Главная | Журналы | Персоналии | Книги | Медиа | ПОМОЧЬ МЕГАЛИТУ |
![]() Центр |
![]() Евгений Моисеевич БеньОб авторе: Публицист, политолог... |
Марианна Марковна ГейдеОб авторе: Окончила философский факультет РГГУ, автор ряда специальных философских... |
![]() Сергей ДанюшинОб авторе: Родился в в Нижнем Новгороде. Окончил Нижегородский лингвистический... |
РегионыЦентрРоссияАбаканАнадырьАрхангельскАстраханьБарнаулБелгородБлаговещенскВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВологдаВоронежЕкатеринбургИжевскИркутскКазаньКалининградКалугаКемеровоКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинградская областьЛипецкМоскваМосковская областьНарьян-МарНижний НовгородНовосибирскОмскОрелОренбургПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПсковРостов-на-ДонуРязаньСамараСанкт-ПетербургСаратовТверьТулаУлан-УдэУфаХабаровскЧебоксарыЧелябинскЯкутскЯрославльЗападная ЕвропаАвстрияАлбанияБельгияБолгарияБосния и ГерцеговинаГерманияИзраильИрландияИспанияНорвегияПольшаРумынияСловенияФинляндияКавказАзербайджанАрменияГрузияАзиатско-Тихоокеанский регионАзиатско-Тихоокеанский регионАфрикаАфрикаВосточная ЕвропаБеларусьМолдоваУкраинаЦентральная АзияКазахстанКиргизстанТаджикистанУзбекистанСеверная АмерикаКанадаСШАСтраны БалтииЛатвияЛитваЭстония |
![]() ![]() Ильяс Камалов«Любимый инструмент, конечно, виолончель». Беседовали Рауза Хузахметова, Михаил ХузахметовЗвуки – тягучие, низкие, удивительно красивые – заполнили зал. Играл Ильяс Камалов… Впервые я услышала это имя на презентации 14-го номера «Казанского альманаха», где артист был представлен собравшимся как студент Казанской консерватории, солист Татарской филармонии, лауреат международных конкурсов. Меня удивило это сочетание: ещё студент – уже лауреат. Я внимательно смотрела на молодого человека. Мне хотелось разглядеть в нём что-то особенное. Но особенное было в его игре, в музыке – этих низких, бархатных звуках, которые сразу же пленили меня. А музыкант сидел, чуть склонив голову, будто заглядывая в душу виолончели, бережно и уверенно касаясь своими чуткими пальцами её струн. Удивительное единение музыканта и его инструмента. Мне захотелось поближе познакомиться с исполнителем, узнать – когда, как происходит это единение. И вот, договорившись с Ильясом Камаловым о встрече, я подхожу к зданию филармонии. В небольшом классе и начинается наша беседа. – Ильяс, сейчас вы – известный исполнитель, начинающий композитор, лауреат международных музыкальных конкурсов. А как всё начиналось? – В шесть лет мама привела меня в музыкальную школу. Мне это было интересно, хотя тогда я ещё не думал, что музыка станет моей профессией. Жили мы в городе Никольское, что находится в двадцати километрах от Санкт-Петербурга. Один год я проучился в подготовительном классе по фортепиано. Потом наша семья переехали в Санкт-Петербург. Рядом с домом был Дворец творчества юных, где я хотел продолжить обучение. Но с преподавателем по фортепиано мы не смогли найти общий язык. На меня обратила внимание преподаватель виолончели и взяла к себе в первый класс. Так что выбор инструмента произошёл, можно сказать, случайно. Учился я с удовольствием и классе в пятом начал чувствовать большое тяготение к оркестровой игре. В этом же Дворце, где я занимался, был симфонический оркестр при ансамбле песни и танца имени Дунаевского. Я начал играть в составе оркестра и тогда ещё услышал и полюбил всю красоту и гармонию звуков. Это так увлекло меня, что на каждую репетицию я летел, как на крыльях. В летнем лагере при Дворце для участников оркестра был организован отдых, совмещённый с репетициями. Там же проводились мастер-классы. Это было так интересно, что я стал ездить в этот летний музыкальный лагерь каждый год. – Наверное, вы из музыкальной семьи… Мои родители по профессии не музыканты, но люди творческие. Музыку очень любят. Отец Файзрахман Гафурович играет на курае, а мама Гульзада Рашитовна любит петь и занималась в самодеятельном хоре в Санкт-Петербурге. Вообще, мама – самый главный человек для меня, мой критик и советчик. – Какими инструментами, кроме виолончели, владеете? – Играю на фортепиано, баяне, аккордеоне, саксофоне, трубе, на кларнете, но любимый инструмент, конечно, виолончель. – Ильяс, вы предпочитаете слушать голос виолончели соло или в сочетании с другими инструментами? – В зависимости от настроения это может быть соло. Огромное удовольствие для меня – виолончель и фортепиано. В каждом сочетании есть своя прелесть, но больше всего я тяготею к оркестру. – Какую музыку любите исполнять и слушать? – Стараюсь не ограничивать себя одним жанром. Виолончель – инструмент с богатыми возможностями, и я исполняю не только классику. Как композитору мне даже приходилось находить свои интересные приемы извлечения звука на виолончели, а к этому невозможно прийти, слушая только классику. Это и авангард, и эстрадное, джазовое направления, рок-музыка и многое другое. И слушатель я тоже – с достаточно широким диапазоном увлечений. – Сейчас вы на последнем – пятом курсе Казанской консерватории. У выпускников высшего музыкального учебного заведения широкий спектр будущей деятельности, большой выбор. Это и исполнительство, и композиторство, и дирижирование, и преподавание. В какой ипостаси видите себя? – На данный момент я уже являюсь солистом филармонии и планирую продолжить выступления и совершенствование техники исполнения. Планов много, заранее не хочется обо всех говорить, но предпочтение отдаю исполнительству и композиции. – Параллельно учитесь и на кафедре композиции. Когда пришло это желание и решение? – Ещё с самого детства я увлекался аранжировками для ансамблей, но делал это на любительском уровне. Тогда же начал сочинять. А когда уже учился в Казанском музыкальном училище, мой преподаватель Лариса Владимировна Маслова поинтересовалась – чем я ещё занимаюсь. Я показал ей несколько фрагментов из своих сочинений. Она была очень удивлена, а потом познакомила меня с Трубиным Борисом Николаевичем – преподавателем, композитором. С тех пор я начал брать у него уроки. Это был уже четвёртый курс музыкального училища. Трубин и посоветовал мне поступать на факультет композиции. Таким образом, уроки с ним стали подготовкой к поступлению, и я сдавал экзамены в консерваторию одновременно на два факультета: исполнительский и композиции. Сейчас учусь в классе виолончели профессора Альберта Ахатовича Асадуллина и в классе композиции Виталия Вакифовича Харисова, которые меня очень поддерживают во всех начинаниях. – Музыкальные вузы имеют свою специфику. Бывают ли курьёзные ситуации, когда, например, студент недостаточно подготовился, а экзамен сдавать всё же нужно. В обычных учебных заведениях студенты пользуются в таких случаях шпаргалками. Как приходится «выкручиваться» в подобных ситуациях студентам-музыкантам? – У меня ситуации «не готов» не было, насколько я помню. Возможно, конечно, когда музыкальный текст выучен, но недостаточно поработал над образностью. Тогда приходится забыть обо всём, что мешает, и сконцентрироваться. – Много ли времени уходит на подготовку к занятиям, на разучивание новых произведений? – По-разному. У меня – творческий подход к этому. Могу и весь день просидеть, и пару часов или минут. – Ильяс, как появляется новая тема – для конкретного инструмента? – Я пишу для фортепиано, струнных и духовых инструментов, различных ансамблей и оркестров. А мелодия изначально может быть привязана к какому-нибудь инструменту, а может идти сразу в оркестровом звучании. – Расскажите – в каких конкурсах вы принимали участие. – В прошлом году я участвовал в международном конкурсе, проходившем в Казани, «Виват, Казань!» сразу в двух номинациях – как композитор и как виолончелист. Ещё – во всероссийском конкурсе в Москве в составе струнного квартета. Тогда мы заняли 2-е место. Также был конкурс в Саранске как виолончелист, занял 1-е место. Это только за последнее время. – Наверное, у вас есть музыкальные кумиры. – Я стараюсь не смотреть в одну точку и не отдаю никому предпочтения, но из любимых исполнителей это – Мстислав Ростропович, а из композиторов – Рустем Яхин и Алмаз Монасыпов, кстати учившийся как виолончелист, исполнитель и дирижёр. – Ильяс, любите ли вы выступать и перед какой публикой? – Какой артист не любит выступать? Конечно, это – большое удовольствие. Но вот перед большими профессорами или иностранными гостями выступление – это скорее стресс, чем удовольствие. – Есть ли увлечения кроме музыки? –В последнее время (смеётся) это – ремонт, сам решил сделать. – Откуда же навыки, от родителей? – Да, они много чего умеют делать. – Ну, что ж, лучший отдых – это смена деятельности… Делаем и мы паузу в нашей беседе. Ильяс берёт виолончель. Звучит удивительно красивая татарская мелодия. Закончив игру, говорит: – Больше всего люблю исполнять татарскую музыку, Но не ограничиваю себя одним направлением. Вот, например, полифоническое произведение. Звучит «Прелюдия из сюиты для виолончели соло» Иогана Себастьяна Баха. В разговор включается Михаил – наш фотокорреспондент: – Ильяс, что для вас важнее на данный момент – исполнение или сочинение собственной музыки? – И то, и другое. – А на выступлениях или конкурсах вы исполняете с в о ю музыку? Это, наверное, более интересные эмоции – увидеть реакцию зрителя на собственную вещь? – Да, конечно. – Хотелось бы узнать мнение о современных исполнителях, которые тоже используют ваш любимый инструмент – виолончель, но в неклассических направлениях. Я видел, в город приезжают артисты – 2Cellos или Apocalyptica. Насколько для вас их творчество интересно или приемлемо? – У них очень высокий профессиональный уровень, и в то же время для широкой публики это, понятно, узнаваемо и интересно. Мне нравится. – То есть не исключаете для себя возможность общения и написания музыки для таких групп? – Нет, ни в коем случае. К ним не может быть претензий даже со стороны профессоров. Ведь эти исполнители не просто так – берут и играют халтуру. Нет, они очень избирательно подходят к выбору произведений и исполняют их на высоком профессиональном уровне. Вообще, в наше время синтез – это хорошее направление, он даёт бессмертие музыке. – Да, действительно. Скажите, Ильяс, а в дальнейшем – что для вас было бы важнее: оставить след в музыке как композитор или как исполнитель? – Хотелось бы, конечно, в обоих направлениях. Время покажет. – Вы перечисляли всё, на чём играете. Интересно, насколько для вас смычковые инструменты отличаются от струнных и как, например, гитара поддаётся вам в исполнении? – Особой сложности нет. С удовольствием играю и на гитаре и на других инструментах, но для исполнения больших виртуозных вещей нужно время, чтобы отточить технику. – А ударные? – Ударные – тоже. Если я вижу инструмент и если есть к нему доступ, стараюсь побольше поиграть на нём. – Это в итоге даёт больший кругозор, понимание сочетания инструментов… – Да, собственно с этого всё и начиналось – аранжировка для ансамбля. – Есть ли у вас такое желание – сесть за все инструменты одновременно и сыграть всё произведение самому. – Только недавно вспоминал эту тему: один человек в интернете записал саундтрек к какой-то компьютерной игре. Сыграл на нескольких инструментах, записал и смонтировал. Раньше я этого не видел, но желание было, как бы в шутку – записать и смонтировать – как я сижу и сразу на нескольких инструментах играю. В реальности ведь это не получится, но если сделать монтаж, это – интересно. – Но при этом, действительно, можно сыграть под метроном по очереди на разных инструментах и потом всё это свести и записать. Я сам играл на гитаре, и у меня был такой опыт. Это действительно здорово – то, что можно сыграть самостоятельно на всех инструментах, которые тебе интересны, и записать. – Это тема тоже меня давно интересовала. Желание большое, но до сих пор не хватает времени, к сожалению. А экспериментировать желание, конечно, есть. – Ну, что ж, спасибо за беседу! Мы желаем Ильясу творческих успехов, большого пути в музыке и просим исполнить ещё что-нибудь из его любимых произведений. Густой голос виолончели поёт и поёт и уводит в далёкий и прекрасный мир – мир Музыки.
К списку номеров журнала «КАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХ» | К содержанию номера ![]() |
ГолосованиеВыберите название/тему следующего раздела проекта "Вещество"ЖурналыСИБИРСКИЕ ОГНИВРЕМЕНАКыштым-ГраниСОТЫВЕЩЕСТВОАРТИКЛЬДАЛЬНИЙ ВОСТОККОВЧЕГМОСТЫМЕНЕСТРЕЛЬПриокские зориВИТРАЖИДОНДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕБАЛТИКА-КалининградНОВЫЙ СВЕТНАЧАЛОСлово-WordКольцо АЭМИГРАНТСКАЯ ЛИРАДЕНЬ ПОЭЗИИЖурнал ПОэтовСВОЙ ВАРИАНТГРАФИТИНЫЕ БЕРЕГА VIERAAT RANNATЮЖНОЕ СИЯНИЕЛитературный ИерусалимЖурналы, публикация которых на сайте прекращена:Пятью пятьКочегаркаРусское вымяЕВРОПЕЙСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНАЗДЕСЬЛитСредаЗаметки по еврейской историиСемь искусствЛиФФтОСОБНЯКСЕВЕРЛИТЕРАЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕЮЖНЫЙ УРАЛИЛЬЯСеверо-Муйские огниАРГАМАК-ТатарстанСлова, слова, словаЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИКАЗАНСКИЙ АЛЬМАНАХПять стихийЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИГВИДЕОНИНФОРМПРОСТРАНСТВОСорокопутДЕРИБАСОВСКАЯ - РИШЕЛЬЕВСКАЯСТЕРЖЕНЬТело ПоэзииБАШНЯБЕЛЫЙ ВОРОН22ВОЛОГОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРАНАШЕ ПОКОЛЕНИЕУРАЛРУССКАЯ ЖИЗНЬДЕТИ РАФУТУРУМ АРТАРТ-ШУМЛИТЕРА_DNEPRТРАМВАЙЧЕРНОВИКЗАПАСНИКЗИНЗИВЕРЫшшо ОдынПРЕМИЯ ПБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЛИКБЕЗЗНАКИ11:33ВАСИЛИСКДЕНЬ И НОЧЬУРАЛ-ТРАНЗИТНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬАЛЬТЕРНАЦИЯ |