Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
Тамара БелицкаяОб авторе: ... |
Валерий СавостьяновОб авторе: ... |
Людмила АвдееваОб авторе: ... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Александр КарпенкоАлександр Спарбер, «Трава-вода»Я, усталый от забот,
Душ горячий бы принять…
Есть среди поэтов странные люди, которые мало заботятся о продвижении своих стихотворений. Такая позиция невольно вызывает симпатию. Неужели поэт может быть настолько не тщеславен? Познакомившись ближе с творчеством Александра Спарбера, я поймал себя на мысли, что мне близка творческая манера данного автора. И вот почему. У Спарбера над стихией слов почти всегда витает, как дух, некий замысел. В этом замысле берет начало творимый космос. Во многих стихотворениях присутствует драматургия: зачин, развитие, кульминация и, наконец, развязка. Какая-нибудь история, сюжет. Возникает ощущение, что у Спарбера нет ничего лишнего, ему, как правило, хватает для реализации замысла нескольких строф. Все схвачено невидимой — и потому особенно чудесной! — гармонией. В авторском чтении это порой даже заметнее, нежели на бумаге, — слышен симфонизм малых форм.
ранним летом (пух — нельзя, нельзя!)
Московские тополя. Заложники человеческой косности. Вместо того, чтобы искать лекарство от аллергии, жестокосердные люди решили рубить деревья. Видимо, тот, кто решал, лично "пострадал" от ни в чем не повинных деревьев. Я не знаю, как обстоит дело с тополями в других городах. Подозреваю, что не лучше — глупость заразна. Но у москвичей эта тема сразу вызывает в сердце резонанс. История внутренне трагическая, разоблачающая в человеке жестокого "царя природы". Александр Спарбер выстраивает мысленную иерархию: если мы так поступаем с деревьями, найдутся и те, кто может схожим образом поступить с нами. Стихотворение классицистично, в лучших традициях русской поэзии. Жизнь не остановить: в конце лета квадратные тела тополей обрастают новыми зелеными побегами. Многие поэты сейчас обрывают речь на полуслове, не договаривают слова. Это стало модным. У Александра Спарбера, на мой взгляд, это — не просто литературный прием. Это один из элементов эстетики. Недоговоренное слово (или целое предложение) имеет у него те же права, что и слово полновесное, произнесенное без "глотания" суффиксов и окончаний. Например, в другом стихотворении у него "исчислено, отмерено и взве…" Ну понятно же, что дальше идет тот самый "упарсин". Зато появляются свежая рифма, новое звучание. Языковая недоговоренность не оставляет смысловых лакун в тексте.
весь
Может показаться невероятным, но "Трава-вода" — это первая книга Александра Спарбера. Первая книга у него вышла даже позже, чем аналогичная книга у Арсения Тарковского! И так странно, что до недавнего времени имя Спарбера было известно разве что небольшому кругу сетевых читателей. "О сколько нам открытий чудных…" И хочется воскликнуть: "Здравствуйте, поэт Александр Спарбер".
К списку номеров журнала «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыКАШТАНОВЫЙ ДОМСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |