозненных бытовых подробностей в бытийные сущности.
О. Г.
* * * Здравствуй! Здравствуй! Родственник! Кровинка! Губы помнят, как тебя зовут. Подожди, попала в глаз соринка. Девяносто пятый. Институт. Эту старость, эту мешковатость, Эту сухость кожи, худобу – Не замечу. Старость – это святость. А грехи украсили судьбу. Встретились в толпе, где лица, лица – Расставанье длилось меньше дня. Ка бы знать, что память обнулится, Прошлое исчезнет из меня! Помню, что родной, но кто ты? кто ты? Сколько жизней прожито во сне? Я боюсь, не выдержат пустоты Возрожденья памяти во мне. Лучше пусть обрывочные эти – Воробьевы, Симоновский пруд… Это все историки на свете Жизнью на поверку и зовут. * * * На колу мочало – начинай сначала. Вот опять природа тебя зачала, Ты повторно – точка, на каплю капля, У тебя повторный прогон спектакля. И пока растут твои оболочки, Прирастают силы, краснеют мочки, Ты лежишь в утробе своей постели, Заживляя память, как рану в теле. Но однажды, силой сменяя ветхость, Поползёт рука твоя на поверхность За водой в стакане ли в интернете, Потому что вечны мы, сучьи дети. Потому что, как ни противься, свинтус, А в тебе работает фотосинтез, Умножая жар, разгоняя массу, И пошло-поехало как по маслу – До конца дороги над той имбирной Океанской гладью, к тоске надмирной, Поведясь на птичий призыв паренья, Обобщая смыслы всего творенья. * * * Проживу монашкой, умру витией, Только, даже если и не грешна, Не бери меня, Господи, во святые, Потому что смерть у святых страшна. У заставы райской устав железный: Повышают ратников в званье ведь Не за то, что в жизни тягался с бездной, А за то, что принял за это смерть – С расчлененьем, кровью, посмертной дрожью, Чтобы помнил ты до конца времён: Человек способен на дело божье, И на жертву божью способен он. * * * Не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1Кор.4:5) Началось с того, что всякий пошёл судить. Начался судёж, понеслась реакция по цепи. Если кто осмеливался мысль родить, На костёр его, и развеют прах по степи. А другие, крадучись из мазутной тьмы, Хвать и этих, что в кружки сошлись у кострищ, А потом, пионеры, приходим такие мы И в колонны строимся в направлении Трёхселищ. Вот мы движемся факельным шествием по лесам. Наши уши голодают по вражеским голосам, Мы живём, пока встаёт у нас на чужую речь, И в варяжской нашей крови: кого бы сжечь. В ритуальных танцах все мы теперь жрецы. А когда друг другу станем лишь – мертвецы, Народятся немые дети на весь простор, Чтоб не дай-то бог – слово за слово – на костёр. * * * И вот они пришли к тому, кто знал, Откуда происходит каждый сущий, Кто видел сквозь магический кристалл, Где трещина проклюнется в несущей, Чей опыт превращён уже в чутьё, Чтоб рассудил – где правда, где враньё. Тем утром перламутром потолок Переливался, свет сиял под сводом. Они вломились, как один поток, Но разделились надвое с приходом. На лагеря, на касты, на рода, Но правда неделима, вот беда. Арбитр, оракул, кто он там, пророк, Он знал: всё возвращается к пещере, Где дикари, исторгнув грязь и сок, Опустошив все полости и щели, Вот-вот и повернут глаза к нему. – Чья правда? – спросят каменную тьму. А он, другого типа гоминид, Не азиатской сборки трансформатор, Узнавший, как вселенная звенит, Не реформатор, просто прокуратор, Не знал, где правда. Ну, не знал. Не знал! Зажглись костры, и близился финал. И ВЕЧЕР ДЛИТСЯ 1. Кто посуду моет, досадует на прокладку, Ибо кран свистит, словно он архаичный стилос: Как ни ставь заплаты, а дело идёт к упадку, То есть тело идёт ко дну, то есть жизнь сносилась. И тогда взывает к небу посудомойка, Проклиная кран, из которого каплет капля: Это всё за что мне, господи? Мне и только! Это травля, господи, это такая травля? И одной бы капли хватило ей, не протечки, До которой она терпела ещё, терпела… Ты прости ей, боже, эти её словечки, Просто кран чинить – не женское это дело. 2. «Отступи от меня», – стучала и я по буквам, Отрекалась некрепким духом в повторном морге. Благочинным лайкам счёт вела по фейсбукам, Предъявляла: вот учитывай их при торге. Я хотела платы за эти мои утраты, Я хотела благ за мою чистоту и веру. А когда наступал промежуточный час расплаты, Показанья снимали, как воду по водомеру. Незаметная течь, бестолковая речь, упреки, Суесловье, пустоты жизни, строптивый стилос. Не смиряюсь, но благодарствую за уроки, На которых я и кран чинить научилась. 3. Крепостные речи, спорщики с небосводом, Со крыльца Василия, рифмой скрепляя фразу, Выходили и мы на площадь перед народом, Но народ безмолвен был и невидим глазу. Посылала наша вера нам испытанья – Безразличье толпы, что хлеще четвертованья, Умирали наши ямбы среди аилов, И белели струпья на детушках-книгах, Иов. Ничего мы здесь не просили в труде безгрешном, Разве что молились рифме в углу столешном, Починяли мир, да не очень-то он чинился. Вечер длился и длился, как будто из крана лился. * * * Безымянные, неисчислимые, Бесполезные слуги молвы, До наивности словом томимые, В Иудею явились волхвы. Любопытством они не обижены, И не прочь за собой застолбить Право первенства. В эти ли хижины, Во дворец им идти, может быть? Этот поиск, метанье, мучение, Двуединая сущность творца: Как узнать золотое сечение? Чем оправдывать хлеб мудреца? Сколько ждать им, сверять ли знамения? Составлять ли для поиска план? Совпадения всё, совпадения! Самомнение, самообман. Принимают достойно у Ирода, Но его агентура молчит. А пещера крестьянская вырыта, И восход уже кровоточит. Вот, художник, иди на готовое: Возликуй пред отсчётом веков. Всё, что миру даёшь ты, не новое, Это лишь – поклоненье волхвов. Это краткий отчет в Абиссинию Очевидца слиянья планет, Трёх планет над холодной пустынею – В триединый предутренний свет. * * * Пешком ли, в казённой карете Под благословенье Петра Таланта строптивые дети Спешат на работу с утра. Закуплены краски и кисти, Заказчику дело важней: Как эти хоромы не чисти, Всё носится запах свиней. Дух божий не вспрянет, покамест Дух Борджиа в стенах живёт. Желтки, винный уксус и камедь – Настенную память сотрёт. Служить первородному делу: Не папе, а целям творца – Один заступает в капеллу, Другой в кабинеты дворца. Ревнуют друг к другу немного, Но полны извечных идей: Один – про величие Бога, Другой – про величье людей. MADONNA SOLLY Я книгу читала, которой пока Не создано временем вовсе. Я сыну шептала: держи щеголка И букв непонятных не бойся. И он не боялся, как будто над ним Я легкие строки читала. За лапку щегла привязала и нить На ручку ему намотала. Кто навыка чтенья ещё не обрёл, Того не печалится темя. Но дергал его за запястье щегол И звал полетать надо всеми. Младенец смотрел на земной окоём, Вздыхая украдкою тонко. Я книгу читала о сыне своём, Дрожала рука, да и только. * * * Говори, говори, читай, вычитай, слагай. Копайся в земле и детей строгай, Подрастут, и снова иди на сцену И – говори, говори... ты ведь хочешь цену Себе узнать. Давай заяви Об окончанье холодной любви. Если перерождается человечий глаз, Не способный отделить зерна от плевел, То конечен и любо-пытства запас, Который творца прогневил. А теперь бы прописку в Эдеме спас – Холодок пресыщенности, финальный левел. И вот она стоит, читает вирши о том, о сём. Пионерским голосом, розовым поросём, Ей неважно, как аукнется, чем отзовётся. Мы ещё с неё, как с яблони, натрясём Новые смыслы, в подоле их понесём, В своё болотце. Но вот эти складочки носогубные по бокам Говорят во все века всем мужским богам И самодостаточным женщинам о картинах, Где назначает кары Всевышний на новый срок. Физиогномика – наш конёк, И откуда что берётся, знаем, и кто пророк В наших-то палестинах. * * * Кто ласковое слово источал – К тому и льнёшь, обману потакая. Кто ты такая? Кто тебе молчал, Увеча, немотою истекая. Но этот по-другому правит бал, Он властелин участливых вопросов, Которые другой не задавал, Ласкательного суффикса философ. Служить живому, мёртвому – блажить. Живому – свет, а умершему – свечка. Ты научилась подаяньем жить: Достаточно и тёплого словечка. * * * И вот, как бы ты ни сличала, Усталость уже от лени не отличить, одичала, За месяц начинаешь справлять, Вернее чувствовать праздник, его начало, Или наоборот, отравлять Материю, погружаться в будни. Так у причала Тонут баржи, уходят под воду, ржавеют, мало Того отравляют залив, и некому исправлять. Превратиться в прошлое проще, чем наоборот Обернуться будущим, зыбким, И относительным, без музейных щедрот. Эволюция смахивает на обман, ибо прёт и прёт. Но кто его знает, удачен ли расторопный ход, Или мы живём в катастрофе, потакая ошибкам, Возвращаемся к рыбкам. Если вечности нет, то нет и мгновения, ангел мой. Только мы не вписаны в этот пир дармовой, Биомасса, воспроизводящая мысль и тело, Категорией времени не овладела, Но умеет переделывать мир бытовой И не любит сидеть без дела. Но ни слова больше, ангел мой, про любовь! Всё исчезнет, не повторится, не заглянет вновь Как-нибудь, завернув на огонёк, не готовь Тревожную сумку и комнату для туристов. Посмотрись в то зеркало, что у тебя внутри, Жизнь проходит, хотя бы себе не ври, И уже всё равно, о чём краснеют календари, И зачем этот мир неистов. * * * Смерть вчера гуляла ночью В доме после двух. Всей своей костлявой мощью Мой вбирала дух. Я сказала ей: – Ошибка! Ты ведь не за мной. Видно, видишь ты не шибко В темноте ночной. Смерть улыбкой отвечала. И к другой плыла, К той, что с самого начала Здесь её ждала. * * * Не помню пин-кодов, не завожу паролей по тем же причинам, Паспортных данных лишён мой мозг и мужчинам О себе могу поведать лишь имя. Долго вожусь у касс, Банкоматы меня встречают надменно и выдают отказ, Узнаю в лицо, но не знаю, как обратиться по имени, и не знаю, Откуда знаю того, чьё лицо сохраняет зачем-то память. Я ещё вслепую младенца перепеленаю, Но на верный путь уже не смогу направить. Вот такими выходят из мясорубки времени, детка. А попадешь в неё по второму разу, Наконец-то начнёшь улыбаться всем и всему, и нередко Бывает – вступаешь в третью фазу: Ходишь по памяти, как по углям, дымишь прикольно. Ротозеи в ужасе. А тебе не больно. * * * Зима, Мария, пустота. И вечный разговор с собою, И препирательства с судьбою, Уж чересчур она проста. Мне ясности не надо столь, От ясности с ума и сходят. Её назвали непростой, Она – простая, скулы сводит! И предсказуема, как зим Российских чёрных неизбежность. Талант – проверка на прилежность. Привет! Давай поговорим Не обо мне, а о тебе, Я знаю, ощущаю кожей: Погрешности в моей судьбе Похожи на твои, прохожий. Я о себе, но я – о нас, Я – переписчик, ученица. Но то, в чём я разобралась, Глядишь, тебе на что сгодится. Я не великого ума, Умён диктовщик, небом залит. А набело уже зима Всё перепишет и подправит. * * * Пока ты спал, пока тебе спалось, На свете столько связей порвалось, Отвергнуто и пало столько женщин, И столько взято узников в полон, И столько стран сюда со всех сторон Шлёт ненависть, что горизонт уменьшен, А умерло такое тут число Своею смертью, что добро и зло Мельчают и меняются местами. И собственный твой крестик стал тяжёл, Пока из двух ты выбираешь зол Отечество с отцовскими крестами. Но ты лежи-посапывай, слезать С печи не смей, послушайся поэта. Я прослежу, чтоб не было навета На этот мир, и после суть сюжета Попробую тебе пересказать.
Ася Додина, Слава Полищук. «Что Остаётся VI (Сад I)» Смешанная техника/холст, 54-120". 2014 год.
К списку номеров журнала «ЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРА» | К содержанию номера

|